Всего представлено работ: 242008

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Некрашевич Людмила Юрьевна

Программа кружка "Физика для малышей"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 42ПРОГРАММА КРУЖКА «ФИЗИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»для детей старшего дошкольного возраста-641985187325Автор: воспитатель первой квалификационной категорииМБДОУ д/с № 42 г. Сарапула, Удмуртской Республики Некрашевич Людмила ЮрьевнаСОДЕРЖАНИЕПояснительная запискаЦель, задачиОсновные направления программыРежим работы кружкаФорма отчетностиКалендарно-тематическое планирование кружкаДиагностический инструментарийСписок литературыПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, протекающая в форме экспериментальных действий. Именно экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности у маленьких детей. Для ребёнка важен конечный результат – создание базы данных о мире. И он стремиться достигнуть его любой ценой. Не для кого ни секрет, что ребенок дошкольник по природе своей – исследователь. Осознанное экспериментирование как способ познания мира, начавшись примерно в пятилетнем возрасте, сохраняется в течение всей жизни. Именно поэтому он вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, почему загорается лампочка, из чего все сделано и т. п. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что – то новое. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то – же время знакомит с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Ценность реального эксперимента, в отличие от мыслительного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно новый продукт. Экспериментирование всегда считалось эффективным способом развития детей. И, наверное, выход в одном – в широком внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования во всех видах деятельности. Общаясь с детьми своей возрастной группы, я отметила, что детей интересует, почему зимой идёт снег, а летом дождь, почему горит лампочка, почему не все предметы притягиваются к магниту и т. п. У детей возникает масса вопросов, на которые они самостоятельно не могут дать ответ. Для того, чтобы поддержать интерес к экспериментальной деятельности, расширить представления детей я решила организовать кружок «Физика для малышей», где в совместной исследовательской деятельности взрослого с детьми (опыты, эксперименты), детям будет предоставлена возможность изучать окружающий мир, делать свои открытия и изобретения.ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИЦЕЛЬ: Создание условий для развития поисково - познавательной деятельности детей 5-7 лет, как основы интеллектуально - личностного, творческого развития.ЗАДАЧИ:1.Развитие у детей старшего дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств ( эталонов, символов, условных заместителей, моделей ).3.Расширение перспектив поисково - познавательной деятельности путём включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.4.Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ1. Раздел «ЗВУК» Направлен на ознакомление детей с понятием «звук», с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии, закрепление представлений о звуковых волнах и причинах их возникновения, о высоких и низких звуках.2. Раздел «СВЕТ» Направлен на обобщение представлений о некоторых свойствах предметов (солнечные лучи могут отражаться от предметов), на развитие умения детей устанавливать причинно-следственные связи ( освещенность предметов зависит от расстояния до источника света).Знакомство детей с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей, ознакомление со светофильтром.3. Раздел «ТЕПЛОТА» Направлен на обобщение представлений о том, что солнце является источником тепла, нагревает объекты неживой природы, развитие умения действовать по алгоритму, фиксировать результат и формулировать вывод, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи: температура нагревания предметов зависит от расстояния до источника тепла. Формирование представлений у детей об изменении объема веществ (предметов) в зависимости от их температуры.4. Раздел «ЖИДКОСТИ, ГАЗЫ И ТВЕРДЫЕ ТЕЛА» Направлен на ознакомление детей с некоторыми свойствами воды; закрепление представлений об агрегатном состоянии воды; развитие умения проводить несложные эксперименты, расширение представлений у детей о свойствах воды (вода может находиться в разных состояниях – твёрдом, жидком, газообразном). 5.Раздел «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МАГНЕТИЗМ» Направлен на ознакомлениес понятиями «электричество», «электрический ток », «молния», формирование основ безопасности при взаимодействии с электричеством. На расширение представлений о магнитах, с особенностями взаимодействия двух магнитов- отталкивание и притяжение.6. Раздел «ИНЕРЦИЯ И РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ» Направлен на знакомство детей с реактивной силой движения.РЕЖИМ РАБОТЫ КРУЖКАДень неделиВремя в режиме дняПятница16.30- 17.00Рабочая программа предполагает проведение одной образовательной ситуации в две недели во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 25 мин — старшая группа, 30 мин — подготовительная группа. Общее количество образовательных ситуаций в год — 18.Педагогический анализ представлений и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ Итоговое мероприятие для родителей «Школа волшебников», на котором дети демонстрируют свои умения проводить опыты и эксперименты.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКАМесяц ТемаСодержаниеФорма работыМетодическое обеспечениеВзаимодействие с родителямиСентябрьВводное занятиеСоздать благоприятную атмосферу и установить доброжелательные отношения с детьми. Объяснить такие понятия, как «учёный», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование». Задачи: уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями «наука» (познание), «гипотеза» (предложение) о способе познания мира — эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории; дать представления о культуре поведения.ПрезентацияМультимедийный проектор, ноутбукАнкетирование «Познавательно - исследовательская деятельность детей»Создание мини-музея «Моя первая энциклопедия».1 РАЗДЕЛ «ЗВУК»СентябрьО «дрожжалке» и «пищалке» (Физика для малышей Л.Л.Сикорук (С.5) Познакомить детей с понятием "Звук", дать элементарные представления о строении и возможностях человеческого уха и животных. Сформировать представление о характеристике звука – распространение, громкость. Совершенствовать умение самостоятельно обосновывать выводы экспериментальной деятельности. Развивать логическое мышление, умение внимательно и последовательно выполнять этапы экспериментирования, делать не сложные умозаключения. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности и науке физики.Познаватель-ная история. ОпытЛинейка, тонкая проволока. «Блокноты исследователей»Родительское собрание «Растить любознательных детей».Цель: раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активностьОктябрь Спичечный телефон(Физика для малышей Л.Л.Сикорук (С.8)Познакомить дошкольников с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии. Закрепить представления у детей о звуковых волнах и причину их возникновения. Развивать умение детей действовать согласно алгоритму. Упражнять детей в умении символизировать информацию (правила).Познаватель-ная историяОпытДва спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, ножницы, несколько спичек без серы, алгоритм изготовления спичечного телефона, картинка с изображением проводного телефона, слово «Телефон» на листке бумаги, бумага, карандаши. «Блокноты исследователей»Памятка «Чего нельзя и что нужно для поддержания интереса к экспериментированию»ОктябрьЗачем зайцу длинные уши(Физика для малышей Л.Л.Сикорук (С.15)Показать детям на опыте возникновение звука – распространение звуков волн, усиление и ослабление звука.Воспитывать познавательную активность.Познаватель-ная историяОпытМультфильм «Почему у зайца уши длинные»Картон, клей. «Блокноты исследователей»Памятка для родителей «Как организовать в домашних условиях лабораторию».2 РАЗДЕЛ «СВЕТ»НоябрьСолнечные зайчики(Физика для малышей Л.Л.Сикорук (С.29)Дать детям представления о некоторых свойствах предметов (солнечные лучи могут отражаться от предметов) Познакомить с условиями отражения солнечных лучей от предмета. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.Познаватель-ная история, беседа, опытПредметы и материалы различной прозрачности, зеркала теневой театр, фонарик. «Блокноты исследователей»Анкетирование «Удовлетворённость родителей работой кружка дополнительного образования»Ноябрь«Темнее - светлее»Дать детям понятие о том, что освещенность предмета зависит от расстояния до источника света.Продолжать развивать умение детей устанавливать причинно – следственные связи.Проблемная ситуация, беседа,опытНастольная лампа (с гибким держателем), гирлянда, бра. «Блокноты исследователей»«Как помочь маленькому исследователю»3 РАЗДЕЛ «ТЕПЛОТА»Декабрь «На солнышке тепло»Дать детям представление о том, что солнце является источником тепла, нагревает объекты неживой природы. Развивать умение действовать по алгоритму, фиксировать результат и формулировать вывод. Воспитывать познавательный интерес.Познаватель-ная беседа,Опыт.Ноутбук, тарелочки с глиной, песком, землёй, камнями, стаканчик с водой, настольная лампа, песочные часы, «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, план-схема участка.Консультация «Ребёнок и компьютер: вред и польза»Декабрь«Ближе-теплее»(Физика для малышей Л.Л.Сикорук (С.52)Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи: температура нагревания предметов зависит от расстояния до источника тепла. Беседа, опыт«Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, проволока, свечки, металлический конструктор.Консультация «Познавательная активность в жизни детей»ЯнварьКак не обжечься? Конспект 23Формировать представление о том, что предметы из разных материалов нагреваются по – разному, (теплопроводимость материалов)Беседа, опыт.Одинаковые по размеру емкости, из разных материалов (дерево, керамика, металл). «Блокноты исследователей»Консультация «Организация опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста»4 РАЗДЕЛ «ЖИДКОСТИ, ГАЗЫ И ТВЕРДЫЕ ТЕЛА»Январь «Чудо – вода»Познакомить детей с некоторыми свойствами воды; закрепить знание об агрегатном состоянии воды; развивать умение проводить несложные эксперименты; развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.Беседа, опыт.Лупа, соль, сахар, молоко, стаканчики, тарелочки, соломинки, ложки, клеёнки – по числу детей. «Блокноты исследователей»Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавате-льных интересов».Февраль«Такая волшебная вода»Расширять представления у детей о свойствах воды (вода может находиться в разных состояниях – твёрдом, жидком, газообразном). Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: состояние воды зависит от температуры. Воспитывать познавательный интерес.Мультфильм «Мама для мамонтенка»Беседа, опытМультимедийный проектор, кружка наполненная водой, действующая модель термометра, картинки с изображением воды в разном состоянии, картинки с изображением белых медведей и пингвинов на льдине, ёмкость с водой, ёмкость со льдом, глобус, «Блокноты исследователей»Конкурс семейных презентаций по домашнему экспериментированию.5 РАЗДЕЛ «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МАГНЕТИЗМ»Февраль «Электрический ток. Виды электричества.«Физика для малышей» с 113Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с явлением электричества. Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток », - объяснить природу молнии; - формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.Познавательная история «Как добыть немного электричества Воздушный шарик, расческа, салфетка нарезанная на полоски, пластилин, скрепка, шерстяная ткань. «Блокноты исследователей»Изготовление родителями необходимых приборов для проведения опытовМарт«Ожившие волосы».Познакомить детей с проявлением одного вида электричества. Беседа, опыт«Блокноты исследователей»,расческа.Конкурс семейных презентаций по домашнему экспериментирова-нию.МартЗнакомство с магнитомДать детям первоначальные представления о магнитах, о том, что он может делать.Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием.Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,исследование, экспериментирование«Блокноты исследователей», магниты на каждого, коллекция металлов, листочки с заданиями.Консультация для родителей «Воспитание познавательного интереса через прогулки».АпрельДва магнитаВыявить особенность взаимодействия двух магнитов – притяжение и отталкивание.Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. Изготовить с детьми игру с использованием магнитов.Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.Беседа, опыт.«Блокноты исследователей», по два магнита на каждого.Семинар-практикум для родителей:  «Учимся экспериментировать»6 РАЗДЕЛ «ИНЕРЦИЯ И РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ»АпрельИзготовление машинкиПознакомить детей с реактивной силой движенияПроблемная ситуация, опыт.«Блокноты исследователей», игрушечная машинка, скотч, воздушный шарик.Памятка «Химия на кухне»МайРеактивное движение - физика в опытах и экспериментахФормирование любознательности, познавательной активности.БеседаПросмотр видео роликов «Реактивное движение - физика в опытах и экспериментах»Итоговое родительское собрание. Подведение итогов. Чаепитие. Вручение грамот и благодарственных писем родителей.МайИтоговое мероприятиеФормирование у детей познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий.Фокусы, опыты, экспериментыФотовыставка с итогового мероприятияКалендарно - тематическое планирование в подготовительной группеМесяц ТемаСодержаниеФорма работыМетодическое обеспечениеВзаимодействие с родителямиСентябрьВводное занятиеСоздать благоприятную атмосферу и установить доброжелательные отношения с детьми. Вспомнить с детьми такие понятия, как «учёный», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование».ПрезентацияМультимедийный проектор, ноутбукАнкетирование «Организация и проведение кружка»1 РАЗДЕЛ «ЗВУК»СентябрьИсследователь-ская деятельность «Что такое звук, скажи?» Тема: Почему комар пищит, а шмель жужжит?Вызвать у детей живой интерес, любознательность. Каким образом мы воспринимаем звуки? Что требуется для распространения звука? Где прячется звук?Закрепить представления у детей о высоких и низких звуках. Развивать умение детей устанавливать причинно – следственные связи. Выяснить с детьми причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука)Беседа.Опыт с расческой Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев. «Блокноты исследователей»Памятка «Три основных способа познания окружающего мира»Октябрь Как увидеть свой голос(Физика для малышей Л.Л.Сикорук (С.18)Закрепить представления у детей о звуках. Воспитывать познавательную активность.Познавательная историяОпытКонсервная банка без крышки, кружок тонкой бумаги вместо донышка, толстая проволока в виде буквы Г, узкая полоска жести с заостренным кончиком, свечка, закопченное стекло, вода, клей. «Блокноты исследователей»Памятка «Как помочь маленькому исследователю?»ОктябрьКак аукнется, так и откликнется (Физика для малышей Л.Л.Сикорук (С.23)Выявить с детьми возможность измерения расстояния с помощью звукаПознавательная историяОпытПоказ мультфильма «Ежик в тумане»Иллюстрации летучих мышей, подводной лодки, корабля; мяч, емкость с водой. «Блокноты исследователей»Консультация «Эксперименти-руйте с детьми дома!»2 РАЗДЕЛ «СВЕТ»НоябрьРадуга на стене(Физика для малышей Л.Л.Сикорук (С.32 «Фокусы с зеркалами)Познакомить детей с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучейПознавательная история.Опыт Беседа.Граненое стеклышко (деталь от хрустальной люстры. Стеклянная призма, картинка «радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки  с кольцом на конце, миски, зеркала. «Блокноты исследователей»Анкетирование «Удовлетворенность родителей дополнительным образованием»НоябрьЛучшие солнцезащит-ные очкиДать детям представления о светофильтрах. Продолжать развивать умение детей устанавливать причинно- следственные связи: количествосолнечных лучей, прошедших через светофильтр, зависит от его цвета. Закреплять умение пользоваться датчиком света. Воспитывать познавательный интерес.Проблемная ситуация, беседа, опытБольшое количество солнцезащитных очковс различными по цвету светофильтрами, фонарик. «Блокноты исследователей»Проведение познавательно-игрового мероприятия «Путешествие почемучек».3 РАЗДЕЛ «ТЕПЛОТА»ДекабрьТермометр из бутылки(Физика для малышей Л.Л.Сикорук (С.50) Конспект 20Формировать представление у дошкольников об изменении объема веществ (предметов) в зависимости от их температурыПознавательная история, беседа, опыт Самодельные термометры – маленькая бутылочка, резиновая пробка, стеклянная трубка 15 -20см, подкрашенная вода. «Блокноты исследователей»Консультация «Занимательные опыты на кухне»Декабрь«Волшебные превращения» Конспект 22Объяснить изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от изменения температуры (твердые – жидкие – газообразные)Беседа, опытВесы, свеча, гирьки или мелкие предметы для уравновешивания свечи«Блокноты исследователей»Консультация «Детские эксперименты дома»ЯнварьКак не обжечься? Конспект 24,25.Закреплять представление о том, что предметы из разных материалов нагреваются по- разному (теплопроводимость материалов)Беседа, опытЛожки пластмассовые, деревянные, алюминиевые, нержавеющий металл, воск, скрепки. «Блокноты исследователей»Фотовыставка «Юные следопыты».4 РАЗДЕЛ «ЖИДКОСТИ, ГАЗЫ И ТВЕРДЫЕ ТЕЛА»Январь «Почему выпадают осадки» (Физика для малышей Л.Л.Сикорук (С.70, 72)Формировать представления детей о свойствах воды. Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать уважительное отношение к мнению сверстников.Познавательная история 70,опыт.Кастрюля с кипящей водой, стекло, металлическая крышка «Блокноты исследователей»,Открытое заседание клуба «Юный исследователь» по теме «волшебница-вода». Родители вместе с детьми показывают опыты с водой.Февраль«Вода и её свойства» Эксперимент «Фильтрование воды»Дать детям представление об очистке воды, что прозрачность воды зависит от количества находящихся в ней веществ, чем больше веществ, тем меньше прозрачность водыПроблемная ситуация, опыт «Блокноты исследователей»два стакана с водой (грязной и чистой), вата, фильтр, стакан, воронка.Папка - передвижка«Химия на кухне»5 РАЗДЕЛ «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МАГНИТИЗМ»ФевральЭлектрические чудесаПознакомить детей с достижением человечества – электричеством; обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком;познакомить с понятием «статическое электричество», закреплять правила безопасного обращения с электроприборами.Презентация бытовой техники, Мультфильм из серии «Уроки тетушки Совы». Школа безопасности». Карточки – схемы с правилами безопасности«Блокноты исследователей»часы, батарейка, воздушные шары, лоскуты шерстяной ткани, пластиковые палочки, фигурки бабочек из бумаги, емкость с пенопластом, губка смоченная водой;Материалы для дидактических игр; парные карточки с изображением предметов;Практикум: «Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят».Март«Помоги Золушке»Формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; закреплять знания о статическом электричестве.Проблемная ситуация, опыт«Блокноты исследователей», 2-3 емкости с перемешанным перцем и сахаром, вода, сито, карандаши или деревянные палочки.Консультация для родителей «Самостоятельность ребёнка. Её границы».Март Про магниты (Физика для малышей Л.Л.Сикорук (С.119)Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.Формировать представления о магните, из чего сделаны магниты, как они действуют и в каких целях человек их использует.Беседа, наблюдение, познавательная история, исследование.«Блокноты исследователей», блюдце с водой, магнит в виде стержня, карандаш и магниты в виде колей. Памятка для родителей. «Как отвечать на детские вопросы?»Апрель«Земля - магнит»Конспект №26Выявить с детьми действия магнитных сил Земли.Беседа, опыт.«Блокноты исследователей», шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан с водой, иголки, растительное масло.Привлечение родителей к участию в подготовке и изучению материалов тематического цикла6 РАЗДЕЛ «ИНЕРЦИЯ И РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ»АпрельИзготовление ракетыПродолжать расширять представления детей о реактивной силе движенияПроблемная ситуация, опыт.«Блокноты исследователей», футляр от фотопленки или другой пластиковый цилиндр с плотно пригнанной крышкой, лист писчей бумаги, клей, «шипучие таблетки» витаминов или минеральной воды. Изготовление игрушек совместно с родителямиМайМир вокруг нас. Опыты с инерцией. Познавательная передача для детейФормирование любознательности, познавательной активности.Беседа.Познавательная передача для детейИтоговое родительское собрание. Подведение итогов. Чаепитие. Вручение грамот и благодарственных писем родителей.МайИтоговое мероприятиеФормирование у детей познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий.Фокусы, опыты, экспериментыФотовыставка с итогового мероприятияДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙДиагностика по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольниковПоказателиДиагностические методикиОтношение детей к экспериментальной деятельностиМетодика «Маленький исследователь» Л. Н. ПрохоровойУровень сформированности экспериментальной деятельностиНаблюдения воспитателя, индивидуальная карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью (по Ивановой А.И.).Уровень развития любознательности, познавательной активностиМини тесты «Изучение познавательной инициативы». «Игровое упражнение «Да - Нет» Л. А. ВенгерУровень представлений о предметах и объектах неживой природыДиагностика на основе показателей уровня овладения детьми программойПоказатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностьюУровеньОтношение кэксперимен.деятельностиЦелеполаганиеПланированиеРеализацияРефлексияВысокийПознавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствамиСамостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятель-ной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные связи. СреднийВ большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.Видит проблему иногда самостоятельноиногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположениявыстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументиру-ет свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. НизкийПознаватель-ный интерес неустойчив, слабо выражен.Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы. Стремление к самодеятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом).Затрудняясь сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологичес-кие, ребенок ориентируется на внешний, несущественные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание.Диагностическое задание 1. «Игровое упражнение «Да-нет» Л. А. Венгер, целью которого является исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном. Диагностическое задание 2. По методике «Маленький исследователь» предполагается выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изо деятельности, игровой, экспериментирование). Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» ответы фиксируются в потолке цифрами 1,2,3,4. За первый выбор (игровая деятельность) засчитывается 1 балл, за второй (изо деятельность) – 2 балла, за третий (чтение книг) – 3 балла, за четвертый (экспериментирование) – 4 балла. Чем больше баллов, тем выше уровень.Диагностическое задание 3. Наблюдение «Изучение познавательных интересов»№ п/пВопросыВозможные ответыБалл1 Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования? А) часто Б) иногдаВ) очень редко5312Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность? А) рассуждает самостоятельноБ) когда какВ) получить готовый ответ от других5313Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? А) очень эмоциональноБ) когда какВ) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)5314Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?А) частоБ) иногдаВ) очень редко5315Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать)А) частоБ) иногдаВ) очень редко5316Проявляет интерес к познавательной литературе А) частоБ) иногдаВ)очень редко53130-22 баллов – потребность выражена сильно;21-18 баллов – потребность выражена умеренно;17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.Диагностическое задание 4. Для определения уровня представлений о предметах и объектах неживой природе авторским коллективом Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л.Н. разработаны мини-тесты, в которых ребенку предлагаются следующие вопросы: 1.Опиши качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги; из резины; из металла; из пластмассы. 2. Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине? 3. Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить (его наличие, легкость, силу и т.д. – покажи).4. Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить (выталкивает легкие предметы, текучесть, испарение и т.д.) – покажи.5. Сравни свойства песка, глины, почвы.6. Расскажи о свойствах магнита.7. Сравни свойства стекла и пластмассы, их назначение.8. Сравни свойства дерева и железа, их назначение.9. Сравни свойство резины и бумаги, их назначение.10. Сравни свойства стекла и пластмассы, их назначение.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫНаучные опыты для детей.40 экспериментов / К. Окслейд, пер. с англ. А. О. Ковалевой. -М.: Эксмо,2015.-96 сНеизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина.-М.:  Сфера, 2002.-111 с.Окружающий мир. Первый учебник вашего малыша / Г. П. Шалаева. - М.: Филологическое общество СЛОВО: Издательство Эксмо, 2003.-174 с., илл.Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников/ Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов.-М.: « Мозайка-Синтез», 2015.-64 с.Физика для малышей/ Л. Сикорук.-М.: Изд-во «Интеллект и К», 2015.-164с.
X

x