Всего представлено работ: 243758

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Костина Марина Николаевна

Ознакомление старших дошкольников с валеологической культурой

скачать документ

Вернуться назад

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с валеологической культурой Костина Марина Николаевна, воспитательМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 26 "ЗВЕЗДОЧКА" (МДОУ Д/С №26 "ЗВЕЗДОЧКА") «Я не боюсь еще и еще раз сказать:                                                                  забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя.                                                              От жизнерадостности, бодрости детей зависит их  духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,                                                                                         прочность знаний, вера  в свои силы».  В. СухомлинскийБыть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Учёными установлено: 40% заболеваний взрослых своими истоками уходят в дошкольный возраст. К сожалению, в последнее время увеличилось количество больных детей, посещающих дошкольное учреждение. Этому, конечно, есть объяснение – неблагоприятная экологическая обстановка, снижение прожиточного минимума, низкий уровень валеологической культуры.Частые заболевания, вынужденные перерывы в посещении дошкольного учреждения отрицательно сказываются на продуктивности решения воспитательных и образовательных задач.Учитывая всё вышеизложенное, я пришла к выводу о необходимости формирования у детей валеологической культуры, которая включает знания, глубокий интерес к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.На занятиях  кружка дети знакомятся:с элементарными научными знаниями о внешних органах человека, т.е. теми, какие доступны для изучения и наблюдения,с основами первой помощи при травмах,безопасности поведения,приобретают навыки сохранения и укрепления осанки.По сути, маленький ребёнок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, психотерапевтом, тренером.Реализация выдвинутых целей позволит решать следующие задачи:воспитывать валеологическое сознание детей, которое включает в себя элементарные знания, стремление заботиться о своём здоровье, вести здоровый образ жизни;развивать основы валеологического мышления, т.е. умение использовать знания для своего оздоровления, укрепления здоровья, вырабатывать собственный вариант здорового образа жизни, самостоятельно решать свои проблемы (по возможности);воспитывать валеологическое мировоззрение, т.е. взгляды, оценочные суждения о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека;формировать осознанную потребность в физическом здоровье, понимание сущности здорового образа жизни.Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.Валеологическое воспитание дошкольников мы основываем на следующих принципах:- системный подход – т.е. воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребёнка. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении усилий детского сада и родителей;- деятельностный подход – валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми.Основопологающим принципом в работе мы считаем – принцип «Не навреди», который предусматривает использование только безопасных приёмов оздоровления.Немаловажным для нас является принцип гуманизма, признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.Принцип альтруизма, в свою очередь, предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: «Научился сам – научи друга»И наконец, принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.Овладение детьми знаниями и умениями происходит через беседы, дидактические игры, труд, наблюдения, чтение книг, решение житейских ситуаций, сюжетно–ролевые игры. В связи с тем, что дети 6–7 лет способны к элементарному анализу и синтезу, предполагается экспериментирование, физиологические опыты, длительные наблюдения.Современный человек не имеет права – в такие условия он поставлен – считать себя образованным, не освоив культуры здоровья.Методика работы с детьми на занятиях кружка «Если хочешь быть здоров» строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.Содержание занятий наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. Используются другие специфические для дошкольника виды деятельности (изобразительная, театрализованная и др.) при обучении.Игры, задания, упражнения будут способствовать развитию умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми. Дети научатся понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасны для жизни и для здоровья. Они также будут рассматривать свой рост, свое развитие как жизненный процесс, который зависит от разумности и правильности поведения, то есть от того, насколько их образ жизни является здоровым.Занятия кружка должны быть уроками самопознания, самооткрытия. Главным в процессе обучения является мотивация. Ребёнок сам должен захотеть познавать себя, законы развития своего организма, научиться житьпо законам здорового образа жизни. Чтобы материал усваивался с интересом необходимо на занятии ставить перед детьми цель. Ведущее место принадлежит яркому, убедительному рассказу воспитателя и эвристической беседе.Рассказ воспитателя строится в форме путешествий вместе с детьми в различные системы организма.Рассказ возможно прерывать вопросами: «Как ты думаешь?», «Почему?», вовлекая в беседу как можно больше детей.Таким образом, кружковые занятия становятся уроками совместного размышления и раздумий: о строении организма детей, об укреплении здоровья, об образе жизни, а слова воспитателя воспринимаются как советы друга о том, как сделать жизнь каждого интересной, духовно богатой, радостной.Рассказ должен сопровождаться показом. В этих целях можно использовать наглядные пособия, например картины строение человека или его органов, муляжи и т.д. Рассматривая такое изображение человека, ребенок может показать на себе эти части тела.На занятиях возможно чтение текстов художественной литературы, рассказывание сказок, использование загадок, пословиц и поговорок, имеющих отношение к здоровью и ЗОЖ.Важным методическим приёмом преподавания валеологии является иммагогика - методика проведения сюжетных игр, при которой происходит отождествление участников с персонажами разыгрываемой сказки, игры, проецирование персонажа на себя, эмоциональное переживание его состояния. В такой игре дети обучаются рефлексии, умению управлять своим эмоциональным настроем, комфортному общению в группе. Дети становятся более смелыми и уверенными в себе в любых ситуациях. На таких занятиях хорошо использовать решение задач, проблемных ситуаций, а также использование упражнений на развитие наблюдательности, логического мышления и гибкости ума, памяти. На занятиях воспитатель может использовать тесты для определения состояния здоровья, устойчивости внимания, тестов на доброту, умение слушать, умение общаться.Главное в оценке успеваемости по валеологии не знание как таковые, а движение ребёнка по пути здоровья. Эффективность решения оздоровительных задач можно определить по динамике физического состояния ребёнка, по уменьшению пропусков занятий, по умению ребёнка выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремление помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности.
X

x