Всего представлено работ: 243850

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Чернаткина Ксения Геннадьевна

Реализация педагогических условий развития воображения дошкольников на занятиях литературного чтения

скачать документ

Вернуться назад

Реализация педагогических условий развития воображения дошкольников на занятиях литературного чтения.Чернаткина Ксения Геннадьевна.Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №95 комбинированного вида» (МДОУ «д/с №95 к.в.») г. Магнитогорска.Воспитатель.Цель данной статьи – теоретически обосновать педагогические условия развития воображения дошкольников на занятиях литературного чтения.Во-первых, уточним понятие «условие». В философском словаре «условие» – это философская категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие – как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира [2, с. 764]. В словаре С. И. Ожегова «условие» – правило, установленное в какой-нибудь области жизни, деятельности [1, с. 696]. Значит, «условие» – это совокупность данных, положения, лежащие в основе чего-либо.Во-вторых, уточним понятие «педагогические условия». В. И.  Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей» [3, с. 124]. В психологическом словаре под педагогическими условиями понимается совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально–пространственной среды, направленных на достижение поставленной цели [4, с. 94]. Мы под педагогическим условием понимаем внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата.Аналитический обзор психолого-педагогической литературы, теоретико-экспериментальное исследование позволили выделить следующие педагогические условия:– дополнение занятий литературного чтения материалами, ориентированными на развитие воображения дошкольников;– предоставление дошкольникам комплекса творческих заданий, стимулирующих активность воображения;– использование игр, в опоре на эмоциональные переживания дошкольников.Рассмотрим каждое педагогическое условие более подробно.Первым педагогическим условием развития воображения дошкольников является дополнение занятий литературного чтения материалами, ориентированными на развитие воображения дошкольников. Представленные в пособиях литературные произведения открывают широкий простор педагогу для подбора упражнений и заданий на развитие воображения и творческой фантазии у дошкольников. На занятиях мы часто предлагаем детям задания на развитие воображения. При этом материал, который используется в учебном процессе, надо применить строго заданным образом. Наиболее яркое и свободное проявление воображения дошкольников можно наблюдать в игре, в сочинении рассказов и сказок. В детском творчестве проявления воображения многообразны: одни воссоздают реальную действительность, другие – создают новые фантастические образы и ситуации. Сочиняя истории, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой, совсем не замечая этого. Однако нередко они специально комбинируют известные сюжеты, создают новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев. Неустанная работа воображения – эффективный способ познания и усвоения ребенком окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития творческого подхода к миру. Нередко активность воображения лежит в основе формирования личностных качеств, актуальных для конкретного ребенка.Не секрет, что педагог должен так построить ход занятия, так преподнести учебный материал, чтобы изучаемое произведение вызывало у детей неподдельный интерес к литературной деятельности. Задача педагога – организовать педагогический процесс таким образом, чтобы у дошкольников, повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоятельность в работе. Чтобы в процессе обучения дети не только овладевали установленной системой научных знаний, получали и отрабатывали учебные умения и навыки, но и развивали свои познавательные способности, накапливали опыт творческой деятельности, развивали творческое воображение. Для этого можно использовать следующие упражнения и игры: Игра «Архимед». Эта игра, основанная на активной работе фантазии, является прекрасным средством стимулирования к учебной деятельности. При изучении произведений детям предлагается ряд проблем. Задача ребят дать как можно больше идей для решения этих проблем. Игра «Изобретатель». Эта игра наряду с фантазией активизирует мышление. Данная игра используется при знакомстве с русскими народными сказками. Детям предлагается несколько задач, результатом которых должны явиться изобретения. Игра «Превращения». Эта игра направлена на развитие изобретательности ребенка, то есть воображения в сочетании с творческим мышлением. Она расширяет область представления ребенка об окружающем мире. Данная игра построена на универсальном механизме детской игры – имитации функций предмета.Вторым педагогическим условием развития воображения дошкольников является предоставление комплекса творческих заданий, стимулирующих активность воображения.Под творческими заданиями мы понимаем такие задания, которые требуют от детей не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:не имеет однозначного и односложного ответа или решения;является практическим и полезным для детей;связано с жизнью;вызывает интерес у дошкольников;максимально служит целям обучения.Таким образом, творческие задания это – вид учебной деятельности, в которой дошкольники при непосредственном участии педагога целенаправленно усваивают знания, приобретают умения и навыки, которые в свою очередь используются в создании нового, посредством комбинации прошлого опыта.Определим место творческих заданий в целостном педагогическом процессе, в частности на занятиях литературного чтения: организация выполнения творческих заданий должна соответствовать основным целям и задачам обучения;творческие задания должны сочетаться с другими видами учебной деятельности дошкольников на занятиях;необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, уровень их подготовки, их интересы и склонности, а также уровень самостоятельности;необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников и влияние переходного периода на развитие воображения;работа по выполнению творческих заданий на занятиях литературного чтения может быть различной длительности по времени (от 5 минут до 30 минут);отличительной и главной чертой творческих заданий на занятиях должен являться уровень новизны, так же актуализация прошлого опыта;творческие задания позволяют самим детям дифференцированно подходить к их выполнению в соответствии со своими умениями и навыками;на первоначальном этапе применения творческих заданий учитывать желание детей, их мотивы;оценка выполнения творческих заданий должна желательно носить позитивный характер.Методика «Три слова».Описание: предлагается детям 3 слова и дается задание: составить наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связный рассказ. Упражнение «Разрезные картинки» Цель: развитие творческого воображения.Описание: детям предлагается картинка, разрезанная на части. Надо было собрать из отдельных частей картинку. Но задача усложненная: перепутаны части 2-х картинок.Упражнение «Фантастические гипотезы»Цель: развитие творческого воображения.Описание: техника «фантастических гипотез» выражается в форме вопроса: ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ…? Для работы было заготовлено одинаковое количество карточек, на которых написано соответственно 20 существительных и 20 глаголов. Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся карточки. Одна с существительным, другая – с глаголом. Их сочетание и дает гипотезу.Третьим педагогическим условием развития воображения дошкольников является использование игр, в опоре на эмоциональные переживания детей.Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Игра теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком зиждется на активной деятельности воображения.Воображение и чувства (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Влияние чувств на воображение и наоборот давно было замечено учеными. Еще в прошлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты [6]. Л. С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть его в том, что всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству. Богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения. Второй закон, выведенный Л. С. Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения». Суть его в том, что всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым, захватывающим человека чувством [5].Любая эмоция имеет внешнее выражение. Каждый человек имеет свое представление о внешних признаках того или иного чувства. Умение правильно распознать состояние героя литературного произведения по выраженности чувств, позволяет ребенку глубже проникнуть в суть произведения, прочувствовать замысел автора, определить, кто из героев положительный, а кто - отрицательный. На каждом занятии по литературному чтению основным для развития воображения и эмоций, является использование схематических изображений человеческих эмоций. Задача детей заключается в том, чтобы как можно точнее подобрать для данного героя, для данной конкретной ситуации эмоциональный образ. Игра «Наоборот»При изучении любого произведения, дети должны поменять характеры героев и представить, какая бы получилась сказка. Упражнение «Рисунок в несколько рук» Цель: развитие воображения на основе положительных эмоций.Описание: первый участник изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника. Точно также поступает третий и т.д.Упражнение «Волшебники»Цель: развитие эмоций на базе воображения.Описание: предлагается две совершенно одинаковые фигуры волшебников. Задача: дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебников.Таким образом, мы охарактеризовали выделенные педагогические условия: дополнить занятия литературного чтения учебными материалами, ориентированными на развитие воображения дошкольников; предлагать детям комплекс творческих заданий, стимулирующих активность воображения; использовать на занятиях игры, в опоре на эмоциональные переживания учащихся. Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.Список использованной цитируемой литературы.Ожегов, С. И. Словарь русского языка / Под ред. чл. – корр. АНСССР Н. Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. – 750 с.Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Л. Ф. Ильичев и др. – 3-е изд. – М. – 2000. – 815 с.Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. – 552 с.Воображение // Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб: «Норинт», 2005. – 153 с.Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб: Союз, 1997. – 93 с.Рибо, Т. Творческое воображение / Т. Рибо; пер. с франц. – СПб: Тип. Эрлих, 1999. – 318 с.
X

x