Всего представлено работ: 243824

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Леонова Ирина Александровна

Программа "Игры со звуками и словами"

скачать документ

Вернуться назад

МДОУ детский сад «Рябинка»Программа по обучению грамоте в подготовительной группе«Игры со звуками и словами»Автор: Леонова Ирина АлександровнаСотниково 2016 г.Пояснительная записка Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Одним из подходов, которые помогают воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие кружковой работы детского сада. Это позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровьеАктуальность. В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушением письма и чтения. На наш взгляд, это связано с несформированностью фонетика – фонематического восприятия и слуха у детей дошкольного возраста. В связи с этим, мы считаем, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой образовательная деятельность по подготовке дошкольников элементам грамоты проводится 1 раз в месяц, в разделе «Коммуникация», поэтому мы решили организовать кружок - дополнительная форма образовательной деятельности дошкольников. Этому также способствовали просьбы родителей, озабоченных качеством дошкольного образования своих детей. Данная форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе. Программа «Игры со звуками и словами » направлена на подготовку детей обучению грамоте.В программе представлен материал из опыта работы подготовительной группы для реализации задач таких образовательных областей как «Познание», «Коммуникация» через игры проводимые в группе в организованной образовательной деятельности. Данный материал разработан и составлен воспитателем ДОУ. Проект доказывает возможность применения проектного метода и системного подхода в обучении грамоте и подготовке к обучению чтению в ДОУ. План - проекта кружка включает в себя: дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала.План - программы «Игры со звуками и словами » построен на следующих положениях:Обучение чтению положительно влияет на формирование и развитие личности ребенка, если дидактическая технология учитывает психологические особенности возраста и достигнутый уровень развития, а также опирается на потребности ребенка и его индивидуальные особенности.Успешно, без напряжения овладеть навыками первоначального чтения ребенок может только при условии систематичности занятий и специальной организации процесса обучения.Игровая основа занятий создает мотивацию для выполнения обучающих заданий. Цели и задачи:Цель: Подготовка к обучению грамоте и чтениюЗадачи:- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», «текст», как они строятся, из каких частей состоят;  умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова  на слоги, составлять слова из слогов.-воспитание звуковой культуры речи- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.-формирование грамматического строя речи- развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений. Развитие  процессов восприятия, мышления, речи- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.Планируемые  результаты: овладеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», "слог" знать порядок букв и их название «алфавит»; различать гласные, твердые и мягкие согласные; плавно читать по слогам, отвечать на вопросы по тексту; составлять из букв разрезной азбуки слова, писать элементы печатных и прописных букв. Выставка детских рисунков «Разноцветный алфавит»Диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи (Эльконина Д. Б.)Перспективное планированиеМесяц Название мероприятияЦельФормаЯнварь Обсуждение вопроса на родительском собрание «Обучение грамоте»Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамотеРодительское собраниеЯнварь «Готовность детей к школе»Узнать по анкетированию, в какой помощи нуждается ребенокАнкетирование Январь Познавательная беседа с детьми «Зачем нам учиться»Вызвать у детей интерес к обучениюБеседа Январь «Звук слог слово»Познакомить детей с звукобуквенным анализомЗанимательная играЯнварь Игра «Подбери семейку слов»Игра «Лишнее слово»1.Учить подбирать однокоренные слова2.Учить выделять однокоренные слова среди групп слов, сходных по звучаниюДидактические игры Январь «Что такое предложение?»Познакомить детей с понятием «предложение»Игра Январь 1. Игра «Придумай название»2. Игра сложим слово из частей3. Игра «Исправь ошибки»4. Игра «Что сначала, что потом»1.Образование прилагательных от числительных2.Употребление предлогов3.Развитие понимания распространенных предложенийДидактические игры Февраль «Звук и буква»Д/ И: «Буква потерялась»Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносимИгровая деятельностьФевральСказка «гласные и согласные»"Алфавит"Познакомить детей с образованием звуков согласных и гласныхУчить говорить полностью алфавитНОДФевраль Гласные звуки(А, Я, У, Ю, Э, Е, О, Ё, Ы, И)Д/и: «Слово на звук …»Продолжить знакомство с гласными звуками, учить отличать от согласныхИгра Дидактическая играФевраль Согласные звукиД/и: «Слово на звук …»Продолжить знакомство с согласными звуками, учить правильно произносить.Игра Дид. игрыФевраль Гласные и согласные буквы «С какого звука начинается слово?»Учить детей подбирать правильный звук в начале слова по картинкеЗанимательные упражненияФевраль «Что такое слог?»Продолжить знакомство со слогом, умением слаживать звуки в слогиИгры Март«Сколько звуков в слове?»Д/и: «Посчитай звуки…»Учить детей, на слух определять сколько звуков в словеИгры Март «Какой слог стоит с начале слова?»Д/и: «Придумай слова на ко, ма, во,….»Учить детей подбирать слово на заданный слогЗанимательные упражненияДид. игрыМарт «Сказка о приключениях буквы Р» Э. УспенскийПознакомить со сказкойНОД. Чтение художественной литературыМарт «Читаем слово»Д/и: «Слово в картинке»Д/И: «Слово в предложении»Д:И: "Я начну, а ты продолжи"Учить детей читать слоги и слова, слитно произнося звуки; продолжать учить проводить звуковой анализ слов, строить предложенияЗанимательные упражнения Дид. игрыМарт Посчитаем слогиД/и : «Исправь ошибки»Учить детей определять, сколько слогов в словеГимнастикаИгры Март «Буквы не имеющие звука» Познакомить с буквами, которые не имеют звука Ъ, Ь, Игры Март «Какая буква заблудилась»Д/и: «Слово на слог…»Учить детей среди слогов находить слоги к заданному слову по картинкеЗанимательные упражненияМарт «Составляем слова из слогов»Учить детей самостоятельно из данных слогов слаживать словаЗанимательные упражнения Март "Готовимся к письму" развитие мелкой моторики, глазомера, творчества, подготовки руки к письму Детям предоставлена возможность использовать по своему усмотрению различные предметы (обводки, штриховки, трафареты), материалы (карандаши, краски) обеспечивая  их самостоятельный  выбор и доступность.Занимательные упражненияМарт "Разноцветный алфавит"Учить детей подбирать к любому звуку собственный рисунокХудожественное творчество Выставка Апрель «Читаем слова»Д/и: «Цепочка слов»Прописывание слов Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквамиЗанимательные упражнения Апрель«Читаем слова по слогам»Разв. игра «Прочитай по буквам»Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквами Занимательные упражненияРазв. игрыАпрель Д:И: "Продолжи слово""Сплетем венок из предложений"развивать умение детей делить слова на слоги. Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.Дид. игрыАпрельД/и:«Волшебные кубики»Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.Дид. игрыАпрель"Чтение слов по слогам"Д/и: "Угадай слово"Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквамиРазвивать умение детей делить слова на слоги.Занимательные упражненияДид. игрыМайПрописывание прописных буквУчить детей каллиграфически правильно писать прописные буквыПисьменные упражненияМай Д/и: "Предложение в картинке""Чтение по слогам"Учить детей составлять предложения по картинкеПродолжить учить читать по слогамДид. игрыМай "Согласные и гласные звуки"Д/и: "Веселый поезд"Закрепить умение различать звуки согласные и гласныеСовершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.ИгрыБеседа Май Викторина «Игры со словом»Закрепление звукобуквенного анализаВикторинаМай ДиагностикаПроверить уровень практического осознания элементов языка и речиДиагностика Май КоррекцияПровести коррекционные занятияЗанимательные упражненияЗаключение.Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения.Дети вполне усвоили основные закономерности изменения слов, соединения их в предложении, употребляют все части речи. Значительно уменьшилось число употребления в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.Программа «Игры со звуками и словами » рассчитана на короткий период, и , наверное, это единственный его минус. Обучение грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, т.к. материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно.Большим преимуществом программы является то, что в игровой форме юные исследователи учились производить свои первые наблюдения за родным словом, у них развились чуткость и интерес к форме своей речи.Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется сдетства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.  Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они сделали для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!ЛитератураНовиковская О.А. Логопедическая грамматика/ 2005г.Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»Синицына И.Ю. «Буду чисто говорить» 2008г.Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г.Логопедическая энциклопедия дошкольника 2004г.Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с. Е.А.Нефедова, О.В.Узорова Быстрое обучение чтению. Изд., АСТ, 2008.СОС Уроки грамоты для дошкольников Игровые задания для детей 6-7 лет «Начинаем писать»Н. С. Жукова Букварь М. 2013.Интернет -ресурсы
X

x