Всего представлено работ: 244168

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Татаровская Рита Владимировна

«Мониторинг результативности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в Центре развития творчества детей и юношества «Полярис»

скачать документ

Вернуться назад
Название статьи: «Мониторинг результативности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в Центре развития творчества детей и юношества «Полярис»
ФИО: Татаровская Рита Владимировна
Наименование организации: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества «Полярис» /МБУ ДО ЦРТДиЮ «Полярис»/
Город: Мончегорск
Должность автора: Заместитель директора по учебной работе.







Мониторинг результативности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в Центре развития творчества детей и юношества «Полярис»

СОДЕРЖАНИЕ


Проблемы выявления результативности образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей 2-3
Мониторинг образовательных результатов в программах ЦРТДиЮ "Полярис" 3-5
Мониторинг воспитанности учащихся 5-6
Мониторинг работы с родителям6-7
Заключение..7
Список литературы8
Приложения.8-19


















Мониторинг результативности дополнительных общеобразовательных программ в ЦРТДиЮ"Полярис"

Проблемы выявления результативности образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности.
Учреждения дополнительного образования в настоящее время проходят путь создания новой системы обеспечения эффективности образовательного процесса. Сохраняя свою самоценность - свободу выбора, многообразие видов деятельности, возможность творчества, дополнительное образование заимствует некоторые формы организации обучения у общеобразовательной школы. Но, в отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся достаточно четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных, а потому вызывает реальные затруднения педагогов. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным общеобразовательным программам. В силу индивидуального характера многих из них в идеале для каждой программы педагога необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели и задачи.
Постановка проблемы выявления результативности работы детского творческого объединения на первый взгляд может показаться надуманной, ведь если дополнительное образование это свободный выбор ребенком вида и профиля деятельности, совместное творчество воспитанника и педагога, взаимная самореализация каждого из них и т.д., то, как же можно проверить результаты всего этого?
Определяя процесс выявления результативности образовательной деятельности детского творческого объединения как педагогическую проблему, необходимо проанализировать целый ряд ее аспектов.
Во-первых, для кого необходима эта процедура проверки? Сразу же можно назвать множество аргументов педагогов-практиков, общее содержание которых сводится к следующему: «Результат нашей работы и так хорошо виден. Это выступления на концертах (выставки, показы и т.д.), участие и "призовые места" в конкурсах». Приведем контраргумент: в таких мероприятиях участвуют не все воспитанники детских объединений, а лишь некоторая их часть, т.е. наиболее способные, занимающиеся не первый год. А что же происходит с остальными, составляющими основной «контингент» детского коллектива? Педагогам необходимо осознать, что привычные формы подведения итогов отчетные концерты и выставки не могут решить проблемы выявления результатов подготовки каждого ребенка
Во-вторых, что нужно и можно проверять у учащихся? В каждой образовательной программе определены результаты обучения, воспитания и развития ребенка на каждый год обучения, которые и могут стать для педагога неким «стандартом» в выявлении реальных достижений воспитанников детского объединения по итогам учебного года.
В-третьих, что необходимо проверить педагогу в своей работе с детьми? Этот вопрос отнюдь не случаен: зачастую в «текучке» занятий могут остаться незамеченными отдельные пробелы в теоретической подготовке детей, их практических умениях и навыках ведь в целом все справляются с заданиями педагога. И далеко не каждый руководитель отчетливо понимает, что при выполнении практической работы многие воспитанники просто действуют «по образцу», который дает взрослый. Конечно, работа «по образцу» является необходимым начальным этапом при освоении любой деятельности, но при отсутствии хорошей теоретической подготовки ребенок становится как бы привязанным к педагогу, зависимым от него, а в дальнейшем не сможет работать самостоятельно.
Не очень серьезной проблемой могут на первый взгляд показаться и незначительные технические погрешности в практической деятельности детей. Но, оставшись незамеченными и неисправленными, мелкие практические ошибки постепенно могут сформироваться в серьезные нарушения технологии исполнения различных видов работы. Выявить это можно лишь в том случае, если педагог имеет возможность одновременно в ограниченное время увидеть самостоятельную деятельность всех детей: тогда будут отчетливо видны все «пробелы».
Поэтому в ходе проверки результативности работы детского объединения педагогу необходимо обратить пристальное внимание на наличие у детей необходимых теоретических знаний и соответствие их практических умений требованиям технологии конкретной деятельности.
В-четвертых, как выявить результат работы? Во многих детских объединениях традиционно используются зачеты и экзамены, сдачи нормативов и квалификационные соревнования (и дети, заметим, не возражают против этого). Но это далеко не исчерпывающий список: можно использовать любую форму работы, позволяющую выявить соответствие программным требованиям реального уровня теоретической и практической подготовки детей.
В-пятых, как оценивать результат работы? Здесь необходимо выделить как минимум два аспекта: критерии, форму оценки результата подготовки каждого ребенка и оценку общего уровня подготовки всех воспитанников детского объединения. Оба параметра оценки соотносятся с ожидаемыми результатами, заявленными в дополнительной общеобразовательной программе, но отличаются по содержанию и качеству.
Когда же педагог будет подводить общие итоги диагностики результатов, ему необходимо обратить внимание, прежде всего, на степень выполнения программы (сколько детей выполнили программу полностью, сколько частично и т.д.): если объективно оценивать результативность реализации любой дополнительной общеобразовательной программы, то 100% «обученности» быть не может, ведь в учебной группе одновременно занимаются дети с разными способностями, возможностями, а часто и не одного возраста. Анализ таких результатов может стать поводом для пересмотра или коррекции программы: если программу выполнили (или «перевыполнили») все дети, то, возможно, она требует некоторого усложнения; и наоборот, если программу выполнили менее половины учащихся, то она является слишком сложной и нуждается в определенном упрощении.
Педагогу необходимо проанализировать и общий уровень теоретической и практической подготовки детей для того, чтобы в дальнейшем ликвидировать выявленные пробелы или недостатки.
Мониторинг образовательных результатов в программах
ЦРТДиЮ "Полярис"
Выявление результатов дополнительной общеобразовательной программы необходимо каждому педагогу. Поэтому, в нашем учреждении аттестация проводится 2 раза в год.
Цель аттестации выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам программ.
Задачи аттестации:
Определение уровня теоретической подготовки учащихся в конкретной образовательной области;
Выявление степени сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими виде творческой деятельности;
Анализ полноты реализации дополнительной общеобразовательной программы;
Выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации дополнительной общеобразовательной программы;
Внесение необходимых корректив в содержание и методику дополнительной общеобразовательной программы;
Аттестация учащихся выполняет учебную, воспитательную, развивающую, коррекционную, социально-психологическую функции.
Критерии оценки результатов аттестации:
Уровень предусмотренных дополнительной общеобразовательной программы теоретических знаний (правильность, полнота, систематичность, широта кругозора, свобода восприятия теоретической информации);
Качество выполнения практических работ (соответствие техническим и технологическим требованиям, правильные приемы выполнения работ);
Умение пользоваться техническими средствами, правильная организация рабочего места, соблюдение техники безопасности;
Умение объяснить значение, смысл выполняемых работ;
Степень самостоятельности в работе;
Время, затраченное на выполнение задания;
Коммуникабельность;
Оценка уровня развития и воспитанности учащихся: культура организации практической деятельности; культура поведения; толерантное отношение к учащимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных способностей.
Педагогам дополнительного образования нашего Центра была предложена общая схема диагностики образовательных результатов (за 1-е полугодие и за год), которая заполнялась конкретным содержанием, в соответствии с направленностью дополнительных общеобразовательных программ.
Понятно, что ни одна из подобных схем не может во всей полноте отразить весь диапазон тех параметров, которые можно проанализировать. Мы предлагаем один из возможных подходов к решению проблемы оценки образовательных результатов.
Педагогами дополнительного образования нашего Центра используется методика определения уровня освоения воспитанниками дополнительной общеобразовательной программы на основе заполнения информационной карты «Мониторинг образовательных результатов программы».
Педагог по итогам анализа различных диагностических методик (контрольных работ, зачетов, учебных тестов, анкетирования, анализа творческих работ и т.д.), а также участия детей в смотрах, соревнованиях, фестивалях, олимпиадах, концертах и др., в массовых мероприятиях оценивает по 3-х бальной системе освоение учащимися программы по следующим параметрам:
Освоение теории (теоретические знания в соответствии с требованиями программы);
Освоение практической деятельности (умения и навыки, предусмотренные программой);
Творческая деятельность;
Эмоционально-ценностные отношения (динамика в проявлении позитивных личностных качеств);
Социально-значимая деятельность (участие ребенка в детском активе группы и коллектива, учреждения, различных мероприятий социально-значимой направленности: благотворительные концерты, акции и т.д.).
После оценки каждого параметра результативности освоения программы, все баллы суммируются. На основе общей суммы баллов определяется общий уровень освоения программы за учебный год.
Информационная карта также может быть использована для оценивания уровня освоения каждой темы занятия программы, для оценивания определенного этапа программы или программы в целом. Применение методики в долгосрочном периоде времени позволит педагогу и родителю увидеть динамику личностного развития каждого ребенка в отдельности и детского коллектива в целом.
Для изучения уровня освоения программы в течение года, педагогу необходимо, используя информационную карту, провести 2 контрольных среза – по итогам первого полугодия и в конце учебного года.
Если по данной программе обучается сразу несколько групп детей, педагог имеет возможность провести сравнительный анализ уровня освоения программы (темы занятия) между такими группами.
Постоянное использование информационной карты поможет педагогу проводить мониторинг результативности образовательного процесса.
Для повышения степени достоверности информации об уровне освоения воспитанниками дополнительной общеобразовательной программы, возможно использовать информационную карту и в работе с родителями. В этом случае информационная карта раздается родителям учащихся в конце полугодия и года.
На основе анализа информационных карт, заполненных педагогом, дается общая характеристика уровня освоения программы ребенком (учебной группой). (Приложение №1)
Обобщая опыт проведения в течение нескольких лет аттестации учащихся в ЦРТДиЮ "Полярис", можно констатировать, что при правильной педагогической организации, воспитанники не только не боятся проверки их знаний и умений, но и стремятся проявить себя как можно лучше перед сверстниками, педагогами и родителями, получить их одобрение и оценку!

Мониторинг воспитанности учащихся
В ЦРТДиЮ «Полярис» разработана, «Концепция воспитательной системы», которая выполняет функции содержания и организации воспитательного процесса. Она основывается на современных теориях развития личности и общества, воспитательных систем, подходах (личностных, деятельностных, продуктивных, отношенческих, системных, комплексных) к воспитанию творческой личности с гражданской позицией.
Критерием организации жизни воспитанников в Центре выступает их личностное продвижение, отражающее динамику развития. Возрастает значимость самооценки в формировании личности, её социализация и индивидуализация.
В системе прогнозирования результатов воспитательной работы в ЦРТДиЮ "Полярис" проводится диагностика (начальная, текущая (корректирующая), обобщающая (итоговая), которая направлена на прояснение ситуации истинного уровня воспитанности. Данные оценочного уровня сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности, разница между ним определяет эффективность воспитательного процесса. Через диагностику педагог устанавливает, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В конце каждого учебного года проводится обобщающий мониторинг. Он даёт основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.
Изучение детского коллектива проводится постоянно. Педагог диагностирует развитие учащихся, изучая качества личности, которые были объектом воспитания, являлись ведущими на данном этапе их развития.
Современное управление процессом воспитания, в первую очередь, предполагает высокопрофессиональное владение педагогами воспитательными технологиями и отслеживанием результатов личностного развития учащегося на всем этапе реализации образовательной программы. (Приложение №2)
Прогнозируемый результат воспитательного процесса в нашем Центре:
Расширение содержания воспитательной деятельности за счет внедрения инновационных форм и методов работы;
Повышение самоопределения, самореализации учащихся в различных видах воспитательной деятельности, самоконтроля и самооценки.
Повышение уровня воспитанности учащихся ЦРТДиЮ "Полярис" в отношениях: к человеку, обществу, детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, к знаниям, к труду, к прекрасному, к себе, к своей семье и пр (Приложение №3)
Мониторинг работы с родителями
Может ли только семья обеспечить воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности – ответ однозначен: нет. Поэтому, важную помощь семье в воспитании ребенка оказывают педагоги нашего Центра, которые организуют содружество и сотворчество детей и взрослых: педагог – ребенок – семья. Почему же так важно наладить позитивный контакт с семьей каждого ребенка, учитывать индивидуальные интересы, возможности, опыт его родителей, всесторонне вовлекать их в образовательный процесс?
Работа педагога по-настоящему эффективна только тогда, когда имеется поддержка в семье. Поэтому педагоги добиваются взаимопонимания и сотрудничества с каждой семьей. Активность наших родителей обеспечивается через совместное обсуждение с педагогами содержания учебного и воспитательного процесса. В ходе такой совместной работы, совершенствуются психолого-педагогические знания родителей и формируются единые подходы и требования в воспитании ребенка.
Педагоги стремятся к тому, чтобы семьи детей регулярно получали необходимую информацию о жизни объединения и достижениях их детей. Для этого они предоставляют семьям основные сведения об образовательной программе, успехах детей, важных событиях в объединении и в Центре, а также создают условия для посещения родителями учебных занятий и мероприятий.
Изучение позиции родителей к образовательному процессу осуществляется на основе мониторинга. Для проведения мониторинга родителям выдаются индивидуальные бланки с перечнем вопросов. Анкетирование проводится во время встреч педагога с родителями (родительские собрания, совет ЦРТДиЮ "Полярис" и т. д.), но при необходимости бланк с вопросами можно дать родителям заполнить дома. (Приложение №4)
Ежегодно в нашем центре проводится оценка удовлетворенности участников образовательного процесса, путем диагностирования учащихся, родителей и педагогов (по методике Е.И. Степанова - Приложение №5). В результате обработки полученных сведений выведены уровни удовлетворенности.
Оценка уровня удовлетворенности участников образовательного процесса
HYPER13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s HYPER14
Из общего количество опрошенных учащихся – 700 человек, родителей – 700 человек, педагогов ЦРТДиЮ "Полярис" – 40 человек, уровень удовлетворенности учащихся - «высокий» (87,5 %); уровень удовлетворенности родителей - «высокий» (80,5 %), уровень удовлетворенности педагогов - «высокий» (77,5 %). Общая удовлетворенность участников образовательного процесса в ЦРТДиЮ "Полярис" – 84,2 %.
Заключение
В заключение необходимо сказать, что вне зависимости от выбранных педагогом содержания и организационной формы работы с родителями своих воспитанников, главным является достижение взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательной деятельности.
Сегодня мониторинг рассматривается как неотъемлемая составляющая процесса в дополнительном образовании детей, так как:
Во-первых, системный сбор и фиксация информации позволяет дать конкретный и объективный анализ образовательной деятельности.
Во-вторых, данные мониторинга за определённый период могут стать основой, определяющей успешность или, наоборот, проблемы в работе детского объединения или педагога.
В-третьих, на основе анализа информации, полученной в ходе мониторинга, может быть сделан объективный прогноз развития деятельности детского объединения.
К тому же, системная фиксация различных показателей имеет и прикладную полезность: у педагога всегда «под рукой» полная и объективная информация, что избавит от необходимости каждый раз собирать и обрабатывать статистические или аналитические данные.
Разработка механизма мониторинга проводилась в ходе коллективной деятельности рабочей группы специалистов ЦРТДиЮ "Полярис". Результатом нашей работы стали таблицы, предложенные педагогам дополнительного образования. Мы ни в коем случае не рассматриваем свой опыт как идеальный или окончательный вариант. Предложенные таблицы фиксации результатов мониторинга представляют собой универсальный вариант, на основе которого каждый педагог может разработать индивидуальную схему мониторинга. Как показала практика, работа с таблицами мониторинга образовательной деятельности становится необходимой и важной составляющей в объективной оценке или прогнозировании перспектив, в работе педагога дополнительного образования.







Список литературы
Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография. – СПб.: изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2002.
Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы креативности. – СПб., 2006.
Воспитательная работа в школе / «Народное образование»/, - Москва, 2015, с.73
Занятия в УДОД. Спектр мнений участников образовательного процесса. Информационно-методический бюллетень материалов согласованного исследования проблем дополнительного образования детей. – СПб., вып. 3, 2003.
Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждениях дополнительного образования детей (научно-методический аспект). В 2-х частях. – Ярославль: ГУ ЦДЮ, 2000.
Компетентностный подход в педагогическом образовании /Коллективная монография под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой, проф. А.П. Тряпицыной. – СПб.: изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2005.
Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. – Ярославль, 2003.
Научно-методический журнал «Наука и практика воспитания и дополнительного образования №3» - Москва, 2011г. с. 17
Научно-методический журнал «Наука и практика воспитания и дополнительного образования №1» - Москва, 2012г. с. 30
Проблемы результативности образовательной деятельности. – СПб.: РГПУ им.А.И.Г ерцена, 2002.
Шаталов А.А., Афанасьев В.В. и др. «Мониторинг и диагностика качества образования» / ООО «НИИ школьные технологии»/ - Москва, 2008.
Шаталов А.А., Афанасьев В.В. и др. «Психолого-педагогическая диагностика качества образовательного процесса» / ООО «НИИ школьные технологии»/ - Москва, 2008.
.Ясюкова Л.А. Методика изучения творческого потенциала педагогического коллектива / в сб. научных трудов НИИКСИ «Человек и общество» / вып.31 «Социальные и ментальные тенденции современного российского общества» / под ред. В.Е.Семенова. – СПб: изд-во СПбГУ, 2005.
Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профориентация старшеклассников. Методическое руководство (Часть III). – СПб: изд-во ИМАТОН, 2005.
Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб: изд-во «Речь», 2005.















Приложение №1 /Образец №1/
Информационная карта
Мониторинг воспитанности учащегося

Объединение_____________________
год обучения, группа № ___________
возраст__________________________

Личностные
качества
Самоконтроль
Интерес к занятиям
Уровень конфликтности
Тип сотрудничества
Уровень доброжелательности
Уровень культуры поведения





Степень выраженности
Контроль постоянно извне
Периодически сам
Постоянно сам
Навязан из вне
Иногда поддерживает ребенок
Проявляет сам

Провоцирует конфликты
Не участвует в конфликтах
Старается улаживать конфликты
Избегает участия в общем деле
Участвует при пробуждении извне
Инициативен в общих делах
Не дает негативных личностных оценок
Стремится к помощи в работе другим
Стремится к профессиональной оценке работы других
Соблюдает правила этикета
Культура в подходе к своей внешности
Выполнение правил поведения

ФИ
учащегося



















Иванов Иван
Начало года
Середина года

Конец года





















































































































































































0 баллов – не проявляется
1 балл – слабо проявляется
2 балла – проявляется на среднем уровне
3 балла – высокий уровень проявления

Подпись педагога _____________
Дата ________________






/Образец №2/

Мониторинг воспитанности учащихся

Ф.И. учащегося
Оценка воспитанности учащегося







Баллы





























































Параметры оценки воспитанности
Старается полностью завершить каждую работу, использовать необходимые дополнения

Стремится придать каждой работе гармоничность по цвету и форме
Старается каждой работе придать содержательную (функциональную) направленность
Правильно и аккуратно организует рабочее место
Аккуратен в выполнении практической работы
Четко выполняет каждое задание педагога
Терпелив и работоспособен
При высказывании критических замечаний в адрес чужой работы старается быть объективным

Подчеркивает положительное в чужой работе
Высказывая пожелания, дает конкретные советы по улучшению работы
Стремится исправить указанные ошибки
Прислушивается к советам педагога и сверстников
Конструктивно воспринимает профессиональные замечания по совершенствованию своей работы
Доброжелателен в оценках работы других
Не дает негативных личностных оценок
Стремится к помощи в работе другим
Стремится к профессиональной оценке работы других



Критерии воспитанности

Этика и эстетика
выполнения работы и представления
ее результатов
Культура организации своей деятельности

Уважительное отношение к профессиональной деятельности других
Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов

Знание и выполнение профессионально-этических норм


Профессиональная воспитанность

Педагог _____________
Дата ________________

/Образец №3/
Ф.И. учащегося
Оценка воспитанности учащегося







Баллы





























































Параметры оценки воспитанности
Украшает выполненными работами свой внешний вид и быт
Стремится подарить свои работы другим (чтобы принести радость)
Проявляет творческий подход в работе
Проявляет активность и заинтересованность при участии в массовых мероприятиях учебного характера (выставках, конкурсах, итоговых занятиях и др.)

Предлагает помощь в организации и проведении массовых мероприятий учебного характера
Участвует в выполнении коллективных работ
Старается аккуратно выполнить свою часть коллективной работы
Неконфликтен
Не мешает другим детям на занятии
Предлагает свою помощь другим детям

Не насмехается над недостатками других

Не подчеркивает ошибок других

Доброжелателен к детям других национальностей

Соблюдает правила этикета

Развита общая культура речи

Проявляется общая культура в подходе к своей внешности (аккуратность в одежде, прическе, обуви и т.д.)

Выполняет правила поведения на занятиях объединения



Критерии воспитанности

Осознание значимости своей деятельности
Коллективная ответственность

Умение взаимодействовать с другими членами коллектива
Толерантность
Соблюдение нравственно-этических норм



Социальная воспитанность


Подпись педагога _____________
Дата ________________





Приложение №2


Методика «Пословицы» (разработана к.п.н. С.М. Петровой)

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, людям, самим себе.

Ход проведения: учащимся предлагается бланк с шестьюдесятью пословицами. Возможно два варианта работы с этим бланком. В первом случае требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с её содержанием по следующей шкале:
1 балл согласен, но очень незначительной степени;
2 балла частично согласен;
З балла в общем согласен;
4 балла почти полностью согласен;
5 баллов совершенно согласен.
Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать пару пословиц («а», «б», «в», «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

Предлагаются следующие пословицы:
1 а) Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
б) Стыд не дым, глаза не выест.
в) Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
г) Что за честь, коли нечего есть.
2 а) Не хлебом единым жив человек.
б) Живётся, у кого денежка ведётся.
в) Не е деньгах счастье.
г) Когда деньги вижу, души своей не слышу.
З а) Кому счастье служит, тот ни о чём не тужит.
б) Где счастье плодится, там и зависть родится.
в) Кто хорошо живёт, тот долго живёт.
г) Жизнь прожить не поле перейти.
4 а) Бояться несчастья и счастья не видать.
б) Людское счастье, что вода в бредне.
в) деньги дело наживное.
г) Голым родился, гол и умру.
5 а) Только тот не ошибается, кто ничего не делает.
б) Бережёного Бог бережёт.
в) На Бога надейся, а сам не плошай.
г) Не зная броду, не суйся в воду,
6 а) Всяк сам своего счастья кузнец.
б) Бьётся как рыба об лёд.
в) «Хочу» половина «могу».
г) Лбом стены не прошибёшь.
7 а) добрая слава лучше богатства.
б) Уши выше лба не растут.
в) Как проживешь, так и прослывёшь.
г) Выше головы не прыгнешь.
8 а) Мир не без добрых людей.
б) На наш век дураков хватит.
в) Люди всё, а деньги сор.
г) деньгам все повинуются.
9 а) Что в людях живёт, то и нас не минет.
б) Живу как живётся, а не как люди хотят.
в) От народа отстать - жертвою стать.
г) Никто мне ее указ.
10 а) Всякий за себя отвечает.
б) Моя хата с краю, я ничего не знаю.
в) Своя рубашка ближе к телу.
г) Наше дело сторона.
11 а) Сам пропадай, а товарища выручай.
б) делай людям добро, да себе без беды.
в) Жизнь дана на добрые дела.
г) Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
12 а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
б) На обеде все соседи, а пришла беда они прочь, как вода.
в) доброе братство лучше богатства.
г) Чёрный день придёт приятели - откажутся.
13 а) Ученье свет, неученье - тьма.
б) Много будешь знать скоро состаришься.
я) Ученье лучше богатства.
г) Век живи, как учись, а дураком помрёшь.
14 а) Без труда нет добра.
б) От трудов праведных не наживёшь палат каменных.
в) Можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит.
г) От работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
15.а) На что и законы писать, если и не исполнять.
б) Закон паутина, шмель проскочит муха увязнет.
в) Где твёрд закон, там всяк умён.
г) Закон что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

Обработка полученных данных.
Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
1) а, в духовное отношение к жизни,
6, г бездуховное отношение к жизни;
2) а, в незначимость материального благополучия в жизни;
6, г материально благополучная жизнь;
3) а, в счастливая, хорошая жизнь, б, г трудная, сложная жизнь;
4) а, в оптимистическое отношение к жизни,
6, г пессимистическое отношение к жизни;
5) а, в решительное отношение к жизни,
6, г осторожное отношение к жизни;
6) а, в самоопределение в жизни,
6, г отсутствие самоопределения в жизни;
7) а, в стремление к достижениям в жизни,
6, г отсутствие стремления к достижениям
жизни;
8) а, в хорошее отношение к людям,
6, г плохое отношение к людям;
9) а, в коллективистское отношение к людям,
6, г индивидуалистическое отношение к людям;
10) а, в эгоцентрическое отношение к людям,
6, г эгоистическое отношение к людям;
11) а, в альтруистическое отношение к людям,
6, г паритетное отношение к людям;
12) а, в значимость дружбы, б, г незначимостъ дружбы;
13) а, в значимость учёнья,
6, г незначимость учёнья;
14) а, в значимость труда,
6, г незначимость труда;
15) а, в значимость соблюдения законов,
6, г незначимость соблюдения законов. Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г».
Основной принцип оценивания полученных результатов сравнение суммы баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствуют об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и наоборот чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия пословиц «б», «г», тем он ниже.
Допускается использование сокращённого варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельные пословицы под буквами «а» и «б» либо пословицы под
буквами «в» и «г».




Приложение №3 /Образец №1/


Мониторинг работы с родителями
Анкета «Позиция родителей в образовательном процессе»
Уважаемые родители!
Просим Вас выбрать один из предложенных ответов на данные вопросы, отметив его галочкой (подчеркнуть) или предложить свой вариант ответа.
Какую роль в жизни Вашего ребенка играют занятия в нашем учреждении?
Значительную.
Второстепенную.
Практически никакую.
Ваш ребенок занимается в детском творческом объединении в учреждении дополнительного образования. Какое место занимает в ваших повседневных взаимоотношениях, разговорах, обмене мнениями тема его занятий?
Вы принимаете активное участие в его занятиях (контролируете посещаемость,
интересуетесь успехами ребёнка, морально поддерживаете ребенка).
Вы соблюдаете «позитивный нейтралитет»; делами ребенка интересуетесь, но на занятия он ходит сам (вы не контролируете, пошел ли он на занятия или нет), с преподавателем встречаетесь редко.
Вы достаточно равнодушны к занятиям вашего ребенка творчеством; посещаемость занятий не контролируете.
Иной вариант ________________________________________________
Дали ли бы Вы согласие на участие ребенка в серьезном проекте (олимпиаде, экспедиции, творческой поездке, фестивале, выставке или конкурсе), если при этом:
Требуются значительные для вашей семьи материальные вложения?
А) Да.
Б) Нет.
В) По ситуации.
Требуется напряженный режим занятий в течение определенного времени, и это может привести к снижению активности в школьных занятиях и изменению привычного распорядка?
А) Да.
Б) Нет.
В) По ситуации.
Мероприятие нарушает Ваши планы на выходные (праздничные или каникулярные) дни?
А) Да.
Б) Нет.
В) По ситуации.
Участвуете ли Вы в жизни детского коллектива, в котором занимается Ваш ребенок? А именно:
1 Помогаете педагогу в организации и проведении коллективных мероприятий, решении проблем коллектива -
А) регулярно;
Б) иногда;
В) практически никогда.
2 Помогаете педагогу в материально-техническом оснащении образовательного процесса -
А) регулярно;
Б) иногда;
В) практически никогда.
3 Посещаете текущие мероприятия коллектива (концерты, праздники, родительские собрания, встречи с педагогом, консультации для родителей и т.д.) -
А) регулярно;
Б) иногда;
В) практически никогда.

Обработка анкет и интерпретация результатов.
При обработке результатов анкетирования используется следующая таблица баллов, соответствующих различным вариантам ответов родителей на вопросы:
Варианты
ответов
Номер вопроса


1
2
3.1
3.2
3.3
4.1
4.2
4.3

1) или А
2
2
2
2
2
2
2
2

2) или Б
1
1
0
0
0
1
1
1

3) или В
0
0
1
1
1
0
0
0


Суммарный балл от 10 до 16 характеризует позицию родителей как партнерские отношения (высокий уровень взаимодействия); от 5 до 9 баллов – позиция - ситуативное взаимодействие (средний уровень); менее 5 – нейтралитет (низкий уровень).
Используя метод процентного соотношения, можно также выявить для каждого отдельного детского коллектива процент родителей с различной позицией.
Полученные данные могут стать основой для корректировки плана работы педагога с родителями, помочь в планировании такой работы учреждения в целом, а также стать предметом обсуждения, как на педагогических советах, так и на родительских собраниях и конференциях.

/Образец №2/
“На что вы готовы ради ребенка?”
Внимательно прочтите предлагаемые вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно; тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Можете ли вы
Могу и всегда так поступаю (А)
Могу, но не всегда так поступаю
(Б)
Не могу (В)

В любой момент остановить все свои дела и заняться ребенком?
 
 
 

Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?
 
 
 

Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
 
 
 

Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
 
 
 

Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
 
 
 

Поставить себя на место ребенка
 
 
 

Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)
 
 
 

Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
 
 
 

Всегда воздерживаться от употреблений слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
 
 
 

Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
 
 
 

Выделить ребенку один день, когда он может делать то, что желает, и вести себя так, как хочет, и ни во что не вмешиваться?
 
 
 

Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого человека?
 
 
 

Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?
 
 
 

Подсчитайте баллы: ответ "А" оценивается в 6 баллов, ответ "Б" в 2 балла, ответ "В" в 1 балл. Результаты Если вы набрали от 30 до 39 баллов, это значит, что ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты. Сумма от 16 до 30 баллов: забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Число баллов менее 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того и другого.


Приложение №4 /Образец№1/
(Автор методики Е.Н. Степанов)
Анализ удовлетворенности педагогов ЦРТДиЮ"Полярис"
__________________________________________________________________

Внимательно перечитайте ниже перечисленные утверждения и оцените степень согласия с ними. Для этого обведите ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий Вашей точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
1. Я удовлетворен своей учебной нагрузкой.
4 3 2 1 0
2. Меня устраивает составленное расписание занятий.
4 3 2 1 0
3. Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратится рационально.
4 3 2 1 0
4. Меня устраивает работа кафедры (методического объединения) и мое участие в ней.
4 3 2 1 0
5. У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творческие способности.
4 3 2 1 0
6. Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать.
4 3 2 1 0
7. Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами образовательного учреждения.
4 3 2 1 0
8. Мне нравится, что в образовательном учреждении идет научно-методический поиск.
4 3 2 1 0
9. У меня сложились с коллегами неконфликтные отношения.
4 3 2 1 0
10. Я ощущаю в работе поддержку своих коллег.
4 3 2 1 0
11. Я считаю, что администрация справедливо оценивает результаты моей работы.
4 3 2 1 0
12. Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации.
4 3 2 1 0
13. Я комфортно чувствую себя среди учащихся.
4 3 2 1 0
14. Я удовлетворен (а) отношением учащихся ко мне и моему предмету.
4 3 2 1 0
15. В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся.
4 3 2 1 0
16. Я считаю, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования.
4 3 2 1 0
17. Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем.
4 3 2 1 0
18. Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в образовательном учреждении.
4 3 2 1 0
19. Созданная в образовательном учреждении система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства.
4 3 2 1 0
20. Я доволен заработной платой и своевременностью ее выплаты.
4 3 2 1 0


/Образец№2/

(Автор методики Е.Н. Степанов)

Анализ удовлетворенности родителей деятельностью ЦРТДиЮ"Полярис"
__________________________________________________________________

Внимательно перечитайте ниже перечисленные утверждения и оцените степень согласия с ними. Для этого обведите ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий Вашей точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
1. Коллектив, в котором занимается Ваш ребенок, можно назвать дружным.
4 3 2 1 0
2. В среде своих товарищей Ваш ребенок чувствует себя комфортно.
4 3 2 1 0
3. Преподаватели проявляют доброжелательное отношение к Вашему ребенку.
4 3 2 1 0
4. Вы испытываете чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и преподавателями Вашего ребенка.
4 3 2 1 0
5. Вам нравится преподаватель Вашего ребенка.
4 3 2 1 0
6. Преподаватели справедливо оценивают достижения Вашего ребенка.
4 3 2 1 0
7. Ваш ребенок в Учреждении дополнительного образования не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.
4 3 2 1 0
8. Педагоги учитывают индивидуальные особенности Вашего ребенка.
4 3 2 1 0
9. В Учреждении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны Вашему ребенку.
4 3 2 1 0
10. Преподаватели дают Вашему ребенку глубокие и прочные знания.
4 3 2 1 0
11. Учреждение способствует личностному росту Вашего ребенка.
4 3 2 1 0
12. Администрация и преподаватели создают условия для проявления и развития способностей Вашего ребенка.
4 3 2 1 0
13. Учреждение дополнительного образования готовит Вашего ребенка к самостоятельной жизни.
4 3 2 1 0
14. Вы удовлетворены материально-техническим оснащением образовательного процесса в Учреждении.
4 3 2 1 0
15. Учреждение дополнительного образования будет способствовать социальной адаптации Вашего ребенка.
4 3 2 1 0



Обработка полученных результатов:
Показателем удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (У) является частное от деления суммы баллов всех опрошенных на общее количество ответов.
Если У>3, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности;
если У
· 2, - средняя степень удовлетворенности;
если У<2, - низкая степень удовлетворенности.


/Образец№3/



(Автор методики Е.Н. Степанов)
Анализ удовлетворенности учащихся деятельностью ЦРТДиЮ"Полярис"
__________________________________________________________________

Внимательно перечитайте ниже перечисленные утверждения и оцените степень согласия с ними. Для этого обведите ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий Вашей точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.

1. Я иду в __________________________________ с радостью.

4 3 2 1 0
2. В ______________________________ у меня обычно хорошее настроение.

4 3 2 1 0
3. У меня хороший преподаватель.
4 3 2 1 0
4. К нашим преподавателям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
4 3 2 1 0
5. В ___________________________________ я могу свободно высказать свое мнение.

4 3 2 1 0
6. Преподаватели справедливо оценивают мои достижения в учебе.
4 3 2 1 0
7. В ___________________________________ созданы все условия для развития моих способностей.
4 3 2 1 0
8. _____________________________________ готовит меня к самостоятельной жизни.

4 3 2 1 0
9. Учебные кабинеты и залы оснащены современным техническим оборудованием.
4 3 2 1 0
10. Преподаватели дают мне глубокие и необходимые знания, умения и навыки.
4 3 2 1 0





Обработка полученных результатов:
Показателем удовлетворенности учащихся работой образовательного учреждения (У) является частное от деления суммы баллов всех опрошенных на общее количество ответов.
Если У>3, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности;
если У
· 2, - средняя степень удовлетворенности;
если У<2, - низкая степень удовлетворенности.











HYPER13PAGE


HYPER13PAGE HYPER147




X

x