Всего представлено работ: 242072

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Бобылев Сергей Викторович

Особенности организации самостоятельной работы студентов при реализации ФГОС СПО

скачать документ

Вернуться назад

Министерство образования и науки Алтайского краяКраевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Благовещенский строительный техникум»МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАДОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПОАвтор: Бобылев Сергей Викторович преподаватель КГБПОУ «Благовещенский строительный техникум»Степное Озеро2018СОДЕРЖАНИЕ TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc468303468 \h 31Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе32Основные понятия и определения33Содержание самостоятельной работы, основные функции. Требования, предъявляемые к самостоятельной работе студентов64Мотивации самостоятельной работы студентов65Организация и формы самостоятельной работы76Домашние задания, как вид самостоятельной работы студентов87Организация преподавателем самостоятельной работы студентов PAGEREF _Toc468303475 \h 109Контроль и управление самостоятельной работой студентов PAGEREF _Toc468303476 \h 1110Критерии оценки самостоятельной работы студентов PAGEREF _Toc468303477 \h 12Список литературы и источников PAGEREF _Toc468303478 \h 12ВВЕДЕНИЕПринципиальные изменения в обществе диктуют новые требования к профессиональному обучению. При реализации ФГОС, современный специалист должен владеть современными информационными технологиями, обладать коммуникативными способами, уметь трансформировать приобретенные знания в инновационные технологии и работать в команде, обладать навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации. В связи с этим, усвоение студентами определенной системы знаний и профессиональных умений является недостаточным, появляется потребность осуществить поворот к обучению, учитывающему индивидуально-психологические возможности каждого обучающегося. Реализация этой цели предполагает, что учебный процесс должен приобретать характер самостоятельного труда студентов, вне самостоятельной работы нельзя подготовить активную личность, специалиста, необходимого современному обществу и производству.1РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕОсновная задача среднего специального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа среднего специального образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Чем самостоятельней мы учимся, чем активнее занимаемся самообразованием, тем сильнее нуждаемся в помощи, всегда деловой и конкретной, но становящейся со временем все более тонкой и деликатной. И начинается она с рекомендаций, как учиться, чтобы добиться успеха в этом сложнейшем деле, чтобы оно приносило удовлетворение, побуждало к дальнейшему знанию.Такую помощь могут оказать либо те студенты, у которых уже сложился положительный опыт самостоятельного овладения знаниями, либо наши преподаватели, у которых имеется богатейшая практика.2ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯВ первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.Роль самостоятельной работы студентов (СРС) в их познавательной деятельности чрезвычайно велика, поэтому не случайно ей уделяется большое внимание преподавателями. Самостоятельная работа, по утверждению многих ученых, воспитывает сознательное отношение самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, прививает привычку к напряженному интеллектуальному труду.Основные навыки и умения самостоятельной работы должны сформироваться еще в средней школе. Однако, как показывает практика, этого, как правило, не происходит. Попадая в новые условия обучения после школы, многие студенты не сразу адаптируются к ним, теряются в выборе приемов самостоятельной работы. До 70 % студентов 1-го курса не используют прием систематизации материала для его лучшего понимания (3). По данным исследований:- 45 % студентов признают, что не умеют правильно организовать самостоятельную работу; - 66 % - вообще не умеют распределить свое время; - 85 % - не думают, что его можно распределять. При некотором умении самостоятельно работать студенты отмечают, что медленно воспринимают материал на слух; также при чтении и конспектировании учебных текстов. Прием, осмысление, переработка, интерпретация и фиксирование необходимой учебной информации вызывает у них затруднение, что говорит о несформированности у студентов психологической готовности к самостоятельной работе.Проблема формирования навыков самостоятельной работы у студентов перерастает в проблему предварительного повышения учебной мотивации, воспитания интереса к учению. Поэтому одна из основных задач преподавателя – помочь студентам в организации их самостоятельной работы.Самостоятельная работа студентов бывает аудиторной под руководством преподавателя и внеаудиторной с участием преподавателя и без него. Обычно под внеаудиторной СРС понимается домашняя работа. Аудиторная СРС может выполняться на лекциях (10-15 мин.), на практических и лабораторных занятиях. По форме самостоятельная работа может быть:1. Аудиторная работа – как правило, осуществляется на лекции, практических, лабораторных, семинарских занятиях. Например: совместные рассуждения, расшифровка тезиса, «включение в дискуссию» с обоснованием своей точки зрения, выполнение определенного объема задания, тематические диктанты, контрольные работы и т.д.2. Внеаудиторная работа – изучение научной и специальной литературы, подготовку к занятиям, написание рефератов, докладов, выполнение заданий по темам, вынесенным на самостоятельное изучение. Контролируется и оценивается через тесты, вопросы для самоконтроля, контрольные работы. Задания могут дифференцироваться как обязательные (минимум, необходимый для усвоения всеми без исключения, вариативными могут быть сроки и форма отчетности) и необязательные для всех, индивидуальные: расширяющие объем знаний или корректирующие в зависимости от готовности студента и его интереса к дисциплине.Самостоятельная работа студентов может включать в себя:-подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным занятиям) и выполнение соответствующих заданий;-самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-календарными планами;-подготовку к практикам и выполнение предусмотренных ими заданий;-выполнение письменных контрольных и курсовых работ;-подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе зачетам и экзаменам;-подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной работы;-работу в кружках, семинарах и др.;-участие в работе факультативов, и т.п.;-участие в научной и научно-методической работе образовательного учреждения;-участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, и т.д.;-другие виды деятельности, организуемые и осуществляемые техникумом.Самостоятельная деятельность выполняет ряд функций, к которым относятся:-развивающая, поскольку именно самостоятельная деятельность способствует повышению культуры умственного труда, приобщению к творческим видам деятельности, обогащению интеллектуальных способностей студентов;-информационно-обучающая. Классификация СРС по цели:1. Текущая проработка материала (ТПМ) – домашнее задание, работа с конспектами лекций, конспектирование первоисточников, подготовка к семинарам, лабораторным работам.2. Учебно-исследовательская работа (УИР) – выполнение индивидуальных понедельных, помесячных, семестровых заданий, самостоятельное изучение темы, составление реферата, доклада, сообщения, анализ специальной литературы.3. Научно-исследовательская работа (НИР) – выполнение курсовых и дипломных работ, подготовка научных докладов, статей и т. п.К основным разновидностям самостоятельной работы можно отнести работу с книгой, наблюдение, эксперимент, конструирование, моделирование, решение задач. Большое место в учебной деятельности студентов занимает самостоятельная работа с книгой: учебной, дополнительной, справочной, нормативной. Задания по работе с книгой должны быть разнообразными, начиная от комментированного чтения и заканчивая выполнением практических упражнений на основе прочитанной литературы. Таковыми заданиями могут быть следующие:-комментированное чтение («Прочтите часть текста и объясните, как вы его понимаете»);-составление плана прочитанного материала;-подбор выписок по заданным вопросам, конспектирование текста;-составление рефератов по нескольким литературным источникам;-составление плана положений, сформулированных в литературном источнике, и их осуществление в практической деятельности («Прочтите статью, расскажите или опишите, как вы используете полученные знания в практической деятельности»;-поиск объяснения отдельных терминов в словарях, справочниках, энциклопедиях;-выполнение практических заданий с использованием нормативной, справочной литературы.Самостоятельная работа реализуется:1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.3. В библиотеке, дома, в общежитии при выполнении студентом учебных и творческих задач.Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются.Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть, как в аудитории, так и вне ее. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу. Во многих случаях у студентов формальное отношение к выполнению самостоятельной работы, что приводит к списыванию и, как это не парадоксально, к уменьшению времени, реально затрачиваемого студентом на эту работу. Довольно распространенным стало несамостоятельное выполнение домашних заданий, курсовых проектов и работ (иногда за плату), а так же списывание на контрольных мероприятиях. 3СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВСамостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа – это любая организованная преподавателем активная деятельность обучающихся, направленная на достижение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие компетенций, обобщение и систематизация знаний.Учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, не подкрепленная самостоятельной работой, становится малорезультативной.Самостоятельная работа, выполняемая студентами, должна отвечать следующим общим требованиям:-быть проделанной лично студентом или являться самостоятельно выполненной частью коллективной работы;-представлять собой законченную разработку или законченный этап разработки, в которых раскрываются и анализируются актуальные проблемы изучаемой дисциплины и соответствующей сферы практической деятельности;-демонстрировать достаточную компетентность автора (студента) в раскрываемых вопросах;-иметь учебную, научную и (или) практическую направленность и значимость;-содержать определенные элементы новизны.4МОТИВАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВАктивная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, например, если студент получил задание на дипломную (квалификационную) работу на одном из младших курсов, он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного и социально-экономического, естественно-научного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу.2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, или методической работе, проводимой в техникуме.3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием ЭВМ.4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.9. Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение (”метод погружения”). Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач.5ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫОрганизация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную творческую деятельность, исключительно сильно стимулирующую приобретение и закрепление знаний. СРС приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой, вырабатывает навыки принятия решений.Одним из условий эффективности самостоятельной работы студентов является методически рациональная организация деятельности студентов. Важно постепенно изменять отношения между студентом и преподавателем. По мере продвижения к старшим курсам активная созидательная позиция принадлежит студентам. Организация деятельности студентов должна деформироваться в сторону побуждения студента работать самостоятельно, активно стремиться к самообразованию Выполнение заданий самостоятельной работы должны учить мыслить, анализировать, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы, т.е. процесс самостоятельной работы постепенно должен превращаться в творческий. В этоммогут помочь новые информационные технологии.В техникуме был проведен опрос среди 36 студентов 4 специальностей.Анкетирование студентов проводилось по следующим вопросам:1. Какую самостоятельную работу вы предпочитаете:А) устное выступление;Б) письменный конспект (решения задач);В) без разницы.2. Какой литературой вы пользуетесь при выполнении СРС?А) поисковики в Интернете;Б) сидите в библиотеке;В) А и Б.3. Выполняете ли вы СРС вовремя?А) Да;Б) С опозданием;В) В последний срок.4. Самостоятельно ли вы выполняете СРС (рефераты, доклады, контрольные работы)?А) Да;Б) С помощью «объявлений», родных;В) Списываю, скачиваю.Таким образом, студенты предпочитают самостоятельную работу: устное выступление – 12; письменный конспект (решения задач) – 15; без разницы – 9.Пользуются при выполнении СРС литературой: поисковики в Интернете – 31 человек; в библиотеке – 0 человек; А и Б – 5 человек.Выполняют СРС вовремя – 14 человек; с опозданием 17; в последний срок 5.Самостоятельно выполняют СРС (рефераты, доклады, контрольные работы): да – 17 человек; с помощью «объявлений», родных – 4 человек; списываю, скачиваю – 15 человек.В результате опроса можно сделать следующие выводы: студенты недостаточно посещают библиотеку техникума, основным источником СРС является доступ в Интернет. В большинстве случаев самостоятельные работы выполняются не в срок, хотя в календарно-тематическом плане по СРС указаны сроки сдачи работ.Таким образом, интеллектуальные, общеучебные и специальные умения составляют операционную сторону самостоятельной работы студентов. К интеллектуальным умениям можно отнести умения анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать и др. на основе содержательно и логически усвоенного материала. К общим учебным умениям относятся умения планирования (постановка цели и определение задачи работы и ее этапов; распределение времени на их осуществление; отбор методов, приемов и средств достижения поставленных целей) и самоконтроля (контроль процесса и результатов самостоятельной работы).Студенты дорожного отделения постоянно вовлекается в самостоятельный поиск теоретической и практической основы проектирования и уточнения собственных представлений и способов развития, знаний и идей. Творческие задания по проектированию позволяют организовать эффективный проектировочный процесс, и способствуют овладению технологиями целеполагания, проектирования, моделирования, экспертирования. В творческих группах они учатся отстаивать свою точку зрения, участвовать в общих дискуссиях.6ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ, КАК ВИД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВСвоеобразной формой организации самостоятельной работы студентов являются самостоятельные занятия по выполнению домашних заданий. Они представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий, что требует от него не только умственной, но и организационной самостоятельности. Домашняя учебная работа – это самостоятельная учебная деятельность студентов, дополняющая занятие и являющаяся частью цикла обучения. Ее особые функции состоят в развитии умений самостоятельно учиться, определять задачи и средства работы, планировать учение. Она развивает мышление, волю, характер обучающегося. Главное назначение ее состоит в закреплении знаний и умений, полученных на занятии, отработке навыков, усвоении нового материала. Ученые выделяют следующие условия успешности домашней работы: - наличие у студентов навыков самостоятельной работы,- педагогическое руководство и контроль за выполнением домашних заданий. Последнее требует целесообразного дозирования, ограничения объема домашних заданий, четкой формулировки задач и рекомендаций к выполнению, своевременной проверки и оценки.В средних профессиональных учебных заведениях используются следующие виды домашних заданий в зависимости от поставленной цели:1. Цель – первичное овладение знаниями (усвоение нового материала).Виды домашних заданий: чтение учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана текста, конспектирование прочитанного, графическое изображение структуры текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; наблюдения.2. Цель – закрепление и систематизация знаний.Виды домашних заданий: работа с конспектом лекции, повторная работа над материалом учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана ответа на специально подготовленные вопросы; составление таблиц, графиков, схем; изучение нормативных документов; ответы на контрольные вопросы; подготовка к выступлению на семинаре; рефераты и доклады, составление библиографии.3. Цель – применение знаний, формирование умений.Виды домашних заданий: решение задач и выполнение упражнений по образцу; выполнение расчетно-графических, проектировочных работ, ситуационных производственных задач, подготовка к деловым играм; подготовка курсовых, дипломных проектов; опытная работа.Наряду с домашними заданиями, общими для всех студентов, могут применяться индивидуальные задания. Индивидуальные домашние задания чаще даются с целью восполнения пробелов, имеющихся у студентов в усвоении учебного материала. Также индивидуальные домашние задания можно предлагать студентам, которые проявляют особый интерес к той или иной учебной дисциплине. Такие задания не только стимулируют развитие творческих способностей студентов, но и содействуют обмену знаниями на учебных занятиях, создают творческую атмосферу, радость интеллектуального общения.Индивидуализация домашних заданий может быть осуществлена путем частичной индивидуализации общего для всей учебной группы задания, применения вместо (или помимо) фронтальных заданий индивидуальных или групповых домашних заданий, использования наряду с обязательными домашними заданиями также необязательных (желательных) заданий.Преподаватель должен правильно определить объем и содержание домашнего задания, сообщить студентам, как следует выполнять задания, какими приемами и методами пользоваться, какова методика самостоятельной работы. Здесь очень важны систематические указания преподавателя и демонстрация образцов выполненного задания, а также упражнения студентов в применении тех или иных методов самостоятельной работы.Наряду с общими указаниями важное место имеет инструктаж, ориентирующий студентов на самостоятельную работу по конкретному материалу. Внимание студентов обращается, прежде всего, на объем работы, который следует выполнить; на повторение ранее изученного; на методы работы, которые целесообразнее использовать; на организацию самоконтроля. Также при выполнении домашней работы стоит учитывать, что одни учебные дисциплины требуют для освоения большого объема времени, а другие – регулярной работы (ежедневной). При освоении первых преобладает осмысление, а вторых – запоминание или накопление эффекта воздействия.Для внеаудиторной работы предлагается большое количество видов заданий сгруппированных в зависимости от поставленных целей1)Для овладения знаниями:- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);- составление плана текста;- графическое изображение структуры текста;- конспектирование текста; - выписки из текста;- работа со словарями и справочниками; - ознакомление с нормативными документами;- исследовательская работа;- использование аудио- и видеозаписи;- работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Интернет.2)Для закрепления и систематизации знаний:- работа с конспектом лекции (обработка текста);- повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио-, видеозаписей);- составление плана и тезисов ответа;- составление альбомов, схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала; изучение нормативных документов;- выполнение тестовых заданий;- ответы на контрольные вопросы;- аннотирование, реферирование, рецензирование текста;- составление глоссария, кроссворда или библиографии по конкретной теме;- работа с компьютерными программами;- подготовка к сдаче экзамена3)Для формирования умений: - решение задач и упражнений по образцу; - решение вариативных задач и упражнений; - выполнение чертежей, схем; - выполнение расчетно-графических работ;- выпуск газеты, телепередачи, организация выставки;- создание проспектов, проектов, моделей;- составление памяток, рекомендаций, советов, кодексов. 4)Для формирования компетенций: - написание эссе, писем-размышлений, сочинений;- подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов;- решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;- подготовка к деловым играм;- участие в научных и практических конференциях;- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, участие в исследовательской работе;- рефлексивный системный анализ профессиональных умений с использованием аудио-, видеотехники, компьютерных программ и электронных практикумов; - подготовка курсовых и дипломных проектов.7ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВОрганизацию самостоятельной работы. можно разделить на три вида:1)Традиционная (ДСРС) – это работа, позволяющая закрепить и осознать знания и умения, полученные на лекционном и практическом занятии, выполняемая самостоятельно студентом к указанному времени и в удобном для него месте. Такая самостоятельная работа называется домашней самостоятельной работой студентов. Целью ДСРС является самостоятельное рассмотрение изучаемого материала для более глубокого запоминания, чтобы в дальнейшем им можно было свободно оперировать. Выделяют: подготовку к лекционным, семинарским и лабораторным занятиям, зачетам и экзаменам, выполнение заданий, рефератов, докладов, курсовых работ и проектов; 2)Аудиторная (КСРС) – это работа, контролирующая уровень осознанности изучаемого материала, выполняемая в назначенное время и месте непосредственно под контролем преподавателя. Такая самостоятельная работа называется контролирующей самостоятельную работу студентов.Целью КСРС является более основательное рассмотрение изученного материала на лекционных и семинарских занятиях. Выделяют контрольную работу, зачет, экзамен, тестирование, консультацию и т. д.; 3)Индивидуальная (ИСРС) – это работа, требующая поисковые и исследовательские способности студента, выполняемая самостоятельно в произвольном режиме времени и в удобном для него месте. Такая самостоятельная работа называется исследовательской самостоятельной работой студента. Целью ИСРС является развитие поисково- исследовательской деятельности студента, формирование способности к самообразованию (например, при рассмотрение материала, неохваченного образовательным стандартом) и самореализации (например, представление результатов работы на конференции или на лекции).8ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫУсловно студентов каждой учебной группы можно разделить на четыре подгруппы:К первой подгруппе относятся студенты, обладающие глубокими знаниями, развитыми способностями, готовностью к самостоятельной работе, высоким темпом учебной деятельности. Их характеризует действенный интерес к изучению данной дисциплины, и, тем не менее, при выполнении самостоятельных работ они испытывают трудности из-за слабых навыков самопроверки, невнимательности при вычислениях.Студенты второй подгруппы отличаются старательностью и добросовестностью. Они хорошо знают программный материал, легко справляются с однотипными заданиями, проявляют интерес к дисциплине. Но в отличие от студентов первой группы эти студенты не обнаруживают творческого подхода при выполнении заданий. У них возникают затруднения из-за недостаточно сформированных общеучебных навыков, а также из-за неумения контролировать и проверять себя.Третью подгруппу составляют студенты, которые неглубоко знают теоретический материал, интерес к дисциплине у них не выражен. Затруднений при выполнении самостоятельной работы у них гораздо больше. Они слабо владеют общеучебными умениями и навыками, не умеют применять знания, полученные при изучении других дисциплин.Студенты четвертой подгруппы плохо знают теоретический материал, у них отсутствуют навыки самостоятельной работы, поэтому с заданиями на начальном этапе они не справляются, так как не всегда понимают их суть.При организации самостоятельной работы с каждой из этих подгрупп преподаватель должен не только учитывать индивидуальные особенности студентов, но и стремиться развивать их способности, помогая преодолевать характерные для них затруднения. Как правило, студенты самостоятельно осуществляют поиск решения проблемы на основе уже известных данных: пытаются найти способ доказательства, вариант решения, сделать вывод. Включение в учебное занятие определенных поисковых ситуаций позволяет преподавателям повысить познавательную активность студентов, приучить их к самостоятельности мышления и творчеству.Групповые формы организации самостоятельной работы студентов находят свое все более широкое практическое применение. Работа в малых группах успешно используется для выполнения заданий по карточкам, для взаимной проверки выполненных работ, для ролевых и деловых игр. Групповые формы учат студентов выстаивать отношения в группах, сотрудничать,путем коллективного поиска быстро находить нужную информацию.9КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВКонтроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.10КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВВ приложении к письму Минобразования России от 29.12.2000 г. № 1-52-138 «Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений СПО» выделены следующие критерии оценки результатов СРС:1. уровень освоения студентом учебного материала;2. умение использовать теоретические знания при выполнении практических, ситуационных задач;3. сформированность компетенций;4. обоснованность и четкость изложения ответа;5. оформление материала в соответствии с требованиями;6. уровень самостоятельности студента при выполнении самостоятельной работы;Критериальная база для оценки качества самостоятельной работы студентов не может быть унифицированной. В зависимости от типа учебных занятий и вида самостоятельного задания критерии оценки его эффективности будут различаться.Таким образом, при реализации ФГОС значительно усилится роль самостоятельной работы студентов в учебном процессе, так как необходимо максимально активизировать познавательные интересы и самостоятельность обучаемых, развивать их способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению для проявления и реализации их возможностей в соответствии с подготовкой, способностями и психофизиологическими особенностями.Список литературы и источников1. Семашко П.В., Семашко А.В. Организация самостоятельной работы студентов на старших курсах. – Н. Новгород: Нижегородский государственный технический университет (НГТУ).2. Тишков К.Н., Кошелев О.С., Мерзляков И.Н. Роль и методы самостоятельной работы студента в современных условиях. – Н. Новгород: Нижегородский государственный технический университет.3. http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=530046 - инновации в образовании Издательство Современного гуманитарного университета (Москва)
X

x