Всего представлено работ: 242004

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Маслова Любовь Вячеславовна

Внутренний контроль в УДОД

скачать документ

Вернуться назад

Название статьи: «Внутренний контроль в УДОД»ФИО автора: Маслова Любовь ВячеславовнаПолное наименование учреждения: Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Билибинский районный Центр дополнительного образования» (МАОУ ДО БР ЦДО), г.Билибино, Чукотский автономный округДолжность автора: директор, педагог дополнительного образованияВнутренний контроль в УДОД(методические рекомендации) Предложенные методические рекомендации являются результатом наработки данной проблемы на заседаниях методического совета, а также результатом накопления и обобщения опыта контроля знаний, умений и навыков в системе дополнительного образования творческих коллективов Центра дополнительного образования.-1016041783000Учреждения дополнительного образования в настоящее время проходят путь создания новой системы обеспечения эффективности образовательного процесса. Сохраняя свою самоценность – свободу выбора, многообразие видов деятельности, возможность творчества, дополнительное образование заимствует некоторые формы организации обучения у общеобразовательной школы. Ранее педагогический контроль в дополнительном образовании никогда не выделялся как обязательная форма организации обучения, хотя многообразие видов деятельности обуславливает и многообразие форм педагогического контроля.Проблема контроля является актуальной в связи с необходимостью разработки критериев оценки образовательных результатов в сфере дополнительного образования.Нами сделана попытка выделить педагогический контроль как неотъемлемую часть образовательного процесса и педагогической деятельности, описать и классифицировать известные дидактические формы контроля в дополнительном образовании, обратить внимание на многообразие его форм, помочь педагогам преодолеть шаблоны в построении занятий.Основные понятияДля определения сущности контроля рассмотрим некоторые понятия, касающиеся организации контрольно-оценочной деятельности.«Контроль в узком понимании – изучение и описание состояния процесса в данный момент, сопоставление этого состояния с планируемым или нормативным».«Контроль в широком значении, или комплексный контроль, включает не только оценку состояния процесса в соответствии с нормативными его характеристиками, но и разработку рекомендаций на будущее, коррекцию процесса, помощь педагогу и воспитанникам». (Касьяненко М.Д. Комплексный контроль учебной деятельности. – М.,Сов.педагогика, 1986. - № 10)Цель контроля в широком понимании лежит за пределами контролирующей деятельности и должна совпадать с целью образовательного процесса и задачами управления им.Задачами контроля могут быть:· определение фактического состояния объекта в данный момент времени;· прогнозирование состояния объекта на заданный будущий период времени;· определение причин выявленных отклонений объекта от заданных параметров;· обеспечение устойчивого состояния объекта.Критериями оценки знаний, умений и навыков воспитанников могут быть, например:· уровень предусмотренных программой теоретических знаний ( правильность, полнота, систематичность);· качество выполнения практических работ ( соответствие техническим и технологическим требованиям, правильные приемы выполнения работ);· умение пользоваться инструментами (правильная организация рабочего места, соблюдение правил техники безопасности);· умение объяснить значение, смысл выполняемых работ;· степень самостоятельности в работе;· время, затраченное на выполнение работы.Результаты контроля должны быть основанием для корректировки образовательных программ, прогнозирования содержания обучения, поощрения воспитанников. Выдачи сертификатов и т.д.На основе результатов процесса контроля может производиться процесс оценивания. Для оценки результатов контроля, в зависимости от цели данного контроля, избирается критерий и с его помощью производят оценку объекта контроля.Результат оценивания формулируется или в форме развернутой оценки, т.е. характеристики объекта с точки зрения принятого критерия, или же в форме условного знака, (цвета, флажка, балла в определенной шкале и т.п.), либо в форме отметки. В последнем случае оценка предполагается, но явно не формулируется.Давая определение основным понятиям, мы имеем в виду, что:Знания – совокупность сведений в какой-либо области.Умения – способность человека успешно выполнять данное действие, приобретенная на основе знаний и элементарного опыта. Навыки – автоматизированные элементы умения, получившие, благодаря тренировке, быстроту и точность выполнения.Контроль знаний, умений и навыков – это наблюдение за образовательным процессом с целью проверки знаний, умений и навыков воспитанников, сличение их с эталоном, образовательным стандартом, выявление необходимости корректировки организации обучения.Эталоном является представление субъекта, осуществляющего контроль, о нормативном состоянии объекта контроля, о повторяющихся типических педагогических задачах. Это может быть:· образец выполнения контролируемого действия;· пооперационный состав действия и т.п.В качестве личного стандарта для педагога дополнительного образования может выступать именно его образовательная программа.Субъектом контроля может быть тот, кто, собственно, выполняет контрольно-оценочную деятельность:- педагог;- воспитанники творческого объединения;- воспитанник.Объектами контроля в дополнительном образовании могут быть:· знание понятий, фактов, законов, теорий;· прикладные знания;· соответствие знаний, умений и навыков программе обучения;· соответствие достижений воспитанников нормативным результатам;· уровень и качество изготовляемого творческого продукта;· мастерство, культура, техника исполнения;· степень самостоятельности в приобретении знаний;· развитие творческих способностей и т.д. Функции контроляВ зависимости от целей и задач контроль может выполнять различные функции: ориентирующую, диагностическую, обучающую, воспитательную, развивающую, контролирующую и стимулирующую. Контроль может выполнять несколько функций, но в каждом конкретном случае можно выделить одну-две доминирующие.Ориентирующая функция контроля заключается в том, что его результаты дают возможность педагогу направлять своих воспитанников на преодоление пробелов и недочетов в их знаниях и умениях и дальнейшее продвижение в освоении материала; они позволяют установить достаточность или недостаточность опрошенных знаний воспитанников, подготовленность их к восприятию нового материала. Обучающая функция состоит в том, что с помощью контроля приобретаются, уточняются и закрепляются новые знания и умения; контроль способствует их расширению и систематизации.Диагностическая функция контроля проявляется, если в результате его не только выявляется умение или неумение, но и устанавливаются причины хороших или слабых знаний и умений. Для усиления диагностической функции контроля необходимо при составлении заданий исходить из определенных предположений о причинах выявленных результатов обучения.Развивающая функция контроля заключается в том, что в процессе выполнения заданий воспитанники самостоятельно распоряжаются своими знаниями, применяют свои умения в измененной и новой ситуации, выбирают из суммы имеющихся знаний и умений необходимые в данной ситуации.Воспитательная функция контроля состоит в том. Что он дисциплинирует воспитанников, воспитывает чувство ответственности свою работу. Настойчивость в достижении цели, приучает к систематическому труду, помогает сформировать навык самостоятельной работы.Контролирующая функция проявляется в определении результатов обучения и развития воспитанников; соответствие уровня достижений воспитанников принятым нормам.Стимулирующую функцию в контроле выполняет полная развернутая оценка педагогом результатов работы воспитанников.Управляющая функция контроля позволяет педагогу осуществить точный, правильный выбор содержания, форм, методов, приемов обучения. Требования к организации контроля Эффективность контроля знаний, умений и навыков учащихся в системе дополнительного образования во многом зависит от соблюдения следующих требований:· контроль должен быть систематическим и всеохватывающим, мотивированным и стимулирующим;· контролю следует подвергать все без исключения важнейшие действия каждого воспитанника;· оценивание результатов контроля должно проводиться в сочетании личностного и нормативного критериев;· учет результатов контроля должен быть гласным;· по мере взросления воспитанников контроль педагога должен постепенно заменяться взаимоконтролем и самоконтролем, для чего при изучении каждого действия следует указывать способы его контроля;· критерии, используемые для оценки должны достаточно полно отражать состояние объекта;· формы контроля должны быть разнообразными; · важно устанавливать двусторонние отношения для открытого обсуждения проблем, возникающие в процессе контроля;· контроль должен выступать как элемент методической помощи воспитанникам.Алгоритм контроляПредложенный алгоритм контроля носит общий характер и его использование зависит от целей, функций контроля, специфики объекта.1. Определение объекта и субъекта контроля, т.е. определение того, что необходимо проконтролировать: знания, умения. Навыки воспитанника или умение ими пользоваться в различных ситуациях, а также кто будет осуществлять контроль.2. Определение цели или результата контроля: оценку деятельности воспитанника, отметку, оценку деятельности педагога. Оценку выбранного метода обучения, достаточность содержания учебного материала, предложенного к усвоению, правильность определения форм организации обучения и т.д.3. Определение технологии контроля или последовательности его операций, этапов проведения контроля.4. Определение средств контроля, с помощью чего осуществляется контроль: экзаменационные билеты, использование ТСО и т.п.5. Собственно контроль – осуществление намеченной технологии контроля.6. Оценка результатов контроля, соотнесение их с намеченной целью контроля.7. Разработка педагогических мер по повышению качества обучения.8. Оценка действенности используемых мер.9. Корректировка организации контроля с целью его оптимизации. Виды контроляВ педагогической и методической литературе можно встретить различные подходы к классификации видов контроля. По времени проведения контроль может быть предварительным, текущим, итоговым.Предварительный контроль проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки воспитанников, скорректировать учебно-методический план и программу, определить направления и формы индивидуальной работы, т.е. получить необходимую информацию для анализа и совершенствования образовательной программы.Текущий контроль должен определить степень усвоения детьми учебного материала и уровень их подготовленности к занятиям, повысить ответственность и заинтересованность воспитанников в усвоении материала, обеспечить ритмичность и организованность учебной работы, своевременно выявлять отстающих, а также опережающих обучение с целью наиболее эффективного подбора методов и средств обучения.Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее самостоятельное обучение; получение сведений для совершенствования педагогом программ и методик обучения. Можно выделить еще один вид контроля:Прогнозирующий контроль – процесс получения опережающей информации о возможных перспективах учебно-профессиональной деятельности выпускников творческих объединений с учетом потребностей общества и уровня их подготовки. Существует иной вариант классификации видов контроля. В зависимости от цели, поставленной педагогом, можно разделить контроль на:- Диагностический контроль, с помощью которого педагог устанавливает уровень развития у воспитанников психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения и т.д.), умений, навыков и т.п. В этом случае оценочный процесс хотя и производится педагогом, но его результаты педагог может и не сообщать детям, чтобы не травмировать их. Показателями диагностики могут служить:· уровень развития познавательных возможностей и способностей детей;· скорость продвижения в овладении знаниями и способами деятельности;· соотношение успеваемости и затраченных усилий;· уровень знаний, умений и навыков;· склонность к занятиям какой-либо деятельностью;· мотивы прихода ребенка в творческое объединение;· интересы ребенка в свободное время и т.п.- Констатирующий контроль, с помощью которого педагог устанавливает факт выполнения воспитанниками какого-либо задания, наличие каких-либо навыков. Умений и т.п. в этом случае результат контроля выражается в форме такой оценки, «есть-нет», «имеется-не имеется» и т.п. Возможно использование отметок в форме «+», «-« и др. Корректировка в данном случае состоит в выполнении задания. Если оно не было выполнено, а также в приобретении или выработке навыка или умения, наличия чего не было установлено.- Проверяющий контроль, с помощью которого педагог выясняет как овладели воспитанники каким-либо знанием. Умением, навыком. При таком контроле оценка может производиться на основе следующих критериев: · нормативный критерий, результат контроля оценивается с точки зрения установленной нормы (образца) проверяемого объекта;· сопоставительный критерий, результат контроля одного воспитанника сравнивается с результатом другого;· личностный критерий. Результат контроля воспитанника сравнивается с прошлыми результатами этого же воспитанника и тем самым устанавливается динамика его продвижения в овладении проверяемыми знаниями, умениями и навыками. Личностный критерий дает возможность судить о продвижениях, приращениях в развитии каждого воспитанника. Формы контроля знаний, умений, навыковСпецифика деятельности учреждения дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля. Можно, например, по итогам пройденной темы провести устный опрос по карточкам, а можно – «Турнир знатоков», «Устный журнал», «Аукцион знаний». Здесь важно то, что содержание контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном материале. необходимо включать эмоционально-нравственный и действенно-практический опыт участников образовательного процесса.В настоящее время нет методической литературы, в достаточной мере излагающей формы педагогического контроля, приемлемые для дополнительного образования, тем более не существует методики его проведения. Частично решить проблему педагогического контроля в сфере дополнительного образования может методика коллективно-творческой деятельности и технология игровых форм обучения.Практика показывает, что в некоторых случаях необходимо использовать формы педагогического контроля (экзамен, зачет, собеседование, защита, смотр и др.), успешно применяемые в общем, профессиональном и высшем образовании.Успех педагогического контроля будет зависеть от правильного сочетания организаторских и педагогических приемов и средств, грамотного выбора форм.ВЫСТАВКА. Форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей воспитанников. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или творческий приз. Выставка является инструментом поощрения воспитанников.ДИКТАНТ. Форма представляет собой систему контрольно-диагностических заданий, содержащих широкий набор признаков, из которого воспитанники самостоятельно выбирают те, которые им необходимы для описания того или иного объекта (предметаЗАЧЕТ. Форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета воспитанники выполняют контрольные индивидуальные задания (теоретические и практические) в устной или письменной форме. Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах. Проводиться фронтальная беседа со всем коллективом. Введение системы зачетов предполагает специальное планирование педагогом изучения отдельных разделов программы (тем. Блоков) и выделение времени в образовательном процессе для проведения зачетов.ИГРЫ. Виды игр для детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют развитию внимания, памяти, творческого воображения, аналитических способностей, воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатое дело до конца.В познавательных играх на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, поэтому содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности учащихся.Различные виды учебных игр помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки.КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ. Форма итогового (иногда текущего) контроля, проводится с целью определения уровня усвоения содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе; выявления наиболее способных и талантливых детей. Может проводится по любому виду деятельности и среди разных творческих продуктов: рефератов, изделий, рисунков, показательных выступлений и т.д. по результатам конкурса, при необходимости, педагог может дифференцировать образовательный процесс и составить индивидуальные программы обучения.КОНСУЛЬТАЦИЯ «ТРИДЦАТЬ ВОПРОСОВ». Такая форма консультации служит дополнительным средством диагностики текущего состояния ЗУНов воспитанников накануне тематического контроля.Воспитанники делятся на группы на пять-шесть человек. группам предлагается за 10 минут составить и записать по тридцать вопросов педагогу, относящихся к данной теме. Дается очень мало времени, что является важным моментом. Работа в «цейтноте» заставляет подростков входить в бессознательный режим – в этом случае вопросы отражают реальное актуальное состояние знаний по изученной теме. Вопросы записываются на отдельном листе.После того, как выделенное время пройдет, устраивается нечто похожее на эстафету. Для удобства каждая группа называется командой и ей присваивается номер. В каждой команде выбирается спикер, который будет говорить от имени остальных.Первая команда задает первый вопрос. Спикер второй команды отвечает, при необходимости члены команды могут ему помочь. Педагог говорит: «От себя добавлю…» и консультирует по затронутому вопросу, расширяя его, выстраивая в систему. Остальным командам предлагается зачеркнуть в своих списках номер вопроса, который обсуждался, если таковой у них имеется. Теперь спикер второй команды задает первый незачеркнутый вопрос из своего списка. Отвечает спикер третьей команды. Учитель «добавляет от себя». Вопрос вычеркивается из всех списков. И так далее. Опыт показывает, что больше одного командного круга не получается: работа быстро переходит в такую стадию, когда на вопросы отвечает только педагог, добиваясь всех тех целей, которые ставились перед консультацией.Такая форма позволяет получить педагогу очень полезную и почти не искаженную информацию.КРОССВОРД. Кроссворд – задача, построенная на пересечении слов. В клетки, начиная от числового обозначения, нужно вписать ответы к предложенным значениям слов. Загадываются имена существительные в именительном падеже единственного числа. В зависимости от уровня подготовленности воспитанников дается подробное или краткое объяснение термина. Значения слов лучше смотреть в словарях и энциклопедиях.ОЛИМПИАДА. Форма итогового контроля. Проводится с целью выявления наиболее способных и подготовленных детей. Это своеобразный смотр знаний, умений и навыков, который представляет из себя, как правило, логическое сочетание различных творческих конкурсов.РЕФЕРАТ. Реферат – объемная работа описывающего характера, итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой. Освещает имеющийся практический опыт и отражает точку зрения автора. Работа над рефератом может включать в себя:4287520203835001. Наработку теоретического материала по заданной теме (история развития, отличительные особенности и др.) по схеме:· название· развернутый план· изложение темы· библиография· приложения2. Разработка авторского изделия (эскиз, выкройки, технология изготовления и др.)3. Практическое выполнение.РЕЙТИНГ. В переводе с английского – оценка, класс, разряд.Введение рейтинга позволяет педагогу оценивать рост воспитанников как в ходе занятий, так и далее год за годом, следя за их развитием.Рейтинг является как бы математической оценкой всей деятельности воспитанника. На определенном этапе рейтинг может служить критерием оценки степени талантливости воспитанника.355409516891000Основные критерии, по которым производится расчет рейтинга:· оценка практической деятельности;· оценка выполнения тестовых контрольных работ;· изготовление копий (воспроизвести за педагогом или скопировать с оригинала);· оценка выполнения учебных заданий;· оценка выполнения домашний заданий или заданий, выполненных воспитанниками самостоятельно. Вне творческого объединения и т.п.За усвоение каждой темы воспитанник получает соответствующую сумму баллов. Баллы могут проставляться как в конце темы, так и по мере ее прохождения.Для воспитанников старшего школьного возраста введение рейтинга, который будет представлять среднее арифметическое из оценки педагога, самооценки и оценки товарищей по учебной группе. Для того, чтобы эти три составляющие рейтинга были равносильны между собой, берется средне арифметическое оценки товарищей по группе.СОБЕСЕДОВАНИЕ. Форма входного или текущего контроля. Проводится с целью обстоятельного выявления образовательного и творческого уровня детей, их интересов и способностей как при поступлении в образовательные объединения, так и на отдельных этапах усвоения программы. Может проводиться в форме индивидуальной беседы в сочетании с творческими заданиями, а также в коллективных формах: например, в форме «круглого стола».СМОТР ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ. Форма текшего или итогового контроля. Проводится с целью определения фактического состояния образовательного уровня детей. Строится на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм. Проводится, как правило, в творческой форме: например, «Аукцион знаний», «Рассказ-эстафета», «Пресс-конференция» и т. д. Смотры знаний могут стать традиционными в организации образовательного процесса. В таком случае целесообразно вести экран достижений и результатов учебной деятельности. Смотры знаний, как коллективная деятельность, способствуют формированию положительного психологического климата в коллективе, а также развитию творческих способностей детей и подростков.ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ. Форма итогового контроля. Направлена на подведение итогов работы творческого объединения, определение уровня соответствия знаний, умений и навыков образовательному стандарту, на выявление уровня развития творческих способностей детей и подростков. Может проводиться по итогам изучения конкретной темы или после прохождения всего курса обучения. Представляет из себя индивидуальные или коллективные творческие формы, например: концерт, презентация, фестиваль идей и т.д. Чаще всего проводится в объединениях художественного, эстетического и прикладного направлений, но может применяться в любом профиле дополнительного образования. Отчет способствует развитию творческих способностей детей, раскрытию их возможностей, развитию активности и самостоятельности.ТВОРЧЕСКАЯ КНИЖКА ВОСПИТАННИКА. Форма текущего контроля. Вводится с целью фиксации: творческих достижений каждого ребенка, педагогического анализа реализации образовательной программы и потенциальных возможностей обучающихся, приобщения детей к самостоятельной деятельности, прогнозирования развития личности. Творческую книжку лучше выполнить типографским способом «с учетом длительного использования», т.к. она должна вестись на протяжении всего срока обучения. В творческой книжке могут записываться: выполненные творческие задания по программе обучения или самостоятельно сверх программы (творческие работы, рефераты, макеты, модели, рисунки, упражнения, выступления и т.д.), призовые места на конкурсах, смотрах, олимпиадах, соревнованиях, выставках и т.п. записи в творческой книжке систематически обобщаются педагогом и доводятся до сведения воспитанников и их родителей. Творческая книжка может храниться как у ребенка, так и у педагога. Она выдается ребенку по окончанию полного курса обучения.  
X

x