Всего представлено работ: 244100

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Новикова Зинаида Владимировна

Здоровьесберегающая среда в ДОО

скачать документ

Вернуться назад
Здоровьесберегающая среда в ДОО
Новикова Зинаида Владимировна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №94 «Забава» города Калуги (МБДОУ №94 «Забава» г. Калуги)
Воспитатель

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в современном обществе является, как никогда, актуальной и обусловлена тенденциями развития российского образования, связанными с созданием здоровьесберегающих и здоровьетворящих технологий; статистическими данными системы здравоохранения, фиксирующими состояние здоровья воспитанников. Здоровье человека в периоде раннего и на протяжении всего дошкольного детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Снижение уровня здоровья детей дощкольного возраста объясняется не только генетическими параметрами, но и состоянием среды развития и воспитания ребёнка. Это подтверждают не только медицинские (М.В. Антропова, М.М. Безруких, С.М. Громбах, Д.И. Зелинская, Ю.П. Лисицын, А.Г. Хрипкова), но и педагогические исследования (Л.В. Абдульманова, В.А. Петровский, Р.Б. Стёркина, Р.М. Чумичёва) влияния здоровьесберегающей среды на здоровье воспитанников. По мнению И.И. Брехмана, формирование у человека индивидуального способа здорового образа жизни с раннего детства является приоритетной задачей педагогической науки [1]. Введение в педагогическую науку понятия «здоровье ребёнка» становится общепризнанной ценностью и обеспечивает развитие педагогических исследований на поиск оптимальных условий воспитания у ребёнка ценностного отношения к здоровью и проектированию условий его сохранения. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, которое, на наш взгляд, в первую очередь, зависит от компетентностей педагога проектировать здоровьесберегающую среду дошкольной организации адекватной детскому возрасту и состоянию здоровья ребёнка.
Данные вопросы стали предметом изучения в работах Л.В. Абдульмановой, В.И. Бондина, В.В. Колбанова, Н.К. Смирнова, А.Г. Сухарева, Л.Ф. Трохимчук, А.Г. Трушкина. Авторы исследований предлагают различные пути сбережения здоровья детей в образовательной организации – физическое воспитание (В.И. Бондин, А.Г. Трушкин), валеологизация образовательной среды и учебного процесса (Т.И. Бабенко, А.Г. Дрижика, Г.К. Зайцев, В.П. Казначеев, Н.К. Смирнов), двигательная активность (Л.В. Абдульманова, Б.Б. Егоров, Н.Т. Лебедева), индивидуальный подход к ребёнку (И.А. Аршавский, М.В. Корепанова), гуманизация образовательного процесса (М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, Т.Н. Тарасова), проектирование здоровьесберегающей среды (М.М. Безруких, Р.М. Чумичева, И.С. Якиманская, Е.А. Ямбург) [2].
Создание безопасной и здоровьесберегающей среды воспитания и развития ребёнка, также является одним из направлений национального проекта «Образование». Сегодня, быть здоровым становится престижным, поскольку позволяет человеку в полной степени реализовать свои возможности (физические, интеллектуальные, нравственные, духовные). В связи с этим, на данном этапе развития современного общества актуализируется проблема дошкольного образования и его возможности в социальном, культурном, физическом, нравственном оздоровлении детей.
Новое время предъявляет новые требования к качеству образования, модернизация которого не только государственное требование, но и условие развития общества. Условия его выживания в постоянно изменяющихся, непредсказуемых условиях.
Наличие причинно-следственной зависимости в системе «здоровье детей – среда образовательной организации» сегодня приобретает особую актуальность, во-первых, в связи со стойкой тенденцией ухудшения состояния здоровья детей, а также его качества в России за последние десятилетия, а, во-вторых, с теми инновационными процессами, которые сегодня происходят в образовании. Как следует из «Концепции модернизации российского образования», обновление образования заключается не только в повышении качества образования и совершенствовании его структуры, но и в укреплении здоровья участников образовательного процесса [3].
Но, несмотря на наличие многообразных парадигм образования – личностно-ориентированной, культуросообразной, пространственной, системно-синергетической, - актуализируется вопрос о проектировании образовательной среды, как условия сбережения здоровья воспитанников, создающей оптимальные и соответствующие ребёнку дошкольного возраста возможности для самореализации. При этом, анализ существующих в системе дошкольного образования программ обучения, воспитания и развития воспитанника показал, что далеко не все программы в полной мере раскрывают содержание, технологии и среду сбережения здоровья детей. Также, недостаточно эффективно используются возможности организационно-структурных форм и условий сбережения здоровья воспитанников, а научно-методическое обеспечение процесса развития ребёнка не предусматривает основы проектирования образовательного процесса как здоровьесберегающей среды.
Так как дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, то сочетание обучения воспитанников с приёмами совершенствования и сохранения здоровья, несомненно, приведёт к положительным результатам.
Только здоровый ребёнок может быть успешным в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована оздоровительная работа с воспитанниками, насколько эффективно используются для этого условия дошкольной организации, зависит здоровье ребёнка. Поэтому, усилия работников нашей дошкольной образовательной организации сегодня полностью нацелены на оздоровление воспитанников, культивирование их здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая среда в нашей дошкольной образовательной организации представляет собой систему, состоящую из воспитательно-образовательного процесса, социального и предметного компонентов, через которые педагогический коллектив обеспечивает всесторонние развитие воспитанников посредством педагогических здоровьесберегающих технологий.
При этом работа по созданию здоровьесберегающей среды у нас в ДОО строится на основе комплексного подхода, направленного на всесторонние развитие личности ребёнка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольной организации и семьи.
Следует отметить, что в нашей дошкольной организации здоровьесберегающая среда создана с учётом индивидуально-дифференцированного подхода. В организации функционируют физкультурный зал, музыкальный зал, медицинский кабинет, изолятор, физкультурная площадка, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда. Которые, в свою очередь, оснащены всем необходимым для организации работы с детьми по их физическому воспитанию и оздоровлению.
В группах так же созданы здоровьесберегающие условия: непрерывная образовательная деятельность строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, высвобождено пространство для организации двигательной активности воспитанников, созданы спортивные уголки с нетрадиционным и физкультурным оборудованием, что позволяет в полной мере проводить индивидуальную и фронтальную работу.
Во всех группах имеется «Дорожка здоровья», которая составляется в виде эстафеты, из различных спортивных и импровизированных предметов, помогающих включить в работу все группы мышц, а также способствующих массажу стоп и профилактики плоскостопия (В.С. Лосева): это коврики резиновые и шерстяные, лотки (наполненные фасолью, галькой), ребристые доски, а также, разнообразные нетрадиционные приспособления, используемые для физических упражнений.
В оформлении групп и подборе игрового материала воспитатели опираются на концепцию Н.Н. Ефименко «Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике». Всё это способствует более эффективному развитию двигательных навыков, становлению психических функций, эмоциональному благополучию.
Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Следует обратить внимание на то, что только тогда, когда в дошкольной организации будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, а также формирование культуры здоровья.
Таким образом, правильно и педагогически грамотно организованная здоровьесберегающая среда в дошкольной образовательной организации способствует тому, чтобы дети были здоровыми, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту, уровня физического развития.
Используемая литература
http://bookucheba.com/paaqe/brexman/ist/ist-8-idz-ax245-nf-1.html от 21.04.2013
http://festival.1september.ru/articles/419288/ от 21.04.2013
http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/sovremennye-zdorovesbereqayushchie-tehnoloqii-v-dou от 21.04.2013

X

x