Всего представлено работ: 243826

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Пономарева Наталья Анатольевна

Особенности развития коммуникативных компетенций и общения детей шестого года жизни

скачать документ

Вернуться назад

Особенности развития коммуникативных компетенций и общения детей шестого года жизни МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 100» г. Перми.Пономарева Наталья Анатольевна (воспитатель) Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что в дошкольном возрасте каждый этап развития имеет определенные особенности. Особенности содержит и общение детей, которое реализуется с помощью различных умений действовать, общаться. Уже в дошкольном возрасте дети обладают определенными коммуникативными компетенциями, то есть они способны решать средствами языка некоторые актуальные задачи общения из своей жизнедеятельности; могут использовать факты языка и речи для реализации целей общения; обладают определенными способами действий, обеспечивающих продуктивное общение. Коммуникативные компетенции включают в себя обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение речевой деятельности, способность решать средствами языка актуальные задачи общения и умение пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения. Коммуникативные компетенции имеют свои составляющие: это речевые действия; сферы коммуникативной деятельности; темы, ситуации общения и программы их развертывания; социальные и коммуникативные роли собеседников; тактика коммуникативности в ситуациях при выполнении программы поведения; типы текстов и правила их построения; языковые минимумы; эмоциональное отношение к партнеру . В различной научной и методической литературе общение часто называют коммуникацией, коммуникативность. Коммуникативность – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Коммуникация, в дословном переводе, акт общения между людьми посредством передачи символов, целью которой является взаимопонимание. Психологи определяют коммуникативные компетенции, или способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими (Я хочу!); умение организовать общение (Я умею!), включающее умение слушать собеседника, умение социально переживать, умение решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (Я знаю!). Существует немало различных определений термина «общение». Общение - это очень широкое и емкое понятие. Общение многогранно; оно имеет много видов и форм; его можно наблюдать повсюду. Например, с позиции деятельностного подхода – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождающий потребность в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, план взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Если рассматривать педагогическое общение, то это есть форма учебного взаимодействия педагога и обучаемых, оно личностно и социально ориентировано и реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции. Для определения сущности общения важным оказывается раз¬виваемое в последние десятилетия представление о его функци¬ональной и уровневой организации (Б.Д.Парыгин, Г.М. Андре¬ева, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов,Л.А.Карпенко, В.Н. Панферов, Е.Ф. Тарасов, Я. Яноушек и др.). Так, определяя общение как «взаимодействие людей, содержа¬нием которого является взаимное познание и обмен информа¬цией с помощью различных отношений, благоприятных для процесса совместной деятельности», В.Н. Панфе¬ров выделил в общении четыре момента: связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение, соответственно наметив и четыре под¬хода к изучению общения: коммуникативный, информационный, гностический (познавательный) и регулятивный. Б.Ф. Ломов описал три стороны (функции) общения: информационно-комму¬никативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную, подчеркивая обязательность собственно ком¬муникативного компонента как приема и передачи сообщения, регуляции поведения и наличие отношения, переживания, т.е. аффективного компонента . Особенно значительна роль общения в дошкольном детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это источник разнообразных переживаний и главное условие его человеческого развития. Общение пронизывает все сферы деятельности детей – игровую, трудовую, учебно-познавательную и бытовую деятельности. Прогрессивное развитие навыков общения, или коммуникативных компетенций, оказывает всесторонние влияние на формирование личности ребенка. Сюда входит понимание и поддержка, ориентированная на потребность ребенка в активной деятельности и достижение успеха в ней, во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, при использовании различных способов общения; сформированность положительных взаимоотношений между партнерами по общению, организация совместной деятельности, когда возникает необходимость помочь партнеру, порадоваться его успехам, получить поддержку. Для того чтобы ближе понять суть исследуемой проблемы, необходимо обратиться к характеристике общения детей шестого года жизни, при этом опираясь на труды исследователей. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, В. А. Горяниной, М. И. Лисиной, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. С. Мухиной и других отечественных психологов и ученых, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его индивидуализации и социализации, формирования личности. В дошкольном возрасте существует две сферы общения детей – со взрослыми и со сверстниками. Их роль в жизни детей различна и общение со взрослыми и сверстниками также развивается различно, но обе эти сферы необходимы для нормального формирования личности ребенка. Общение со взрослым имеет особое, исключительное значение для ребенка на каждом этапе детства. Но особенно важно оно в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. В общении детей со взрослыми складываются определенные формы общения. При нормальном развитии каждая из форм складывается в определенном возрасте. Классификации форм общения рассматривали такие ученые, как Рузская А. Г. и Лисина М. И. Первая – ситуативно-личностная форма общения возникает на втором месяце жизни и остаётся единственной примерно до 6 - 7 месяцев жизни. Во втором полугодии формируется ситуативно-деловое общение со взрослым, в котором главным для ребенка является совместная игра с предметами. Это общение остается ведущим до 3 - 4 лет. В возрасте 4-5 лет ребенок овладевает активной речью – единственным и универсальным средством, позволяющим человеку создавать устойчивые образы и представления о различных предметах и явлениях окружающего мира. В этом возрасте общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации, называется внеситуативным. Сначала появляется внеситуативно–познавательное общение – ребенок может разговаривать со взрослым на отвлеченные темы. А к концу дошкольного возраста возникает речевое общение со взрослым на личностные темы – внеситуативно-личностное общение. При нормальном ходе развития внеситуативно-познавательное общение складывается примерно на пятом - шестом году жизни. Познавательное общение происходит тогда, когда ребенок хорошо владеет речью, разговаривает со взрослым о вещах, не находящихся в поле его зрения; если он любознателен, стремится понять и объяснить мир и задает с этой целью множество различных вопросов. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. Детей этого возраста интересует всё: почему зайцы убегают от людей, где зимуют насекомые, из чего делают стекло и т.д. ответы на вопросы детям дает взрослый. Он становится для дошкольников главным источником новых знаний о предметах и явлениях, событиях, происходящих вокруг. В этом возрасте детям очень важна оценка взрослого. При этом ребенок испытывает потребность в уважении взрослого его ответов, которая выражается в обидах на его замечания и отрицательные оценки. Если же взрослый слишком часто делает замечания, постоянно подчеркивает неумение или неспособность к какому-нибудь занятию, у последнего пропадает всякий интерес к этому делу. Хорошим способом научить чему-то дошкольника, привить ему интерес к какому-то занятию является поощрение его успехов, познавательной активности, похвала. Нужно не просто сообщать ребенку интересные сведения, а стараться включить ребенка в разговор, сделать его равноправным участником беседы. Нужно чаще спрашивать детей об их познаниях, наводить на правильные ответы, стимулировать их собственные вопросы . Для детей шестого года жизни не обязательно давать научные обоснования интересующих их вопросов, да и это невозможно сделать. Необходимо просто связать интересующее ребенка явление с тем, что он уже знает и понимает. Такие ответы вполне удовлетворяют дошкольников и способствуют тому, что у них складывается своя, пусть и неполная, картина мира. Итак, для внеситуативно-познавательного общения ребенка со взрослым характерны:•Хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать со взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации;•Познавательные мотивы общения, любознательность, стремление объяснить мир, что проявляется в вопросах детей;•Потребность в уважении взрослого, которая выражается в обиде на замечания и отрицательные оценки . Воспитатель играет наиважнейшую роль в развитии общения детей. Ему необходимо знать, как развивается общение, какие его виды и формы характерны для детей разного возраста, как определить уровень развития общения и компенсировать возможные недостатки. Работая с детьми, важно представлять, как через общение можно развивать мотивы и смыслы детских действий, сознание и самосознание, инициативность и произвольность, и различные психические процессы. В дошкольном возрасте в жизни ребенка все больше места начинают занимать другие дети. В 5- 6 лет ребенок уже знает, что ему нужно общение со сверстниками, он предпочитает их общество. Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми. Первая важная отличительная черта заключается в разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. В общении встречаются и управление действиями партнера, и контроль его действий, и навязывание собственных образов, и совместная игра, и постоянное сравнивание с собой. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование. Столь широкий диапазон детских контактов определяется большим разнообразием коммуникативных задач, которые решаются в этом общении. Если взрослый является для ребенка в основном источником оценки, новой информации и образцом действия, то по отношению к сверстнику он учится выражать свои желания, настроения, требования. Общение со сверстниками требует освоения широкого спектра соответствующих коммуникативных компетенций. Вторая отличительная особенность контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Разговоры со сверстниками, как правило, сопровождаются резкими интонациями, криком, смехом, кривлянием. В общении дошкольников почти в 10 раз больше эмоционально-мимических проявлений и подчеркнуто выразительных интонаций, выражающих эмоциональное состояние, чем в общении со взрослыми. Эта повышенная эмоциональность отражает особую свободу, раскованность, характерную для общения детей друг с другом. Значимость общения, которая выражает степень напряженности потребности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым. Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и в отсутствии жестких норм и правил. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные слова, сочетания слов и звуков, фразы, действия и движения: они жужжат, кричат, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и дают новые названия знакомым предметам, сочиняют разные небылицы. Это имеет большое значение для развития и формирования личности ребенка, так как такое общение со сверстником создает условия для самостоятельного творчества, для проявления индивидуальности. Самобытное, творческое начало ребенка раньше всего и лучше всего проявляется именно в контакте со сверстниками, когда ничего не сковывает и не тормозит активности, никто не дает жестких образцов «как надо» и когда можно, не стесняясь, попробовать себя – на что я способен. Еще одна особенность, четвертая, - это преобладание инициативных высказываний над ответами. Если в разговоре со взрослым ребенок более внимательно слушает и старается ответить на вопросы взрослого, то в общении со сверстником он скорее больше говорит, чем слушает. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстников он в большинстве случаев не поддерживает. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей. Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста, однако содержание, потребности, мотивы и средства общения будут определенными для каждого возрастного этапа . В развитии общения детей существуют три этапа. Эти этапы, по аналогии со сферой общения со взрослыми, были названы формами общения дошкольников со сверстниками. Первой формой считается эмоционально-практическое общение со сверстниками – 2 – 4 год жизни. Особое место в таком общении играет подражание. Дети как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через это чувствуют взаимную общность. Такое взаимодействие дает ребенку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Это общение не регламентировано – дети принимают причудливые позы, визжат, хохочут, прыгают от восторга. Все эти действия сопровождаются яркими насыщенными эмоциями. Эмоционально-практическое взаимодействие создает оптимальные условия для осознания и познания самого себя. Следующая форма общения сверстников – ситуативно-деловая. Она складывается примерно к 4 годам и до шестилетнего возраста. Главным содержанием общения детей в этот период становится деловое сотрудничество. При ситуативно-деловом общении дети заняты одним делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Такого вида взаимодействие и было названо сотрудничеством. Потребность в сотрудничестве становится главной для детей этого возраста . Еще одной важной потребностью обозначается потребность в признании и уважении сверстника. В пяти - шестилетнем возрасте дети часто интересуются у взрослых успехами их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от других детей промахи и неудачи. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду на невнимание или обиды партнеров. Дети постоянно оценивают и часто критикуют друг друга, огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах. Все это позволяет говорить о качественной перестройке отношения к сверстнику, суть которой заключается в том, что дошкольник начинает относиться к себе через другого ребенка. Происходит постоянное сравнение с собой, которое направленно на противопоставление другого себе. Ребенок начинает смотреть на себя «глазами сверстника». Благодаря сравнению своих конкретных достоинств, ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных качеств. Таким образом, в ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало. На этом этапе начинают преобладать речевые средства общения. Дети много разговаривают друг с другом, но их речь продолжает оставаться ситуативной: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в данной ситуации. Важную роль в развитии ситуативно-делового общения берет на себя игра – на этом этапе наступает расцвет ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра становится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Общение в ролевой игре проходит как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений и на уровне реальных отношений, существующих за пределами вымышленного сюжета. В совместной игровой деятельности постоянно происходит переход с одного уровня на другой, дети подчеркнуто меняют голос, манеры, интонации. Это может свидетельствовать о разделении ролевых и реальных отношений, причем реальные отношения направлены на общее для них дело – игру . В становлении общения дошкольников со сверстниками большое значение играет взрослый. Дети еще не способны к организации совместного общения, самостоятельному сопереживанию, взаимопомощи, поэтому необходима правильная, целенаправленная организация детского общения, которую осуществляет взрослый. Он оказывает влияние на организацию совместной предметной деятельности и на формирование их субъектного взаимодействия. Таким образом, переход детей к субъектному, собственно коммуникативному общению становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Он помогает увидеть ребенку в сверстнике такое же существо, как и он сам. Из сказанного следует, что и взрослый и сверстник важны для развития разных сторон личности ребенка. В общении со взрослым ребенок учится говорить и делать, как надо понимать другого, усваивает новые знания. В общении со сверстником учится выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Ребенок получает, усваивает и учится применять различные коммуникативные компетенции. Общение детей 6 года жизни очень эмоционально, оно нестандартно и разнообразно, насыщено творчеством. Дети этого возраста уже хорошо владеют речью, любознательны, при общении могут выходить за пределы существующей ситуации. Они требовательны к своему мнению, им нужно признание и уважение сверстников и взрослых.Список литературы1.Воспитание детей в средней группе детского сада. – М., «Просвещение», 1982 – 256 с.2.Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М., «Логос», 2002. – 384 с.3. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб., 1993. – 250 с.4.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М., «Akademia», 2007. – 256 с.5. Экологическое воспитание дошкольников / под редакцией А. М. Федотовой. – Пермь, 1992. – 287 с.
X

x