Всего представлено работ: 243834

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Черная Виктория Сергеевна

РОЛЬ САМОМАССАЖА В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ

скачать документ

Вернуться назад

РОЛЬ САМОМАССАЖА В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ Одной из основных задач, стоящих перед родителями и педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами: неблагоприятные климатические особенности, ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов,), а также итенсификация процесса обучения. Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения задач улучшения здоровья детей.В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому особенно важно в этот возрастной период воспитывать физическую культуру у ребенка и бережное отношение к своему здоровью. В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей.Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. С профилактической целью возможно проведение самомассажа ежедневно или 1-2 р аза в неделю. Длительность каждого занятия составляет от 15 до 20 минут.Самомассаж головы и шеи укрепляет нервную систему, успокаивает и нормализует сон ребёнка. Можно порекомендовать следующий самомассаж лица и головы, который укрепляет также луковицы волос и усиливает приток крови к головному мозгу.1. Сильным нажатием пальчиков ребенок имитирует мытье головы.2. Затем пальцами, как граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.4. «Догонялки» — сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавишам, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.5. «Конкурс причесок» — ласково, с любовью расчесывает пальцами, словно расческой, волосы.Самомассаж лица для детей позволяет улучшить работоспособность мимической мускулатуры, расслабить её и снизить уровень напряженности.Аурикуломассаж — массаж ушной раковины, который активизирует работу всего организма. Учеными замечено, что, если ребенку 2 — 3 раза в день проводить массаж ушных раковин, он меньше болеет, лучше развивается, нормализуется работа многих систем организма. «Согревание ушек». Большой палец руки заводим сзади ушной раковины и с помощью указательного и среднего пальцев растираем уши от мочек к верхнему краю ушной раковины, затем в противоположном направлении (10 — 12 с).«С днем рождения». Напоминаем ребенку, что при поздравлении с днем рождения принято потягивать именинника за уши вверх с пожеланием расти большим и здоровым. Потягиваем верхнюю часть ушной раковины вверх 7—10 раз.«Возьмем силы от земли». Потягиваем мочку уха 7 — 10 раз.«Чебурашка». Оттягиваем уши в стороны. Устраиваем «конкурс», кто больше всех похож на Чебурашку (7 — 10 с).«Слоник». «Похлопаем» ушками, как слоник в зоопарке. Сначала заворачиваем ушные раковины вперед, затем назад. Каждое движение повторяем 5 — 7 раз.«Наушники». Вначале «разогреваем» ладошки, потерев правую руку о левую в течение 5 —7 с. Затем плотно ладонями закрываем ушные раковины. Выполняем вращение вперед, затем назад. Каждое вращение повторить 5 — 7 раз.«Насос». Плотно придавливаем ладони к ушным раковинам, затем быстро отпускаем. Повторяем 7—10 раз. Это упражнение меняет давление в наружном слуховом проходе, в результате проводится массаж барабанной перепонки уха.«Козелок». Находим козелок, при небольшом надавливании вращаем его вправо, а затем влево (7 — 10 с).Все упражнения проводятся парно, одновременно обеими руками.Рекомендуется делать массаж регулярно. Он стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань. Со временем отступят насморк, кашель, аллергия.Выбирая комплекс упражнений для самомассажа, не забудьте и о других частях тела. Музыкальные комплексы самомассажа для дошкольников позволяют проводить работу по регуляции деятельности всех внутренних органов, укреплению иммунитета и нервной системы.Очень много упражнений самомассажей проводятся с использованием нетрадиционных материалов: катание грецкого ореха, ребристого карандаша, прищепки, бигуди и т.д.Самомассаж пальцев детьми позволяет улучшать мозговую активность и ускоряет психологическое развитие ребёнка. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. На ладонях ребенка есть зоны, которые связанны с внутренними органами и разными частями мозга. Образно можно выразиться так: руки – это человек в миниатюре.МАССАЖ ЛАДОНЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК КОЛЮЧИМ МАССАЖНЫМ МЯЧИКОМ 1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад. 2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням. 3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку). 4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (46 раз). 5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку). 6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 2030 см и поймайте его. 7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (46 раз). 8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.МАССАЖ ШЕСТИГРАННЫМ КАРАНДАШОМ, БИГУДЯМИ•с помощью граненых карандашей, бигудей ребенок массирует запястья,• кисти рук: пальцы, ладони, •тыльные поверхности ладоней, •межпальцевые зоны.•пропускать карандаш, бигуди между одним и двумя-тремя пальцами,МАССАЖ ШИШКАМИ Шишка нам колет ладошки.Мы покатаем шишку немножко.Раз, два, три, четыре, пять,Шишку будем мы катать.Шишку будем мы катать,Раз, два, три, четыре, пять.Я сильнее всех на свете!Буду шишки я сжимать.Буду шишки я сжимать,Буду руки развивать.Левую и правую,Правую и левую.Шишку я в руке держуТо сожму, то разожмуПоиграю с нею –Ладони разогрею.Вот сжимаю правоюВот сжимаю левою.Буду шишки я сжимать,Буду руки укреплять.Как ёжик колется сосна,Её мне шишка не страшна. Шишку в ладонях катаю.С шишкой сейчас я играю.Шишку я на пальчик ставлюИ постукиваю.На другой переставляю -Поворачиваю.По всем пальцам пройду-Шишку переверну.От ладони до локтяПокатила шишку я.От локтя и до ладониКатит шишка по дороге.СУХОЙ БАССЕЙНДля этого берется коробка или миска (приблизительно 25 см в диаметре и высотой 12-15 см) и заполняется на 8 см, например, промытым и высушенным горохом, фасолью. Выполняются различные упражнения, руки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения- координированными.Такой самомассаж способствует нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук, формированию произвольных, координированных движений. Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом.ПУГОВИЧНЫЙ МАССАЖ КИСТЕЙ РУК (игры с пуговицами)Коробку (например, из-под обуви заполняем пуговицами, желательно побольше и разного размера) . Благодаря такому массажу мы активируем так называемый «мануальный интеллект», стимулируя кончики пальцев рук, ладони . Таким образом, происходит активизация сенсорно-моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром. Массаж кистей и стоп также активизирует жизненно важные центры организма.Играем в «пуговичное море». Предлагаем ребенку опустить руки в коробку, поводить ладонями по поверхности пуговиц, захватить пуговицы руками, чуть приподнимая и разжимая руки. «Переливаем водичку». Предлагаем ребёнку погрузить руки глубоко в «пуговичное море» и поплавать в нем, попробовать перетереть пуговицы между ладонями, набрать их в горсть и пересыпать их из ладошки в ладошку одной рукой, затем другой, потом обеими .«Ищем ракушки». Предлагаем ребенку захватить «щепотку» пуговиц, отпустить, вытянуть самую большую, маленькую, круглую, квадратную и т.д.«Ловим рыбку». Можно использовать пуговичный массаж и для стоп, выполняя круговые движения, глубоко погрузиться пошевелить пальцами, захватить пальцами и «выловить» из «пуговичного моря» красную или синюю «рыбку» и т.д.МАССАЖ ПРИЩЕПКАМИПрищепка лежит на левой руке, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями.Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкойЛовим указательный палец левой руки и качаемЛовим средний палец левой руки и качаемЛовим безымянный палец левой руки и качаемЛовим мизинец левой руки и качаемМы закончили играть. Пальчики свои встряхни и немного отдохни!(соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем)
X

x