Всего представлено работ: 242072

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: СОЛДАТОВА ИННА АНАТОЛЬЕВНА

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

скачать документ

Вернуться назад

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность. В своей практике используется набор «звуковых карточек», которые очень нравятся детям и сопровождают всё занятие по фонетической ритмике. (см.приложение)Гласные звуки.Звук «А». «Девочка плачет» Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а..», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.Звук «О». «Зуб болит» Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.Звук «У». «Паровозик гудит» И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.Звук «Э». «Мальчик кричит» И.п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Звук «И». «Иголочка» И.п.: руки согнуты в локтях, произнося «и-и-и» в улыбке, от уголков губ «тянем улыбку» указательными пальцами, разводя руки.Звук «Ы». «Медвежонок рычит»И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»). Звук «Ы» произносится сердито.Согласные звуки:Звук «С». «Чайник свистит» Губы растянуты в улыбке. Дети тянут «с-с-с-с», руки согнуты в локтях, попеременно поднимаем вверх и опускаем вниз. Звук «З». «Комарики летят» Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «з-з-з…», дети имитируют полёт комаров. Звук «Ц». «Мальчик просит не шуметь»Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «Ц», дети подносят указательный палец к губам, как бы призывая к тишине. Звук «Х». «Греем ручки»Подносим обе ладошки ко рту и дышим на звук «х-х-х» .Звук «Ш». «Змейка ползёт»Губы вытягиваем вперёд. Произнося «ш-ш-ш…», быстро трут ладошки друг о друга.Звук «Ж». «Жучок летит» И.п.: руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж-ж…», дети совершают быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяют движение с разжатыми пальцами. Звук «Щ». «Мячик спускает воздух»И.п.: руки согнуты на уровне груди, локти внизу, ладони от себя. Коротко и многократно произнося звук «Щ», дети ритмично двигают руками вперёд – назад.Звук «Ч». «Девочка просит не шуметь»На звук «ч-ч-ч» подносим указательный палец к губам, имитируя тишину.Звук «Л». «Пароход гудит»Закусив кончик языка дети гудят как пароход «л-л-л», при этом покачиваясь вправо – влево.Звук «Р». «Собачка рычит»И.п.: произнося «р-р-р-…», дети делают вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные.Звук «Д». «Пулемёт»Губы растянуты в улыбке. Дети быстро произносят «д-д-д», при этом руки сжаты в кулачки и быстро, поочерёдно отталкиваем каждый кулачок от себя.Звук «Т». «Молоточек»Губы растянуты в улыбке. Дети произносят «т-т-т», при этом ударяя кулак о кулак, как будто забивают гвозди.Звук «М». «Коровка»Дети произносят «м-м м-муу», при этом изображая коровку (рога)Звук «Н». «Лошадки»Погоняем лошадку «н- н- ноо» и поскакали «щёлкаем язычком»Звук «Б». «Барабан»Дети произносят «б-б-б» при этом указательные пальцы работают как «барабанные палочки»Звук «П». «Лопнул шарик»Дети произносят «п-п-п», при этом работают кисти рук ( из кулачков выпрямляем пальчики)Звук «В». «Вьюга»Дети произносят «в-в-в», при этом выполняя волнообразные движения руками. Звук «Ф». «Задуваем свечку»Дети дует на ладошки на звук «ф-ф-ф».Звук «К». «Пистолет»Дети произносят «к-к-к», при этом руками показываем пистолет.Звук «Г». «Гусята»Ходьба на месте, гогочем как гусята «га-га-га». Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений показывает что:• У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений; • Улучшается фонематический слух; • Нормализуется речевое дыхание; • Формируется умение изменять силу и высоту голоса; • Улучшается ритмико-интонационная сторона речи; • Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков; • Повышается речевая активность детей. Литература:1. Власова Т.М., Пфафенродпг А.Н. Фонетическая ритмика. - М.,1989.2. Волкова КЛ. Методика обучения глухих произношению. - М.,1980.3.КагарлицкаяА.С., Тугова Н.Л., Шелгунова Н.И. Музыкально-ритмические занятия. - М., 1992.4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. — М.: АСТ: Астрель, 2007-270510518160ПРИЛОЖЕНИЕ
X

x