Всего представлено работ: 242009

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Малькова Анжелика Николаевна

"Оценка качества деятельности ОО ДО"

скачать документ

Вернуться назад

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов«Кузбасский региональный институт повышения квалификациии переподготовки работников образования»Факультет повышения квалификацииКафедра проблем воспитания и дополнительного образованияОценка качества деятельности ОО ДО(реферат) Исполнитель: «ДДТ Рудничного района г. Кемерово» Малькова Анжелика Николаевна заведующая отделом, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ДДТ Рудничного района г. Кемерово» Консультант: Кононенко Ольга Семеновна, кандидат пед. наук, доцент, заведующая кафедрой ПВиДО, почетный работник общего образования Кемерово 2018г.Содержание1.Введение……………………………………………………………….32.Основная часть……………………………………………...................83.Заключение…………………………………………………..………..154.Список литературы…………………………………………………...16ВведениеЦель: повышение уровня знаний методиста, заведующего отделом по теме «Оценка качества деятельности ОО ДО».Задачи:Ознакомиться с литературой по данной темеСистематизировать полученные знанияОбобщить опыт работы МБОУ ДО «ДДТ Рудничного района г. Кемерово».Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России.Для того, чтобы лучше понять, о чем пойдет речь в данной работе, обратимся к трактовке некоторых слов.С.И. Ожегов растолковывает следующие понятия:«Критерии – мерило оценки, суждения».«Оценка – мнение о ценности, уровне или значении кого–нибудь, чего-нибудь».«Деятельность – 1. Занятие, труд.2. Работа каких-нибудь органов, сил природы».Несколько иное толкование встречаем в другом словаре:«Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки» [3].Несколько сходно с предыдущими значениями еще одно толкование слова:«Критерий – отличительный признак, пробный камень, мерило» [2].«Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо» [4].Как видим, в расшифровке данных терминов присутствует слово «оценка». Понятие оценки, но уже применительно к образованию, наиболее полно растолковывается в новом Законе об образовании: «Качество образования – это комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям и (или) потребностям заказчика, в т.ч. степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [6].Предположим, что ключевым понятием в данном определении является слово «комплексная», т.к. нельзя по одному критерию составить объективное мнение о работе учреждения.Что же можно предложить в качестве критериев оценки, чтобы это было похоже на «комплекс»?Вернемся к определению качества образования, предложенного в «Законе об образовании в РФ». Поскольку речь в данной работе пойдет об учреждении дополнительного образования, то для нас актуальна вторая часть выражения, в которой говорится о потребностях заказчика, т.к. по отношению к учреждению дополнительного образования не разработаны федеральные государственные стандарты. Кроме того, на пути определения критериев оценки деятельности образовательного учреждения стоит традиционное педагогическое мышление, испытывающее антипатию или даже отторжение, когда в него вторгаются с понятиями, почерпнутыми из производства и бизнеса. Действительно, сложно соотнести такие понятия, как «воспитание», «обучение», «душа ребенка», «нравственные качества» и «заказчик», «потребитель», «качество услуги», «рынок услуг» и т.п.Итак, перед тем, как ответить на вопрос: что и как оценивать в работе образовательного учреждения, необходимо найти ответ на вопрос: а нужна ли эта оценка вообще?Отторжение самого понятия оценки качества деятельности образовательного учреждения, в т.ч. дополнительного образования, заключено в его специфичности, которую можно охарактеризовать следующим образом:- дополнительное образование индивидуализировано, построено в соответствии с интересами учащихся, именно активность детей приведет к высокому качеству работы. Т.е., с одной стороны, учащиеся – потребители образовательной услуги, с другой стороны, именно качество работы каждого из них ведет к качеству работы учреждения в целом;- результатом образовательного процесса является неповторимый продукт в виде образованности. Учреждение дополнительного образования играет в ее формировании значительную, но не единственную роль. Наряду с кружками, секциями в формировании образованности, воспитанности участвуют семья, школа, СМИ. Как определить, где кончается влияние учреждения дополнительного образования и начинается влияние кого-то или чего-то другого?- процесс обучения в учреждении дополнительного образования уникален. Ни одна учебная группа не похожа на другую. Результаты работы во многом зависят от особенностей данной конкретной группы. Нельзя повторить ни успехи, ни достижения в другом детском коллективе, даже реализуя ту же самую программу. Дети уже другие, время уже другое…;- в обеспечении качества образовательной услуги велика роль личности педагога. Неоспоримо, что два педагога, если бы они обучали одних и тех же учащихся по одной и той же программе, никогда не достигли бы одинаковых результатов. Интерес ребенка к дополнительному образованию поддерживается в основном интересом детей к конкретному педагогу. Отсутствие обязательности в обучении в дополнительном образовании приводит к тому, что ребенок никогда не заставляет себя ходить к неинтересному педагогу. Взаимодействие педагога и ребенка всегда строится на основе добровольного сотрудничества, совместной творческой работы, общности интересов. Это стимулирует педагогов искать новые, порой неожиданные элементы занятий, жить интересами детей, понимать их;- отсутствие привычных оценок позволяет каждому ребенку быть успешным в той или иной области творчества. Задача педагога – вовремя увидеть природные задатки ребенка, суметь развить их, на каждом занятии создать комфортные психологические условия, ситуацию успеха. В дополнительном образовании нет «трудных» или «нетрудных» детей. В каждом ребенке, независимо от его успехов в школе, мы видим успешную личность [1].И все же, несмотря на специфику каждого учреждения дополнительного образования, индивидуальность каждого учащегося, разную степень их таланта, способностей, первоначальных умений и навыков, современная жизнь диктует нам свои условия и дает однозначный ответ: оценивать надо, т.к. вопрос оценки деятельности учреждения дополнительного образования – это вопрос о защите потребителей от некачественных образовательных услуг.Следующий вопрос логически вытекает из предыдущего: кто может и должен оценивать деятельность учреждения? Ответ на этот вопрос содержится в Уставе учреждения: «основной целью деятельности Учреждения является реализация дополнительных общеобразовательных программ в интересах личности, общества и государства» [5].Т.о., мы получаем те структуры, в интересах которых работает учреждение, следовательно, они и имеют право и возможность давать оценку. На практике это:- государство в лице органов государственной власти (например, Департамент образования и науки, государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Государственный пожарный надзор, Управление образованием), - учредитель администрация города Кемерово в лице комитета по управления муниципальным имуществом города Кемерово,- родители (законные представители) учащихся, - другие образовательные учреждения, в т.ч. среднего и высшего профессионального образования.Основная частьИтак, когда мы ответили на вопросы – нужна ли оценка деятельности учреждения, кто может давать эту оценку, обратимся непосредственно к главной теме нашей работы. Что же нужно оценивать, т.е., по каким критериям можно судить, качественно ли выполняет свою работу то или иное учреждение?Поскольку нельзя оценить работу лишь одним словом «хорошо» (или «плохо»), надо понимать, что процесс этот довольно трудоемкий, кропотливый, он должен быть корректным по отношению к проверяемому учреждению, максимально учитывающим специфику того или иного учреждения. Для оценки нужно найти те критерии, которые можно объективно оценить. Определимся, что оценка может быть объективной и субъективной; внешней и внутренней.Опыт практической работы позволяет выделить те критерии, по которым может быть дана оценка деятельности учреждения дополнительного образования, причем некоторые из них могут быть одновременно оценены и самим учреждением, и государственными органами.Критерии оценки деятельности УДО3484245153035Критерии оценки00Критерии оценки32461201014730Качество работы педагогического персонала00Качество работы педагогического персонала6247765153035Внутренняя оценка00Внутренняя оценка713740153035Внешняя оценка00Внешняя оценка464756433401000740282954292500182117954292500713740818515-аттестационная комиссияДО и Н КО;- жюри конкурсов профессионального мастерства00-аттестационная комиссияДО и Н КО;- жюри конкурсов профессионального мастерства6247765818515- самоанализ работы;- оценочный лист;- материалы собеседования00- самоанализ работы;- оценочный лист;- материалы собеседования307340012299950058540651229995004647565109855006247765598805мониторинг качества усвоения образовательной программы00мониторинг качества усвоения образовательной программы3305810175260Качество усвоения образовательной программы00Качество усвоения образовательной программы58439053016250033058101307465Личные достижения обучающихся00Личные достижения обучающихся46475658108950030734003041650062477651117600-портфолио учащихся;-оценка деятельности педагогом и другими учащимися00-портфолио учащихся;-оценка деятельности педагогом и другими учащимися7550151117600-жюри конкурсов, выставок, фестивалей;-оценки зрителей, посетителей выставок00-жюри конкурсов, выставок, фестивалей;-оценки зрителей, посетителей выставок31146751550035005854065155003500464756510795000309816510388600058572401038860004670424-318770006250940397510пакет документов для лицензирования учреждения00пакет документов для лицензирования учреждения738505-293370-гос. служба по надзору и контролю в сфере образования КО;-тер.отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;-госпожнадзор00-гос. служба по надзору и контролю в сфере образования КО;-тер.отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;-госпожнадзор3296920154940Оценка условий, созданных в ОУ для проведения образовательного процесса00Оценка условий, созданных в ОУ для проведения образовательного процесса32969201898650Оценка работы административно-управленческого персонала00Оценка работы административно-управленческого персонала46697901061085007385051935480-оценка работы УО;-оценочные листы директора00-оценка работы УО;-оценочные листы директора62509401572895-оценочные листы зам. директора;-оценка деятельности управленческого персонала педагогическими работниками00-оценочные листы зам. директора;-оценка деятельности управленческого персонала педагогическими работниками58572402585720003098165251968000466978928194000032969203112135Оценка качества работы ОУ в целом00Оценка качества работы ОУ в целом7385053119755анкетирование потребителей услуг00анкетирование потребителей услуг30981653446145005910580345757500467106014859000335216569215Ожидаемые результаты:00Ожидаемые результаты:466979050355500- повышение профессионального уровня педагогов;- повышение качества образования;- повышение личных достижений учащихсяИтак, рассмотрим поподробнее некоторые критерии оценки деятельности учреждения дополнительного образования.Качество работы педагогического персонала.Работа педагогического персонала может рассматриваться - самим педагогом (например, самоанализ занятия, анализ работы за полугодие, год, заполнение оценочных листов),- администрацией учреждения (проставление баллов в оценочных листах, анализ занятия, мониторинг эффективности и качества образования, составление рейтинга участия педагога и его воспитанников в различных мероприятиях в течение учебного года). Это внутренняя оценка деятельности.- аттестационной комиссией (во время аттестации педагога на первую и высшую квалификационную категорию),- жюри муниципального или областного этапов конкурсов профессионального мастерства («Сердце отдаю детям», «Я мастер») согласно Положениям о том или ином конкурсе. Это внешняя оценка.В данном критерии - качество работы педагогического персонала – оценка важна не сама по себе. Она ведет к повышению профессионального мастерства педагогов и, как следствие, к повышению качества образования в данном учреждении.2. Качество усвоения образовательной программы.Трудность и неоднозначность оценки данного критерия состоит в том, что по отношению к дополнительному образованию не разработаны государственные образовательные стандарты, нет готовых образовательных программ. В 2006 году были приняты примерные требования к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844)Следующее препятствие – разный уровень подготовки, способностей, таланта каждого обучающегося. Но поскольку этот критерий существует, надо дать ему оценку, учреждение разрабатывает и успешно использует в своей работе мониторинг качества усвоения программы, целью которого является повышение активности и качества обучения, воспитания учащихся, создание условий для развития личности, оптимального выбора образовательного пути. Каждый педагог, основываясь на своей программе, разработал некий набор критериев, их показатели, методы диагностики, частоту диагностирования. В результате проведения диагностики педагог получает материал об усвоении образовательной программы каждым учащимся. Данные анализируются, сравнивается уровень усвоения программы тем или иным ребенком на протяжении всего периода обучения, при необходимости разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей, корректируется степень сложности задания, которое ребенок получает на занятиях. Личные достижения учащихсяПоскольку в учреждении дополнительного образования не является обязательным тестирование по предметам, экзамены или какой-либо другой вид оценки, главным показателем творческого развития каждого ребенка, его активности является участие в конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня (внутри учреждения, муниципальный, областной, региональный и др.). Работы учащихся оцениваются жюри согласно Положения о том или ином конкурсе. Результатом участия становятся призовые места, растет самооценка ребенка и, конечно же, его желание учиться дальше, совершенствовать свои умения и навыки.Сознательное желание ребенка учиться приводит к стабильности детского коллектива и, как правило, к новым победам и достижениям. Оценка условий, созданных в образовательном учреждении для проведения образовательного процессаЭтот критерий можно назвать одним из главных, т.к. во многом от него зависят те условия, в которых персонал работает, а учащиеся получают знания. Прошли те времена, когда дети могли заниматься в подвалах и в других приспособленных помещениях. Дополнительное образование не предъявляло особых претензий к педагогам в плане их образования. Главное, чтобы человек был увлечен своим делом и мог передавать свои знания детям.С тех пор, как учреждения дополнительного образования начали лицензировать, значительно изменились требования к санитарным нормам, к вопросам безопасности образовательного процесса, изменились требования и к педагогическому персоналу. Этот критерий - оценка условий, созданных в образовательном учреждении для проведения образовательного процесса, оценивается на муниципальном уровне представителями территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Кемерово, государственного пожарного надзора. Только после получения положительного заключения этих служб учреждение готовит пакет документов на получение лицензии в государственную службу по надзору и контролю в сфере образовании Кемеровской области.Кроме того, Кузбассобрнадзор осуществляет проверку деятельности учреждения в межлицензионный период и выносит свое решение по итогам проверки.Осуществление контроля и надзора со стороны государственных органов власти стимулирует администрацию учреждения и всех его работников следить за соблюдением условий обучения, уделять большое внимание вопросам безопасности жизни и здоровья всех участников образовательных отношений, выполнению всех предписаний и исправлению замечаний, выявленных в ходе проверки.Оценка работы административно-управленческого аппаратаНи для кого не секрет, что качество работы учреждения во многом зависит от качества работы администрации, его знаний в области управления персоналом, личных качества и т.д.Работа административно-управленческого аппарата оценивается как внутри учреждения (оценочные листы заместителей директора), так и Управлением образования (оценочный лист директора).В этих листах предусмотрена оценка субъективная (работник сам оценивает свою работу) и объективная, когда баллы проставляет специалист и начальник Управления образованием. Кроме того, у каждого педагогического работника есть возможность оценить работу администрации во время подведения итогов года. Результатом качественной работы административно-управленческого аппарата становятся высокие результаты работы всего образовательного учреждения.Оценка качества работы образовательного учреждения в целомИтак, каждый участник образовательного процесса старался как можно качественнее выполнить свою работу. От усилий каждого человека напрямую зависит результат общей работы, имидж учреждения, его способность конкурировать с другими учреждениями. Ежегодно Департамент образования и науки Кемеровской области проводит анкетирование среди родителей, учащихся и педагогов по вопросу качества образовательных услуг, предоставляемых тем или иным учреждением. Анкеты анонимные, человек оценивает работу по нескольким параметрам. Так из мелких-мелких ручейков деятельности каждого человека рождается образ учреждения в целом, его имидж, его потенциал, популярность среди обучающихся, рейтинг среди других учреждений.ЗаключениеНесомненно, что каждое учреждение должно нести ответственность за качество своей работы. Силен тот коллектив, в котором каждый сотрудник лично отвечает за качество своей работы и работы учреждения в целом. А оценку деятельности в любом случае поставит потребитель образовательной услуги. Чем выше эта оценка, тем более востребованным будет учреждение, тем более устойчиво оно будет работать и «зажигать новые звезды» на небосклоне дополнительного образования.Итак, в процессе работы была изучена литература по данному вопросу, учтены мнения разных авторов, систематизирован изученный материал, реальная работа учреждения описана с точки зрения полученных знаний.Полученные знания помогли разработать критерии оценки качества ОО ДО.Материал данной работы будет использован для подготовки и проведения тематического педагогического совета, организации работы административного, педагогического персонала по вопросу оценки качества работы МБОУ ДО «ДДТ Рудничного района г. Кемерово».Мной как заведующей отделом будет продолжено изучение данной темы с учетом появления новых нормативных документов, знакомства с опытом работы других ОО ДО и использование этих знаний для организации работы по повышению качества работы учреждения. Список литературы и источников:Малыхина, Л.Б. Методика оценки качества деятельности УДОД [Текст]/Л.Б. Малыхина// Внешкольник.-2014.- № 3.- С. 11-14.Надель-Червинская, М.А. Толковый словарь иностранных слов [Текст]/М.А. Надель-Червинская, П.П. Червинский.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.-608 с.Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст]/ С.И. Ожегов.- М.: Рус. яз., 1989.-750 с.Словарь иностранных слов и выражений [Текст]/Сост. Е.С.Зенович.-М.: Олимп, 2016.-608 с.Устав МБОУ ДО «ДДТ Рудничного района г. Кемерово»Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годыПриказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660) http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
X

x