Всего представлено работ: 242030

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Смелова Наталия Анатольевна

Сценарий детско-родительского клуба «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся»

скачать документ

Вернуться назад













Сценарий детско–родительского клуба


«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся»

(Старшая группа)














Составила:
Смелова Н.А.
учитель-логопед МАДОУ«Мальвина»








2018 г.

Цель: дать родителям знания, которые помогут им «повернуться лицом» к ребёнку, заложат умение самокритично оценивать собственные воспитательные воздействия, смотреть на ситуацию глазами ребёнка; научить родителей методам и приёмам, применяемым на логопедических занятиях в дошкольном учреждении.

Оборудование и наглядность:
- за две недели до начала собрания провести анкетирование родителей;
- подбор педагогической литературы по проблемам воспитания ребёнка с нарушениями речи для родителей;
- выставка игр и пособий по преодолению речевых нарушений у детей;
- демонстрационный материал для показа фрагмента занятия;
- памятки для родителей.

Подготовительная работа:
- за две недели провести анкетирование (приложение № 1) родителей;
- подобрать педагогическую литературу по проблемам воспитания
ребёнка с нарушениями речи для родителей;
- подготовить игры и пособия по развитию речи (приложение № 3);
- подготовить демонстрационный материал для показа фрагмента
занятия;
- по числу родителей заготовить Памятки и раздать их в конце встречи.

Ход встречи:
Родителей в зале встречает логопед, который:
- предлагает методическую литературу по развитию речи детей, знакомит с новинками книжного рынка по данной тематике;
- напоминает об особенностях показа фрагмента занятия, его цели; на что следует обратить внимание;
- благодарит за полные и искренние ответы на анкету, кратко резюмирует полученные сведения.
- показ фрагмента занятия логопеда с детьми подготовительной к школе группы (приложение № 4).
- Слово психологу. Беседа – диалог с родителями на тему «Как наше слово отзовётся» (приложение № 5).
- ответы на вопросы родителей (логопед, психолог).
- В конце занятия родителям предлагаются памятки (приложение № 6, 7) «Что необходимо знать и уметь ребёнку дошкольнику».

Продолжительность 55 минут.












Приложение № 1.
Анкета



1. Ф. И. О. родителей _________________________________________________________

2. Задаёт ли вам ребёнок вопросы? Много ли их? К каким областям жизни они относятся (природа, техника, искусство, взаимоотношения людей, спорт и др.)? _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

3. Любит ли ребёнок фантазировать? Каковы темы его фантазий или действий? _____________________________________________________________________________


4. Сочиняет ли рассказы, стихи? Рассказывает ли о переживаниях, пережитых впечатлениях, снах? ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

5. Укажите, кто из членов семьи больше других уделяет внимания ребёнку и как занимается с ним? ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________


6. Удаётся ли вам регулярно читать ребёнку книги? Какие книги любит ваш ребёнок? _____________________________________________________________________


7. Считаете ли вы, что у ребёнка есть творческие способности? Какие?
_____________________________________________________________________________


8. Каким бы вы хотели видеть будущее своего ребёнка? _________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 2
Подбор педагогической литературы
по проблемам воспитания ребёнка с нарушениями речи
для родителей
(новинки)



Приложение № 3
Игры и пособия по развитию речи

1. Слово к слову. 24. Математическое лото.
2. Где звук живёт. 25. Читаем сами.
3. От слова к звукам. 26. Моя квартира.
4. Удивительные слова. 27. Подбери картинку.
5. Расскажи, какие. 28. Запоминай – ка.
6. С какой ветки детки. 29. Логические цепочки.
7. Слово - предложение - рассказ. 30. Подбери картинку.
8. Противоположные по смыслу. 31. Всё о времени.
9. Будь внимательным. 32. Обучающие пазлы.
10. Чей силуэт. «Транспорт»
11. Узнай, что это. 33. Парочки (деревья, злаки,
12. Путаница. Садовые и луговые цветы).
13. Что изменилось. 34. Парочки (птицы).
14. Сколько звуков? 35. Парочки (дикие и домашние
животные).
15. Обведи и раскрась.
16. Удивительные слова. 36. Объёмное лото.
17. Собери картинку. «Осень в лесу»
18. Узнай по форме. 37. Объёмное лото.
19. Будь внимательным. «Зима в лесу»
20. Отгадай слово. 38. Объёмное лото.
21. Логопедическое лото. «Весна в лесу»
22. Кто где живёт. 39. Объёмное лото.
23. Что сначала, что потом. «Лето в лесу»













Приложение № 4.

Фрагмент логопедического занятия
в старшей группе.

Тема. Признаки предметов, выраженные прилагательными

Цель: 1. Закрепление с понятием признак. Соотнесение
с вопросами: какой? какая? какое?
2. Подбор признаков к предметам с помощью вопросов.
3. Выделение признаков с помощью вопросов в отрывках
из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина.
4. Развитие диалогической речи: постановка вопросов к
предметным картинкам и ответы на них.
Оборудование: Серии предметных картинок: от младенца до старушки;
от младенца до старичка.
Сюжетная картина «Семья».
Текст «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина.
План занятия
1. Называние членов своей семьи. Уточнение, что это предметы (живые) и отвечают на вопрос кто? Подбор действия к каждому предмету.
2. Сообщение о том, что кроме слов – предметов (отвечают на вопросы кто? что?)
и слов – действий (отвечают на вопрос: что делает?), есть еще слова – признаки (отвечают на вопросы какой? какая? какое?).
Любимая мама (какая?) - любимая - признак.
Строгий папа (какой?) - строгий - признак.
Маленькое дитя (какое?) -маленькое - признак.
3. Игра «Расставим картинки по возрасту людей»:
а) от девочки до бабушки (старушки) - 1 полоска;
б) от мальчика до дедушки (старичка) - 2 полоска;
в) постановка вопросов и ответы на них (к картинкам на 1 полоске вопросы задаёт логопед, на 2 по аналогии дети).
Кто здесь самый маленький?
Кто молодой?
Какая девочка?
Какая женщина?
Какая бабушка?
Кто большой?
Кто взрослый?
Кто самый старший?
Кто самый младший?
Упражнение в развитии логического мышления, диалогической речи, употреблении признаков.
4. Отгадывание персонажей сюжетной картины «Семья» по данным признакам.
1. Рассматривание картины, называние членов данной семьи, уточнение, что это предметы (живые).
2. Отгадывание членов семьи по данным признакам:
заботливая, трудолюбивая, самая красивая -
сильный, строгий, большой -
добрая, ласковая, старенькая -
маленький, забавный, весёлый -
грамотная, старательная, аккуратная -
5. Физкультминутка.
6. Подбор признаков к предметам (с помощью вопросов):
а) знакомым по предыдущему упражнению:
мама - дедушка -
папа - младший брат -
бабушка - старшая сестра -
б) ученик -
ученица -
воспитательница -
учительница -
в) квартира - крыльцо -
дом - забор -
двор - дверь -
лестница - потолок -
7. Выделение признаков в отрывках из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» с помощью вопросов. Узнавание сказки по отрывкам.

В синем небе звёзды блещут, (В каком небе?)
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зелёный над холмом
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет
Лишь ступил на двор широкий -
Что ж? Под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех
8. Итог.















Приложение № 5
Тема «Как наше слово отзовётся»

«Слова словно кролики, съели всю зелень мира», - писал польский сатирик С.Е. Лец. И действительно, от частого употребления многие слова утратили яркость и насыщенность. Но так было не всегда, и на заре развития человечества слову предавалось магическое значение. Знания передавали в соответствии со строгими ритуалами, скрывая их от непосвященных. Слово всегда обладало силой. Древние говорили, что врач имеет три лекарства – травы, минералы и слово. В книге С.Г. Айрапетова «Здоровье. Эмоции. Красота» приводится такой эпизод, иллюстрирующий силу слова: «И.И. Панаев вспоминает, как личный врач Пушкина А.С., доктор Спасский, словом убил больного. Доктор возвращался от умирающего Пушкина. Больной, к которому он приехал, едва приподнялся на постели, ему было плохо. Схватив за руку доктора, он произнёс: «Скажите мне, есть ли какая – нибудь надежда, доктор? Могу ли я выздороветь?» - «Николай, - ответил Спасский, - да что ж это такое? Все умрём, батюшка Вот и Пушкин умирает. Слышите ли?! Пушкин! Так уж нам с вами можно умереть».
Больной со стоном опустил голову на подушку и умер в один день и почти в один час с Пушкиным».
К счастью, есть и обратные примеры воздействия слова, но нельзя забывать, что «слово не воробей».

Личность человека формируется в общении: это и передача знаний о мире, передача умений, навыков; развитие эмоциональной сферы; формирование личности. Когда родители разговаривают со своими детьми, они передают им нечто гораздо большее, чем просто слова, предложения и правила синтаксиса. Они демонстрируют, как нужно выражать свои мысли и обмениваться идеями с другими. Знакомят ребёнка с понятиями и символами и учат его тому, как переводить сложный мир представлений в слова. Ребёнок овладевает языком и тогда, когда родитель читает ему книжки с картинками. С помощью языка дети узнают, кто они такие и как они должны себя держать с другими людьми. Родители для детей являются объектом познания, источником информации. В речи отображается внутренний мир человека.

На протяжении всего дошкольного периода дети очень быстро пополняют свой словарный запас. К 4 – 5 годам большинство детей овладевают правилами употребления местоимений. Так, например, сознательное употребление ребёнком местоимений в разговоре означает переход от представления о другом человеке к мысли о нём. Развитие речи самым серьёзным образом влияет на умственное развитие ребёнка. Помимо интеллекта как характеристики познавательной активности, речь способствует развитию эмоционального интеллекта – способности понимать свой внутренний мир и грамотно его проявлять.

Чуткость ребёнка дошкольного возраста к речи окружающих требует определённого контроля, внимания к вербальной продукции со стороны взрослого. Речь выполняет ответственные функции в развитии ребёнка и должна быть грамотной, правильной, красивой.





Приложение № 6
Памятка

«Что необходимо знать и уметь ребёнку
дошкольнику»

Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

Знать великих русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н.
Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева и др., некоторые их
произведения для детей.

Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или
прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.

4. Запомнить и назвать 6 – 10 предметов, картинок, слов.

5. Различать гласные и согласные звуки.

Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков с
помощью хлопков, шагов, в словах типа «мак», «дом», «дубы»,
«сани», «осы», «зубы» и т.п.

Уметь внимательно, не отвлекаясь слушать (30 – 35 минут).
























Приложение № 7


Памятка


Все приобретения детства значительны, и богатство их содержания будет зависеть от нас, взрослых.

Самые чуткие, самые близкие ребёнку люди – родители, бабушки, дедушки – помогут ему воплотить реальные явления в сказочные сюжеты, фантазии, домыслы, игру и всегда находятся рядом. Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться, как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития.

Напоминаем вам, дорогие мамы и папы:

- при разговоре с ребёнком слушайте его внимательно, не перебивайте;

- будьте терпеливы при объяснении игр и упражнений;

- объясняйте задания просто и понятно, при этом проявляйте свой
интерес;

- развивайте любознательность и воображение, поощряйте в ребёнке
стремление задавать вопросы;

- поменьше критикуйте и поправляйте ребёнка, замечания делайте с
юмором;

- искренне радуйтесь успехам детей, не скупитесь на награду.

Похвала, поцелуй или рукопожатие – отличное поощрение!

Желаем успехов!
X

x