Всего представлено работ: 242024

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Лаптева Ольга Викторовна

Практико-ориентированный проект по озеленению и благоустройству ближайшей к ДОУ территории «Уголок леса - место для игры, отдыха и познавательного развития детей»

скачать документ

Вернуться назад

Практико-ориентированный проект по озеленению и благоустройству ближайшей к ДОУ территории «Уголок леса - место для игры, отдыха и познавательного развития детей»Руководитель проекта: Лаптева Ольга ВикторовнаОрганизация: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Солнышко» г. Нолинска, Кировской области (МКДОУ детский сад №1 «Солнышко» г. Нолинска, Кировской области)Должность: воспитательАннотацияПредставления о лесе в разнообразных формах пронизывают нашу отечественнуюкультуру и в благоприятных условиях могут сыграть важную роль в формировании основ экологической культуры дошкольников. Одно из таких условий – каждодневное общение детей с представителями естественной лесной флоры в своем непосредственномокружении. В этом отношении уникальную возможность представляет исследованиевозможности создания сообщества естественной лесной флоры в городской среде в форме уголка леса на участке типового городского детского сада.В ноябре 2014 г. была начата работа над созданием уголка леса на участке МКДОУ детский сад №1 «Солнышко» г. Нолинска, Кировской области, которая непрерывно продолжалась до ноября 2016г. Большинство посаженных растений прижилось и успешно адаптировалось к условиям городской среды. В практико-ориентированном проекте по озеленению и благоустройству ближайшей к ДОУ территории «Уголок леса - место для игры, отдыха и познавательного развития детей» в 2015 – 2016 г.г. участвовали дети 4-5 и 5-6 лет под руководством воспитателей – О.В. Лаптевой, Н.М. Олюшиной и О.И. Новоселовой, а также их родители. Координировала работу руководитель проекта, воспитатель – Лаптева Ольга Викторовна.На занятиях в группах дети с удовольствием знакомились по книгам и картинкам стипичными представителями флоры и фауны леса, особенностями их строения и образажизни, а затем закрепляли эти знания, изучая представителей лесного сообщества научастке детского сада. В 2015 г. дети, совместно с родителями, участвовали в посадке деревьев, установке птичьего столба со скворечниками для птиц, посадке травянистых растений (земляника, герань луговая, тысячелистник, колокольчик). В 2016 г. наш уголок леса продолжал развиваться, пополняться новыми представителями лесной флоры, в основном, деревьями и травами для создания образа полноценного лесного сообщества.Главный результат – создание в детском саду базы для проведения наблюдений иразличных экологических занятий с детьми, которые способствуют формированию удетей исследовательской мотивации и интереса к тайнам природы. Благодарянепосредственному общению детей с уголком леса они усваиваютпонятие лесного сообщества и знания о многообразии обитателей леса Средней полосыРоссии. Кроме того, у детей формируются навыки посадки и ухода за растениями, напрактике закрепляются полученные знания о деревьях и травах леса.Мы планируем продолжать работу в этом направлении, расширяя кругисследовательских проектов, для выполнения которых может использоваться такая базакак непосредственно доступный восприятию детей образец лесного сообщества.Руководитель проекта: Лаптева Ольга ВикторовнаУчастники проекта: Воспитатели: Лаптева Ольга Викторовна Олюшина Наталья Михайловна Новоселова Ольга ИвановнаРодители: Брыткова Ирина Александровна Брытков Антон Александрович Ветошкин Виктор Александрович Ерашов Алексей Николаевич Ерашова Светлана Юрьевна Буров Николай Александрович Гоголева Елена Николаевна Матушкина Марина Сергеевна Пашко Ольга Леонидовна Хоробрых Владимир Владимирович Родыгина Елена Вячеславовна Цыпышев Николай Викторович Шитикова Ульяна Николаевна Шитиков Максим Сергеевич Клабуков Иван Сергеевич Бушмелев Сергей Геннадьевич Юхнев Владимир Вячеславович Головешкина Анастасия Леонидовна Головешкин Павел Сергеевич Решетова Мария Викторовна Решетов Иван НиколаевичТип: Практико-ориентированныйВид: ТворческийОсновное направление: Гуманизация среды ДОУ через создание фрагмента участка, по характеру напоминающего лесную среду; благоустройство и декоративное оформление участка, озеленение и оформление малыми архитектурными и игровыми формами территории, создание безопасных условий для жизнедеятельности детей.Сроки реализации проекта: с ноября 2014г. – до января 2017г. (долговременный)Территория охвата проекта: 3000 кв. мОснования для разработки проекта: желание изменить уже сложившуюся среду территории детского сада, создать индивидуальный и стильный облик дошкольного учреждения, соответствующий общим законам организации пространства под открытым небом, интересный детям и родителям, позволяющий более интересно организовать свободную деятельность детей на природе. Цель: Создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе. Задачи: 1. Оборудовать участок ДОУ в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению экологической работы с детьми. 2. Использовать дополнительные возможности (бюджетные и внебюджетные средства, благотворительную помощь) для приобретения оборудования, вовлечь в процесс работы педагогов, родителей, детей, выявить среди родителей деловых партнеров. 3. Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру. 4. Привлечь детей к опытно-исследовательской деятельности. 5. Развивать креативность у сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников. Стратегии реализации проекта: • Создание среды для ознакомления с природой нашего края; • Создание своего «образа» территории МКДОУ №1 «Солнышко»; • Создание комфортных условий для развития личности ребенка; • Активизация творческого потенциала педагогов, детей и родителей. Ожидаемые результаты благоустройство территории в соответствии с приоритетными направлениями деятельности ДОУ:создание условий для отдыха, игры и экспериментирования детей;создание зоны непрерывного озеленения и цветения;привлечение родителей к благоустройству территории; удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;создание своего "образа" территории дошкольного учреждения, имиджа дошкольного учреждения в микрорайоне;повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей;гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).Введение:Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методик, технологий, программ). Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. Все это требует от педагогических работников нового комплекса умений – проектировать развитие образовательной системы и собственной образовательной деятельности. Одной из задач является постоянное совершенствование профессионального мастерства педагогов и как следствие повышение качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. В МКДОУ детский сад № 1 «Солнышко» инновационная деятельность реализуется через групповые тематические проекты, включающие работу педагогов с детьми по основным направлениям: художественно-эстетическому, физкультурно-оздоровительному, экспериментально-исследовательскому или социально-личностному. Актуальность:В соответствии с ФГОС педагоги и специалисты активно осваивают метод проектов. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение. В современной дошкольной педагогике используются интегрированные методы обучения. Особое место занимает интеграция разделов программы, т.е. их взаимопроникновение друг в друга, что способствует развитию творческих способностей детей и их коммуникативных навыков. Такую интеграцию и представляет собой проектный метод. Таким образом, основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание фрагмента участка, по характеру напоминающего уголок нетронутой природы. Основным принципом создания соответствующей среды для детей является выделение ее развивающего начала. Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию. Создание данного проекта ставило следующую цель: инновационная педагогическая деятельность по обновлению воспитательно-образовательного процесса с учётом разнообразной детской деятельности через изменение среды участка детского сада. Проект «Уголок леса - место для игры, отдыха и познавательного развития детей» - это попытка соотнести элементы развивающей среды с целями и задачами новых требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы в конкретном дошкольном учреждении. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром. Гипотеза: мы считаем, что методически грамотная организация развивающей среды не только внутри дошкольного учреждения, но и за его территорией, позволит содействовать развитию психических процессов детей дошкольного возраста, усвоению обязательных знаний, умений, норм, правил, приобщению детей к природе, формированию нравственных и эстетических начал, большей социализации. Для работы над проектом коллектив детского сада провел анализ исходного состояния территории учреждения. Вокруг детского сада имеется зеленое ограждение, что защищает участки от пыли, очищает воздух. Однако, для знакомства с породами деревьев выход за периметр ДОУ с детьми, на значительно отдаленное расстояние, не считаем целесообразным. Проблема: на участках групп нет деревьев и детям негде знакомиться с их особенностями, поэтому необходимо продумать зону для посадки разных пород деревьев. Задача детского сада – создать условия для разнообразных игр, для детского творчества, фантазии. Уголки леса – это уголки относительно нетронутой природы, в которых много деревьев. При создании таких уголков важно помнить, что лес – это не только деревья. В лесах растут разные кустарники и травы. Для успешного экологического развития детей планируется создание уголка нетронутой природы, где растут деревья и растения лесов средней полосы. На территории детского сада планируется установить «птичий столб», который круглый год будет привлекать  пернатых, и позволять вести длительное наблюдение с детьми за птицами. В любое время года птицы смогут воспользоваться домиком, установленным на его верхушке.План реализации проекта: 1 этап: 1) детальное обследование территории; 2) составление карты - схемы создания участка; 3) привлечение родителей к благоустройству территории. 2 этап: Реконструкция имеющегося оборудования и оформление участка в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей: - посадка разных пород деревьев для знакомства детей с их особенностями; - изготовление пеньков-скамеечек для эмоциональной разгрузки детей; - изготовление скульптур малых форм из плоскостных и объемных фигур; - создание условий для экспериментирования и наблюдения. 3 этап: 1) Проведение экологического праздника;2) Создание фотовыставки по итогам работы над проектом;3) Награждение педагогов, родителей, воспитанников за активную работу. Ожидаемые результаты:благоустройство территории в соответствии с приоритетными направлениями деятельности ДОУ;создание условий для отдыха, игры и экспериментирования детей;создание зоны непрерывного озеленения и цветения;привлечение родителей, общественности к благоустройству территории; удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;создание своего "образа" территории дошкольного учреждения, имиджа дошкольного учреждения в микрорайоне;повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей;гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного) озеленение и благоустройство территории, напрямую не задействованной в образовательной деятельности, но имеющей значение в воспитательно-образовательной работе детского садаПринципы, способы, методы и приемы работы над проектом: Создавая проект, мы опирались на такие принципы, какправильность и удобство расположения различных функциональных зон; внешняя красота; гармоничное включение имеющихся ценных насаждений, охрана природных объектов: муравейник, лекарственные травы и цветы. Способы, методы и приемы работы:1. Создание в детском саду условий для познавательного развития детей: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов. 2. Подбор и размещение растений в уголке леса в соответствии с их биологическими особенностями. 3. Создание условий для труда детей и взрослых в уголке природы. 4. Разработка циклов наблюдений за сезонными явлениями, ростом и развитием растений в уголке леса. 5. Ознакомление дошкольников с сезонными явлениями природы. 6. Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение.7. Экологическое воспитание и познавательное развитие в непосредственно образовательной деятельности, во время экскурсий. 8. Различные мероприятия по ознакомлению детей с природой родного края. 9. Детские праздники познавательного и игрового содержания. 10. Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов. Календарный план мероприятий проекта № п\пВид деятельностиСрокиОтветственныеI. Подготовительный этап1Издание постановления (приказа) о создании уголка леса. Определение ответственных.Ноябрь 2014 г.Заведующий, зам. зав. по ВМР2Разработка инструкций по организации уголка лесаНоябрь 2014 г.Руководитель проекта3Знакомство с территорией дошкольного учреждения с целью выявления условий для создания уголка лесаДекабрь 2014 г.Зам. зав. по ВМР, зам. зав. по хоз. части4Выявление желающих принять участие в создании уголка леса Декабрь 2014 г. Зам. зав. по ВМР, руководитель проекта5Составление плана уголка лесаДекабрь 2014 г.Зам. зав. по ВМР, творческая группа6Организационный сбор творческой группы проекта «Уголок леса в ДОУ - место для игры, отдыха и познавательного развития детей»Декабрь 2014 г.Заведующий, зам. зав. по ВМР II. Проектировочный этап1Заседание творческой группы: установление границ зоны, определение обязанностей, выбор ответственных. Январь 2015г., Март 2015г.Руководитель проекта2Исследование местностиАпрель 2015 г.Творческая группаIII.Практический этап1Обустройство точек уголка леса: посадка деревьев, установка птичьего столба, расположение скульптур малых форм, вкапывание «мухоморов», расстановка пеньковМай 2015 г. – июнь 2015 г.Творческая группа, родители2Открытие уголка лесаИюнь 2015 г.Руководитель проекта, творческая группа3Проведение экскурсийАвгуст – Октябрь 2015г.Педагоги групп 4Составление фототеки, гербариев растений уголка лесаИюнь – Сентябрь 2015г.Творческая группа5Проведение недели экологииАвгуст 2015г.Творческая группа6Подсадка пород деревьев, которые не перезимовали Апрель 2016г.Лаптева О.В., родители7Изготовление табличек с подписями объектов уголка леса, вкапывание ихМай 2016г.Творческая группа8Вкапывание колышков вокруг объектов, обматывание их шпагатом, для огораживания объектов уголка лесаМай 2016г.Творческая группа9Вкапывание ступенек из спилышей, для удобства спуска к объектам уголкаМай 2016г.Кочкин Е.Д.10.Изготовление нового «Лесовичка»Май 2016г.Лаптева О.В.11.Обновление объектов: покраска «мухоморов», ремонт паутины, Июнь 2016г.Творческая группа12.Засыпание деревьев снегом для утепления (подготовка к зиме)Ноябрь 2016г.Лаптева О.В., дети группы «Непоседы»IV.Заключительный этап1Анализ реализации проекта по созданию уголка леса: оформление документации, составление презентации. Январь 2017г.Заведующий, зам. зав. по ВМР, руководитель проекта2Награждение педагогов, родителей, воспитанников за активную работуЯнварь 2017г.Заведующий, зам. зав. по ВМР руководитель проектаРезультаты работы над проектом: За время внедрения проекта: - повысился уровень экологической культуры и социальной компетентности детей;- осуществлено преобразование, озеленение и благоустройство территории, напрямую не задействованной в образовательной деятельности, но имеющей значение в воспитательно-образовательной работе детского сада;- укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом;- окружающая территория детского сада стала яркой, не похожей на другие сады; - дети проявляют творческую активность в познании окружающего мира.Родители, принимающие участие в проекте:• наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы; • получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы; • смогли реализовать свои творческие способности. Финансовое обеспечение проекта:Смета№Материалы и оборудованиеКоличество1.Саженцы деревьевПороды: дуб, береза, рябина, ель, сосна, лиственница, дикая яблоня, клен ясенелистный, клен остролистный, липа, черемуха, осина2.Столб 1 шт. (высота 4м)3.Кормушки2 шт.4.Скворечники 3 шт.5.Пеньки - скамейки10-15 шт. (высота 30 – 40 см, диаметр 15 – 20см) 6. Лесные травы и цветыВиды: земляника, лекарственная ромашка, цикорий, иван-чай, герань луговая, колокольчик, тысячелистник и др.7.Шишки, мох и хвоя Покрывной слой на корни деревьев и для муравейников8.Скульптура малых формПо мере изготовления: ежик, крот, паутина, искусственный муравейник, грибочки-мухоморы, цветы из бутылок, насекомые, старичок-лесовичок и др.9.Таблички с подписями объектов уголка леса25 шт.10.Колышки100 шт. (высота 25 – 30 см)11.Нитка – шпагат (белый)50м12. Спилыши для ступенек20 шт. (высота 20см, диаметр 15-20см) Выводы и практическая значимость проекта:Проект ценен тем, что деятельность его не ограничивается определенными сроками. Оборудованная территория детского сада позволит вести воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста во время проведения прогулок, праздников и развлечений, познавательной деятельностиСоздание единого пространства детей, педагогов способствовало формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему. Родители и педагоги, объединив усилия, создали для детей интересную среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься познавательной деятельностью. Таким образом, проект благоустройства помог решить задачи эстетического, умственного, нравственного воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; создать комфортные условия для прогулок детей. А также позволил осуществить активизацию творческого потенциала педагогического коллектива по созданию благоприятных условий для пребывания детей в дошкольных учреждениях, по формированию гражданской позиции воспитанников и обеспечения эстетики при благоустройстве территории напрямую не задействованной в образовательной деятельности, но имеющей значение в воспитательно-образовательной работе ДОУ. Вывод: Мы не можем изменить весь мир, но можем изменить себя, свое отношение к тому, что происходит вокруг нас. Детей учит то, что их окружает! Использованная литература:1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, 2010 г.2. «Истоки» основная общеобразовательная программа дошкольного образования, ТЦ «Сфера», М., 2011.3. «Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение». И.Урмина, Т.Данилина, ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2009.4. «Дошкольная педагогика». Козлова С.А, Куликова Т.А.- М. - Издательский центр «Академия», 2008.5. «Букварь здоровья» для дошкольников и младших школьников Л.В.Баль, В.В. Ветрова, ТЦ СФЕРА, М., 2008.6. Потапова Т.В. «Образование для устойчивого развития в детском саду». М., 2006.7. «Детский сад – эталон экологической культуры (научно-практические рекомендации)» (Под ред. д.б.н. Т.В. Потаповой и д.ф.н. Ю.Ю.Галкина). – М.: ВООП, РЭФИА, 20038. Парфенов В.Ф. «Лесной бастион». М., 2004.9. «Детская психология» Е.О.Смирнова М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.10. Моя первая энциклопедия «Вселенная. Земля», авторы Жан-Пьер Верде, Кейт Ли, перевод Н. Сперанская, Издание на русском языке «Персей», «Вече», АСТ. 199411. Программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой, 2009 г.12. Асланиди К.Б., Малярова М.А., Потапова Т.В., Рыбальский Н.Г., Цитцер О.Ю.. "Экологическая азбука для детей и подростков". – М., Изд-во МНЭПУ. 1995.13. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», 2008 г.
X

x