Всего представлено работ: 243839

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Елена Викторовна Орлова

Наблюдение за характером взаимоотношений детей в группе, анализ микроклимата в ней, определение особенностей развития, социального статуса группы

скачать документ

Вернуться назад

«Наблюдение за характером взаимоотношений детей в группе, анализ микроклимата в ней, определение особенностей развития, социального статуса группы»ВзаимоотношенияОтношение - это позиция личности ко всему, что окружает её и к самой себе.Взаимоотношения - это отношения, идущие от людей к людям, «навстречу друг другу». При этом ,если в отношении необязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется «обратная связь».У одного человека могут быть добрее, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные.Особенности взаимоотношений детей в группе детского садаНа уровень взаимоотношений оказывает влияние целый комплекс нравственно - волевой воспитанности ребенка, где особое внимание придается воспитанию моральных чувств, общественных мотивов, навыков и привычек. При таком подходе основными показателями будут:1. взаимодействие со сверстниками в игре (умение не мешать товарищу, организовать игру или принять участие в совместной игре).2. умение играть длительно, увлеченно, сосредоточенно3. знание норм поведения и использование форм в общении со сверстниками (разговаривать спокойно, вежливо, оказать помощь).4. проявление нравственных чувств (сочувствия, радость от общения со сверстниками, сопереживание).Методы изучения взаимоотношенийВ теоретических исследованиях и на практике используются различные методы изучения и констатации взаимоотношений детей: наблюдения, беседы, эксперимент.Метод наблюденияНаблюдения лучше проводить в часы, отводимые для самостоятельной деятельности детей в групповой комнате и на прогулке.Длительные наблюдения дают возможность установить общий характер взаимоотношений детей в группе в тот или иной отрезок времени.В методике наблюдений особое внимание следует уделить изучению содержания речевого общения детей.*По высказываниям ребят часто можно судить об их моральных представлениях, отношении к поступкам сверстников, оценке фактов. *Содержание, форма, тон, количество высказываний являются косвенными показателями интеллектуальной и моральной сущности личности. *Высказывания детей в процессе совместной деятельности создают определенную эмоциональную и нравственную атмосферу, через их желания и советы, указания и комментарии осуществляется взаимовлияние друг на друга. Метод беседыВ процессе изучения детских взаимоотношений важно установить, осознают ли дети свои отношения со сверстниками, понимают ли, на чем эти отношения основаны, как их оценивают и чем руководствуются в своих оценках.Для этой цели используется один из наиболее распространенных методов - метод беседы.Учитывая, что при прямом обращении к ребенку с вопросами об отношении к сверстникам он может дать стереотипные, заученные ответы или ничего не ответить, желательно вести беседы в естественной и самой непринужденной обстановке: во время игр, в свободное от занятий время, в часы утреннего приема или на прогулке.Задания и отдельные порученияДля уточнения данных, полученных в результате наблюдений и бесед, а также для более объективной характеристики взаимоотношений, существующих между детьми, используются задания и отдельные поручения. Например, на музыкальном занятии проводится игра «Выбери себе пару». В часы свободных игр дети получают задания: организовать игру (на пятом году жизни), сделать постройку, убрать оставшиеся игрушки и др.- и им предлагается выбрать помощника по своему усмотрению.Такие игры позволяют выявить симпатии у детей друг к другу, авторитетность тех или иных, обособленность и т. д. Раскрыть причины, порождающие хорошие или плохие отношения в коллективе, этот прием не позволяет, но он дает возможность определить методы педагогического руководства ими.Метод анкетированияМетодом анкетирования можно изучить нравственный опыт, полученный ребенком в семье.Ответы родителей на вопросы анкеты дают дополнительную информацию об условиях и средствах воспитания ребенка в семье и, в частности, о причинах определенного уровня его отношений в группе сверстников. Учет особенностей социального семейного опыта помогает педагогу выбрать наиболее приемлемые приемы и методы коррекции в воспитании ребенка.Критерии определения взаимоотношений детейНачальным этапом в формировании детских является изучение их характера и содержания в конкретной группе.Для этого, прежде всего, необходимо четко выделить показатели (критерии), по которым воспитатель может ориентироваться.За основу берут уровни взаимодействий ребенка со сверстниками.I- неорганизованное поведение, II- одиночная игра, III-игра рядом, IV-кратковременные взаимодействия, V -длительное взаимодействие на основе содержания игры, VI- постоянное взаимодействие.Метод проблемных ситуацийДля исследования межличностных отношений можно создавать такие естественные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт и пр.).Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это — игры и действия рядом, в которых дети, начиная с 3—4 лет, могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь.Социометрический методНаиболее распространенными в настоящее время являются различные варианты социометрического метода, широко используемого в советской дошкольной педагогике. Социометрический метод позволяет дать количественную оценку взаимоотношений в группе и тем самым сделать данные наблюдения более объективными. Социометрическая техника - это метод, который применяется для диагностики межличностных отношений для дальнейшей их коррекции или сравнения.Эта техника строится на субъективном выборе каждого члена группы: положительного (симпатия) и отрицательного (антипатии).Одним из вариантов социометрического метода является ситуация «выбора в действии». Такой выбор дети могут делать в процессе подвижных и ролевых игр, а также в специально созданной ситуации. Правила игры ставят ребенка перед выбором из числа ровесников одного - трех наиболее близких ему по интересам и личным склонностям.На основе его исследователь затем выводит социограмму группы.Социограмма дает возможность в деталях рассмотреть существующие какие бы то ни были отношения в группе между детьми т.е. определить социальный статус группы.
X

x