Всего представлено работ: 244025

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Бескончина Лариса Ивановна

Статья "Пальчиковые игры - это развитие"

скачать документ

Вернуться назад

Статья Пальчиковые игры – это развитие. Бескончиной Ларисы ИвановныУправление Образования Администрации Ленинского Муниципального района(МБДОУ Детский сад №25 «Колокольчик») ЖК «Бутово-Парк», Московская область. Музыкальный руководитель.Детский сад – первая ступень к развитию полноценного члена общества – умного, доброго, а главное, здорового человека. Поэтому развитие мелкой моторики, особенно у детей с нарушением звукопроизношения, неадекватным восприятием происходящих событий, недостаточным уровнем концентрации внимания, плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой – просто обязательно. Все люди разные: у кого-то очень хорошая память и он любит учить стихи, кто-то прекрасно рисует, но не любит заниматься точными науками, кто-то увлечен музыкой, а кто-то просто любит смотреть на дождь и бегущие по небу облака. И когда мы говорим о воспитании и обучении ребенка, то почему-то забываем о психических, физиологических и речевых его возможностях. А ведь ребенок, как и взрослый, тоже что-то любит делать, а что-то нет. Раскрытие природы маленького человека требует совместных усилий педагогов, медиков, а главное, самых близких ему людей – родителей. Давайте поговорим о пальчиковых играх. Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании. Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить двух - четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст, для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот – жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Помните, как в детстве мы играли «Сорока, сорока кашку варила, деток кормила…»? Попробуйте напомнить уже подросшему ребенку эту потешку, и он обязательно начнет выполнять движения руками. Необходимо соблюдать только одно условие – пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднения и приносить ему только радость. Выдающиеся ученые Л. С. Выготский, Л. С. Волкова, М. И. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А неумение ребенком распознавать пальцы – прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом. Предлагаемый кандидатом педагогических наук М. А. Поваляевой тест на распознавание пальцев можно провести со своим ребенком дома. Он помогает оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга. Нужно сесть напротив ребенка. Попросить его протянуть вам обе руки, закройте одну его ладонь своей рукой. Другой своей рукой дотрагивайтесь до пальцев другой его руки. Попросите ребенка пошевелить тем пальцем под вашей ладонью, до которого вы дотрагиваетесь на другой его руке. Какой результат?В норме: трехлетние дети правильно определяют большой палец; пятилетние – большой и мизинец; шестилетние – большой, мизинец, указательный.Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения: - перебирая пальцами, крутить палочки или карандаш;- застегивать и расстегивать пуговицы разного размера;- плести косички из жестких ниток;- рисовать карандашами;Для развития зрительно-моторных координаций эффективно задание: «Дорисуй недостающие детали вначале к рисункам, затем к буквам». Прежде чем обучать ребенка чтению, важно перед этим сформировать его психологическую к этому готовность. Существенное внимание надо уделить психотерапевтической работе, которая помогает формированию адекватной самооценки, повышению уверенности, нормализации отношений со сверстниками. Пальчиковые игры вырабатывают у детей эти качества, а также способность мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться. Игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актеры – это пальчики ребят. В них всегда присутствует определенный сюжет или воображаема ситуация. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребенка. С помощью пальчиковых игр можно одновременно готовить ребенка и к письму, и к чтению ( но в том случае, если нет нарушения звукопроизношения). Например: рассказывая и показывая потешку «Кот Мурлыка», вы выкладываете на стол картинку, на которой изображены кот и мышка. «Вот кот Мурлыка ходит,Он все за мышкой бродит. (Кистями рук дети выполняют движение «кошечка».)Мышка, мышка, берегись,Смотри коту не попадись. (Грозят указательным пальцем одной руки, затем другой.)Ам! (Одновременно двумя руками резко сжимают кулачки.)Эта игра доставит детям удовольствие. А если после игры вы выложите на столе под картинками буквы К и М, а после повторного исполнения это сделает сам ребенок, то буквы он запомнит быстрее. Такие задания стимулируют обучение, способствуют его успешности. Ведь для дошкольника учение всегда должно быть игрой. Еще один немаловажный момент. Прежде чем вы предложите ребенку поиграть в игру, вы сами должны ее хорошенько проговорить и продумать. Она должна быть вами исполнена эмоционально, четко, без ненужных заминок. Перед игрой также можно включить музыку, которая нравится ребенку. Она должна быть знакомой, чтобы не привлекать своей новизной. Если ребенок возбужден, то включите ласковый плеск волн, пение птиц – это снимет психическое напряжение, успокоит. Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Серьезные исследования по данному вопросу были проведены В. М. Бехтеревым. Он писал: «Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном». Слушая музыку, можно сделать ребенку массаж рук. Это очень приятная для него процедура. Во время игры требуйте от ребенка выразительной передачи образа. Если дома каждый день родители будут заниматься по 7-10 минут массажем рук ребенка, пальчиковыми играми, то положительный результат будет обязательно. Список используемой литературы:Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика,1991. – 480с.Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - СПб.: ИД «МиМ», 1998-192с.Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. – 144с.
X

x