Всего представлено работ: 243841

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Ушакова Елена Владимировна

«Организация предпрофильной и предпрофессиональной подготовки учащихся как условие повышения качества образования»

скачать документ

Вернуться назад


«Организация предпрофильной и предпрофессиональной подготовки учащихся как условие повышения качества образования»

Ушакова Елена Владимировна, директор
Столбченко Татьяна Николаевна, методист

МБОУ ДО «Городской центр детского (юношеского) технического
творчества города Кемерово»

Профориентация это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. В недалеком прошлом в профессиональной ориентации во главу угла обычно ставилась практическая работа по ориентации учащихся преимущественно на рабочие профессии. Значительно позже было обращено внимание на необходимость разработки теории, и лишь относительно недавно стала ощущаться потребность в разработке методологических вопросов профориентации[1,с.78].
Теорию профориентации можно определить следующим образом: это совокупность высказываний, отражающих в концентрированной форме комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на осуществление эффективной профориентационной деятельности.
Практическая сторона включает в себя деятельность государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, школы а так же семь и по совершенствованию процесса профессионального и социального самоопределения в интересах личности и общества в целом[1,с.125].
Объектом профориентационной деятельности является процесс профессионального самоопределения школьника, важно определить принцип, которым руководствуются сегодняшние школьники, выбирая себе профессию и место в жизни.
Необходимо помочь подростку выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
Термин «ориентация» должен мыслиться как ориентирование.
В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность последующим направлениям:
1.Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
2.Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
3.Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.
4.Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
5.Социально-профессиональная адаптация.
6.Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
Основная сложность профессионального выбора заключается в правильном определении баланса склонностей, способностей и общественного спроса на ту или иную профессию, а также в сопоставлении психологических качеств индивида с качествами, необходимыми для выбираемой профессии.

Организация профориентационной деятельности в учреждении дополнительного образования на примере МБОУ ДО «Городской центр детского (юношеского) технического творчества города Кемерово»

Организация и проведение профориентационной работы в МБОУДО«Городской центр детского (юношеского) технического творчества города Кемерово» основывается на нормативной правовой документации Российской Федерации:
-ЗаконФЗ-273от29.12.2012«Обобразовании в Российской Федерации»;
-РаспоряжениеПравительстваРоссийскойФедерацииот04.09.2014,№1726-«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002г. №2783«Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».
-Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года/Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р/(ред.от10.02.2017);
-Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 23 декабря 2005г. №03-2372 «О методических рекомендациях по организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785);
-Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644);
-Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480).
Профориентационная работа планируется с учётом материально-технической базы и методического обеспечения МБОУ ДО «ГЦД(Ю)ТТ».
К основным направлениям профориентационной деятельностив МБОУДО«ГЦД(Ю)ТТ» относятся:
Установление контактов с организациями и социальными партнерами с
целью реализации программ, направленных на применение метода «профессиональных проб», повышения уровня информированности учащихся о мире профессий и рынке труда.
Установление контактов с учреждениями начального, среднего и высшего
профессионального образования с целью внедрения программ предпрофильного, профильного обучения и профессиональной подготовки, обеспечения непрерывности образовательного процесса.
3. Стимулирование и развитие научно-исследовательской, проектной и творческой деятельности учащихся.
4. Разработка и реализация программ профессиональной ориентации учащихся, профильного и предпрофильного сопровождения.
5. Совершенствование структуры учреждения, с целью повышения эффективности профориентационной деятельности.
6. Обзор в изменении профессий: их изменение, появление новых и т.д.
В основу сопровождения профессиональной ориентации учащихся положены следующие принципы, которыми должны руководствоваться все участники процесса:
1.Принцип сознательности. Ориентация учащихся на возможность быть полезными обществу, реализуя свои потребности и способности.
2.Принцип соответствия потребностей личности и общества. Ориентация учащихся на согласование личных интересов, склонностей, способностей с потребностями общества в кадрах определенной профессии (связь личностного и общественного аспектов выбора профессии). Нарушение этого принципа приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.
3.Принцип активности в выборе профессии. Ориентация учащихся на активный самостоятельный поиск профессии. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.
4. Принцип развития. Ориентация на выбор такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличения заработка по мере увеличения опыта и профессионального мастерства, участия в общественной работе, удовлетворения культурных потребностей личности, потребностей в жилье, отдыхе и т.п.
5.Принцип связи с жизнью. Ориентация учащихся на возможность быть запрошенными рынком труда после получения профессионального образования.
6.Принцип практикоориентированности. Создание условий для осуществления учащимися профессиональных проб (только в процессе осуществления деятельности проявляются потребности-способности личности).
7.Принцип систематичности и преемственности. Проведение профессиональной ориентации с первого по одиннадцатый классы в виде мероприятий, соответствующих возрастным психологическим особенностям личности, при условии их преемственности из класса в класс.
8. Принцип взаимосвязи действий участников профориентационной работы. Целенаправленность и взаимообусловленность действий и мероприятий, осуществляемых различными социальными институтами (семьей, общеобразовательной школой, учреждениями дополнительного образования и организациями, включенными в систему профориентационной работы), в результате чего при определении личностью своего профессионального пути осуществляется согласование интересов личности, общества и государства.
9. Принцип взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы. Недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.
10. Принцип дифференцированности и индивидуального подхода к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, уровня успеваемости.
11. Принцип оптимального сочетания различных форм и методов работы. Применение традиционных и инновационных методов и форм воспитательной работы в зависимости от цели и содержания этой работы с учетом возрастных, социальных и индивидуальных особенностей обучающихся и их родителей.
При проведении профориентационной работы необходимо соблюдать права личности на свободный выбор профессии, учитывать ее призвание, способности, профессиональную подготовку, уровень образованности. Важно помнить, что профориентационная работа в учреждении приносит пользу только тогда, когда к ней привлечён весь коллектив.
При планировании профориентационной работы с учащимися необходимо определить уровни функционального взаимодействия внутри образовательного учреждения.

Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в МБОУ ДО «ГЦД(Ю)ТТ»:

Директор контролирует работу педагогических кадров по сопровождению профессиональной ориентации учащихся в образовательном учреждении.
Заведующая Инструктивно – методическим отделом, в функции которого входят:
выработка стратегии взаимодействия педагогических кадров, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами;
планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к предпрофильному и профильному обучению в соответствии с концепцией и образовательной программой МБОУ ДО «ГЦД(Ю)ТТ»;
осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации педагогов дополнительного образования по организации системы образовательно – воспитательной деятельности, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование;
проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме предпрофильного и профильного обученияучащихся начального, среднего и старшего звена;
организация участия одаренных детей в технических олимпиадах разного уровня;
организация системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования по проблеме профессионального самоопределения учащихся (обучающие и практико – ориентированные семинары);
осуществление контроля работы педагогов дополнительного образования по проблеме предпрофильной и профильной подготовке учащихся МБОУ ДО «ГЦД(Ю)ТТ»;
организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения.


Методисты по направленностям:
отслеживают ситуацию на рынке труда;
взаимодействуют с Центром занятости населения;
создают справочно – информационный материал;
адаптируют дополнительные общеобразовательные программы в
зависимости от профиля творческого объединения, особенностей учащихся;
обобщают и систематизируют методические материалы, справочные
данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы,
диспуты, конференции;
просвещают педагогов дополнительного образования и родителей;
организуют посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и
средних профессиональных учебных заведениях города Кемерово;
организуют тематические и комплексные экскурсии учащихся на
предприятия;
организуют встречи учащихся МБОУ ДО «ГЦД(Ю)ТТ» с выпускниками
творческих объединений студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Педагоги дополнительного образования:
показывают учащимся роль труда в жизни человека;
привлекают учащихся к выполнению трудовых дел (субботники);
организуют ознакомительные экскурсии учащихся на предприятия города
Кемерово и других территорий Кемеровской области;
проводят встречи учащихся с родителями – представителями различных
профессий;
вовлекают учащихся в различные виды учебно-познавательной
деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);
обеспечивают профориентационную направленность занятий, формируют
у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей
учащихся;
знакомят учащихся с миром профессий и профессиями будущего
(Атлас новых профессий, автор Судаков Д.А.)

Педагоги – организаторы:
проводят профориентационные, деловые игры, круглые столы,
олимпиады, конкурсы стенных газет, призентаций и т.д.;
регулярно устраивают выставки о профессиях по сферам и отрослям
(машиностроение, транспорт, строительство, робототехника и т.д).
Родители:
заботятся о развитии и обучении детей;
оказывают содействие в выборе профессии, рода занятий и работы
(организуют экскурсии по своей специальности, помогают собрать информацию о профессиях).
Профессиональная ориентация длительный и сложный процесс, который осуществляется на всех этапах обучения детей в МБОУ ДО «ГЦД(Ю)ТТ».

Работа по профориентации учащихся в МБОУ ДО «ГЦД(Ю)ТТ» на примере творческого объединения «Робототехника».
В творческом объединении «Робототехника» обучаются учащиеся 9 - 17 лет.
Работа по профориентации проводится в трех возрастных категориях: начальное, среднее и старшее школьное звено.
Уровень НОО (1-4 классы).
Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Робототехника для начинающих» в рамках ФГОС начального общего образования. Уровень программы общекультурный (ознакомительный). Срок реализации программы – 1 год.
Цель профориентационной работы (расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию) достигается через организацию разнообразной досуговой и исследовательской деятельности: экскурсии на предприятия, в библиотеку, участие в тематических праздниках и мероприятиях.
Уровень ООО (5-8 классы).
Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Робототехника». Уровень программы общекультурный (базовый). Срок реализации программы – 4 года.

Цель профориентационной работы (формирование профессиональной направленности, содействие профессиональному самопознанию) достигается через проведение просветительской работы, консультаций, профориентационных мероприятиях, инженерная школа в каникулярное время.
Уровень СОО (9-11 классы).
Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Робототехника и программирование». Уровень программы углубленный. Срок реализации программы – 2 года.
Цель профориентационной работы (формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессий и путей получения дальнейшего образования) достигается путем проведения групповых и индивидуальных консультаций профориентационной направленности, проведение экскурсий в колледжи и ВУЗы, посещения «Ярмарки вакансий», проведение профориентационных занятий, оформление презентаций по выбранной профессии.
Профориентационная работа должна представлять собой системную деятельность, включающую не только целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, но и критерии эффективности профориентации.
Результатами профориентации являются:
- повышение статуса рабочих профессий;
- открытая информационная среда профориентационной работы;
- увеличение доли учащихся, определившихся с выбором профессии
(специальности) к окончанию школы;
- увеличение доли учащихся, выбравших рекомендованные им профессии.
Главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу или на учебу в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профессиям и специальностям, отвечающим актуальным потребностям города, региона и общества в целом.
















Литература
Буров К.С. Содержание взаимодействия субъектов профориентационной деятельности // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-vzaimodeystviya-subektov-proforientatsionnoy-deyatelnosti (дата обращения: 09.10.2018).
Закон Кемеровской области от 05 июля 2013 года N 86-ОЗ «Об образовании» (с изменениями на: 29.06.2016) [Электронный ресурс] / ДОиН КО. - URL: http://xn42-6kcadhwnl3cfdx.xn--p1ai/documents/133/
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] / Консультант плюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
Международная конвенция о правах ребенка. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.89 г. № 44/25 [Электронный ресурс] / Консультант плюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638) [Электронный ресурс]. – URL: http://zakonbase.ru/content/base/184583
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" [Электронный ресурс] / Система ГАРАНТ. – URL: http://base.garant.ru/70862366/#ixzz4xvcb96X3
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) [Электронный ресурс] / Консультант плюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] / Консультант плюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) [Электронный ресурс] / Консультант плюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
Психолого-педагогические и физиологические базовые основания решения проблем адаптации, здоровья и развития субъектов образования [Текст]: методическое пособие / под общ. ред. Э. М. Казина, Н. П. Абаскаловой, Н. Э. Касаткиной и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2016. – 165
Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды в условиях внедрения новых образовательных стандартов [Электронный ресурс]: монография / И.С. Якиманская, Н.Н. Биктина, Е.В. Логутова, А.М. Молокостова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург: ОГУ, 2015. - 124 с.: - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439238
Ушева Т.Ф. Рефлексивные субъекты социального партнёрства в организации профориентационной деятельности школьников // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksivnye-subekty-sotsialnogo-partnyorstva-v-organizatsii-proforientatsionnoy-deyatelnosti-shkolnikov (дата обращения: 09.10.2018).
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс] / Консультант плюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW











HYPER13PAGE \* MERGEFORMATHYPER148




Рисунок 2 Заголовок 1 Заголовок 3
X

x