Всего представлено работ: 243758

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Красноперова Людмила Николаевна

«Развиваем певческие умения с пособием Екатерины и Сергея Железновых «Азбука-потешка»»

скачать документ

Вернуться назад

Опыт работы по теме: «Развиваем певческие умения с пособием Екатерины и Сергея Железновых «Азбука-потешка»»Здравствуйте, уважаемые коллеги!Сегодня я поделюсь своим опытом работы по теме: "Педагогическая технология развития певческих умений у детей дошкольного возраста", и остановлю Ваше внимание на методике Сергея и Екатерины Железновых, а точнее на пособие «Азбука-потешка». Почему?Непосредственная музыкальная подготовка детей заслуживает отдельного разговора, поэтому, хотелось бы поговорить о творческих сторонах развития личности детей, подразумевая минимальное овладение ребенком максимумом творческих дисциплин, способствующих самовыражению. Подбирая материал для работы, я столкнулась с несколькими методиками музыкального развития дошкольников. Поскольку с детьми я работаю по принципу «заинтересовывать, а не заставлять», что предусматривает ФГОС ДО (проявление детской инициативы) - данная методика способствует этому. 15 лет назад пособие «Азбука-потешка» стало моей настольной книгой. Пособие развивает песенные навыки, материал можно варьировать и применять в образовательной деятельности в разделе «Пение», «Игровое творчество», а также в досуговой деятельности. Мне нравится, что пособие способствуют  формированию  у детей  способностей к восприятию информации и концентрации внимания, что помогает в развитии песенных навыков, что можно проследить по результатам диагностического исследования в ОО «Музыка». Методика Сергея и Екатерины Железновых «Музыка с мамой» - это самостоятельно разработанная, тщательно продуманная программа для развития музыкальных способностей детей от 6 месяцев. Программа адаптирована для применения в дошкольном образовательном учреждении, домашнем обучении и кружковой работе. Отличается легкостью восприятия материала, игровой формой подачи, благодаря чему образовательную деятельность превращается в увлекательную игру. Это превосходный материал для развития музыкального слуха, а так же памяти, речи, внимательности, приобретения навыков мелкой моторики, развития зрительных, слуховых и тактильных способностей. Все эти процессы тесно переплетаются в игровой форме, и ребенок получает от занятий огромное удовольствие.На данном этапе методика выпущена на аудио и видеодисках (всего их 50!). В систему включены занятия по:физическому развитию,развитию речи,сенсомоторному развитию,развитию музыкального слуха ребёнка.В центре методике Железновых находится, конечно же, МУЗЫКА: весёлые песенки с несложными мелодиями и легко запоминающимися словами. Отчасти благодаря этой методике улучшаются музыкальные способности, и физическое развитие.Музыка и пение сопровождают различные виды деятельности, необходимые для развития малышей: Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, Звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, Гимнастика, массаж под музыку и пение.Что даёт методика раннего музыкального развития Железновых моим воспитанникам?Быструю заинтересованность и развитие внимания.Помогает в раннем развитии речи воспитанникам младшей группы, Побуждает к активной деятельности воспитанников средних и старших групп,Развивает память, в том числе музыкальную. (Дети легко запоминают стихи и песни),Развивает мелкую моторику,Развивает координацию движения. Варьировать музыкальный материал из методики можно дома (об этом говорит даже название «Музыка с мамой»), а  можно во время музыкальной или свободной деятельности в дошкольном учреждении. Например: Утром в ДОУ: активная зарядка (Игровая озвученная гимнастика или аэробика).1 половина дня в ДОУ на музыкальных занятиях: Песенки-потешки, песенки-инсценировки и другое.Вечером (перед сном с мамой): сказки и колыбельные.Внедряя эту методику в своей деятельности, я стала замечать, что музыкальный материал, который присутствует в рамках этой методики – это музыкальные игры, песенки-потешки, песенки-инсценировки, пальчиковые игры, легко усваивается. Песен из этого сборника достаточно для изучения или игровой деятельности. Их можно менять с периодичностью 2 песни-потешки в месяц. Когда начинать занятия? В нашей деятельности я рекомендую включать это пособие при календарно-тематическом планировании образовательной деятельности в раздел "Пение", "Песенное творчество" для распевания, развития песенных навыков, музыкального творчества, т. к. оно не противоречит, а только способствует решению задач по музыкальному развитию.Короткие не сложные песни, написанные в удобном певческом для детей диапазоне, можно использовать в качестве распевок, перед непосредственным исполнением программных песен в разделе «Пение». Они не отнимают много времени, не скучны для детей.Например, вот как может выглядеть раздел "Подпевание" с песенкой-потешкой «Паровоз» в младшей группе. Остановлюсь на структуре:1.Показываю малышам игрушечный паровозик, и задаю вопрос «Что это?»Показываю, как крутятся у него колёса, обговариваем, какой звук паровозик издаёт.2. Рассказываю текст. Задаю вопрос «О ком поётся в песенке?».3.Показываю движениями рук, как крутятся колёса у паровоза, кто машинист, сколько колёс, произношу звуки «чух-чух-чух», прошу детей повторить.4.Смотрим клип на песенку «Паровозик» из пособия "Песенки-потешки", далее слушаем аудиозапись песенки. (Если клипа нет, то достаточно аудиозаписи).5.Поём песенку, показываем движения под музыку"Текст: " Едет, едет паровоз, три трубы и пять колёс, Три трубы, пять колёс, машинист рыжий Пёс".6. Поём песенку с движениями без музыки.7. Исполняем песню с голосовым аудиосопровождением, а затем под фортепиано.8. Далее переходим к исполнению программной песни.На следующем занятии перед исполнением программной песни ещё раз последовательно в беседе вспоминаем эту песенку, и закрепляем певческие умения исполнением.Следующим разом можно обыграть песенку, инсценируя её. Предложить детям выбрать и надеть маски животных, построить паровоз, и песенка превращается в подвижную игровую деятельность. Так можно обыграть любую песенку-потешку из данного пособия.Далее по окончанию ОД дети проходят в групповую комнату и делают аппликацию "Паровозик".Таким образом мы решаем задачи, предусмотренные целевым ориентиром, и развиваем:Певческие умения (при исполнении потешки). Игровую активность (при обыгрывании), Речевую активность (при беседе).Знакомство с песенкой-потешкой в младшей группе происходит очень легко, если увлечь детей придуманной историей или, побуждая к беседе, задать конкретный вопрос. Например: «Кому нравится ходить в детский сад? А когда вас мама утром будит, что говорит? А я знаю одну девочку, которую звать Юлька. Когда её мама будит, то поёт ей песенку вот такую..» Далее следует исполнение музыкальным руководителем песни-потешки «Маленькая Юлька», в которой текст «Быстро просыпайся, в школу собирайся» меняется на текст «Быстро просыпайся в садик собирайся». Если эта потешка уже знакома детям, то можно сделать подводку: «Кто сегодня рано встал, чистить зубки побежал? (дети отвечают «Я!») А ещё кто, про кого мы песенку споём? (дети отвечают - «Маленькая Юлька»).Затем побуждая детей к обыгрыванию музыкальный руководитель по окончании песни продолжает музицировать, и направляет детей словами на действия «Как же она собирается? Просыпается, потягивается, умывается и т. д.»Далее переходим к исполнению программной песни.На каждом занятии мы создаём проблемную ситуацию и вводим какой либо персонаж. Для детей средней группы целесообразно предварительно перед разделом «Пение» обыграть переход к этому виду деятельности. Например: «Как вы думаете, кто принёс вам эту песенку?», или «Представляете, Зайчик не один пришёл, а принёс вам песенку», или «Что это за песенку Зайчик распевает?». Побуждая детей к ответу, дети с настроением переходят к развитию песенных умений. Структура исполнения и разбора аналогичная с младшим возрастом. На выученном материале легко построить импровизированную, игровую деятельность.Начиная со среднего возраста мы начинаем знакомить детей с сольным и хоровым исполнением (т. е. солист и хор). И вновь мы можем обратиться к песням-потешкам исполняя их 3 способами: сольно, хором, солист и хор.Дети легко ориентируются по музыкальным фразам и лёгкому словесному тексту. Мы начинаем знакомить детей с нотной грамотой. А пропевая потешку в виде сольфеджио, мы сознательно подводим детей к изучению нотной грамоты. И это даётся детям очень легко, т. к. пропевание нот - это дублирование звучания песни с текстом.Например, песенка-потешка «Такси». Развивающие пособия, разработанные Екатериной и Сергеем Железновыми, можно назвать универсальной методикой для детей всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту песенки-потешки не теряют своей значимости, а дополняют музыкальные способности и возможности дошкольников, развивая творчество, память, коммуникативные навыки.Также с введением в процесс обучения электронно-образовательный ресурс (ЭОР), мы можем построить музыкальную деятельность, дополняя её информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ). И здесь можно прибегнуть к ИКТ-исполнению, что очень актуально для детей младших групп ДОУ. В 1 полугодии дети младшей группы не владеют песенными навыками и возможностями, они стеснительны в своих действиях, но навыки звукоподражания присутствуют у всех. На этом этапе целесообразным будет применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) песни со звукоподражанием из методики Железновых.Таким же образом можно использовать информационно-технологические технологии сопровождением в старшем дошкольном возрасте, но уже опираясь на более сложный материал и исходя из задач по музыкальному развитию.Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время - это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. Песни доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Песня объединяет детей, и формирует комплекс музыкальных способностей: эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Методика Железновых именно благодаря словесному тексту, способствует этому и помогает сделать песню доступной и любимой, т.к. любую из песен ребёнок может исполнять по своему желанию в любое время. Не бойтесь импровизировать и проявлять фантазию. Увлекательные интересные занятия не только принесут удовольствие ребенку, но и пойдут на пользу его развитию. Если малыш заинтересуется, то будет с нетерпением ждать очередного занятия. 
X

x