Всего представлено работ: 244097

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Летова Наталья Владимировна

«Психолого-педагогическое обеспечение формирования мотивации достижений как фактора актуализации одарённости»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 30Гимназический конкурс методических проектов и разработокпо работе с одарёнными детьми «Методическая копилка»«Психолого-педагогическое обеспечение формирования мотивации достижений как фактора актуализации одарённости»Автор работы: учитель английского языка МБОУ гимназии №30 Летова Наталья ВладимировнаУльяновск 2017 СодержаниеВведение…………………………………………………………………………………. 3 стр.Глава 1. Психолого-педагогическое определение понятия «одаренность детей»..... 4 стр. Основные признаки одарённости детей на разных возрастных этапах ………… 4 стр.1.2. Общие особенности одаренных детей …………………………………………….. 5 стр.1.3. Негативные качества личности одаренных детей ……………………………….. 5 стр.1.4. Одарённые дети и учебная деятельность………………………………………….. 6 стр.Глава 2. Психолого-педагогическая характеристика личности учителяработающего с одаренными детьми…………………………………………………….. 7 стр.2.1. Три типа учителей…………………………………………………………………….. 7 стр.2.2. Личностные особенности  и поведенческие черты учителя работающего с одаренными детьми………………………………………………………………………………………. 8 стр.2.3. Рекомендации для учителей при работе с одарёнными детьми…………………… 8 стр.2.4. Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми…………… 9 стр. 2.5. Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми…………………… 10 стр.Глава 3. Методы и формы работы с одарёнными детьми…………………………… 10 стр.3.1. В урочной деятельности используются следующие виды деятельности……….. 10 стр.3.2. Формы внеурочной работы с одаренными учащимися………………………….. 11 стр.3.3. Проектный метод обучения, как один из способов развития способностей у одаренных детей……………………………………………………………………………………… 12 стр.3.4. Виды творческих заданий…………………………………………………………. 12 стр.Заключение ………………………………………………………………………………. 14 стр.Библиографический список использованной литературы …………………………… 15 стр.ВведениеАктуальность исследованияВ настоящее время проблема выявления, работы и развития способностей одаренных детей приобретает особое значение. Это, прежде всего, связано с тем, что любому государству, любой стране, любому обществу, заинтересованному в своем успешном развитии, нужны одаренные люди, зачастую неординарные. Задача общества как раз и состоит в том, чтобы выявить и как можно эффективнее развить способности своих граждан. Но, к большому сожалению, далеко не каждый человек в современном мире способен реализовать свои способности по ряду причин. Нередко одаренность остается незамеченной, не выявленной, неоцененной по достоинству. Итак, существуют два подхода к определению одаренности. Согласно первому, каждый человек одарен по-своему. Второй же, понимает одаренность как дар свыше, которым наделены единицы. Итак, давайте рассмотрим вначале само понятие одаренность. Что же такое одаренность, по мнению психологов? И какого ребенка можно считать одаренным? Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.Итак, можно остановиться на том определении, что одаренный ребенок – это ребенок с незаурядными умственными возможностями.Само понятие «одаренный ребенок» - является весьма условным. Считается, что выявление «наличия одаренности» у ребенка – это довольно сложная и плохо или не всегда решаемая в психологии задача. Но все педагоги и психологи высоко оценивают значимость выявления и дальнейшего развития одаренности у детей. Если у ребёнка наблюдаетсячрезвычайно быстрый темп умственного, а также интеллектуального развития, то такого ребенка можно отнести к разряду одарённых. Нет никакого сомнения в том, что многие учителя в процессе своей педагогической деятельности сталкиваются со способными учениками, у которых наблюдается определенная степень одаренности. Такие ученики хотят знать все более подробно, детально, и они требуют дополнительной информации. Они зачастую больше, чем их сверстники заинтересованы в самостоятельном получении дополнительной информации и новых знаний по тому или иному предмету, по той или иной теме или определенной тематике. Поэтому очень важно именно в школе, начиная с первой ступени обучения, выявлять детей, которые интересуются различными областями науки, помочь им реализовать свой умственный потенциал и интеллектуальные способности. На мой взгляд, задача любого педагога состоит именно в том, чтобы помочь школьникам наиболее полно раскрыть свои способности и не потерять интереса к изучаемому предмету. Глава 1. Психолого-педагогическое определение понятия «одаренность детей»Основные признаки одарённости детей на разных возрастных этапахПо мнению психологов, в понятии одаренности лежит преобладающая познавательная мотивация ребенка и его исследовательская творческая активность, которая выражается в нахождении новой информации, в постановке и решении проблем. Признаками одаренности в раннем детстве принято считать постоянное любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов и довольно развитую речь. Также у ребенка хорошо развита концентрация внимания на интересующем его деле, он настойчив в достижении результата, обладает хорошей памятью и богатой фантазией. Но также присутствует неясное отделение реальности от вымысла, доброта, открытость, острая реакция на любое проявление несправедливости.В старшем возрасте признаками одаренности считаются потребность ребенка в коллекционировании и классификации, хорошее чувство юмора, сформированность навыков логического мышления, оригинальность ассоциативного мышления, способность к планированию четким образом предстоящей деятельности, продуманность в способах действий, различных ситуациях. Отмечаются также такие качества личности, как развитые навыки общения, открытость, активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску, выбор более трудных заданий, свое собственное мнение в суждениях.Итак, одарёнными детьми можно считать, если они:часто за более короткий срок проходят этапы своего развития;у них отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении;рано учатся классифицировать поступающую к ним информацию и собственный опыт;у них большой словарный запас, они с удовольствием читают книги, словари, энциклопедии, придумывают новые слова и понятия;одаренные дети в состоянии заниматься одновременно сразу несколькими делами; одаренные дети способны следить за двумя или более происходящими вокруг событиями;они очень любопытны, активно исследуют окружающий мир;они не терпят каких-либо ограничений своих возможностей и исследований;одаренные дети уже в раннем возрасте способны выявлять причинно-следственные связи и делать правильные логические выводы;они легко справляются с познавательной деятельностью, с удовольствием воспринимают сложные задания, рассчитанные на долгий срок их решения, и не приемлют, когда им навязывают готовый ответ;способны длительное время концентрировать свое внимание на одном деле, они буквально погружаются в свое занятие, если оно им интересно. Одаренными являются дети, которые в силу своих неординарных способностейимеют отличные способности для овладения какой либо деятельностью в одной или нескольких областях на высоком уровне достижения. Есть мнение, что одаренные дети нуждаются в специально разработанных для них учебных программах с учетом их способностей. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах:интеллектуальной;творческого или продуктивного мышления;академических достижений;психомоторной;общения или лидерства;художественной деятельности.Общие особенности одаренных детейЕсли уделять достаточное внимание к проявлениям интеллектуальных и познавательных потребностям ребенка, можно выявить достаточно большое количество детей с незаурядными умственными возможностями. Однако такие дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них.Возникаетвопрос: чему и как учить одаренных детей, как способствовать их интеллектуальному развитию? Должны ли отличаться программы для одаренных детей от обычных учебных программ, рассчитанных на обычных детей с заурядными умственными способностями?На мой взгляд, нет никакого сомнения в том, что любой педагог и психолог понимает, что обучение таких детей должно быть иным, отвечать их существенным потребностям. Однако как это воплотить в жизнь в рамках наших школьных программ? Доказано, что одаренные дети не похожи друг на друга — как по широте и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам. Однако дети с высокими умственными возможностями обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитываться в учебных программах для них. К таким общим особенностям относятся следующие:Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений. Такая особенность требует широты тем, материала для обобщений. Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Нужно помочь ребенку и дать ему возможность лучше понять себя, других, научиться выражать себя и свои переживания, что в дальнейшем приведет к принятию себя и других.Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы. Но как существуют положительные качества у одаренных детей, так и присутствует отрицательная сторона. Негативные качества личности одаренных детейНеспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.Присутствие выраженного эгоцентризма.Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.Стремление всегда быть правым и споре из-за отсутствия способности идти на компромисс.Стремление быть лидером и командовать сверстниками.Все эти негативные черты характера одарённого ребёнка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь или зависть у сверстников и настраивать их против. Не секрет, что, находясь в обычной школе, одарённый ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что перетягивает внимание учителя только на себя. В результате этого происходит изоляция одарённого ученика от остального класса. Перевод в более старший класс на основании знания программы ведет к разрыву дружеских связей и трудностям установления таких связей в новом классе. В результате многие одарённые дети в школе чувствуют себя изгоями. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, не способствует развитию одарённых. Поэтому с одарённым ребенком надо работать либо по индивидуальной программе, либо направлять его в специальную школу, где учатся такие же, как и он сам, одаренные дети.1.4. Одарённые дети и учебная деятельностьВ процессе учебной деятельности одарённые дети проявляют следующие черты:1. Они хотят добиваться больших успехов в учёбе и приобретать новые знания, не воспринимая это как тяжкий труд или насилие над собой.2. Они способны к самостоятельным действиям, благодаря приобретённым ранее умственным навыкам и умениям.3. Они способны дать критическую оценку окружающей действительности и проникать в самую суть событий, явлений и вещей.4. Они часто погружаются в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.5. Они не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.6. Они постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать «на отлично». И как следствие - постановка перед собой завышенных целей и тяжёлые переживания в случае их невыполнения.7. Они могут полностью сконцентрировать свое внимание на решении какой либо проблемы, не обращая внимания на любые помехи и раздражения со стороны.8. Они способны фиксировать свой опыт и успешно применять его в экстремальных ситуациях.9. Занятие или урок для одаренных детейбудет тогда особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация.10. Одаренные дети умеют выделять главное в проблеме.11. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, делать умозаключения, систематизировать и классифицировать материал.12. Они остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.Глава 2. Психолого-педагогическая характеристика личности учителяработающего с одаренными детьмиПеред педагогами появляется новая проблема: а каким же должен быть учитель, работающий с одаренными детьми? Какими личностными, психологическими и профессиональными качествами он должен обладать?Итак, одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности, и познавательным стилем, и сферами интересов. Следовательно, как уже говорилось выше, программы для них должны быть индивидуализированы. Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе этих детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.По силам ли задачи изменений в содержании, процессе, результатах и атмосфере обучения не подготовленному к этому учителю? Чаще всего нет.Данные различных исследований, проведенных российскими психологами, подтверждают ответ, подсказанный здравым смыслом:неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей;неподготовленные к работе с высокоинтеллектуальными детьми учителя равнодушны к их проблемам (они просто не могут их понять);иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям: ведь они создают определенную угрозу учительскому авторитету;такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.Таким образом, необходимо ставить и решать задачу подготовки учителей, особенно при работе с одаренными детьми. Как показали зарубежные исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе.2.1. Три типа учителейДа не в одном! Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это:учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающий интерес к предмету;учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;учитель, выводящий на высоко профессиональный уровень.Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко.Исследования говорят, что подготовленные учителя значимо отличаются от тех, кто не прошел соответствующего обучения. Они используют методы более подходящие для одаренных; они больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации и т.д.). Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска.2.2. Личностные особенности  и поведенческие черты учителя работающего с одаренными детьмиЛичность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Поскольку любой хороший учитель должен быть образцом педагогической добродетелей, то учитель, работающий с высокоинтеллектуальными детьми, в глазах учеников и родителей превращается в образец образцов.Если же говорить о факторах, которые наиболее значимы для успешности работы учителя, то таковым является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большой вес имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы.Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении. Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки.Цель учителя: помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказать ему поддержку и помощь.По мнению исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;предоставляет учащимся обратную связь;использует различные стратегии обучения;уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности;поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;проявляет уважение к индивидуальности ученика.2.3. Рекомендации для учителей при работе с одарёнными детьмиИзучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.На уроках и вне, активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.2.4. Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьмиУчитель должен:быть доброжелательным и чутким;разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;иметь высокий уровень интеллектуального развития;иметь широкий круг интересов и умений;быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;иметь живой и активный характер;обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.2.5. Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьмиКак показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.Учителю-предметнику в работе необходимо:1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественнонаучные; музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.4. Ребенку предоставить: название темы, план изучения темы, основные вопросы, понятия и термины, которые он должен усвоить, практические работы, список необходимой литературы, формы контроля, задания для самопроверки.5. Для анализа результатов работы оформить таблицу: предмет, дата и время консультаций, главные рассматриваемые вопросы, время работы с темой по программе, фактически затраченное время, дополнительные вопросы, не предусмотренные программой, невыясненные вопросы, причины отклонений от сроков.6. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.Глава 3. Методы и формы работы с одарёнными детьмиМетоды и формы работы могут быть разделены на урочные и внеурочные.Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательнуюдеятельность, дискуссии, диалоги. Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы.3.1. В урочной деятельности используются следующие виды деятельности:проблемно-развивающее обучение;работа в малых группах; работа в парах,разноуровневые задания;проектно-исследовательская деятельность;игровые технологии (деловые игры и путешествия);информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры);модульная технология обучения;задания творческого и нестандартного характера.Проблемное обучение – это тип развивающего обучения. Основополагающее понятие проблемного обучения – проблемная ситуация. Это такая ситуация, при которой субъекту необходимо решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.Каждый урок должен содержать проблемные вопросы или задания. Знания, добытые собственным трудом намного прочее и ценнее, чем знания преподнесенные учителем в готовом виде. Например, при изучении соединений железа предлагаю учащимся помочь хозяйке, которая повесила сушиться белье на железную проволоку, в результате чего на нём оказались пятна ржавчины.Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему то дело, которое для него интересно, значимо.3.2. Формы внеурочной работы с одаренными учащимисягрупповые занятия с одаренными учащимися (элективный курс, факультативный курс, спецкурсы по углубленному изучению  предметов школьной программы, организация кружковой работы)предметные олимпиады;консультирование по возникшей проблеме;интеллектуальные марафоны;различные конкурсы и викторины; фестивали, спортивные соревнования;работа по индивидуальным планам;организация экскурсий, выходов в театр, музеи;организация погружения в предметы по профилям;организация предметных выставок, вечеров и праздников;создание школьного театра;выпуск стенгазет.Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана,обученияпо индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т.д.).Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.Занятия по свободному выбору — факультативные и особенно организация малых групп — в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.3.3. Проектный метод обучения, как один из способов развития способностей у одаренных детейНемаловажную роль в развитии способностей одаренных детей играет проектнаядеятельность учащихся.Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть  самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.Также для развития творческих способностей не только у одаренных детей, но и у детей со среднестатистическими способностями, являются задания творческого плана.3.4. Виды творческих заданийПодготовка докладов;Участие в научно-практических конференциях;Участие в предметной неделе английского языка;Написание эссе;Подготовка презентаций;Написание рефератов;Литературные переводы;Создание стихотворений по образцуИллюстрации текстов или стихотворений;Создание открыток к праздникам;Исполнение ролей в театральных постановках;Подготовка проектов;Составление кроссвордов, ребусов, словарей.Основными традиционными формами работы с лингвистически одаренными детьми были и остаются:олимпиады (на 3-этапах);интернет-олимпиады;конкурсы (сочинений, чтецов, спектаклей, переводов);фестивали;организация языковых лагерей;кружковая работа;интеллектуальный марафон;участие в международном конкурсе «Британский Бульдог»;ЗаключениеДетская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложность самой проблемы «одаренный ребенок». В значительной мере она связана со спецификой детской одаренности. Одаренность конкретного ребенка - в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренности ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. Более того, предъявляются особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов.Главной целью для меня на сегодняшний день в процессе выявления одаренных детей и работы с ними является развитие творческих способностей обучающихся.В заключение, хочу сказать, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития. Именно поэтому, учитывая особенности работы с одаренными детьми, мы сможем реализовать тот потенциал, который заложен в одаренном ребенке.Библиографический список использованной литературыАлексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004Гильбух Ю.З. – Внимание: одаренные дети. – М., 1991Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006Иващенко Н. – Три точки на листе бумаги. Управление школой №38, октябрь 1999Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. — М., 1995Лопатина М.А. – Работа с одаренными учащимися. – Журнал «Завуч», 1999Матюшкин A.M. Загадки одаренности. — М., 1993Митин А. Управленческие взаимоотношения с талантливыми детьми. – Управление персоналом. – 2000Штерн В. – Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. / Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В.А. Лукова. - СПб: Союз, 1997
X

x