Всего представлено работ: 244073

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Махортова Ирина Леонидовна

Особенности силовой подготовки юношей волейболистов 15-17 лет

скачать документ

Вернуться назад
Особенности силовой подготовки юношей волейболистов 15-17 лет

Махортова Ирина Леонидовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 266 Закрытого административно-территориального образования Александровск», г. Снежногорск Мурманской области
(МБОУ «СОШ № 266 ЗАТО Александровск»), учитель физической культуры

Школьный период времени - самый благоприятный для развития силовых способностей человека. За 10-11 лет пребывания ребенка в школе абсолютные показатели силы его основных мышечных групп увеличиваются на 200-500 и более процентов.
Наиболее высокими темпами возрастают показатели силы крупных мышц, туловища, бедра, голени, стопы. Относительные же показатели за это время улучшаются у лиц мужского пола примерно на 200, а у лиц женского – только на 150%.
Самым благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек от 11-12 до 15-16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы в общей массе тела. Результаты экспериментов показывают, что в отмеченные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. Хотя абсолютно наибольшие показатели силы различных групп наблюдаются чаще всего у людей 25-30 летнего возраста, известно немало случаев, когда уровень мировых достижений покорялся юношам и девушкам в 15-16 и 17-18 лет. Важно, однако, при развитии силы учитывать морфофункциональные возможности растущего организма.
Анатомо-физиологические и психические особенности девушек и юношей 15-17 лет. Повышение физической подготовленности учащихся, обучение двигательным действиям и их совершенствования, правильное применение различных методов управления классом, сотрудничество с конкретным учеником на уроках физической культуры и внеклассных занятиях, обучение школьников самоанализу и самоконтролю, а так же воспитание моральных и волевых качеств, подбор дифференцированных нагрузок и другие вопросы нельзя успешно решать без глубоких знаний анатомо-физиологических и психических особенностей учащихся и умений применять их в конкретных условиях учебно-воспитательного процесса.
У волейболистов 15-17 летнем возрасте происходит дальнейшее повышение физического и психического уровня развития человека. К 16-17 годам завершается развитие центральной нервной системы. Высокого уровня развития достигает аналитическая деятельность коры головного мозга, приводящая к качественным изменениям в характере мыслительной деятельности.
Следует помнить, что развитие костно-мышечного и связочного аппарата у еще не закончено. Так, костные эпифизарные диски с телом позвонка полностью стараются к 24 годам, срастание ядер окостенения рук продолжается с 16 до 25 лет, а срастание трех тазовых костей- с 14 до 20 лет. Окостенение фаланг пальцев рук у девушек происходит в 14-18 лет, а у юношей в 16-22 года, а годом - двумя раньше - фаланг пальцев ног. В старшем школьном возрасте далеко еще не окончено окостенение позвоночника, поэтому старшеклассникам следует избегать чрезмерных нагрузок на позвоночник, особенно при поднимании тяжестей.
У юношей в 15-16 лет масса тела интенсивно увеличивается, тогда как у девушек к 16 годам темпы её нарастания уже снижается. Юноши выше девушек на 10-12 см и тяжелее на 5-8 кг; масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани на 10% меньше, туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.
Сердце юношей на 10-15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6-8 уд/мин, сердечные сокращения сильнее, что обуславливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см/3 меньше.
Итак, функциональные возможности для осуществления интенсивной и длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Физические нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного уровня у юношей короче, чем у девушек. (В.И.Лях,1997).

Психомоторная сфера личности учащихся
Понятие «психомоторики» введено в научный обиход И.М. Сеченовым. Она подчеркивает зависимость двигательных проявлений человека от психической регуляции так, осуществлена производительность движения (физические упражнения) происходящие под контролем сознания, проявление двигательных качеств - при участии волевого усилия. Поэтому психомоторная сфера человека - это сплав психологических и физиологических механизмов.

Мышечная сила
Под силой человека понимают способность за счет мышечных сокращений преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам. В первом случае человек стремится придать ускорение неподвижному объекту (спортивному снаряду - при метаниях, собственному телу – при прыжках и гимнастических упражнениях). Во-втором, наоборот, стремится сохранить в исходном положении тело или его части при действии сил, нарушающих статику.
Такими силами могут быть внешние воздействия, например, удар соперника в боксе, а также вес собственного тела или его части - удержание угла в висе.
Психофизиологические механизмы этого качества связаны с регуляцией напряжения мышц в различных режимах их работы: изометрическом - без изменения длины мышц (этот режим преобладает при удержании поз); миометрическом, когда уменьшается длина мышц, но незаметно напряжение (этот режим соответствует фазе сокращения мышц циклических и баллистических движениях); плиометрическом - при удлинении мышцы во время её растягивания (этот режим характерен для движений, связанных с замахами, приседаниями, предшествующими сокращению мышц при бросках, отталкиваниях).
Напряжение мышцы зависит от степени волевого усилия, прилагаемого человеком, от работы отделов центральной нервной и периферических двигательных систем, в частности от частоты сигналов, поступающих к мышце из нервных центров, и от функционального состояния самой мышце. В общей форме можно считать, что напряжение мышцы определяется:
1. частотой пульсов, поступающих из центра к мышцам,
2. числом включенных в напряжение двигательных единиц,
3. возбудимостью и лабильностью мышцы,
4. наличием в мышцах энергетических источников.
Чем больше выражены эти факторы, тем больше напряжение развивает мышца.
Между понятиями «сила спортсмена» и «напряжение мышц» имеются существенные различия. Два человека могут развивать одинаковое напряжение (усилие) мышц, а в итоге проявить разную силу. Особенно наглядно эти различия обнаружатся в случае преодоления внешнего сопротивления (при подъеме штанги, в метаниях). Связанно это с тем, что сила определяется массой и сообщаемым ей ускорением. При одинаковом ускорении, но разном весе тела (массе) большая сила будет у того, кто имеет больший вес тела. Поэтому неодинаковы достижения в подъёме веса у штангистов разных весовых категорий и у метателей разного веса.
Ускорение и скорость движения зависят от длины рычага (конечностей), поэтому среди метателей преимущество при прочих равных условиях имеют спортсмены с длинными руками. Кроме того, проявление силы зависит от угла сгибания и разгибания конечностей. Вследствие этого получаемая с помощью различных динамометров мышечная сила может не отражать силу, развиваемую спортсменами в реальных условиях деятельности, так как в первом случае влияние морфологических факторов ограничено (но зато в большей мере с помощью динамометров измеряется мышечное усилие).
В связи с влиянием морфологических факторов на проявление силы выделяют несколько её видов.
Абсолютная сила человека характеризуется величиной преодолеваемого им сопротивления, например, весом штанги, сопротивлением пружины динамометра.
Абсолютная сила мышцы характеризуется величиной силы, развиваемой данной мышцей в расчете на 1см/2 физиологического поперечника этой мышцы. Физиологический поперечник - это сечение мышцы перпендикулярно ходу мышечных волокон (в основном в перистых мышцах).
Относительная сила человека определяется делением абсолютной силы на вес человека; с увеличением веса тела относительная сила снижается.
Относительная сила мышц - это сила, развиваемая мышцей в расчете на площадь поперечного сечения, то есть анатомического поперечника. Анатомический поперечник определяется как площадь поперечного разреза мышцы, проведенного перпендикулярно её длине.
Проявление мышечной силы зависит от налаженности координационных механизмов (одновременности включения в работу мышц-синергистов и расслабления мышц - антагонистов) и от эмоционального состояния спортсмена. В последнем случае положительный эффект от сильных эмоций больше выражен у нетренированных, чем у тренированных. Это можно объяснить тем, что у первых не полностью используется координационные (межмышечные и внутримышечные) возможности в обычном состоянии, поэтому в покое наблюдается большой силовой дефицит (т.е. разница между максимальной силой мышц при её электростимуляции и максимальной силой, проявляемой при произвольном усилии). У тренированных же силовой дефицит меньше, следовательно, эмоция в меньшей степени оказывает стимулирующее влияние на реализацию резерва.
Между мышечной силой, проявляемой в изометрическом режиме, и мышечной силой, проявляемом в изотоническом (динамическом) режиме, имеется определенная степень соответствия. Однако увеличение динамической силы в результате изометрических упражнений не сопровождается столь же значительным увеличением статической силы. Это свидетельствует о наличии разных механизмов их проявления и развития, а не только общих.
В естественных движениях сила и быстрота движения сочетаются, выступают как интегральное специфическое качество - взрывная сила. В спортивной практике взрывная сила, проявляемая в разных движениях, имеет разное название, при отталкивании от опоры ногами - прыгучесть, при баллистических движениях (метаниях и толканиях), и ударное движение - резкость. (Ильин Е.П., 2000)

Классификация силовых упражнений по особенностям отягощения.
Повышенные требования к напряжению мышц могут быть предъявлены посредством различного рода отягощений (термином отягощения здесь собирательно обозначен всякий физический, в том числе биофизический, фактор, создающий сопротивление сокращению мышц и тем самым стимулирующий их напряжение, который используется в упражнениях для достижения эффекта развития силовых способностей.
Упражнения с внешним отягощением. Несколько условно внешним считается отягощение, которое является дополнительным к тяжести собственного тела упражняющегося, вес различного рода предметов или любая другая противодействующая сила: сопротивление партнера, затруднения, создаваемые условиями внешней среды. В методическом отношении нужно различать строго дозируемое и не строго дозируемое внешнее отягощение, поскольку чем точнее нормируется оно, тем больше возможности регулировать эффект упражнений.
Упражнения со строго дозируемым внешним отягощением. Строгое дозирование отягощения в силовых упражнениях обеспечивается посредством специальных снарядов, устройств, оборудования: гантелей, гирь, штанг с набором дисков разного веса, специальных поясов с разновесами.
Упражнения с нестрого дозируемым внешним отягощением. К ним относятся упражнения, отягощения в которых не лимитировано точно заданными пределами и в определенных случаях варьирует независимо от воли выполняющего упражнения.
Упражнения с самоотягощением. В эту группу входят упражнения с отягощением весом собственного тела упражняющегося и так называемые упражнения в самосопротивлении. Повышенная степень напряжения мышц в таких упражнениях обеспечивается без применения внешних отягощений. Своего рода отягощение создается за счет сил тяжести различных звеньев собственного тела или путем преднамеренного затруднения сокращений одних мышц направленным сопротивлением других-мышц-антагонистов.
Упражнения с отягощением веса собственного тела при воспитании собственно-силовых способностей используют преимущественно гимнастические упражнения, выполняемые в относительно невысоком темпе и характеризующиеся таким взаиморасположением звеньев тела, при котором их масса как бы представляет собой повышенную нагрузку для упражняемых мышц, как, например, при сгибании-разгибании рук в упоре лежа, приседании на одной ноге, подтягивании на перекладине, лазании по канату в висе.
Упражнения в самосопротивлении получили в специальной литературе неоднозначную оценку (еще в начале текущего столетия их довольно настойчиво пропагандировали под названием волевая гимнастика, значение которой некоторыми методистами явно преувеличивалось). Разумеется, эти упражнения, как и любые другие, могут давать различный эффект, в зависимости от ряда обстоятельств, наиболее важную роль среди которых играет методика. (Л.П. Матвеев)

Список литературы:
1.Ашмарин Б.А, «Теория и методика физического воспитания». - М.: Просвещение, 1990,-136-138с
2.Верхошанский Ю.В «Основы специальной физической подготовки спортсменов», М.:1988г.
3. Верхошанский Ю.В «Основы специальной силовой подготовки в спорте», М., «Физкультура и спорт»,1977.
4.Гужаловский А.А, «Теория и методика физического воспитания» - М.: Физкультура и спорт, 1986.-76-80с
5.Железняк Ю.Д «Юный волейболист»: Учеб пособие для тренеров. - М.: Физкультура и спорт, 1988.-192 с., ил.
6. Железняк Ю.Д «Волейбол»: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.- 239 с., ил./Железняк Ю.Д. Ивойлов А.В./
7.Зациорский.В.М, «Физические качества спортсмена». - М.:ФиС,1970.-198с
8.Ильин Е.П., «Психология физического воспитания». - С-Пб.: РГПУ им Герцена,2000.-91-93с
9.Курамшин.Ю.Ф, «Теория и методика физической культуры». - М.: Советский спорт, 2003.-122-134с
10.Лях В.И, «Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития». - М.:Тера-Спорт.2000.-23-24с
11.Лях В.И, «Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов». - М.:Просвещение,1997.-17-19с
12.Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры». - М.:ФиС,1991,-181с
13.Матвеев Л.П., «Теория и методика физического воспитания». - М., «Физкультура и спорт»,1976.-169-174с 1т/Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков/
14.Платонов В.Н «Подготовка квалифицированных спортсменов».- М.: Физкультура и спорт,1986.-286 с., ил.
15.И.В.Сухоцкий «Силовая подготовка учащихся», М.:ФиС,79с
16.Фурманов А.Г «Студенческий волейбол». - Мн.: Высш. Школа, 1983.-175с., ил.
Заголовок 2
X

x