Всего представлено работ: 243823

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Туник Анна Владимировна

Обобщение опыта

скачать документ

Вернуться назад

Департамент образования и науки Приморского краяКраевое государственное бюджетноепрофессиональное образовательное учреждение«Черниговский сельскохозяйственный колледж»Применение интерактивных методов на уроках истории и обществознания: решение ситуационных задач, кейс, проект. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТАТуник Анна Владимировна, преподаватель истории и обществознанияс.Черниговка2018 г.Применение интерактивных методов на уроках истории и обществознания: решение ситуационных задач, кейс, проект.Туник А.В., преподаватель истории и обществознания КГБ ПОУ «ЧСК».В работе представлен опыт преподавателя по использованию интерактивных методов на уроках истории и обществознания. Различных приемов педагогической техники, методик, направленных на совершенствование процесса мышления, повышения заинтересованности в изучении истории и обществознания, развитие познавательной, творческой деятельности, абстрактного и логического мышления, а также коммуникативной ответственности обучающихся в учебном заведении. Обсуждено на методическом совете КГБ ПОУ «ЧСК»Туник А.В.КГБ ПОУ «ЧСК»Адрес:692372,с.Черниговка,ул.Ленинская 72Телефон:8-42351-25-5-26. Содержание1.Введение2. Применение интерактивных методов на уроках истории и обществознания: решение ситуационных задач, кейс, проект.3.Методическая разработка открытого урока4.Заключение5.Используемая литератураМОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО,КАБИНЕТ №3Введение Свою педагогическую деятельность я начала в средней школе №2 им.Валеева С.М. в 2011 году. В 2018 году прошла аттестацию на соответствие занимаемой должности в данном образовательном учреждении. С 01.09.2017 года трудоустроилась по совместительству в КГБ ПОУ « ЧСК». С 3 сентября 2018 году перевелась на основное место работы в КГБ ПОУ «ЧСК». Проработав в средней школе отметила для себя, что в колледж приходят дети не всегда с хорошими знаниями по предмету, но при этом они очень хотят получить профессию. Главная моя задача, как педагога-это привлечь интерес обучающихся к учебному предмету. Для этого и применяю разнообразные методики и технологии. Ребятам очень интересно просматривать учебные фильмы, готовить проекты по истории, знакомится с источниками. Учащимся второго курса нравятся учебные занятия, на которых решаются задачи по праву. На таких занятиях происходит знакомство с российским законодательством, учащиеся больше узнают о своих правах и обязанностях. Сегодня практически любой преподаватель применяет в своей деятельности различные формы обучения. Главная цель современного образования в настоящее время- давая знания, воспитывать интеллектуально развитую личность, которая стремится к знаниям. Перед преподавателем стоит задача планомерного развития личности путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Необходимо развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к учебе. Познавательный интерес имеет поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно ищет. С этой целью я и применяю в своей работе интерактивные методы работы, которые позволяют добиваться положительных результатов. Интерактивные методы подразумевают взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом. Опыт моей работы в этом направлении позволяет с уверенностью сказать, что данные методы дают хорошее качество знаний, повышают интерес к учебным предметам, активизируют деятельность учащихся, развивая их самостоятельность. На сегодня кабинет истории оснащен современным оборудованием: мультимедийным проектором, электронными учебниками, в кабинете имеются стенды для обучающихся. Как преподаватель я провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, работаю в тесном контакте с преподавателями других дисциплин и мастерами производственного обучения. Это необходимо для определения совместных задач, целей, способствующих повышению активности, самостоятельности обучающихся.Применение интерактивных методов на уроках истории и обществознания.XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателями. Подобные собеседования часто демонстрируют далеко не лучшие образцы диалога. Следовательно, умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить.В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода:1)  пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы-это лекция, чтение, опрос.2) активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы - это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.3) интерактивные: от англ. (inter - “между”; act – “действие”),  таким образом,  дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение,  построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.Умелое сочетание данных стратегий обеспечивает эффективность преподавания и качество образования. Использование активных и интерактивных методов в учебном процессе способствует повышению познавательной активности и мотивации учащихся, формированию и развитию интеллектуальной деятельности, раскрытию практической ценности знаний и повышению успеваемости.Интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем. В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной. Такие методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения. Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.Меня, как учителя, волнует проблема, как построить урок так, чтобы не осталось равнодушных и пассивных учеников, мне эта форма работы интересна самой и поэтому в последние годы я стараюсь все больше внедрять в преподавании истории и обществознания интерактивное обучение. В своей деятельности я применяю такие методы как проект, решение ситуационных задач, разрабатываю и пытаюсь внедрить в процесс обучения кейс-технологию.Решение ситуационных задач первоначально было сложным заданием для обучающихся. Но в данной технологии преподаватель выступает в роли консультанта, объясняя пошагово действия обучающихся. В данной ситуации необходимо, чтобы учащиеся слушали инструкции. Первый опыт решения исторических ситуационных задач у студентов I курса был на уроке по теме «Русская правда». Учащимся было предложено разделиться на группы, и изучив материалы текста «Русской правды» найти решения конкретных ситуаций. Они ознакомились с текстом, нашли решения. Затем каждая из групп получила возможность высказаться по конкретной ситуации. Если были разногласия, дискутировали, приходили к единому мнению, зачитывая статьи документа.Данная форма работы использовалась и на открытом занятии по теме « Иван IV Грозный. Внутренняя политика». Учащиеся первоначально в группах рассматривали вопросы, связанные с опричниной. Каждая из групп высказалась по вопросу, который был поставлен в начале работы:Определение;Причины и цели;Ход;Итоги.При подготовке ответа на вопросы учащимся были предложены разные источники информации. Можно было использовать учебник, раздаточный материал, Интернет. Каждая группа предоставила устный отчет о проделанной работе. Далее учащимся было предложено поработать с текстовым материалом и подготовить решение следующих ситуаций: Почему в эпоху опричнины Иван Грозный совершал массовые убийства невинных людей и одновременно рассылал по монастырям списки казненных, чтобы по ним служились поминальные службы?Можно ли оправдать поступок князя Андрея Курбского, перешедшего на сторону литовцев, чтобы избежать преследований со стороны Ивана Грозного?Их вниманию были предоставлены материалы по биографии А. Курбского и Ивана Грозного. Итогом стало высказывание своих мнений по данному вопросу, учащиеся пришли к общему решению проблемы. Что касается метода проектов, то данная форма работы требует определенной инициативы и самостоятельности учащегося. Преподаватель может дать тему проекта, помочь определить цель и задачи. Остальная работа- это самостоятельная деятельность обучающего. Он должен уметь работать с разными источниками информации, делать выводы, обобщать. Преподаватель координирует работу учащегося или группы, в зависимости от того какой проект: индивидуальный или личный. Департамент образования и науки Приморского краяКГБ ПОУ «ЧСК»Конспект открытого урокаисториипо теме «Внутренняя политика Ивана IV Грозного» Преподаватель истории и обществознания КГБ ПОУ «ЧСК» Туник Анна Владимировна 2018 годЦели:Практические:Сформировать представление о личности Ивана IVОхарактеризовать основные линии внутренней политикиРазвивающие:развить навыки применения знаний для решения ситуационных задач;развитие навыков работы с различными источниками информации на уроке;развитие познавательного интересаВоспитательные:воспитание уважения к партнёрам по командеОборудование урока:- мультимедийный проектор, презентация;- учебник;- ноутбук, подключенный к Интернету;- карточки с ситуационными задачами;- презентация по теме «Личность Ивана Грозного»Ход урока.Организационный момент. Преподаватель приветствует класс.Проведение переклички. Проверка готовности к учебному занятию.Постановка целей и мотивация. ( Слайд 1,2)Тема нашего занятия «Иван IV Грозный. Внутренняя политика». Перед нами сегодня ставится цель познакомиться с личностью русского царя, а так же с особенностями его внутренней политики. Нам сегодня предстоит выполнить ряд заданий, чтобы прийти к намеченной цели. Как я уже говорила, мы сегодня изучаем царя Ивана IV. А давайте теперь с Вами вспомним всех правителей с именем Иван, которые были до него. Обратите внимание на следующий слайд. (Слайд 3) Перед Вами имена: Иван I Калита, Иван II Красный, Иван III. Вспомните, что Вы о них знаете?Обучающиеся дают следующие ответы:Иван Калита –московский князь, вел дальновидную политику по отношению к Золотой Орде, вовремя платил дань, подносил подарки хану, поэтому на Руси наступили «40 лет тишины», Орда не предпринимала карательных походов. Калита в буквальном смысле «Кошелек»Иван II Красный- сын Ивана Калиты. При нем московское княжество ослабело. «Красный», буквально- красивый. Прозвище дано за внешностьИван III – подчинил Новгород, собирал земли вокруг Москвы. Установил титул государя всея Руси. Был женат на Зое Палеолог.Актуализация знаний.А) Личность ИванаIV. Первоначально нам нужно познакомиться с личностью царя Ивана IV.Слово предоставляется обучающейся Регине В., она подготовила сообщение о личности царя. Учащаяся представляет группе свою презентацию по теме. По окончании доклада учащиеся подводят итог, делают выводы о личности царя и основных мероприятиях его внутренней политики. ВЫВОД:Сын государя Василия III и Елены Глинской. Рано осиротел. С детства наблюдал боярские распри и поэтому привилось негативное отношение к боярам. 1547-1560гг- годы правления совместно с «Избранной Радой» -круг приближенных при Иване IV. Совместно провели ряд реформ: религиозную ( Стоглавый Собор), появление Земских Соборов, Судебник 1550 года, создание стрелецкого войска. Введение политики опричнины 1565-1572гг.Записывают в тетрадь следующее:Даты правления:25 августа 1530г-28 марта 1584г«Избранная Рада» -круг приближенных при Иване IV. Земский Собор- впервые созван при Иване IV, сословно-представительный орган управления.Основные мероприятия внутренней политики:Созыв Земского Собора;Судебник 1550 года;Стоглавый Собор 1551 года;Создание стрелецкого войскаОпричнина 1565-1572 гг.Б) Теперь нам предстоит ознакомиться с законодательным памятником данного периода, с Судебником 1550 года. Характеризовать данный документ мы будем в парах. В помощь Вам учебное пособие ,дополнительный материал, Интернет. Вот вопросы на которые Вам необходимо найти ответы:Почему был принят?Какие документы легли в основу?Какие новшества были внесены в данный документ?Обучающие работают в парах 5 минут, затем подводим итоги.ИТОГ (устные ответы учащихся): 1) Так как изменились общественные отношения возникла необходимость изменения законодательства;Источники : статьи Судебника 1497 г.; утраченный Судебник князя Василия III Ивановича, отца Ивана IV Грозного; именные царские указы; законодательные акты Боярской думы и Земских соборов; обычаи, судебная практика.Устанавливались строгие уголовные наказания для судей за превышение должностных полномочий, несправедливые приговоры и за отказ в правосудии; четко регламентировалась деятельность выборных старост и целовальников в суде наместников, «судных мужей» в судопроизводстве. Расширился розыскной процесс, появился сословный принцип наказаний. Теперь и холопы стали привлекаться к ответственности. Был определены формы вины. Виды наказаний, по Судебнику 1550 г.: — смертная казнь; — торговая казнь (битье кнутом); — устрашение и изоляция преступника (тюремное заключение); — членовредительные наказания (урезание ушей, языка, клеймение); — штрафы и денежные взыскания. Появляются новые составы преступлений: — подлог судебных актов; — мошенничество и др.Б) Следующий аспект внутренней политики царя, который нам необходимо рассмотреть – опричнина. Класс делится на группы, каждая из которых ответственная за свой вопрос. Для выполнения задания используются разные источники информации: Интернет, учебник, дополнительный текст. ( Приложение)Слайд 7.1 группа- Дать понятие опричнины2 группа- Указать причины и цели опричнины3 группа – Описать события опричнины4 группа- Определить итоги опричниныНа выполнение задания дается 5-7 минут, после этого каждая из групп отчитывается о проделанной работе. Итог:1) Опричнина- 1.особая территория, с войском и государственным аппаратом, доходы с которой поступали в государственную казну.В российской историографии опричниной называют часть государственной политики в Русском государстве с 1565 по 1572 годы, состоявшей в реализации чрезвычайных репрессивных мер, конфискации феодального имущества и земель в пользу государства, борьбе с предполагаемой изменой в среде боярско-княжеской знати, заключавшейся в применении массовых казней.2) Причина: Желание царя укрепить власть;Цели опричнины:Явление было направлено на устранение феодальной раздробленности княжеств и целью его было подорвать независимость боярского сословия. Введенная в 1565 году опричнина стала желанием Ивана IV, уставшего от измен бояр, казнить неверных дворян по своей воле.3) Поход опричников на Новгород, опричный террор4) Итоги опричнины:1)Усиление самодержавной власти2)Сокращение влияния бояр в государственных делах.3)Разгром крупных боярских угодий.4)Введение заповедных лет в 1581году.5)Сильный экономической упадок страны.Г) Решение ситуационных задачМы с вами ознакомились с внутренней политикой царя. Давайте попробуем решить следующие задачи:1)Почему в эпоху опричнины Иван Грозный совершал массовые убийства невинных людей и одновременно рассылал по монастырям списки казненных, чтобы по ним служились поминальные службы?2)Можно ли оправдать поступок князя Андрея Курбского, перешедшего на сторону литовцев, чтобы избежать преследований со стороны Ивана Грозного? Для решения задач учащимся выдается дополнительный материал. В течении 7 минут учащиеся знакомятся с материалами. Итог: 1) Царь был очень набожным человеком, но тем не менее часто был подвержен гневу. Во время гнева совершал много злодеяний, о которых впоследствии очень сожалел.2) Курбский опасался за свою жизнь. Но при этом вся его семья осталась в Русском государстве и попала в опалу от Ивана Грозного. Курбский тосковал по Родине, переводил философские труды, переписывался с Иваном Грозным, рассуждал о будущем российского государства, но единого мнения относительно этого вопроса между ним и царем Иваном не было. В письмах к боярам выступал борцом с тиранией и обличителем безумного царя.Каждый высказывает свою точку зрения.ЗакреплениеОтветьте на вопросы:Чем Вам запомнилась личность Ивана Грозного?Перечислите основные мероприятия внутренней политики царя.Что такое опричнина?Что такое Избранная Рада?Что такое опричный террор?Домашнее заданиеУчить конспектРефлексияПроводится опрос среди обучающихся:Что Вам более всего понравилось на уроке?Испытывали ли Вы сложности при выполнении заданий?Что нового Вы для себя узнали о личности Ивана IV Грозного?Что Вас больше привлекает : индивидуальная или групповая работа?Обучающие высказали мнение о том, что им было интересно. Работая в группах, анализируя дополнительную литературу, узнали много интересных фактов о личности царя. Особых сложностей при работе не возникло. К групповой работе отношение неоднозначное, некоторые учащиеся высказались о том, что им больше нравится работать самостоятельно, а не коллективно. Приложение к открытому занятию.Раздаточный материал.А)Для работы в парах:Судебник 1550 г. («Царский судебник») был принят в 1 годы правления Ивана IV Грозного. Предпосылками его появления стали реформы Ивана Грозного и несовершенство Судебника 1497 г., так как в нем не были прописаны нормы, регулирующие новые политические и социально-экономические процессы, происходившие в государстве. Источники Судебника 1550 г.: статьи Судебника 1497 г.; утраченный Судебник князя Василия III Ивановича, отца Ивана IV Грозного; именные царские указы; законодательные акты Боярской думы и Земских соборов; обычаи, судебная практика. Судебник состоял из статей (систематизированы они были по нормам права) и глав (их было около сотни). В нем запрещалась выдача тарханных (освобождающих от уплаты налогов) грамот. Появился принцип обратной силы закона. Был установлен порядок внесения дополнений в данный судебный акт. Устанавливались строгие уголовные наказания для судей за превышение должностных полномочий, несправедливые приговоры и за отказ в правосудии; четко регламентировалась деятельность выборных старост и целовальников в суде наместников, «судных мужей» в судопроизводстве. Расширился розыскной процесс, появился сословный принцип наказаний. Теперь и холопы стали привлекаться к ответственности. Был определены формы вины. Виды наказаний, по Судебнику 1550 г.: — смертная казнь; — торговая казнь (битье кнутом); — устрашение и изоляция преступника (тюремное заключение); — членовредительные наказания (урезание ушей, языка, клеймение); — штрафы и денежные взыскания. Появляются новые составы преступлений: — подлог судебных актов; — мошенничество и др. Гражданско-правовые институты, по Судебнику 1550 г.: 0 право выкупа вотчины; новый порядок обращения в холопство; право собственности,» договорное право; обязательственное право и т.д. Выросли роль центральных судебных органов и значение великокняжеского суда. Увеличилось число деяний, называемых преступными. Тяжесть наказания была поставлена в зависимость от социальной принадлежности потерпевшего. В судебном процессе различают две формы: 1) судебный поединок — состязательный процесс при ведении гражданских и менее тяжких уголовных дел; 2) розыскной процесс применялся в серьезных уголовных делах: государственных преступлениях, убийстве, разбое. Применялась новая процессуальная мера — повальный обыск — массированный допрос местного населения с целью выявить очевидцев преступления и провести процедуру «облихования». Приказы в качестве судебной инстанции становятся основной формой центрального суда. Судебные дела должны были решаться единогласно, а в случае отсутствия такового докладываться государю. Все более распространяется практика суда «лучших людей». Появились вышестоящие суды: государь, Боярская дума и наместник с «боярским судом». Они были вправе пересмотреть решение нижестоящих судов (исключением был церковный суд). Контроль со стороны местного населения осуществляли дворский и староста. Судебник 1550 г. кроме кодификации выработал и закрепил принцип последующей систематизации нормативных актовБ) для групповой работы 1) по теме «Опричнина»Конец опричнины и ее итогиЗапущенная царём машина репрессий набирала обороты, и, в конце концов, наступил момент, когда Иван понял, что продолжать так дальше нельзя. Царь оправдывал опричнину необходимостью искоренить "неправду " бояр - правителей. На деле опричный режим привел к неслыханным злоупотреблениям. Как говорят очевидцы, земские суды получили от царя распоряжение, которое дало новое направление всему правосудию. Распоряжение гласило: " Судите праведно, наши виноваты не были бы ". Следуя таким указаниям, судьи перестали преследовать грабителей и воров из числа опричников. В годы опричнины процветали, как никогда, политические доносы. Опричник мог подать жалобу на земца, будто тот позорит его и всю опричнину. Земца в этом случае ждала тюрьма, а его имущество доставалось доносчику. Разумеется, царь Иван не поощрял прямой разбой. Но он создал опричные привилегии и подчинил им право и суд. Он возвел кровавые погромы в ранг государственной политики. Следовательно, на нём лежала главная вина за беззакония опричнины. В конечном итоге погромы более всего деморализовали саму опричнину. Опричники творили в земщине такие беззакония, что сам великий князь объявил наконец: "Довольно!".Падение старого опричного руководства разрушило круговую поруку, связывавшую членов опричной думы. Состав думы пополнился земцами, многие из которых испытали злоупотребления опричнины. Члены новой опричной думы, по-видимому, стали сознавать опасность деморализации охранного корпуса. Казнь Басманова ознаменовала конец целой полосы в истории опричнины. Подвергнув опале тех, кто создал опричнину, Царь велел подобрать жалобы земских дворян и расследовать самые вопиющие преступления опричников. Аппарат сыска и доноса делал свое дело — были казнены и многие опричники, получившие огромные богатства. Помимо всего прочего Грозный примерно наказывал опричных, чтобы вернуть доверие земщины. Казни и судебные преследования расстроили механизм опричного управления.Попытки положить конец вопиющим злоупотреблениям на первых порах не затронули основ опричного режима, но проводились они с обычной для Грозного решительностью и беспощадностью и вызвали сильное недовольство в опричном корпусе. Подготовляя почву для окончательной расправы с опричной гвардией, царь Иван старался обеспечить себе поддержку тех сил, которые более всего пострадали от опричных порядков. Но все это не означало, что в опричнине в конечном итоге взяла верх высшая аристократия.Царь, живший в постоянном страхе перед воображаемыми заговорами, слепо доверял своему главному сыщику Малюте и видел в нем всегдашнего спасителя. Знати имя Малюты Скуратова-Бельского было столь же ненавистно, как и имя основателя опричнины Басманова - Плещеева. Накануне полной отмены опричнины, когда влияние Малюты достигло апогея, он получил назначение на пост дворового воеводы. Такие посты могли занимать исключительно представители родословной боярской знати. Успех Скуратова невозможно объяснить одним только расположением царя. Высокое назначение было, по-видимому, следствием того, что Малюта способствовал заключению брака Грозного с Марфой Собакиной и через этот брак породнился с царской семьей.В итоге всех устрашающих мер Ивана Грозного военная система страны не упрочилась, а расшаталась. Лучшие воеводы были казнены; другие были до того запуганы, что боялись вступить с неприятелем в бой, опасаясь потерпеть неудачу и быть за это казненными. Опричное войско оказалась небоеспособным. Бесконечная война поглотила массу сил и средств, южные рубежи страны оказались оголенными. В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей, разгромив опричное войско, появился под самыми стенами Москвы и сжег весь огромный московский посад. Во время пожара погибли десятки тысяч москвичей.В результате опричной политики, чрезвычайных, крутых мер в 70-80-е годы XVI века Московское государство вошло в полосу кризиса. В 25-ти летней Ливонской войне Россия потерпела поражение, лучшая боеспособная часть войск была уничтожена на полях сражений, завоеванные территории утеряны. Страна была доведена до страшного разорения. После сожжения Москвы в 1571г. правительство начало исподволь готовиться к упразднению опричных порядков. Угроза татарского вторжения ускорила слияние военных сил опричнины и земщины. Опричники стали получать общие назначения с земцами и нередко поступали под начальство старших земских воевод. Вскоре же власти приступили к устранению многочисленных перегородок между опричниной и земщиной в сфере административного управления. В начале 1572 г. царь объявил о восстановлении в Новгороде древнего наместнического управления и назначил главным наместником боярина И.Ф. Мстиславского. Раздельному управлению Новгорода пришел конец, хотя формально деление Новгородской земли на две половины продолжало существовать. В связи с введением наместничества в Новгороде правительство провело объединение финансового управления страны, опричной и земской казны.Множество признаков указывало на то, что опричные порядки доживают последние дни. Против обыкновения, власти в начале года не взяли в опричнину новые уезды. Остановилось строительство опричных крепостей. Грозный долго не решался отдать приказ о роспуске опричной гвардии. Известие о разгроме татар под Москвой, по-видимому, положило конец его колебаниям. И вот наконец в 1572 году Иван IV вынужден был отменить опричнину. С падением опричнины начался пересмотр служилого землевладения в опричных уездах. В наибольшей мере новая земельная перетасовка затронула верхушку опричнины, т. е. тех дворян, которые успели выслужить в опричнине чины и поместья, а также тех "иногородцев", которых перевели в опричнину из других уездов. Они должны были расстаться с землями, конфискованными ранее у земских дворян. Масса местных служилых людей, перешедших в опричнину с уездом, вероятно, сохранила свои земли, но лишилась права на опричные " прибавки ". Так была упразднена главная привилегия опричнины: более высокие земельные оклады по сравнению с земскими.Поскольку мелкие и средние землевладельцы получали добавочные земли исключительно на поместном праве, новый земельный пересмотр в опричнине свелся к повторному перераспределению поместного фонда. Последним достойным завершением опричных деяний явился царский указ 1572 г. о запрещении употреблять самое название опричнины. Нарушителям указа грозило строгое наказание: " виновного обнажали по пояс и били кнутом на торгу ".В) для решения ситуационных задач1) Несколько фактов о личности Ивана ГрозногоУ царя Ивана Грозного были голубые глаза. Взгляд Царя был очень тяжёлый и этого взгляда все боялисьРост царя был 180 см. а вес под 90 кг.Иван Грозный был широкоплечий.  Его левые ключица, лопатка, а так же глаз были несколько больше правых.Царь издал специальный указ о запрете всем мужчинам брить бороды. Мужчина без бороды считался изменником родины и  приверженцем латинского Папы.Иван Грозный постоянно носил на себе царские регалии. Везде появлялся в шапке Мономаха. Ещё на плечах он носил бармы (это наплечники из золота), они указывать должны были, что у царя Ивана Грозного вся власть от Бога, а не от людей.Царь очень любил читать книги. Любимой книгой была собрание трудов Иоанна Златоуста. Царь читал жития святых Главная забава царя была, соколиная охота.Царь Иван любил сытно покушать. Он просил подавать ему к столу солянину, жареного поросёнка целиком, перепечину с рыбой, кулебяку, суп калья и барение лопатки.Иван Грозный любил и что называется выпить. Пил он медовуху и сорт вина "Мушкатель".Иван Грозный был сладкоежка, он любил варенье, правда очень своеобразное из...огурцов.Будучи Царём Иван Грозный был во время царствования женат аж 6 раз, правда дети от него были только от трёх жён, 6 детей от первой жены, 1 ребёнок от второй и 1  ребёнок от шестой.Четверо детей от первой жены умерли еще во младенчестве (Анна, Мария, Дмитрий, Евдокия), двое других (Иван и Федор) дожили до взрослого возраста, но Иван был убит, так и не обзаведясь потомством, а Фёдор в итоге стал Царем после смерти отца, причем Федор — самый младший из этих шестерых детей. Василий (сын от второй жены) умер в двухмесячном возрасте. Дмитрий (сын от последней жены) умер уже после смерти царя в возрасте 8 лет.Первая жена Ивана Грозного — Анастасия Захарьина-Кошкина была выбрана Иваном из 1500 претенденток. Вот такой был конкурс. И именно эта жена была его самой любимой.Третья Жена царя — Марфа Собакина была отравлена всего лишь спустя 2 недели после их свадьбы. А Мария Долгорукая подала на развод с Царём уже на следующий день после свадьбы.Сколько раз — шесть, семь или восемь — Иван Грозный был женат, на самом деле толком не известно, так как с некоторыми из жен он не венчался, а всего лишь испрашивал разрешения на брак своего духовника. Отказать ему в браках не решался даже духовник!В свое время Иван Васильевич сватался даже к британской  королеве Елизавете I.Царь очень любил звонить в колокола.  Его резеденция находилась в Александровской Слободе, Царь каждое утро и каждый вечер находясь в слободе поднимался на колокольню и звонил в монастырские колокола созывая людей на богослужения.Иван Грозный рано осиротел. Его мать Елена Глинская была отравлена боярами, а отец Царь Василий Третий умер от заражения крови. Родственники долго не подпускали Ивана к правлению страной и развили уже в юности в нём подозрительность. Иван Грозный боялся покушений, в частности, что его как мать могут отравить. Царь сам принимал постоянно немного ртути, чтобы выробатать иммунитет к этому яду. Исследователи подтверждают, что в костях скелета Ивана Грозного обнаружена ртуть.Царь был подвержен нервным срывам. Во время приступов агрессии он мог убить человека или приказать уничтожить население целых городов и такие  поступки царя истории известны. Но потом царь приходил в себя и сокрушаясь слёзно каялся в своих же приказах. У Царя был огромный поминаник куда он вписывал все имена погубленных им же людей и он постоянно и сам молился по ним и приказывал Церкви молиться панихиды за убиенных им людей по 40 дней.Своё прозвище "Грозный" царь получил не за свой свирепый характер ибо в первые годы правления царь Иван был очень добрым царём. Грозным его прозвали из-за сильной грозы которая разбушевалась в день его крещения. Тогда кто-то на крещение царя и сказал : "Иван Грозный!", это прозвище так и прижилось!Ивана грозного крестили в Троице Сергиевой лавре в храме у мощей Сергия Радонежского. Когда крещение было закончено, младенца положили на гробницу Святого Сергия и молились чтобы Сергий Радонежский покровительствовал этому царскому младенцу. В этот миг и раздался в небе страшный удар грома из-за чего Иван и стал "Грозным".Иван Грозный был очень верующим человеком. Он очень любил молиться и ходил в храм каждый день. Иногда в храме он проводил по 10-12 часов в день. Он знал на память всю литургию и Всенощное бдение. Он на память знал всю псалтирь. Он мог по памяти без книги читать Евангелие. Всему этому способствовал Московский митрополит, который был и учителем и воспитателем Царя, а после смерти родителей стал сразу и отцом и матерью юному Царю. И возможно, митрополит был единственный человек, которого Царь всегда слушал.Когда умер Василий Блаженный, царь, вместе с боярами нес гроб с его телом.Иван Грозный стал первым царём в истории России, до него Русью правили князья. Иван грозный собрал княжества во едино и создал Русское Царство.Иван Грозный появлялся более чем в 20 кинолентах, начиная с 1909 года («Смерть Иоанна Грозного»). Но, конечно, самым известным является известный фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Мало кто знает, что фильм снят по книге Михаила Булгакова "Иван Васильевич", только в книге Царь Иван попадает в сталинское время 30х годов и в другую бытовую обстановку.. Но так как фильм снимали в 70е годы, а произведения до этого времени было запрещено, то в фильме  решено было царя перенести в 70е годы.Последние 6 лет жизни Иван IV страдал остеофитами (наросты на костных тканях). Это делало его жизнь агонией. После обследования останков выяснили, что у него были такие большие отложения, которых не было у самых дряхлых стариков.Иван Васильевич Грозный — это самый долгий правитель за всю историю Руси, Советского Союза и России в целом. Срок его правления составил 50 лет и 105 дней, с учетом того, что он официально стал правителем в 3 года.Благодаря Ивану Грозному территория Руси. Ведь именно он завоевал всем известные Казанское и Астраханское царства («Казань брал, Астрахань брал...»), кроме того была также присоединена Сибирь.Еще в XV веке на Руси научились получать спирт изо ржи и пшеницы. Но Иван IV специальным указом запретил своим подданным употреблять алкоголь. Исключение составляли только праздничные дни. Иностранцам пить не воспрещалось.Хотя личность Ивана Грозного до конца остается неоднозначной благодаря "черному пиару", он был очень грамотным правителем в свое время.Достаточно сказать, что количество жертв Варфоломеевской ночи во Франции примерно соответствовало числу «репрессированных» Грозным за все время (50 лет) его царствования. По части жестокости Иван был вполне ординарным правителем своего времени. Но ему очень не повезло с летописцами. Иван Грозный был образованнейшим человеком своего времени, открыл первую типографию, переписывался с правителями Европы, собрал огромную библиотеку, дополнив то, что осталось от предков. Библиотека пропала во время пожара, но ищут ее до сих пор.2) Андрей Курбский: биографияВопрос о роли Андрея Курбского в российской истории даже сейчас остается открытым. Воеводу с одинаковой частотой называют борцом с тиранией и предателем царя. Близкий сторонник Ивана Грозного покинул Русь, но, желая вразумить правителя, слал тому письма и даже получал ответные послания.Детство и юностьАндрей Михайлович – старший сын в семье Михаила Михайловича и Марии Михайловны Курбских. Супружеская пара считалась приближенными царя, но из-за постоянных интриг вокруг трона не пользовалась милостью правителя. Поэтому, несмотря на богатую родословную, известная фамилия не стала гарантом обеспеченной жизни.Сведения о юности и отрочестве Курбского не сохранились. Известно только, что вскоре после рождения Андрея в семье появились еще двое детей – братья Иван и Роман. Даже дата рождения боярина (1528 год) стала достоянием общественности благодаря самому Андрею Михайловичу. Мужчина упомянул значимое событие в одном из собственных сочинений.Политика и военные походыПодробная биография Курбского известна с 21-летнего возраста. Молодой человек показал себя отличным стратегом при взятии Казани в 1549 году. Смелый юноша привлек внимание Ивана Грозного. Помимо воинских заслуг, царя и боярина роднил возраст. Государь был младше Курбского всего на 2 года, поэтому мужчины легко нашли общие интересы.За следующие три года Андрей из рядового стольника дослужился до звания воеводы. Полное доверие Курбский получает после победы над ханом Давлетом Гиреем в 1552 году. Особенно впечатлило царя то, что, несмотря на ранение, молодой герой вновь сел на коня спустя 8 дней после тяжелого увечья.Неудивительно, что вскоре Курбский получает приглашение примкнуть к Избранной Раде, собранной Иваном Грозным для обсуждения политических вопросов. Наравне с Адашевым и Сильвестром боярин помогает царю решать сложные ситуации и определиться с курсом правления.Напряжение в отношениях с государем наметились после побед Андрея Михайловича в Ливонской войне. Взгляды Ивана Грозного на приближенных резко изменились. Достижения и заслуги перестали играть значения, и, чтобы избежать опалы, Курбатов бежал в Литву.Истинная причина побега не установлена. Современники выдвигают две версии: Курбатов боялся за собственную жизнь или поддался на уговоры короля Сигизмунда-Августа, мечтавшего переманить полководца. Вскоре после эмиграции Курбатов пополнил ряды литовских военачальников и даже выступал на стороне неприятеля против старых товарищей.В награду за измену родине литовский король награждает Андрея Михайловича городом Ковелем и прилегающим к нему поместьем. Курбский получает новый герб Леварт, на флаге которого изображен гепард с поднятой лапой.Чтобы развеять тоску по родине, мужчина принимается за переводы философских трудов. Помимо изучения мировоззрения древних, Андрей Михайлович пишет письмо бывшему другу – Ивану Грозному. Мужчины обсуждали взгляды на социально-политические проблемы и будущее страны, но не приходили к единому мнению.Под впечатлением от деятельности Максима Грека Курбский создает несколько трактатов, отражающих взгляды бояр на устройство государства. Бывший приближенный царя рассылает деловые письма, где высказывает собственное видение. В письмах и посланиях воевода предстает борцом с тиранией и обличителем безумного царя.Личная жизньИмя первой жены Андрея Михайловича, увы, не сохранилось. Известно, что при побеге из России боярин вынужден был оставить возлюбленную с собственными родственниками. Вместе с женой мужчина бросил девятилетнего сына.Вся злость Ивана Грозного на близкого приближенного обрушилась на родных предателя. Мать, ребенка и супругу Курбского заточили в крепости, где последняя умерла «от тоски». Судьба старшего отпрыска Андрея Михайловича покрыта тайной, а позже стала объектом для различных исторических спекуляций.Второй брак Курбского состоялся уже на территории Литвы. Новую возлюбленную бывшего воеводы звали Мария Юрьевна Гольшанская. Женщина происходила из влиятельного рода, который имел влияние на короля. Омрачал этот союз только факт, что Мария уже успела дважды стать вдовой и родить двух сыновей, которые приняли новость о новом замужестве матери агрессивно.Первые несколько лет отношения супругов складывались наилучшим образом, но после того как Андрей Михайлович охладел к Марии, семья погрязла в скандалах. Разбирательства (физические и имущественные) дошли до короля, который постановил закончить скандалы и развести супругов. В 1578 году, после долгого раздела имущества, состоялся бракоразводный процесс.А уже через год Андрей Курбский женился на Александре Семашко. Вскоре после свадьбы у супругов родился сын Дмитрий и дочь Марина. Единственное, что омрачало третий брак мужчины, – Мария Гольшанская, которую не устроили условия развода. Она по-прежнему требовала от бывшего мужа земель и всячески изводила мужчину.СмертьПоследние годы жизни политического деятеля и бывшего помощника Ивана Грозного прошли в судебных тяжбах. Помимо Гольшанской, внезапно пожелавшей объявить третий брак Курбского незаконным, Андрей Михайлович воевал в суде с соседями. Пан Красельский, задолжавший Курбскому денег, отказывался возвращать долг. Разбирательства, которые перенесли в зал судебных заседаний, не давали результатов. Постоянные стычки и скандалы изрядно утомили Андрея Михайловича.Умер мужчина в собственной постели в замке Ковель. Смерть настигла бывшего боярина между 2-23 мая 1583 года. Похороны прошли на территории монастыря Святой Троицы. Тело Курбского погребли в ногах у его духовника, отца Александра. Найти захоронение, чтобы составить подлинный портрет воеводы, археологам не удалось.Список использованной литературы и источниковВ.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и среднего профессионального образования: в 2 частях. -2-е издание, испр. И доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2011История России с древнейших времен до конца XVII век: Учеб. Для 10 класса общеобразоват. учреждений/ под ред. А.Н. Сахарова.- 8-е изд. – М.: Просвещение , 2002.-272с.А.М. Курбский. Биография.https://24smi.org/celebrity/49033-andrei-kurbskii.html Опричный террор https://studfiles.net/preview/953575/ Судебник 1550 года https://histerl.ru/otechestvennaia_istoria/kratko_gosudarstvo_pravo/sudebnik_1550.htmДепартамент образования и науки Приморского краяКраевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Черниговский сельскохозяйственный колледж»Самоанализ открытого урока по историипо теме «Иван IV Грозный. Внутренняя политика»Комбинированный урок в 236 группе « Иван IV Грозный. Внутренняя политика» является продолжением изучения истории Отечества, в ходе которого обучающиеся расширят свои знания о личности Ивана Грозного и его политике.Обучающиеся данной группы имеют средний уровень мотивации и познавательных способностей. При планировании занятия учитывалась способность членов коллективно слаженно выполнять индивидуальные и групповые задания, активно взаимодействовать друг с другом.В ходе учебного занятия планировалось:Охарактеризовать личность Ивана IV Грозного и особенности его политики;( Образовательная цель);развить навыки применения знаний для решения ситуационных задач;а также навыков работы с различными источниками информации на уроке;(развивающая);воспитание уважения к партнёрам по команде, привитие самостоятельности, уверенности в собственных силах (воспитательная).Урок логически выстроен: организационный момент, введение, развитие, закрепление, интеграция, рефлексия.В начале учебного занятия методическими приемами формируется мотивация обучающихся, мобилизуя их внимание к теме. Учащимся предлагается вспомнить изученный материал, подводящий к теме занятия. Мобилизующим фактором является и подготовка аудитории к уроку: обеспечение наглядности, санитарно-гигиенических норм, оборудование и технические средства оптимально подобраны к содержанию учебного материала, обучающиеся обеспечены учебными пособиями, тетрадями.В начале учебного занятия обучающимся было предложено вспомнить исторические личности, с ним они справились успешно.Далее началось ознакомление с новым материалом. Вопрос о личности Ивана IVбыл раскрыт докладом обучающего по теме. Классу было предоставлена презентация с комментариями обучающего и учителя. Итогом стало формулирование ответов на вопросы учителя. Класс проявил высокий уровень активности.Следующим этапом учебного занятия была работа в парах. Обучающиеся имели возможность работать с учебником, дополнительными источниками информации. На данном этапе они проявили свою самостоятельность при выполнении задания, умение обсуждать проблему, делать выводы. По одному представителю от пары дали ответы на поставленные вопросы о Судебнике 1550 года.Далее класс был поделен на группы, началось рассмотрение одного из событий внутренней политики Ивана IV, а именно опричнины. Наблюдалась активность учащихся при выполнении данного задания. Только одной группе потребовалась консультация, остальные самостоятельно анализировали материалы, готовились отвечать. Итоги были подведены, каждая из групп отчиталась о проделанной работе. Затем обучающимся было предложено решить две ситуационные исторические задачи, связанных с личностью Ивана IV Грозного и А. Курбского. У обучающихся уже сразу возникли мнения на счет решения задач. Им было предложено ознакомиться с дополнительными материалами, связанными с личностью царя и А. Курбского. Итогом стало дальнейшее обсуждение проблемных задач. Все желающие получили возможность высказаться, проявляли интерес. В качестве закрепления обучающим было предложено устно ответить на вопросы по теме урока. Далее было озвучено домашнее задание, которое содержало в себе творческую часть- написать эссэ « Как я оцениваю личность Ивана Грозного?»Рефлексия заключалась в опросе учащихся, что им понравилось на уроке, что нового они узнали, нравятся ли им групповые формы работы. Далеко не всем обучающимся нравится групповая работа и они хотел бы работать индивидуально, некоторые обучающиеся имели трудности при выполнении заданий. Урок состоит из четырех этапов, четко распределенных по времени. Здоровьесберегающая направленность урока заключается в смене типов деятельности учащихся. Различные формы работы на уроке, высокий уровень наглядности обеспечили высокий уровень включенности обучающихся в ход урока и оптимальную динамику. Атмосфера психологического комфорта поддерживалась на всем протяжении урока ( использование приемов создания психологического комфорта, демократического стиля общения, толерантность позиции).Выводы: Цели обучения формируются в результатах деятельности обучающихся.Оптимально сочетаются средства, формы и методы обучения на уроке.Эффективно используется сочетание традиционных и современных образовательных технологийВ заключении следует отметить, что решение ситуационных задач –это актуальный и эффективный подход для организации обучения истории в старших классах и уровне среднего профессионального образования.Данная педагогическая технология способна мотивировать обучающихся к выполнению заданий, вызывает познавательный интерес, а также развивает и коммуникативные навыки при обсуждении решений. Заключение В своей педагогической деятельности я стараюсь привить обучающимся интерес к учебным предметам «История» и «Обществознание». На входном контроле первокурсники дают как правило невысокие показатели по предмету. Из группы 2-3 учащихся могут выполнить задания на «4», из оставшихся, как правило, половина пишет на «3», остальные получают отметку «неудовлетворительно». Моя задача как преподавателя состоитв том, чтобы ребята не забыли базовые знания, полученные в школе и привить интерес к данным учебным предметам, подчеркнуть их значимость. Показатели меняются уже в конце первого полугодия. На итоговых контрольных работах успеваемость в группах составляет 100%, коэффициент усвоения знаний по результатам контрольных срезовых работ составляет от 0.68 до 0.8,качество знаний тоже возрастает от 33% до 70.4% и 80% . Многие обучающиеся очень активно участвуют в викторинах, предметных неделях , которые проходят в нашем учебном заведении, с удовольствием и огромным интересом работают в круглых столах, обсуждая проблемы современной молодежи не только в России, но и за рубежом. Своей работой ,своим неравнодушным отношением к ребятам , приходящим к нам на учебу ,методами, применяемыми мною, стараюсь повышать активную познавательную и мыслительную деятельность. ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ИСТОРИИ“К 80- летию со дня образования Приморского края» для студентов 1-2 курса. Цели и задачи мероприятия:1.расширение знаний об истории Приморья;2.формирование уважения и интереса к культуре народов, проживающих на территории Приморья;3.Повышение интереса обучающихся к истории края и Российской Федерации в целом.Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация в Power Point по теме “Приморье- мой край родной!” Первоначально учитель показывает презентацию.Акцентирует внимание на дату образования Приморского края – 20 октября 1938 года. Приводит интересные факты из исторического прошлого Приморского края. Заостряет внимание на том, что представляет из себя Приморский край в настоящее время. Задает вопросы обучающимся:Какие значимые события происходят на территории Приморья в настоящее время?Чем привлекает Приморье иностранцев и жителей других регионов России?Каково экономическое развитие края? Предлагает поучаствовать в викторине. 1.Первое древнее государство образовавшееся в 698-926 гг.2. Дата образования края 3. В честь кого назван полуостров, на котором расположен город Владивосток? 4.Кто в 1900-1930 гг. провел ряд экспедиций по Сихотэ-Алиню и окрестностям оз. Ханка? 5.Какой город в 1935 году был переименован в Ворошилов? 6.Кто в течение полувека, до самой смерти занимался описанием многообразия растительности Приморского края? 7.Автор книги «Дерсу Узала», «По Уссурийскому краю». 8.Русский путешественник и натуралист. Британское Королевское географическое общество его назвало «самым выдающимся путешественником» мира. Петербургская Академия наук - наградила медалью с надписью: «Первому исследователю природы Центральной Азии». О ком идет речь? 9.В каком году был основан административный центр Приморского края город Владивосток). ?10. В каком году Иван Юрьевич Москвитин составил 1-ю карту Дальнего Востокаи нанес на неё Приморский край? 11.В каком году было уничтожено государство Бохай, существовавшее на территории Приморского края?12.В каком году была образована Приморская область? 13.В каком году прошёл саммит АТЭС на о. Русский?14.В каком году был образован Дальневосточный федеральный округ, в состав которого вошёл Приморский край?15.Назовите самый молодой город Приморского края. 16.В каком городе находится завод “Прогресс”, на котором производят знаменитые вертолёты “Черная Акула? 17. В каком городе расположен крупнейший гражданский аэропорт Приморского края?18.В каком городе Приморского края находится нефтеналивной терминал? 19.В каком из представленных городов находится единственное месторождение бора в России? 20.Потомки этих народов населяли территорию современного Приморского края ещё 50-60 тыс. лет назад. Основной род их занятий было рыболовство, охота и собирательство. После прихода на территорию края русских они были вынуждены переселиться в более северные и труднопроходимые районы. О каких народах идёт речь? 21.Какая национальность является наиболее многочисленной на территории края?22.Какой из перечисленных народов занимал уверенное второе место по численности до 30-х годов 20-го века?23.Какой из перечисленных народов занимает второе место по численности по результату последней переписи?
X

x