Всего представлено работ: 244109

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Тушонкова Светлана Петровна

статья по обобщению опыта работы Тема: "Формирование элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 2» пгт. Нижний ОдесСтатья по обобщению опыта работыНазвание статьи:«Формирование элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста»Автор: Тушонкова Светлана ПетровнаМБДОУ «Детский сад №2» пгт. Нижний Одесвоспитатель2019 Изменения, происходящие в жизни общества, оказали огромное влияние на современное воспитание и образование молодого поколения нашей страны. Меняются идеи, ценности, целевые установки, меняются оценки качеств личности, на которые ориентировались и дети, и взрослые. Современные поколения становятся очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, которой предстоит учиться детям долгие годы. Другими словами, нашим детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими иных знаний, профессиональных и личностных качеств. Концепция непрерывного экономического образования детей и молодежи, совершенно оправданно включает в единую систему и дошкольный возраст, справедливо считая экономическое воспитание необходимым и актуальным с детских лет. Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Экономика, понимаемая как область «разумного ведения домашнего хозяйства», «исскуство ведения домашнего хозяйства», неотделима от ребенка с самых ранних лет. Первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности. Семья – это реальная экономика и, по справедливому мнению известного ученого и педагога Е.А. Аркина, «в семье дети не учатся жить, а живут». Дети видят настоящие деньги, труд своих близких, их трудовые доходы (зарплату), принимают участие в покупках и приобретениях для членов своей семьи. Долгое время отечественная дошкольная педагогика пыталась обойти проблему –  дети и деньги. Нужно ли знакомить дошкольников с понятием «деньги», когда Россия все активнее входит в товарноденежные отношения и происходит становление рыночного механизма хозяйствования? Безусловно, да, но с учетом возрастных возможностей развития познавательной деятельности дошкольника. Еще ребенка необходимо вводить в мир экономических отношений, поскольку это отношения между людьми, которые должны присваивать дети еще в дошкольном детстве. В настоящее время современные программы («Уроки гнома-эконома» Л.М. Клариной; «Я, моя семья и общество, в котором мы живем» Т.В. Дробышевой; «Экономика и дошкольник» А.Д. Шатовой, «Экономическое воспитание дошкольников» Е.А. Курак; «Введение в мир экономики» А.А. Смоленцева) ориентированы на подготовку детей к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях. Полученные детьми знания позволяют уже в старших группах ДОУ включаться в экономическую жизнь детского сада, родительской семьи, а при обучении в школе осваивать сущность рыночной экономики, овладевать основами предпринимательской деятельности. По мнению исследователей (Л. А. Михирева, А.Н. Орешина, Л.Н. Галкина), при формировании экономических представлений необходимо помнить, что дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей. Они лишь потребители того, что для них делают взрослые. Поэтому смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы воспитать у детей правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан предметный, вещный мир, облагораживающий жизнь. Системные знания о труде, его направленности на результат, удовлетворяющий разнообразие потребностей человека (в пище, жилище, одежде, разнообразных услугах – медицинская помощь, образование, путешествия и экскурсии, стрижка в парикмахерской и пр.) дают возможность старшему дошкольнику легко установить связь между результатами труда и деньгами, получить осознанное представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей. Старшими дошкольниками легко осознается понятие «деньги» как измеритель ценности товара или услуги. Помогает им в этом установление связи между трудом людей разных профессий, занятых на одном производстве и разных производствах, где ярко выражен обмен результатами труда. Работая с дошкольниками, их тактично знакомят с бюджетом семьи, ее доходами и расходами, так как деньги определяют достаток семьи, материальное благополучие. В последние годы стало необходимым знакомить старших дошкольников с рекламой как способом распространения информации о товарах и услугах. С помощью рекламы люди узнают, где и какие товары можно купить, какие получить услуги (сделать красивую прическу, проявить фотопленку, вычистить и выстирать одежду, починить машину и пр.). В рекламных целях используют печать, радио, телевидение. Люди разных профессий заняты в рекламе. Понимание значения рекламы способствует воспитанию у ребенка правильного отношения к ней. Дети охотно и сами включаются в создание рекламы своих поделок. Целенаправленное формирование системных знаний о трудовых процессах, связи людей разных профессий, занятых на одном и разных производствах, обеспечивает накопление не разрозненных фактов, которые трудно объединить в сюжет, а взаимосвязанной системы событий и взаимоотношений людей, имеющей развитие во времени. Экономическое воспитание дошкольников включает:комплекс усвоения знаний, умений;развитие познавательных способностей. Это выполняется в различных видах деятельности. А в старшем возрасте совершенствуется наглядно-образное, словесно-логическое мышление и происходит формирование фундамента знаний, который служит основой для дальнейшего накопления и восприятия опыта человечества. Формирование элементарных экономических представлений у детей подготовительной к школе группы ставит перед собой цель – помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества. В формировании основ экономической культуры большое внимание должно быть уделено нравственному аспекту воспитания, соответствующему принципу И. А. Бердяеву «Экономика для человека, а не человек для экономики». Формирование элементарных экономических представлений у детей подготовительной к школе группы предусматривает также наличие тесного контакта между воспитателем, детьми, родителями и учителем, что способствует преодолению социально-психологических барьеров между взрослыми и ребенком. Облегчает восприятие ребенком нового материала. Задачи формирования элементарных экономических представлений у детей подготовительной к школе группы следующие:1) учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.2) дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей.3) дать представление о рекламе: рассказать о назначении рекламы, зачем нужна реклама. 4) формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости. 5) поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым. Содержание экономических знаний при формировании элементарных экономических представлений у детей подготовительной к школе группы должно включать следующие компоненты: 1)экономические потребности удовлетворяются купленными товарами или оплаченными услугами производителей. Одна из наиболее сильных человеческих потребностей – это потребность в общении, потребность иметь друзей. Очень важны потребности в еде, питье, одежде, обуви, безопасности жизни и здоровья. Человек нуждается в развитии своих возможностей и способностей, поэтому ему необходимы образование, творческое и физичeскoe развитие.2)ограниченность ресурсов: нельзя иметь все товары услуги, которые можно пожелать. Ограниченность ресурсов приводит к тому, что люди постоянно сталкиваются с проблемой выбора. Из-за ограниченности ресурсов всегда приходится выбирать, на что их потратить, т.е. что именно и в каком количестве произвести из этих ресурсов. Существует множество способов удовлетворения потребностей. Как выбрать один из них Человек в современном мире не может сам производить все, что нужно для его жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг.3)обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Свободный обмен как стремление получать ту или иную выгоду. Бартер – прямой обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег. Деньги – универсальное и удобное средство обмена. 4)заработная плата – это цена работы по производству товаров и услуг. Цена – некоторое количество денег, которое люди платят за ту или иную единицу товара или услуг. Цена устанавливается в результате сбалансированности между спросом и предложением. Рынок – обмен товарами и услугами продавцами и покупателями. Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет. Приобщение ребёнка к миру экономической деятельности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сейчас перед нами актуально стоит вопрос, как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными им явлениями как безработица родителей, отсутствие средств для существования семьи, и в тоже время видят на прилавках магазинов изобилие товаров. Изменились идеи, ценности, целевые установки, многие личностные качества, на которые ориентировались и дети, и взрослые. Мы стали очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, требующего качеств особой экономической культуры, которой предстоит учиться долгие годы. Учить детей понимать и ценить результат труда людей и правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости – эту задачу считаю актуальной. Главное говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, понятном ему. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны и эффективны в плане познавательного и личностного развития ребенка.Список используемой литературы:Смоленцева А. А. Ведение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 176 с.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель,2008. – 169 с.Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под ред. Е. А. Курака. – М.:ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
X

x