Всего представлено работ: 243783

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Калугина Виктория Петровна

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

скачать документ

Вернуться назад

МДОУ «Д/с №15» г. Магнитогорска воспитатель Калугина Виктория Петровна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИАннотация. В статье рассматриваются вопросы целей, принципов, направлений деятельности воспитателя по педагогическому сопровождению развития детей раннего возраста в условиях детского сада. Предложена так же форма организации такой работы в условиях отсутствия в дошкольной организации специально созданной службы сопровождения раннего развития. Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, ранний возраст, профилактика отклонений, коррекция отклонений. Ранний возраст - чрезвычайно важный период развития ребенка. Под ранним возрастом в данной статье предполагается возраст от одного года до трех лет, в соответствии с определенными Л. С. Выготским хронологическими границами такого возраста. [Проблема возрастной периодизации детского развития. — Вопросы психологии. — Москва, 1972. — С. 114 - 123]Значение психолого-педагогического сопровождения развития ребенка раннего возраста заключено в необходимости интенсивного, усиленного контроля ввиду быстрых темпов развития на ранних этапах психического онтогенеза личности. Незамеченные педагогом отклонения, или отклонения, которым педагог не придает значения в силу их незначительности, могут иметь развитие и проявляться выраженными сдвигами в более старшем возрасте. [Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005.]Вместе с возможностью отклонений развития, ранний возраст представляет большие, в сравнении со старшим возрастом, возможности компенсации, коррекции ввиду высокой сензитивности психики к психолого-педагогическим воздействиям. [Проблема возрастной периодизации детского развития. — Вопросы психологии. — Москва, 1972. — С. 114 - 123]Проведенный анализБаранова М.Л. анализ статистических данных показал, что около 45% детей нуждаются в коррекционной помощи различных направлений. [Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.]. В такой ситуации на данном периоде развития педагогической практики, в России начинают функционировать службы раннего сопровождения, разрабатываются программы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Такая форма организации раннего сопровождения начинает функционировать в условиях дошкольных образовательных организаций. Однако, если создание такой службы в условиях дошкольной образовательной организации невозможно, вся работа по психоло-педагогическому сопровождению развития детей раннего возраста сосредоточена в руках воспитателя. Воспитателю, таким образом, необходимо планировать образовательный процесс с учетом всех необходимых мер по полноценному развитию детей раннего возраста. Началом такой работы следует считать определение целей психолого-педагогического развития детей данного возраста. Такие цели определены нормативной базой в сфере образования, однако должны уточняться и дополняться воспитателем с целью ведения педагогической деятельности на высоком профессиональном уровне и достижения высоких результатов. Нормативная база, на которую следует опираться при планировании работы по педагогическому сопровождению детей раннего возраста в условиях ДОО, представлена Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом «Об образовании в РФ», Письмом МО РФ «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в ДОО», Приказом «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях, Положение о работе ППк ДОО, Устав ДОО. Цель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях ДОО – создание оптимальных условий для полноценного физического, психического, эмоционального, социального благополучия ребенка. Задачи работы педагога по рассматриваемой проблеме: организация педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей детей, интенсивный мониторинг физического, психического, социального благополучия ребенка, а так же применения индивидуальным мер коррекции, осуществление профилактики неблагополучия ребенка. Для реализации такой работы педагог должен использовать методики, средства и формы работы, основанные на принципах дидактики, ФГОС ДО, установках реализуемой примерной общеобразовательной программы, принципах междисциплинарного подхода, принципе сопровождения семейного воспитания ребенка. Таким образом, для выполнения всех вышеуказанных задач, педагогу ДОО необходимо планировать свою работу очень тщательно и вести ее интенсивно. Планирование деятельности педагога по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста должно состоять в организации деятельности воспитателя по междисциплинарному взаимодействию, взаимодействию с семьей, специалистами ДОО. Считаю оправданным разделить такую работу на три организационных блока:1.Блок первый имеет ориентацию на детей раннего возраста. Работа воспитателя в данном блоке организационной модели должна включать профилактику, выявление неблагополучия, коррекцию силами педагога. В содержании работы необходимо включить частный мониторинг различных процессов: адаптации в условиях ДОО, уровня развития навыков и умений, интеллектуального, эмоционального развития и социальной адаптации. Результатами мониторинга являются выводы, на основании которых планируется работа по коррекции, профилактике отклонений, междисциплинарному взаимодействию со специалистами медицинского профиля, психологами и т. д., а так же даются рекомендации родителям и педагогом ДОО. Содержанием работы по результатам мониторинга в отношении ребенка с отклонениями должен быть индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальным программа развития. Кроме того, такая информация служит основанием для пересмотра развивающей среды в группе.2.Блок второй имеет ориентацию на организацию междисциплинарного воздействия. Содержание работы в данном направлении основывается на результатах мониторинга развития детей в рамках реализации работы в блоке первом работы. Взаимодействие воспитателя с различными специалистами ДОО по итогам мониторинга развития детей в группе служит цели организации образовательной среды в ДОО с учетом индивидуальных особенностей детей, а так же уточнения выявленного неблагополучия детей и его коррекцию, при необходимости, медиками, психологами и т. д. Такие образом, содержанием работы в данном блоке является ознакомление педагогов и специалистов педагогического состава ДОО с результатами педагогического мониторинга детей и профессиональный консилиум для целей создания образовательной среды для целей эмоционального комфорта детей, их эффективного развития, предупреждению и коррекции отклонений. 3.Блок третий имеет ориентацию на организацию взаимодействия с родителями воспитанников раннего возраста. Содержанием работы в данном блоке является организация психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания детей раннего возраста, которое обеспечивает воспитатель ДОО. Данная работа организуется в рамках консультативной помощи родителям воспитанников по организации семейного воспитания, профилактике и коррекции отклонений, сообщения родителям педагогических знаний, а так же знаний об уровне развития ребенка. Считаю необходимым особенно подробно остановиться на содержаниипервого блока работы по организации психолого-педагогического, а именно его важнейшего элемента – мониторинга уровня развития детей. Диагностику считаю необходимым осуществлять с использованием данных, которые получаю самостоятельно путем применения методик диагностики, а так же данных, полученных от родителей, педагогов ДОО. Индивидуальное педагогическое обследования уровня развития ребенка раннего возраста фиксирую в карте развития ребенка (Н.М. Аксарина, К.Л. Печора) [2] (Н.В. Серебряковой [3], Е.О. Смирновой [4], Е.А. Стребелевой [5]), данные дополняют результатами углубленного психолого-педагогического обследования ребенка получаю от психолога ДОО, результатами наблюдения за детьми и данными, полученными от родителей воспитанников. Диагностику считаю базовым элементом содержания организации работы по психолого-педагогическому сопровождению развития детей, на основании данных которого планирую и реализую индивидуальные образовательные маршруты в рамках реализации примерной образовательной программы. Педагогическая работа на основе данных проводится в трех направлениях – развивающем, профилактическом и коррекционном. Содержанием работы в развивающем направлении является реализация образовательного потенциала программы дошкольного образования, образовательного потенциала среды ДОО, взаимодействия с детьми в НОД, организации их самостоятельной деятельности. Образовательную среду группы организую с учетом индивидуализированных данных о развитии детей и ее адаптации к потребностям и возможностям ребенка. Целью работы в данном направлении является появление и развитие у детей раннего возраста ведущих психологических новообразований данного периода развития, овладение ребенком формами деятельности и общения, приобретение навыков и умений в соответствии с возрастом. Работа в профилактическом направлении заключается в обеспечении стабильного уровня развития ребенка в соответствии с возрастом, нивелированию последствий несоответствия требований среды реальным возможностям ребенка. Оправданными средствами профилактики являются организация предметно-пространственной среды, развивающее взаимодействие во всех видах деятельности детей, организация взаимодействия со специалистами другого профиля (психопрофилактические занятия). Психолого-педагогическая работа в коррекционном направлении предполагает не нивелирование несоответствия реальных возможностей ребенка образовательной среде, а напротив – адаптацию образовательной среды к возможностям ребенка. Такая адаптация является основой работы по преодолению имеющихся отклонений развития ребенка. Реализация коррекционной работы требует специальной организации предметно-пространственной среды, которая должна иметь коррекционно-развивающий характер. Задачи воспитателя становятся коррекционно-развивающими, коррекционно-воспитательными, коррекционно-образовательными. Предполагаемыми результатами организации работы по психолого-педагогическому сопровождению развития детей раннего возраста с использованием предлагаемых в данной статье организационных блоков является эффективное освоение детьми навыков, умений в соответствии с возрастом, своевременное психическое развитие и эмоциональное благополучие. Список литературы Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития. — Вопросы психологии. — Москва, 1972. — С. 114 - 123Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005.Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2002.Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. – СПб.: Детство пресс, 2005.Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.
X

x