Всего представлено работ: 244101
«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр
Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Публикации педагогов
Автор публикации: Волкова Мария Сергеевна
Использование образовательных технологий в начальной школе
скачать документВернуться назад
БОУ «Заливинская СОШ»
Волкова М.С., учитель начальных классов
«Использование образовательных технологий в начальной школе»
В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе.
Таким образом, цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству.
Учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вот уже 2 года работаю в данной школе по УМК «Школа России».
Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе использую элементы современных образовательных технологий, дающих возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков, внеклассной работы в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.
В своей практической деятельности по организации педагогической работы я ставлю конкретную цель - развитие индивидуальных способностей обучающихся. Достичь этой цели мне позволяет применение новых методов и элементов современных образовательных технологий: технология поддерживающего обучения (традиционного), здоровьесберегающего обучения, игрового обучения, технология исследовательской направленности (в рамках НОУ), технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, информационно-коммуникационные технологии, технологии проектного обучения. В связи с введением ФГОС НОО урочную и внеурочную деятельность строю на основе системно-деятельностного подхода.
Активно использую современные технические средства обучения: персональный компьютер с телевизором, мобильный компьютерный класс в рамках реализации проекта «1 ученик: 1 компьютер», программное обеспечение (личная медиатека, имеющиеся в школьной медиатеке ЭОРы), ресурсы сети Интернет, самостоятельно созданные электронные пособия.
Используемые мною средства информационных технологий направлены на повышение познавательного интереса на уроках: обучающие компьютерные программы, энциклопедии, справочный материал на компьютерных CD и DVD дисках, интернет ресурсы, мультимедийные презентации.
Применение в образовательном процессе сетевых и дистанционных образовательных технологий: участие в дистанционных олимпиадах и семинарах: Всероссийские молодёжные предметные чемпионаты «Старт», Международный конкурс специалистов проекта ЭМУ, Международный конкурс-игра «Кенгуру – математика для всех», Всероссийская игра-конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех»,
Своими педагогическими и методическими наработками делюсь с коллегами на заседаниях методического объединения учителей начальных классов, педсоветах. Открытые уроки и внеклассные занятия по предмету, воспитательные мероприятия провожу с использованием ИКТ. В системе работаю с электронным журналом по преподаваемым предметам.
Таким образом, информационные (компьютерные) технологии открывают поистине необозримые возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач. Использование компьютера кардинально расширяет мои возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки, занятия яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными.
Актуальность проектной технологии возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей.
Данную технологию я реализую через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленных на практическое или теоретическое освоение (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.
Кроме модульных программ ФГОС НОО в своей деятельности я разработала и использую программу дополнительного образования для 1-ого и 2-ого классов «Учусь создавать проекты», основной целью которой является выявление и поддержка одаренных детей, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов обучающихся.
Исследовательские работы и творческие проекты, выполненные младшими школьниками под моим руководством представлены на школьной научно-практической конференции.
Неотъемлемой частью образовательного процесса являются здоровьесберегающая деятельность, которая позволяет соблюдать охранительный режим обучения, выбирать темп учебной деятельности, равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Применяю игровые технологии на уроках. Игра это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
· Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);
· В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов».
Например: «Перевернутые слова»
Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов. Пример: МАИЗ - ЗИМА.
В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются. Пример: НЯНААВ ВАННАЯ.
Сочетание элементов современных образовательных технологий
в структуре урока
№ п/п
Этап урока
Варианты использования образовательных технологий
Методы и приёмы
1
Актуализация знаний
Игровые технологии
- Создание игровой ситуации
Педагогика сотрудничества
-Совместная деятельность
- Эвристическая беседа
Здоровьесберегающий подход
-Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)
- Психогимнастика
-Алгоритмическая разминка
2
Сообщение темы и целей урока
Проблемное обучение
Создание проблемной ситуации
Педагогика сотрудничества
- Работа в группах, парах
- Эвристическая беседа
Информационно-коммуникативные технологии
Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)
3
Работа по теме урока
Индивидуальный и дифференцированный подход
Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках. четвёрках)
Гуманно-личностная технология
- создание ситуации успеха
Компетентностно- ориентированное обучение
Исследовательская работа в группах. парах
Информационно-коммуникативные технологии
- знакомство с новым материалом на ПК
-разноуровневые задания на ПК
Развивающее обучение
Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения
Игровые технологии
Игровая ситуация
Проблемное обучение
Создание проблемной ситуации
4
Физкультминутка
Здоровьесберегающий подход
Гимнастика для тела, слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию
5
Индивидуальная (самостоятельная) работа
Индивидуальный и дифференцированный подход
-разноуровневые задания
Информационно-коммуникативные технологии
-Тестирование на ПК
-разноуровневые задания на ПК
6
Подведение итогов урока.
Педагогика сотрудничества
- коллективный вывод
- подведение итогов в паре (сравнение)
Гуманно-личностная технология
- создание ситуации успеха
7
Рефлексия
Гуманно-личностная технология
- создание ситуации успеха
Здоровьесберегающий подход
Тренинг «Я смогчто не получилось?»
В заключении, можно сказать, что сочетание элементов образовательных технологий, как в структуре урока, так и во внеклассной работе положительно влияют и на мотивацию школьника к образовательному процессу, на возможность повышать качество образования, на развитие индивидуальных способностей обучающихся.