Всего представлено работ: 242065

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Юлина Наталья Анатольевна

Консультация для педагогов «Оздоровительные игры для детей дошкольного возраста в детском саду»

скачать документ

Вернуться назад

Консультация для педагогов «Оздоровительные игры для детей дошкольного возраста в детском саду»В рамках работы по оздоровлению дошкольников я применяю оздоровительные игры, которые не только способствуют физическому развитию детей, формируют необходимые навыки, координацию движений, ловкость и меткость, но и способствуют профилактике заболеваний.В дошкольный период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Появившаяся в последние годы тенденция ухудшения здоровья дошкольников, психического и речевого развития, говорит нам о необходимости изменить эту ситуацию. Отсюда, можно предположить, что только оздоровительные мероприятия могут решить изложенную проблему Проведение оздоровительных игр не требует специальной площадки или особого оборудования. Эти игры проводятся в целях восстановления у детей комфортного психологического состояния. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов.В процессе оздоровительных игр улучшается эмоциональное состояние детей, дети получают удовольствие от процесса и результатов игры, формируются навыки честного соперничества. Высокий эмоциональный фон создает хорошие условия для ускорения процессов выздоровления.Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения, осанки и плоскостопия. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших — все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.Оздоровительные игры позволяют ставить и решать двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения. Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования, они могут проводиться как индивидуально, так и коллективно.Длительность игр зависит от их содержания, общая длительность в среднем составляет 4-6 минут. Проводить их можно как с музыкальным сопровождением, так и без него.Для здоровых детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья используются разные варианты  игры: игры при плоскостопии и при нарушении осанки.-Например, такая игра, как «Каракатица», (эта игра проводится для профилактики плоскостопия).Цель: Быстро пробежать этап, перекатывая стопами гимнастическую палку.Содержание игры: Участники делятся на две команды, каждый участник принимает положение, сидя на ягодицах, ноги вперед, согнуты в коленях, руки в упоре сзади. Игроки выстраиваются в колонну, которую завершает капитан. По сигналу воспитателя «Марш!» ребенок, опираясь на кисти и пятки, начинает движение до поворота, разворачивается и возвращается обратно, не прекращая стопами перекатывать гимнастическую палку. Передав эстафету своему другу по команде, ребенок встает за последним участником команды,Дружные пальчики.Цель: Быстро переложить карандаши в обруч.Содержание игры: Участники делятся на две команды. Для каждой команды разложены два-три обруча. Вокруг обруча располагаются четыре участника. Перед обручами на расстоянии 1-2 м разложены 4 лоточка с десятью карандашами в каждом. По сигналу воспитателя игроки берут пальцами стоп каждой ноги по карандашу, быстро доходят до обруча, опускают в него карандаши и бегом возвращаются к оставшимся. Если игрок в движении теряет карандаш, он останавливается, подбирает его и продолжает движение. Заполнив обруч карандашами, дети поднимают руку.Правила: Выигрывает команда, игроки которой первыми завершают перенос карандашей.Волшебные круги.Цель: Двигаться по обручу, касаясь его только серединой стопы.Инвентарь: Обручи.Содержание игры: По залу разложены обручи. Участники игры по четыре-шесть человек стоят серединой стопы на обруче, спиной в центр. Под музыку дети приставными шагами идут по кругу, стараясь пальцами и пяткой не касаться пола. Руки и туловище выполняют плавные движения, напоминающие движение травы под водой. По сигналу «Вода уходит!» дети поворачиваются лицом в центр, берутся за руки, приседают, лбом касаясь коленей.Правила: Игра повторяется 2 раза – спиной в центр и спиной наружу."Стирка": на полу перед детьми платочки, пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза, затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают).При нарушении осанки можно поиграть в такую игру как "Рыбки и акула". Выбирается водящий, остальные дети рыбки, по сигналу раз, два, три - лови! дети разбегаются по залу, а водящий их салит и дотрагивается рукой, чтобы сбежать от погони, игрок останавливается в любом месте зала и принимает позу строевой стойки. Игры на формирование правильной осанки.Нарушение осанки отрицательно влияет на деятельность сердца, желудка, печени, почек.В задачи игр входят:-укрепление опорно-двигательного аппарата,-усиление мышечного «корсета» позвоночника,-улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы.Игры и упражнения:«Перешагни через веревочку», «Попади в ворота мячом», «Коршун, и наседка», «Морская фигура», «Рыбки и акулы», «Футбол».«Кошечка», «Крылышки», «Самолёт», «Лодочка», «Прогнись», упражнения с гимнастическими палками.• Игры на преодоление ожирения. При постоянном проведении таких игр повышается эмоциональный тонус, устраняется одышка, сонливость, увеличивается общая работоспособность. Рекомендуются игры, чередующие бег с ходьбой.Игры и упражнения: «Самый быстрый» «Мы веселые ребята», «Горелки» «Кот и воробушки».• Игры, направленные на профилактику болезней носа и горла, брохолёгочных заболеваний.Такие игры восстанавливают носовое дыхание. Данные игры проводятся с сопровождением звукоречевой гимнастики, которая является своеобразным вибромассажером.Игры и упражнения: «Кто громче», «У кого шарик выше», «Воздушный шарик».• Игры, направленные на преодоление плоскостопия способствуют укреплению связочно – мышечного аппарата голени и стопы. Плоскостопие, как правило, встречается у слабых, физически плохо развитых детей. При выраженном плоскостопии следует исключить игры, связанные с прыжками и спрыгиваниями с высоты.Игры и упражнения: «Спящий кот», «Парашютисты», «Ловкие ноги»,, «Мяч бросай, не теряй», «Донеси, не урони», «Гуси-лебеди», «Самый стойкий», «Поймай комара», «Эстафета с палочкой», ходьба по ребристой доске, упражнения с мячом, с гимнастической палкой и другие.• Игры для преодоления последствий инфекционных заболеваний. При щадящем режима дня такие игры помогут ребенку обрести уверенность в себе, улучшат его психическое здоровье. Игры вызывают жизнерадостное настроение, способствует правильному дыханию, кровообращению, пищеварению и восстановительным процессам в организме человека Подвижные игры, позволяющие устранить отставание в развитии, должны быть направлены на воспитание полезных навыков ходьбы, бега, лазанья, ползания и т. д.Игры и упражнения: «Поймай мячик», «Ежик вытянулся-свернулся». «Казаки-разбойники», «Мы веселые ребята», «Горелки», «Поймай мяч», «Кто дальше бросит».Мяч многофункционален и может использоваться в комплексах упражнений как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах могут иметь различную направленность:— для укрепления мышц рук и плечевого пояса;— для укрепления мышц брюшного пресса;— для укрепления мышц спины и таза;— для укрепления мышц ног и свода стопы;— для увеличения гибкости и подвижности в суставах;— для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;— для формирования осанки;— для развития ловкости и координации движений;— для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).Так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то занятия по фитбол - гимнастике проводятся в игровой форме и с использованием подвижных игр.Общие требования проведения оздоровительных игр:- необходимо выбирать игры небольшой психофизиологической нагрузки;- продолжительность одной игры — до 5 минут, можно увеличить до 10-15 минут с перерывами на отдых, музыкальными заставками;- оздоровительные игры должны оказывать разностороннее воздействие;- взрослый сам должен «включиться» в игру;- необходимо проветрить комнату перед игрой, очистить нос от слизи, чтобы правильно осуществлять носовое дыхание.Критериями усталости организма являются следующие признаки:а) ребенок сильно возбужден, без толку суетлив, чересчур отвлекается или вялый;б) движения выполняются нечетко, неуверенно, появляются лишние движения;в) кожа сильно краснеет или бледнеет, небольшая синюшность под глазами;г) ребенок сильно потеет, особенно лицо;Для снижения нагрузки необходимо:— уменьшить время НОД;— уменьшить число повторений, одной и той же игры;— упростить сюжет игры;—включить более частое число пауз (отдыха и дыхательных упражнений);Оздоровительные игры помогают детям получать удовольствие, раскрепощать воображение, овладевать ценностями культуры, вырабатывать определенные навыки. Также способствуют формированию у ребенка осознанного отношения к собственному здоровью, способствуют развитию уверенности ребенка в собственных силах.
X

x