Всего представлено работ: 242040

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Миненко Светлана Всеволодовна

Методика обучения пастельной живописи в детской художественной школе

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская художественная школа посёлка городского типа Ильского муниципального образования Северский районМетодическая разработка «Методика обучения пастельной живописи в детской художественной школе»Подготовила: преподаватель МБУ ДО ДХШ пгт. ИльскогоМиненко Светлана Всеволодовнап. Ильский2019 г.План методической разработки «Пастельная живопись».1. Введение. Из истории пастельной живописи………………………..22. Основная часть.Физиологические основы по применению пастельной живописи для творческого развития ребенка……………………………………3Понятие «пастельная живопись», виды пастели, материалы и оборудование для занятий…………………………………………..4Техники выполнения пастельных работ на примерах произведений известных живописцев……………………………….5Методические рекомендации по ведению пастельной живописи на занятиях в художественной школе или отделении Изобразительного искусства школы искусств…...…….. 83. Используемая литература…………………………………………….10 4. Приложение. Иллюстрации творческих работ учащихся - участников, лауреатов и призеров выставок-конкурсов……………….…………………………….…..…11 Из истории пастельной живописи.Родиной пастели считается Италия. Несмотря на то, что слабосвязанный пигмент применялся в цветном рисунке еще в XV и XVI веках, пастельная живопись, как вид искусства, полностью сформировалась лишь в XVIII веке. Портреты и другие виды рисунка венецианской художницы Розальбы Карриера пользовались огромной популярностью, а несколько позднее такие художники, как Морис-Квентин де ля Тур и Жан-Батист Шар-ден, уже изучали потенциальные возможности этого средства.Наиболее известным представителем пастельной техники в истории живописи остается Эдгар Дега, который помимо блистательно выполненных работ чистыми сухими палочками пигмента, весьма успешно экспериментировал с эффектами на основе смешанной техники. Художник открывает в пастели совершенно новые возможности – сильную линию, звучность краски и богатство фактуры.В XIX веке происходит триумфальное возвращение пастели. Целым рядом блестящих художников того времени – Эдуардом Мане, Одилоном Редоном, Джеймсом Эббот Маккил Уистлером были созданы яркие, воздушные, полные вибрирующего света произведения. Этот период в истории изобразительного искусства называют «Золотым веком пастели». Из русских художников, превосходно владеющих пастелью, нам известен Исаак Левитан. Техника пастели, с ее бархатистостью фактуры, и в особенности только ей свойственном методе прокладки больших цветовых пятен, по которым сверху штрихами накладывается как бы лессировочно другой цвет, успешно решала многие живописные задачи. В пастельных работах с особой силой раскрывается тончайшее понимание Левитаном цвета, его эмоциональной выразительности. В пастели, с ее штрихами карандаша, как-то особенно ясно видишь свободу живописных приемов художника, их легкость. Достигнутая в результате огромного труда, техника выступает перед зрителем, как бы шутя и играя, во всем обаянии изящной свободы. Пастель позволяет с особой близостью воспринять работу художника, словно она совершается на наших глазах. Мы непосредственно ощущаем здесь живой трепет его почерка, как бы движение его руки. Современным мастером пастельной живописи является Александр Шилов. Его реалистичные, мягкие, живописные портреты и пейзажи завораживают зрителя. Перед нами оживает целая плеяда наших современников, отличающихся яркими характерами и выразительностью образов. Физиологические основы по применению пастельной живописи для творческого развития ребенка.Техника пастельной живописи понятна и доступна даже самым юным художникам. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению на бумаге, постепенно появляется мотивация к творчеству – желание получить результат, создать определенное изображение. Каждый ребенок - это отдельный мир, со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, те умнее ребенок», - утверждал В.А. Сухомлинский.Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка, а развивается воображение особенно интенсивно от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для развития творческого воображения у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности, и в решении этой задачи нам помогает пастельная живопись. Понятие «пастельная живопись», виды пастели, материалы и оборудование для занятий«Мягкие, нежные, воздушные полутона, возникает ощущение, будто изображениеокружено сиянием, невесомое восприятие и чувственность – вот спутники пастели. Пастель – как много в этом слове для сердца художника слилось, рисунки пастелью ни с чем несравнимое ощущение счастья и спокойствия»Слово «пастель» - произошло из латинского языка от слова «паста» - «тесто», именно такое впечатление производят невысохшие пастельные мелки. Пастель – это своего рода мел, его разновидность со своими специфическими свойствами, она лучше ложится на бумагу, штрихи, сделанные пастелью, создают впечатление бархатистости и мягкие размытые края. Пастель производят из высококачественных материалов с добавлением натуральных или синтетических пигментов, глины, масел, мела, и других компонентов. Рисование пастелью требует использование особенной бумаги с эффектом шершавости, для так называемого «сцепления» с бумагой, иначе на гладкой поверхности не будут задерживаться частицы пастели.Виды пастели:Сухая пастель (еще ее называют мягкой пастелью) – имеет обширную цветовую гамму, состоящую примерно из 110 оттенков, хорошо смешивается друг с другом. Имеет эффект бархатистости.Масляная пастель – производится из воска и минерального масла с добавлением пигментов. В отличие от сухой пастели, следы от масляной пастели получаются более интенсивными и яркими.РРиририльрпадюпосаВосковая пастель - основным компонентом является воск с добавлением все тех же пигментов, обладает цветостойкостью, штрихи получаются яркими и интенсивными.При всех своих достоинствах живопись пастелью имеет один недостаток – она очень легко осыпается, поэтому работы пастелью необходимо закреплять фиксаторами, в условиях художественной школы удобен лак для волос или можно оформлять работы под стекло.Материалы для пастельной живописи:Наждачная бумага – используется для изготовления пастельной пудры и затачивания мелков, если размер мелкий, используется как основа для очистки поверхности рисунка.Щеточка или специальная кисточка для очистки поверхностей рисунка.Ластик-клячка – имеет мягкую субстанцию, благодаря чему размер стираемого участка регулировать самому.Основа для работ – мелкозернистая бумага или тонированный картон, ватман, покрытый специальным покрытием (измельченным порошком абразива), шкурка мелких номеров, замша.Растушевки – специальные палочки, которые применяются для тонкого разнесения по бумаге.Фиксаторы (фиксативные лаки), лак для волос – используются для закрепления пастели.Специальный нож для заточки – для затачивания пастели и переработки отходов пастели в пудру.Техника выполнения пастельной живописи.Техника пастели, кажущаяся на первый взгляд простой, очень многогранна и разнообразна. К.Ф. Юон заметил, что мастерство живописца заключается в том, чтобы положить верно взятый тон краски на нужное место. Эти слова наиболее верно определяют особенности пастели как живописной техники. В пастели свободное, уверенное владение рисунком, формой и умение передать ее особенно необходимо. Она не любит многократного переписывания, вмешательства в красочный слой. Чаще всего в подобных случаях пастель теряет свои качества, выразительность. Удачно найденные линии, мазки, штрихи желательно сохранять. При непродуманном, неосторожном вмешательстве все это можно безвозвратно потерять.Поэтому в пастели очень важно предварительно, до начала работы продумать композиционное и цветовое решение этюда.В процессе выполнения длительного этюда его цветовое решение, безусловно, будет развиваться и обогащаться. Однако предварительная подготовка поможет увереннее выполнить этюд, сохранить свежесть, выразительность живописи. Предварительный рисунок можно выполнить графическим карандашом, углем или же пастельным карандашом.Чтобы обеспечить прочность красочного слоя, рисунок углем или пастелью надо закрепить фиксативом. Затем по выверенному и закрепленному рисунку писать тонким слоем без закрепления. Возможен и другой метод. Вначале выполняется хорошо разработанный пастелью рисунок или подмалевок. Затем он фиксируется. После просушки работа прописывается до ее полного завершения (пастель можно больше не закреплять, при условии оформления под стекло).Нанесение красок пастели может быть выполнено штриховыми и не штриховыми способами. В первом случае пастель обычно выполняется по принципу рисунка - штрихами различной толщины и продолжительности. Основной акцент делается на рисунок и его выразительный контур. Цветовое же решение этюда может строиться на 3-4 основных тонах.Возможно сочетание мелких мозаичных штрихов с широкими мазками, где гармонически взаимодействуют рисунок и цвет. Работа ведется пастельными карандашами или в сочетании с сангиной, углем, цветными карандашами. Здесь редко прибегают к растушевке. Краски наносятся на основу с хорошо выраженной фактурой. Рисунок штрихами был характерен для творчества Э.Дега, Л.О. Пастернака.Нештриховые способы весьма различны. Пастель может быть нанесена боковыми гранями карандашей, пастозными или тонкослойными мазками различной формы и протяженности. Этот прием часто использовали в своих работах И.И. Левитан, В.А. Серов, М.А Врубель, З.Е. Серебрякова. Такой метод дает возможность без растушевки добиться мягких переходов и в то же время звукового, выразительного цветового решения этюда.Красочный слой может строиться по принципу многослойной валерной живописи (например, «Шоколадница» Лиотара, «Женская голова» Ф. Буше).Нанесенный мазок чаще всего растушевывается и перекрывается другим. В результате «впаивания», втирания одной краски в другую художник добивается нужного звучания и мягкости переходов цветовых тонов. В этих целях применяются специальные растушки, мягкие ткани, кисти. Чаще всего художник раздавливает и втирает краски пальцами рук. Пастель может быть выполнена с использованием метода размывки влажной кистью, подобно мокрому соусу. Здесь возможны два способа. При первом способе влажной кистью размываются нанесенные на основу мазки краски. При втором - пастельные карандаши предварительно раздавливаются в мелкий порошок, а затем краски наносятся на основу, где они растираются и размываются.Далее живописный процесс ведется по просохшему или слегка увлажненному красочному слою. Данный способ требует от живописца определенного опыта, так как пастельные карандаши, содержащие разбеливающие вещества, при высыхании могут сильно изменяться в тоне.На завершающей стадии необходимые поправки, изменения могут быть внесены по сухому слою краски. Достоинство способа состоит в том, что закрепление пастели получается автоматически и притом в достаточной мере. Достаточно часто пастелью работают в смешанной технике с другими изобразительными материалами – углем, черным графитным и цветными карандашами, сангиной, темперой.Интересно сочетание пастели с акварелью. Вначале выполняется хорошо проработанный акварельный подмалевок, а затем работа ведется пастелью. Иногда, чтобы сцепление пастели с бумагой было лучше, акварельный этюд обрабатывается порошком обожженной кости. Это придает поверхности шероховатость.Особенность смешанной техники состоит в том, что вначале наносится та краска, которая имеет сравнительно лучшее сцепление с грунтом, основой. Выполняется своего рода подмалевок, в котором находятся основные тона. А затем живопись заканчивается тонкими наслоениями пастельных красок.Примером сложной смешанной техники может быть «Портрет Н.И. Забелы-Врубель на фоне березок» М.А. Врубеля. Портрет исполнен на бумаге в изысканном сочетании акварели, черного графического карандашей и пастели.Пример сочетания пастели с углем - «После концерта» М. Врубеля; сочетания пастели с темперой – «Портрет поэта М.А. Кузмина», «Портрет балерины Е.А. Смирновой» художника А.Я. Головина. Головин чаще всего писал на слабо проклеенных холстах. Нередко он смешивал несколько различных по своим свойствам материалов. Например, клеевую краску, которой пишут декорации, темперу, гуашь.В эти влажные краски, выполняющие своего рода функции цветного подмалевка и грунта, А. Головин втирал пастель. Это придавало прочность пастели, особенно ее нижним красочным слоям, а цветовому решению этюда – колористическую цельность и единство.Надо иметь в виду, что нельзя тот или иной способ, прием использовать механически. Выбор каждого из них, сочетание с другими зависят от поставленной образной или учебной задачи, вкуса и темперамента художника.Методические рекомендации по ведению пастельной живописи на занятиях в детской художественной школе (и на отделении ИЗО в школах искусств)Оборудование и материалы для успешных занятий пастельной живописью должны соответствовать физиологическим особенностям и способностям учащихся.Класс должен быть светлым и просторным, по нормам СанПин.Мольберты должны соответствовать росту учащихся, сбоку должна быть оборудована специальная полочка для пастели, можно использовать табуретки или столики.Для занятий с учащимися художественной школы наиболее удобна мягкая пастель, желательно фирмы-изготовителя «Аква-колор» г. Санкт-Петербург. Пастель яркая, достаточно богатая цветовая гамма, материал ложится ровно, мягко, легко перекрывая первый слой, и позволяет использовать технику работы, как штрихом, так и смешение цветов растиранием.Бумага для выполнения творческих работ должна быть шероховатой, с мелкой зернистой фактурой, можно использовать мелкую наждачную бумагу или грунтованный холст.Для живописи пастелью самой удобной является тонированная бумага для пастели, свободно продающаяся в товарах для художников или в отделах канцелярских товаров. Эта бумага не только имеет необходимую фактуру для сцепления пастели с бумагой, но и за счет богатой цветовой палитры позволяет решить поставленные колористические задачи. Для закрепления пастели учащиеся используют лак для волос «Прелесть» или «Био», который намного дешевле «Фиксатива» и вполне подходит для учебных целей.Дополнительно для конкретных ситуаций при выполнении пастельных работ необходимо приобрести ластик-клячку, растушевки и ножик для подтачивания.Все вышеперечисленные материалы доступны для приобретения любым учащимся художественной школы и достаточно экономичны в – коробки с пастелью 48-64 цвета хватает на несколько лет творческой деятельности.Методические основы работы с пастелью.Пастельная живопись отличается от других художественных материалов удобством пользования, легкостью нанесения, быстротой заполнения цветовых пятен, возможностью исправления живописных ошибок, богатством техник и способов выполнения творческих задач – от графических до живописных, особенной красочностью, бархатистостью и эмоциональным воздействием.Занятия пастельной живописью можно начинать с учащимися с 4 – 5 лет, причем, творческие работы малышей отличаются особенной фантазией и интуитивным чувством цвета. Детям в раннем возрасте больше подходят краткосрочные задания с быстрым достижением определенных результатов, и данная техника полностью соответствует поставленным задачам.Урок в технике пастели необходимо начинать с малышами с игровых моментов. Организовать метод «Словесного рисования», предварительного проговаривания сюжета будущей живописной работы. Такой подход позволяет более продумано отнестись к творческому воплощению замысла со всеми деталями и изображением главных персонажей, избежав композиционных ошибок. С более старшими учащимися необходимо выполнение небольших предварительных этюдов и эскизов для сохранения свежести восприятия и колористической цельности и эмоциональной насыщенности.При выполнении пастельных работ с учащимися художественной школы на первый план выступает значение межпредметных связей учебных дисциплин, интегрирование предметов – «Рисунка», «Живописи», «Композиции» и «Декоративно-прикладного искусства». Техника пастели ярко сочетает в себе графические и живописные приемы. Творческие пастельные работы позволяют в комплексе решать задачи станковой и декоративной композиции. Пастельная живопись отличается эмоциональной выразительностью, композиционной смелостью, богатством колористических решений.Применение пастельной живописи для выполнения академических и творческих работ приносит высокие результаты учащимся на краевых, республиканских и международных выставках. Язык пастельной живописи доступен каждому и вызывает яркий эмоциональный отклик в душе художника и зрителя. Живописные работы юных художников отличаются особенной выразительностью, любовью к изображаемому, свежестью восприятия, цветовой гармонии.Используемая литература:1. «Мягкая пастель». Москва Аст.Астрель - 2006.2. «Техники изобразительного искусства». Москва Аст.Астрель – 2005.3. «Школа изобразительного искусства». Москва Аст.Астрель – 2004.4. «Изобразительное искусство и методики преподавания». Н.И. Сокольникова. Москва. Асарема – 2002..
X

x