Всего представлено работ: 242032

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Шевелева Наталья Сергеевна

Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

скачать документ

Вернуться назад
Организация проектной деятельности
в дошкольном образовательном учреждении

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Одна из таких технологий – проектная деятельность. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. В основе технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение.
Также следует отметить, что в концепции стандарта дошкольного образования и концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) определены основные возрастные характеристики детей дошкольного возраста. Самостоятельность и ответственность, в частности, являются одними из них, увидеть которые можно в разных видах деятельности детей: в игре, в труде, в познании, в общении и в разных ситуациях. Опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Содержание проектной деятельности обуславливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их. Решая различные познавательно-практические задачи со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительнее эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к поиску новых знаний.
В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо: заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми); открыто и четко говорить о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе; согласовать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству.
Из опыта работы хорошо известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самоорганизации активно развивает сотворчество. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Педагоги ДОУ, использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Таким образом, родители могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
Проектную деятельность в детском саду  можно представить как, способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Оформление проектов требует определенной структуры: на основе изученных проблем выдвигается цель проекта, разрабатывается план движения к цели, привлекаются специалисты к осуществлению соответствующих разделов проекта. Составляется план проекта; происходит сбор, накопление материала; в план включаются занятия, игры, экскурсии и другие виды детской деятельности; даются домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
Игровые и учебные предметы и материалы систематизируются в тематических центрах активности, перечень которых может значительно изменяться в зависимости от возрастных, групповых и индивидуальных потребностей детей, от содержания проекта. От того, насколько разнообразно будет обеспечена тема материалами, во многом зависит самостоятельность работы в центрах, и однозначно зависит деятельность работы по теме.
Завершается проект презентацией, открытым занятием. Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой, что позволяет детям почувствовать уверенность в себе, в своих силах, способствует повышению самооценки. Можно задавать детям следующие вопросы: Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило? Какое из занятий вам понравилось больше всего?
Таким образом, методика организации проектной деятельности детей в детском саду нацеливает воспитателей на ориентировку творческого развития ребенка в образовательном пространстве ДОУ; усвоения алгоритма создания проекта, рассматривание  запросов детей; умение без амбиций подключаться к целям и задачам детей; объединять усилия всех субъектов педагогического процесса, в том числе родителей. Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. 











Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Лысая гора»

(автор-разработчик и исполнитель: воспитатель 1-ой квалификационной категории Н.С.Шевелева. ДОУ детский сад №36 г.Волгограда)


Актуальность
ФГОС ДО определяет: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-нравственному и познавательному развитию формирующегося гражданина.
Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его.
Многие впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе прочную базу восхищения родным домом, детским садом, городом, где он живёт. Вместе с этим в сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному городу – так незаметно на благодатной почве дают первые всходы патриотические чувства.
Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.
Ребёнок должен как можно раньше понять, что его Родина – это Россия со своими собственными государственными символами и праздниками, национальными традициями. Это огромное государство, великая держава, единая для всех, кто родился на её территории, любит её и стремится сделать её красивее и сильнее.
Любить Родину – это значит быть ей полезным. А для этого надо многое уметь, многое знать. Помочь ребёнку осознать себя частью большой Родины – основная задача патриотического воспитания как базы для формирования истинного гражданина своей страны, готового служить интересам Отечества и защищать его.
Наш детский сад расположен на территории, называемой Лысая гора. Лысая гора – высота, равновеликая по своему историческому значению Мамаеву кургану. Во время Сталинградской битвы здесь шли кровопролитные бои, поскольку высота 145,5 является господствующей над всей южной частью города. В битве за Лысую гору участвовало до 50 тысяч солдат и офицеров, сотни минометов, артиллерийских орудий, танков.
После Великой Отечественной войны на территории Лысой горы воздвигнут мемориальный комплекс, улицы микрорайона Новостройка, расположенного на склонах горы, названы именами героев-участников этой битвы.
Возникает вопрос: нужно ли детям рассказывать о войне? Современные дети уверены, что виртуальный герой, знающий единоборства и всех побеждающий, не знающий боли и страданий – это и есть настоящая война. А если тебя убили, то можно пройти на другой уровень. В итоге у ребят формируются искаженные представления и о самой войне, и о ценности победы в ней. Но если мы, взрослые, будем говорить с дошкольниками о реальной войне, в которой настоящие боль, горе, утраты, голод и смерть, то это не вызовет у них положительных эмоций. Это заставит их душу прочувствовать хотя бы частичку того, что чувствовали их предки на войне. Так нужно ли говорить малышам о войне? Обязательно нужно! Важно рассказывать о трудных, но героических страницах истории нашей страны. Только взрослые должны по-другому поставить вопрос: что и как рассказывать о Великой Отечественной войне дошкольникам? Этот проект – попытка донести до детей 5-6 лет информацию о подвиге людей в Сталинградской битве, о том, что война – это ужасно, страшно!
Современная система российского дошкольного образования одной из приоритетных задач выдвигает патриотическое воспитание в детском саду, где созданы педагогические условия, необходимые для решения этой задачи в полном объёме. А поисково-исследовательская деятельность, проектные методики являются наиболее актуальными и продуктивными в работе по данному направлению.

О проекте.
Тип проекта: исследовательский
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Срок реализации проекта: декабрь 2017г. – февраль 2018г.
Проблема: недостаточный уровень знаний детей о боевых действиях в годы ВОВ в родном крае, в частности мкр. «Новостройка» - Лысая гора. Мы живем в городе, имеющем героическую историю. Подвиги участников Сталинградской битвы, исторические места и их значение для исхода битвы достаточно хорошо освещены в различных источниках. Но есть в Волгограде места, значение которых в Сталинградской битве было также серьезным, но информации о них нет.
Нахождение детского сада и проживание воспитанников на территории, прилегающей к территории мемориального комплекса «Лысая гора», недостаточность знаний и желание участников проекта узнать больше о своем микрорайоне, улице с одной стороны, и недостаточное количество информации, с другой стороны, явилось основной проблемой и побуждением к реализации данного проекта.
Цель проекта: Формирование нравственно-патриотических чувств, гражданской позиции у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с историей родного края в ходе поисково-исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
Создавать условия для знакомства дошкольников с историей родного города, микрорайона, улицы, на которой они живут; для формирования навыков сотрудничества, партнерских взаимоотношений в ходе поисковой деятельности. Учить детей ставить цель, планировать свои действия, оценивать результат своей деятельности.
Создавать условия для развития способностей воспитанников; их творческой, познавательной активности; заинтересованности в поисково-исследовательской деятельности.
Создавать условия для воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, любви к родному городу, гордости за микрорайон, улицу, где проживают; сплочения детского коллектива, уважения друг к другу, взрослым.

Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
2 этап - основной (практический)
3 этап - заключительный.
Проект представлен во всех формах совместной деятельности взрослого и ребенка
- Коммуникативная - беседы, ситуативный разговор
- Трудовая - формирование представлений о труде, профессиях, совместные действия, поручения
- Двигательная - прогулки, игровые упражнения, соревнования
- Познавательно-исследовательская - наблюдение, решение проблемных ситуаций, моделирование, рассматривание иллюстраций, демонстрация фильмов
- Музыкально-художественная – слушание и исполнение песен
- Восприятие художественной литературы - чтение произведений, обсуждение, разучивание
- Продуктивная - рисование
Проектная деятельность осуществляется в рамках интеграции ОО:
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие 
- художественно-эстетическое развитие 
- физическое развитие 
Этап №1. Подготовительный.
- Обсуждение цели, задач, постановка проблемы с детьми и родителями.
- Создание необходимых условий реализации проекта.
- Перспективное планирование проекта
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
Этап №2. Основной.
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о родном крае, его природе, достопримечательностях и т.д.
Этап №3. Заключительный.
-Оформление результатов проекта.
Домашние задания родителям.
- Рекомендации на совместные прогулки, экскурсии.
- Развивать словарный запас ребенка
- Заучивание стихотворений.
- Обсуждение иллюстрации.

Основной раздел программы: познавательное развитие.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
подбор исторической литературы,
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии),
подготовка разного вида бросового материала
дидактические игры,
выставки книг, рисунков, поделок.

Предполагаемый результат:
Активное участие детей в дискуссиях, беседах, развлечении и других видах деятельности.
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.









Перспективный план
проекта по патриотическому воспитанию
«Лысая гора»
Сроки проведения
Деятельность педагога
Деятельность детей
Деятельность родителей

Декабрь
1 неделя





Беседа «Достопримечательность нашего района – Лысая гора»
Цель: вызвать интерес к возникновению исторического памятника, развитие связной речи, воспитание чувства коллективизма, патриотизма.


Фотоэкскурсия – слайд –шоу «Достопримечательности поселка».


Информировать родителей о проекте.


2 неделя





Тематическая беседа «Моя улица. Мой поселок»
Цель: закрепить знания об улице, на которой расположен д/с (ул. им. Маршала Воронова), познакомить с близлежащими улицами, объяснить, закреплять знания домашнего адреса, дать понятие о происхождении названий некоторых улиц.


Предложить детям нарисовать свою улицу.


Оформление альбома «Улицы Новостройки». Предложить родителям провести с детьми экскурсию по улицам мкр. «Новостройка».


3 неделя




Беседа «Сталинградская битва». Сопровождать беседу показом презентации, хроникой военных лет (фото, иллюстрации).


Рассматривание фото, иллюстраций военной формы, орудий, боевых действий.

Предложить родителям провести с детьми экскурсию по улицам мкр. «Новостройка».

4 неделя



Рассматривание с детьми фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе.
Цель: прививать интерес и любовь к родному городу, району.

Презентация «Улица, на которой я живу».
Помощь детям в сборе информации к презентации.

Помощь родителям в сборе информации к презентации.

Январь
2 неделя


Напомнить детям о предыдущих беседах «Мой поселок», «Сталинградская битва».


Слушание и исполнение песен военных лет.
Рассматривание альбома «Улицы Новостройки».

Организация экскурсии на Лысую гору.





3 неделя



Боевая слава нашего поселка.
Цель: систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы ВОВ

Рисование
«Памятник на Лысой горе»


Организация выставки детских работ.



4 неделя


Экскурсия в музей МОУ СШ №103
Экскурсия в музей МОУ СШ №103
Экскурсия в музей МОУ СШ №103

Февраль
Праздник «Город-герой Волгоград»

Список литературы
1. Закон «Об образовании» в Российской Федерации» от 1 сентября 2013 г. 273 - ФЗ [Электронный ресурс].  2. Боровлева А.В. Проектный метод как средство повышения качества  образования / А.В. Боролева // Управление ДОУ. - 2006. - № 7. - С 76-83.  3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.  4. Евдокимова, Е.С. Проект как мотивация к познанию / Е.С. Евдокимова// Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3. - С. 20-24.  5. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с. 




X

x