Всего представлено работ: 243758

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Нагорнова Людмила Владимировна

Экологические игры как средство экологического воспитания старших дошкольников

скачать документ

Вернуться назад

Доклад на тему: «Экологическая игра как средство формирования личности старшего дошкольника».Подготовила: воспитатель МБДОУ детского сада «Сказка» Нагорнова Людмила Владимировна. В становлении личности дошкольника особое место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные навыки правила поведения в природе. Эффективность педагогического процесса в формировании личности дошкольника во многом зависит от грамотного педагогического руководства.Педагогически правильно организованная игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы.При выборе направления руководства экологическими играми следует учитывать тот факт, что особая роль игры в воспитании требует насыщения ею всей жизнедеятельности детей в группе. Поэтому строить педагогический процесс формирования личности дошкольника нужно таким образом, чтобы игра была включена во все режимные моменты.Определяя место игры в педагогическом процессе экологического образования, следует также учитывать её связи с трудом детей в природе и обучением на занятиях по экологическому воспитанию.В последние годы резко возросло внимание к проблеме игр, обозначились потребность в более глубоком и разностороннем изучении отдельных вопросов игровой деятельности. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приёмов в практику обучения и воспитания, применением новых видов игровой деятельности.Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игры включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры: различное лото, разрезные картинки. Уместно также обращение к играм, активизирующим движения, сочетающимся с решением умственных задач.В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик», дети подбирают себе домик или пару с прикрепленными к ним листочками, аналогичными по цвету или форме тому, который был выдан педагогом. Подобные игры полезны ещё и потому, что они предполагают различные формы организации детей, их можно проводить со всей группой или небольшой подгруппой. Однако надо иметь в виду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. В практике дошкольного экологического образования подбор игр часто бывает недостаточно продуман и, нередко, случайным. Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала. При отборе игр для экологического образования дошкольников необходимо соблюдать следующие требования:а) Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;б) Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;в) Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности;г) Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;д) Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-дошкольника;е) Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущей и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.Подбор и введение в педагогический процесс игр производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о живой природе, учить их использовать имеющиеся знания для расширения игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Игры по ознакомлению с растениями и животными можно распределить на группы по дидактическим задачам.При проведении игр для обогащения экологических представлений необходимо придерживаться следующих положений:а) Старшие дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности, которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;б) Игры вызывают у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляется на познавательную деятельность;в) Дошкольники проявляют творческую деятельность, которая развивает самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т.д., а это значит, что происходит формирование личности дошкольника.Использовать игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учётом тех знаний, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:- о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных, как живых организмах;- о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);- о человеке, как части природы;- о культуре поведения в природе.Игры для обогащения экологических представлений целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать различные их варианты, в зависимости от уровня имеющихся экологических представлений дошкольников.Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо ещё и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности.Исходя из этого разработаны и модифицированы игры, содержание которых непосредственно.Серия игр направлена на развитие у старших дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе:1) Игры для развития эстетического восприятия природы (чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней).2) Игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.Суть игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дошкольники, при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдения или более близком контакте – прикосновении к растению, животному, поглаживание ствола, листьев и т.д.), должны рассказать что-либо интересное об объекте природы. Это могут быть особенности внешнего вида, особенности роста, развития, ухода или случаи бережного (жесткого) отношения людей к растениям, животным. При проведении этих игр необходимо учитывать следующее:- у дошкольников должен быть сформирован широкий круг представлений об объектах природы;- игры лучше всего проводить в естественной природной среде, чтобы дети могли подойти к тому или иному растению (животному), прикоснуться к нему, посмотреть на его состояние (для развития эстетического, эмоционального восприятия природы);- игры этого блока дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 детей). Такая организация позволяет наладить тесный эмоциональный контакт с детьми, вызвать их на откровенный разговор, дает возможность высказаться всем ребятам, с одной стороны, а с другой стороны – препятствует утомляемости, не задерживает ход игры.Необходимо подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При такой мыслительной деятельности, связанной с природой, рождается эмоциональное побуждение, совершенно исключается равнодушие и безразличие – возрастает мыслительная напряженность, творческое мышление, страстное желание узнать больше нового, сверхинтересного и необычного для себя. Создается определенное отношение к природе в целом и к конкретному её объекту, обостряется внимание к ним, и, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять интересную и полезную информацию о природе, т.е. появляется разносторонний интерес к познанию. Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. В результате формируется непосредственная эмоциональная отзывчивость, радость предстоящего познания, волнение от встречи с неизвестным в природе, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы.Основу игр для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации. В ходе игр обсуждаются последствия хороших и плохих поступков взрослых и сверстников, идёт поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мотивировать свои решения.Особенностью игр является то, что они не дают детям рецепт поведения в готовом виде, а постепенно подводят их к собственным выводам и заключениям, что более ценно, нежели простое предложение запретов и предписаний, в соответствие с которыми дети должны действовать.Таким образом, можно сделать вывод, что игра помогает формировать экологические знания, которые являются важным элементом формирования личности дошкольника.Тематика экологических игр Содержание экологического образования, позволяющее знакомить детей с объектами и явлениями живой и неживой природы, их многообразием и доступными для восприятия дошкольника связями и отношениями, является основанием для использования игр по следующим темам.1.«Где живая и неживая природа?».2.«Соседи по планете» (живая природа).3.«Кто с кем дружит», «Кто кого боится».4.«Кому где нравится», «Кто где живет».5.«Что где растет».6.«Кому что нужно».7.«Что такое?», «Кто такой?».8.«Почему так бывает?» (связь живой и неживой природы).9.«Почему мы такие разные?».10.«Как можно и как нельзя» (правила поведения в природе).11.«Мы все нужны друг другу».12.«Природное — рукотворное».Примеры Экологических игр.«Угадай, какой ты зверь» Дидактическая задача. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.Оборудование. Картинки с изображением животных.Игровое действие. Отгадать, какое животное изображено на картинке.Игровое правило. Отвечать на вопросы, которые помогают ребенку выяснить, «какой он зверь», можно только «да», «нет», «может быть».Ход игры. Воспитатель прикрепляет на спину ребенку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь», задавая вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенностей его движения, повадок, среды обитания, пытается выяснить, кто он.Игра повторяется несколько раз с заменой картинки, изображающей животного, и заменой отгадывающего ребенка.Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб и других представителей фауны, постепенно подводя их к выделению характерных признаков различных групп животных.Усложняя игру, можно исключить наглядность (картинку) и предложить отгадывать «на основе представлений».«Грибная полянка» Цель. Закреплять знания о дарах природы (о съедобных и несъедобных грибах), выяснить, в каких именно местах в лесу растут грибы; проводить работу по словообразованию (под березой - подберезовик, под осиной - подосиновик); формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине, видеть красоту осеннего леса; воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.Материал. Большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого формата, вставленные в картину, корзинки, сделанные из цветной бумаги, костюм Гриба-лесовика.Эту игру можно проводить после занятия по конструированию, на котором дети сделали из бумаги корзиночку.Правила. В лес идти только с корзиночкой. Собрать не менее трех грибов (обращаем внимание на то, что грибов одного вида на дидактической картине должно быть несколько, если один грибник нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же). Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о грибах: победителем считается тот, кто в процессе игры наберет больше кружков.Ход. Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдем в сказочный осенний лес за грибами. Пойдем? (Да.) С чем нужно ходить в лес за грибами? (С корзинкой?) Возьмите свои «корзиночки». Все готовы? (Под музыку идем «в лес».) Вот мы и в лесу. Как хорошо здесь! Посмотрите, каким красивым убранством встречает нас лес! Подумайте, как можно его красоту описать словами.Дети высказывают свои впечатления воспитателю. Вдруг появляется Гриб-лесовик.Гриб-лесовик: «Здравствуйте, дети! Вы пожаловали ко мне в гости?» (Ответы) «Вам нравится мой лес? Чем он вам нравится?» (Дети высказываются, стараются употреблять как можно больше образных выражений?) Почему вы пришли в лес с корзинками? (Потому что мы пришли собирать грибы) А знаете ли вы, что не всякий гриб можно есть? (Ответы) Как называются грибы, которые можно есть? (Съедобные) А которые нельзя есть? (Несъедобные) Вы сможете найти в нашем «лесу» съедобные грибы? (Ответы) Найдите и назовите их. (Дети находят «грибы» на картине, называют их, а Гриб-лесовик уточняет, где любит расти тот или иной гриб, почему подберёзовик, подосиновик носят такие имена).На картине выставлены не только съедобные грибы, но и несъедобные, дети «собирают грибы» в свои «корзинки». В конце игры Гриб-лесовик вместе с детьми рассматривает, что они собрали, хвалит и награждает тех, кто справился с заданием.Игра-загадка «Лес». Цель. Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки доказательства, развивать навыки описательной речи.Материал для игры. Объемные и плоскостные игрушки, изображающие растения и животных леса.Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычную игру: он будет загадывать загадки, а дети — отгадывать. Если точно и правильно отгадают и докажут отгадку, то этот предмет появится на столе.Загадки: Что за дерево: и зиму, и лето зелено? (Дети отгадывают и объясняют отгадку). Выставляется макет ели.И еще: Зимой и летом одним цветом. (После объяснения на столе появляются ель, сосна.)Воспитатель продолжает:На лесной опушке стоят подружки.Платьица белены, Шапочки зелены.(После отгадывания и объяснения на столе появляются несколько березок.)— Что же у нас получилось? — спрашивает воспитатель.— (Лес.) Что еще растет в лесу, кроме деревьев? - Читает загадки:Вдоль лесных дорожек много белых ножек. В шляпках разноцветных, издали приметных. Собирай, не мешкай! Это... (Сыроежки.)Я в красной шапочке расту среди корней осиновых, меня узнаешь за версту, зовусь я... (Подосиновик.)Растет в траве АленкаВ красной рубашонке.Кто ни пройдет,Всяк поклон отдает. (Земляника.)(После каждой отгадки на столе появляются то грибы, то ягоды.)— В лесу живут разные звери и птицы. Узнайте, какие. Читаем загадки.Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый — краса! А зовут ее... (Лиса.)Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. (Сорока.)Загадки могут быть и о других животных и птицах, либо несколько загадок об одном животном или об одной птице.— Получился настоящий лес! Сколько в нем деревьев, грибов, ягод; разных зверей и птиц!Теперь дети сами загадывают загадки про лес и его обитателей.Они вспоминают известные загадки, придумывают свои. (В запасе у воспитателя должны быть игрушки, которые появятся на столе после отгадывания детских загадок.).В заключение воспитатель предлагает загадку про лес:Богатырь стоит богат,Угощает все ребят:Ваню — земляникой,Таню — костяникой,Машеньку — орешком,Петю — сыроежкой,Катеньку — малинкой,Васю — хворостинкой. (Лес.)
X

x