Всего представлено работ: 243804

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Голикова Елена Владимировна

Природные образы в формировании художественно- творческой активности школьника

скачать документ

Вернуться назад

Природные образы в формированиихудожественно- творческойактивности школьника Чтобы воспитать человека чувствующим, думающим – его следует, прежде всего воспитать эстетически. Ф.ШиллерПуть формирования творческой активности начинается в детстве, если ребенок с самого раннего возраста, с трёх – четырёх лет привыкнет к активному творческому процессу, почувствует интерес к выражению своей мысли через искусство, многообразие его форм и видов.Начиная с группы детского сада и первых шагов начальной школы, учитель и ученик идут рука об руку по дороге, идущей в мир искусства. Понять и осознать окружающий мир, его волшебность, гармонию и красоту можно, только если смотреть на него широко открытыми глазами художника. Такой взгляд в моём представлении предполагает активную познавательную и созидательную позицию человека в жизни. Если такие категории как прекрасное и безобразное, добро и зло находят отклик в его душе, они становятся путеводной нитью, которой держится учитель, не отпуская её на протяжении всех лет обучения ребёнка в учебно - воспитательном комплексе. В течение человеческой истории в изобразительном искусстве менялись формы выражения чувств и эмоций. Однако содержание многих образов, дошедших до нас из глубокой древности, по –прежнему понятно и близко нам. Дерево, корнями уходящее в землю, как символ жизни, её продолжения столь же дорого нам , столь же значительно для нас, как и для наших предков, чьи представления о мире сохранились в их произведениях. Стремление к творчеству заложено в природе человека. Необходимым условием такого развития является доступность познания окружающего мира и человеческой культуры. Одна из важнейших составляющих полноценного развития личности – отношение к природе как к своему «второму дому», формирование чувства единства и духовного родства с ним. В народном творчестве сохранена память многих поколений. Оно доносит до нас образы и символы, отражающие глубинное родство наших предков с природой. Это естественное единение с природой открывается нам в легендах и сказках, произведениях прикладного искусства, вышивках, резьбе по дереву, песнях…Среди образов, выражающих такое единство с природой, есть и образ «древа жизни». НЕ случайно именно древо часто ассоциируется с представлением о жизни, её многообразии и единстве. У древних славян можно встретить символические изображения деревьев, которые олицетворяют саму жизнь, идею роста. Ветви – символ многообразия, произрастающего из единого, -ствола. Дерево как символ жизни иногда совмещается с изображением Матери – Земли («женщина – дерево»), как прародительницы всего живого. Два символа несут единое содержание: жизнь и её продолжение, возрождение. Этот образ мы находим и в творчестве русских художников. Они проникнуты особым лиризмом и очеловеченным отношением художников.Образ дерева в картинах Левитана, Шишкина, Саврасова и многих других художников прошлого и настоящего созвучен стихотворным строкам Пушкина, Лермонтова, Есенина… Музыкальность их поэтических произведений вызывает в памяти музыку Чайковского, Рахманинова, Бородина… Так единая тема проходит через произведения разных авторов и разных видов искусств.С давних времён во многих странах люди изображали деревья, связывая, сними своё ощущение природы.Художник стран востока ставили перед собой задачу раскрыть её душу. Они шли путём уединения, отречения от земных привязанностей. Основная особенность искусства Китая и Японии – это раскрытие большого через малое. Такой поход присущ как древним, так и современным художникам. Если китайские живописцы через ветку или камень рассказывают обо всём мире, то древнегреческие художники, изображая деталь, говорят нам о её принадлежности к данному месту действия. Средневековье использует природу в качестве символа.Возрождение и в изображении природы выражает мировоззрения эпохи – взаимосвязь человека и природы.В 16-м веке складывается понятие «пейзажист». Голландцы к изображении деревьев стремятся передать им «портретное сходство», очеловечить. 17-й век - возникают личностные подходы к изображению природы: вдохновенно живописной, обобщённой, динамической. Среда становится изобразительной через решение проблем света и пространства.18-й век - в пейзаже чувственность и утончённость.19-й век – появляется скульптурность, силуэтность. Явления приобретают отвлеченный, неконкретный характер. Развивается повествовательный рассказ о явлениях природы и стремление к натурализму, «Запечатлеть голую правду о жизни», создать обобщённый поэтический образ природы. Возникает пейзаж – настроение.Русский пейзаж – выражение человеческой души.20-й век – торжество графической чёткости. Линии выражают внутренний образ, его идею. Стремление к знаковости. Отсекание всего сколько – ни будь изменчивого. Только логика внутреннего строения. Скульптурно- пластический и ритмический строй пейзажа.Постижение вечных истин, осмысление их на уровне обучения невозможно без развития способности воспринимать, сопереживать, чувствовать окружающую жизнь, понимать связь настоящего и прошлого, а значит – и будущего. Развитие этих качеств начинается с раннего детства и необходимо для формирования полноценной , культурной личности.Для того. Чтобы у детей возникла потребность в художественном творчестве, необходимы : диалог между учителем и учеником;воспитание в ребёнке на протяжение всех лет обучения «взгляда художника»;развитие в младшем школьном возрасте существующей в каждом ребёнке склонности к наблюдению;стремление развивать через искусство и художественное творчество выражение своего я, своих индивидуальных интересов;смена различных языков пластических искусств: изобразительных, декоративных, конструктивных, направленных на развитие индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Такая смена даёт возможность поддерживать интерес к художественному творчеству на протяжении всего обучения. В известном смысле – это борьба с безразличием, особенно в подростковом возрасте, воспитание трудолюбия и работоспособности с раннего детства;изучение культуры разных эпох и народов в контексте культуры того народа, на территории которого живёт ребёнок;воспитание активной жизненной позиции, участие в культурной жизни.Обобщённые опыт человеческого восприятия мира природы, разность каждой эпохи, их культурного наследия – всё это богатство делает нас, современных людей, более разносторонними, раздвигает горизонты нашего видения и понимания жизни. Каждый человек неповторим, уникален как личность. Каждая эпоха, прожитая человечеством, также многогранна, уникальна и неповторима. Мне кажется можно сравнить человеческую жизнь, судьбу, - и отдельно взятую эпоху. Как человек имеет родителей и наследует некоторые черты их характера, так и нарождающаяся эпоха не возникает на пустом месте. Она вбирает в себя некоторые черты прошлого. К унаследованным чертам добавляются новые, навеянные современностью. Как и в человеческой жизни, зрелость эпохи наиболее ярко осуществляет заложенный потенциал. Наконец, старость, - умудрённый и немного, грустный взгляд, обращённый сразу и в прошлое, и в будущее.Цвет человек любит с самого раннего детства, а красоту черно- белого начинает понимать далеко не сразу. Тут очень важно постепенно подойти к этой , более изысканной красоте. Так гораздо легче почувствовать красоту звучания симфонического оркестра, в которое разные инструменты создают богатую палитру музыкального полотна, чем сосредоточится на одном инструменте, вслушиваясь в его голос в общем хоре. Так и человек, постигающий красоту графики, изобразительные возможности линий и пятен, может глубже понять содержание произведений искусства. На всех ступенях программы линии уделяется особое внимание. Линия принадлежит и графике, и живописи. Без линии не мыслима изобразительная деятельность. Изучая историю искусств, на занятиях мы находим в разных эпохах примеры использования линии как выразительного средства. Линия – настроение постепенно переходит в линию- выражение духовного начала. Каждую эпоху можно выразить в линиях. Особенно это становится понятным на примере средневекового искусства, когда устремлённая к небу вертикаль множится и становится подобием голосов хора, которые звучат все вместе, но при этом слышен каждый в отдельности. Без линий мы не можем обойтись при изучении форм природы. Образ дерева, такого близкого человеку, становится для ребят одним из любимых. На разных уровнях освоения программы я ставлю разные задачи, помогающие освоить различные подходы к этой теме. Различны и материалы. В начальной школе, когда идёт знакомство и освоение линии, как средства выразительности для создания настроения, хорошо использовать мягкие графические материалы – уголь, сангину, которые очень живо могут передать замысел. У каждого он свой, но все стараются передать настроение. У кого- то березка грустно опустила ветки- руки. А рядом, у соседа дуб радостно подставляет ветви солнцу. Позже мы стараемся осуществить живописный подход к созданию образа дерева в пейзажном жанре. Здесь мы ведём разговор о сочетании цветов, общем характере силуэта. Композиционное решение также важно для создания художественного образа. Здесь можно показать детям, что бывают разные решения: можно использовать пустое пространство, чтобы в его центр поместить своего героя, а можно наоборот – окружить молодой порослью, чтобы подчеркнуть его мощь, статность и другие характерные черты. Использование натуральных зарисовок помогает постижению внутреннюю сущность предмета. Поэтому я считаю их необходимыми. Происходит не просто копирование натуры, а процесс творческой переработки визуальной информации, отбор самых существенных черт изображаемого, выбор определённой среды. Так дети подводятся к созданию художественного образа. Со старшими можно работать гораздо серьёзнее, обобщая, создавая «портрет» дерева со своей судьбой, наполняя образ внутренней динамикой. Конечно, мы обращаемся за помощью к разным художникам, стараемся понять их взгляд, видение, философию жизни, времени, в котором жил художник. Обращаясь к творчеству русских художников прошлого века, обращаем внимание на то, как из натуральных эскизов создавались образы русской природы. В творчестве художников 20- го века можно проследить пластичность формы, ритм стволов и веток в целом. Глубокое изучение архитектуры, живописи, скульптуры великих мастеров прошлого обогащает ассоциативный ряд. Тогда тополя в парке могут напомнить колонны готического храма, а сук или ветка на дереве – может представиться рукой человека. Мы видим, что всё взаимосвязано в мире. Особенно важно, на мой взгляд, не увлечься чистой графикой, не прийти к изображению просто какой – то формы, пусть даже красивой, а сохранить то живое чувство, которое не оставляет равнодушным зрителя. Наталкивает его на размышления о жизни. Чтоб живая мысль была выражена линией, такой же живой и трепетный, как она сама. Через пейзаж. Через портрет дерева можно. Через пейзаж, через портрет дерева можно раскрыть самые важные темы: тему мужества и героизма, тему жизни, отданной во имя жизни, тему молодости и старости.Лев Толстой пишет: «Старый корявый дуб, вновь зазеленевший и обросший густой сочной листвой, раскрыл Андрею Болконскому тайны жажды жизни вечного возрождения с той особой простотой и бесспорностью, которые, недоступны философскому трактату». Проблема возрождающейся жизни может быть поднята и портрете человека, и в изображении дерева, если художнику удалось создать художественный образ, поднятый до уровня общечеловеческих ценностей. Мы от начала жизни до конца её чувствуем свою связь с природой. Она тоже чувствует на себе наше воздействие, предвещая нам глобальную катастрофу, если мы не научимся её сохранять, если не научим своих детей понимать её.Занятия изобразительным искусством становятся возможностью для осуществления этой цели. Я убеждена, что через изображение природы можно выразить великое многообразие чувств человека нашего времени, его мысли и идеи. Поэтому, наверное , художники так часто обращаются к пейзажу, удивительному миру растений, вечному познанию жизни. Самым главным моментом воспитания, направленного на формирование художественно – творческой активности, я считаю возможность для ребёнка участвовать в творческом процессе. То есть возможность попробовать себя во всех видах художественного творчества и, одновременно с этим, обращение к богатому наследию культуры разных эпох и народов. Такой синтез приводит к выделению для каждого ребёнка одной из сфер художественной деятельности, более для него близкой и интересной.
X

x