Всего представлено работ: 243839

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Зацепилина Марина Ивановна

"Венские классики. Людвиг ван Бетховен"

скачать документ

Вернуться назад
Сценарий лекции-концерта «Венские классики. Людвиг ван Бетховен»
Автор: Зацепилина Марина Ивановна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №1 Энгельсского муниципального района (МБУДО «ДШИ №1 ЭМР») г. Энгельс


Добрый день, дорогие друзья!
Мы рады приветствовать вас в Большом зале нашей школы. Сегодня исполняется 245 лет со дня рождения великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Все музыканты и любители классической музыки отмечают эту дату. В декабре проводится множество концертов, посвящённых творчеству этого замечательного композитора. И наша школьная филармония не может остаться в стороне от этого события. Тема нашей беседы – «Венские классики. Людвиг ван Бетховен».
Ребята, а кто такие венские классики? - Это композиторы, которые жили в городе Вена и близ него. А когда они жили? – В 18 веке. Мы называем его веком Просвещения. Это было время преклонения перед философией, разумом и наукой.
Но 18 век был и веком революции! Французская революция 1789 года провозгласила Свободу, Равенство и Братство.
Всё это отразилось и в музыкальной культуре.
Во второй половине 18 века в Австрии появляется новая национальная композиторская школа. Она получила название «венской классической». Величайшими представителями этой школы стали Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Эти композиторы обобщили предшествующий опыт музыкального творчества и создали классические жанры симфонии, камерного ансамбля и сонаты. (Слово «классический» означает «образцовый».)
Основными чертами Венской классической школы являются обогащённая гармония (по сравнению с предшественниками), совершенство формы произведений, простота, ясность, выразительность муз.- го языка.
Муз.-е истоки В. к. ш. – народная музыка. Население Австрии было многонациональным – в его состав помимо австрийских немцев входили чехи, венгры, словенцы. Вот почему на улицах Вены можно было услышать самую разнообразную речь и самую разнообразную музыку.
Голоса уличных певцов, звуки инструментов не смолкали в городе с самого раннего утра до поздней ночи. Сюда стремились попасть музыканты со всех концов Европы. Одни - чтобы поучиться и послушать своих знаменитых коллег. Другие – чтобы добиться здесь признания и славы.
Итак, в Вене жили и творили три великих композитора: Гайдн, Моцарт и Бетховен. Каждый из них обладал яркой индивидуальностью. Так, в музыке Г. преобладают светлые, радостные настроения. В его произведениях мы слышим много танцевальной музыки. Й. Гайдн прожил долгую жизнь, за которую написал огромное количество произведений. Именно его называют «отцом оперы и квартета». В середине 18 века фортепиано постепенно вытесняло клавесин и клавикорд. Свои ранние сочинения Г. писал для этих старинных клавишных инст.-тов, а на изданиях более поздних лет стал указывать «для клавесина и фо-но» и, наконец, иногда только «для фо-но». Клавирная музыка Г. (сонаты, рондо и вариации) – важная часть его творческого наследия. Послушайте Сонату Гайдна Соль мажор I часть. Её исполнит Кузнецова Виктория. Преп. Блинова Е. В.
Вольфганг Амадей Моцарт, следующий значительный представитель Венской классической школы, о котором я вам немного расскажу. Моцарт – это истинное чудо. Его произведения охватывают все без исключения жанры, существовавшие в ту эпоху. И в каждом из них он создал истинные шедевры. Когда на родине композитора, в Австрии, решили издать полное собрание его сочинений, понадобилось 70 толстых томов. (Учтите, что прожил он всего 35 лет.) При жизни Моцарт был очень светлым, жизнерадостным человеком. И большинство его произведений такие же.
Сейчас для вас прозвучит «Бурре» Моцарта.
Бурре – это старинный французский народный танец с прыжками. В 17 веке бурре проник в обиход высших аристократических слоёв общества и стал придворным танцем.

По словам современников Моцарт обладал феноменальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Вундеркинд, в 4 года сочинивший свой первый концерт для клавесина; владевший, кроме того, скрипкой и органом, он ещё в раннем детстве завоевал славу, выступая с гастролями по всей Европе. В зрелые же годы Моцарт жестоко страдал от непризнанности. Он испытывал недоброжелательство и зависть, сгибался под гнётом отчаянной нужды. Несмотря на это, Моцарт сочинял музыку яркую, жизнеутверждающую, полную оптимистической силы. Его фортепианные сонаты тому доказательство!

Соната Ля мажор III часть («Турецкое рондо»)
Исполняет народный коллектив, инструментальное трио «Гармония». Руководитель Макушкин В. В., партия фортепиано Симонова С. Л., контрабас – Данченко А. Т.
В. А. Моцарт Соната №11 A-dur, 3 часть («Турецкое рондо»)
Исп. Заслуженный работник культуры РФ Симонова С.Л. и
Макушкин В.В.

Творчество Бетховена стало вершиной венской классической школы. Оно открыло новую веху в истории музыки и повлияло на всё дальнейшее развитие музыки в 19 веке.
Жизнь Бетховена представляет собой непрерывную цепь печальных событий, тревог и страданий. Родился он в бедной, почти нищей семье. Отец его был человеком опустившимся, пьяницей, грубым и жестоким в обращении с измученной женой и детьми. Тяжёлые, изнурительные болезни всю жизнь преследовали Бетховена, подтачивая его здоровье. Ему не было ещё тридцати лет, когда он ощутил первые признаки приближающейся глухоты, которая впоследствии отделила его непроницаемой стеной от окружающего мира. Бетховен был несчастен в любви: он мечтал о хорошем добром друге, о верной любимой жене, но так и умер в одиночестве. Он усыновил своего осиротевшего племянника, полюбил его со всей силой нерастраченной отцовской любви, но мальчик оказался испорченным, недобрым, плохим человеком и принёс своему воспитателю лишь новое горе, новые страдания. Родившись в простой семье, происходившей из крестьян, Бетховен ненавидел богатых и знатных, бессердечных, не способных оценить подлинное искусство аристократов, но вынужден был начать свою артистическую жизнь с унижавшей его достоинство должности придворного музыканта. Ведь это было время, когда музыкантов относили к разряду слуг. В газетах того времени нередко можно было встретить объявление такого рода: «Ищу лакея, играющего на флейте и умеющего аккомпанировать на клавесине». Каково было Бетховену с его болезненно обострённым чувством собственного достоинства выполнять обязанности такого лакея, надевая на себя зелёный камзол, короткие панталоны, шёлковые чулки, дополняя этот наряд шпагой и белым напудренным париком с косичкой!

Сейчас вы услышите фрагмент Первой сонаты Бетховена. Вы по-иному будете слушать эту музыку, если узнаете, что однажды молодой Бетховен пришёл к Моцарту. Моцарт прохладно воспринял его как исполнителя чужих произведений и попросил сыграть свою музыку. Бетховен исполнил 1 сонату. Огненный финал сонаты нёс неповторимые черты его личности и его музыки. Моцарт сказал: – «Этот парень заставит говорить о себе весь мир!»

Соната №1 (фрагмент)
Исп. Хворостенко Ярослав
Преподаватель, Заслуженный работник культуры РФ Фролова Г.К.

С 8 лет маленький Бетховен давал концерты в разных городах Германии. А уже с 12 лет мальчик вынужден был работать в придворной капелле органистом. Заботу о семье он взял на себя. Впоследствии, Бетховен всю жизнь материально помогал родным и близким, друзьям. До самой смерти он сохранил сердечное отношение ко всем людям. Поэтому, когда Бетховен прочитал стихотворение Гёте «Сурок», он не мог остаться равнодушным. Доброе сердце Бетховена дрогнуло. И он написал песню «Сурок».
Песня исполняется от имени маленького мальчика-савояра, зарабатывающего в Германии песнями с дрессированным сурком. (Савояры - это бродячие певцы.) Они часто сопровождали своё пение игрой на шарманке, а учёный сурок доставал из мешка записочки с предсказаниями. Ребята, а кто знает эту песню? О чём эта песня? - Дети: - О сурке! Ведущая: – А мне кажется, что о дружбе странствующего мальчика и маленького существа - сурка. Мальчик заботится о своём единственном друге и согревает его своим теплом. Песня «Сурок» начинается такими словами: «Из края в край вперёд иду, сурок всегда со мною. Под вечер кров себе найду, сурок всегда со мною. Кусочки хлеба нам дарят, сурок всегда со мною. И вот я сыт и вот я рад, сурок всегда со мною». Эту песню очень любят все дети и исполняют её на разных инструментах.
«Сурок»
Исп. Напалкова Евгения и Коломина Елизавета
Преподаватели: Заслуженный работник культуры РФ Гагарина М.Ю., Вановская О.Р.

Маленькому Людвигу было три года, когда в семье родился ещё один ребёнок. Людвиг часто хулиганил. Мать не могла справиться с ним. И тогда она запирала его в комнату с клавесином. К удивлению взрослых мальчик с удовольствием играл обеими руками на инструменте.
Талант композитора проснулся в ребёнке с первых уроков игры на клавесине: он играл мелодии, которые были у него в голове. Отец под страхом наказания запрещал малышу воспроизводить нереальные мелодии, разрешалось только играть по нотам. Позже мальчик всё же научился записывать свои мелодии. Одна из них сохранилась до наших дней.
Ребята, а кто знает, как называется инструмент, на котором сейчас нам будет играть Артём? – (кларнет)
«Мелодия»
Исп. Терещенко Артём
Преподаватель Хромых С.Э.
Концертмейстер Власова М. С.

С начала 17 века музыкальная традиция военных оркестров янычар начинает проникать в Европу. (Янычары – это турецкие солдаты.) И в 18 веке на подобную музыку была мода. Такая живая и весёлая музыка называлась турецкой. Обычно она имела танцевальный склад и исполнялась ансамблем духовых и ударных инструментов (флейта, гобой, барабан, бубен, тарелки и т. п.), что придавало ей своеобразную шумовую окраску.

Турецкий марш из пьесы «Афинские развалины»
Исп. на ксилофоне Дягилев Анатолий
Преподаватель Ковтуненко М.А.
Концертмейстер Гризоглазова Е.В.

Суровое детство повлияло на характер молодого музыканта. Он был сосредоточенным и замкнутым, стремился к уединению. Бетховен мог часами бродить по окрестностям Бонна, размышляя о жизни. Именно в любви к природе и в общении с ней находил Бетховен силы, чтобы восстановить душевное равновесие.
Возможно, во время одного из таких размышлений и появилась на свет песня «Волшебный цветок».

Волшебный цветок
Исп. Кропочева Яна
Преподаватель Маловецкая М.И.
Концертмейстер Лаврентьева Н.В.

Незадолго до 1-й мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник», предназначенного для регулярных пассажирских рейсов между Европой и Америкой. В открытом море «Титаник» наскочил на плавающую ледяную гору-айсберг и затонул.
В первые же минуты после катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе
И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, плывшего на «Титанике», дававшего концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как всегда сидели в концертах, и заиграли Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. (Звучит 3 симфония – фрагмент)
Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённых вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия, от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на тонущем корабле.

Бетховен был гениальным композитором-виртуозом. Поэтому область фортепианной музыки была для него той родной стихией, в которой он чувствовал себя властителем. Фортепианная музыка была своеобразным дневником, в который он записывал свои жизненные наблюдения.
32 сонаты написаны Бетховеном в разные этапы его творчества. В них проявляются два начала: действенное, драматическое и философское, созерцательное.
Послушайте фрагмент 17-й сонаты.

Соната №17 (фрагмент)
Исп. Михнюк Юлия, студентка 2 курса СОКИ
Преподаватель, Заслуженный работник культуры РФ Богачёва Н.Ф.


(Звучит начало Пятой симфонии Бетховена.)
Ребята, а кому из вас знакома эта музыка? Это Пятая симфония Бетховена. Все четыре части симфонии объединены одной и той же грозной и повелительной темой. Сам композитор сказал о ней: «Так судьба стучится в дверь». В этой симфонии мы видим грандиозную картину борьбы человека с лишениями и невзгодами жизни во имя радости и счастья. Финал симфонии – это победа и торжество человечества над силами зла и насилия.

Сейчас вы слышите I часть «Лунной сонаты» Бетховена. Сам Бетховен называл её сонатой – фантазией», а название «Лунная» присвоили ей с лёгкой руки одного из друзей Бетховена – поэта Людвига Рельштаба. В поэтической форме Рельштаб выразил свои впечатления от сонаты, в I части которой он увидел картину лунной ночи, тихой глади озера и плывущей по ней лодки.
Хотя мы привыкли к названию «Лунная» - действительное содержание бетховенской музыки весьма далеко от этого.
Бетховен посвятил эту сонату Джульетте Гвиччарди. О своей очаровательной ученице, юной графине Джульетте Гвиччарди он стал думать, как о своей будущей жене. А она? Она свысока смотрела на своего учителя – пусть знаменитого, но незнатного происхождения, да к тому же ещё и глохнущего. Девушка предпочла выйти замуж за пустого, но богатого и знатного графа.
Глухота неумолимо нарастала. Отчаяние Бетховена достигло предела. В эти дни появляется знаменитое письмо к родным, названное Гейлигенштадским завещанием. В нём Бетховен говорит о смерти
Но он сумел преодолеть этот тяжёлый душевный кризис, который привёл не к гибели, а к рождению нового Бетховена, в стократ более могучего и жизнелюбивого.
Вслушайтесь в эту музыку! И, может быть, теперь вы услышите такую безмерную скорбь, какой никогда раньше и не слышали.

Соната № 14 «Лунная»  (фрагмент)
Исп. Заслуженный работник культуры РФ Симонова С.Л.

9 симфония является вершиной творчества Бетховена. Она обобщает всё творчество композитора. В этой симфонии великий музыкант до конца раскрыл свои мысли о жизни, о путях человечества, в ней он обращался к нам с вами, своим потомкам.
Девиз всей жизни Бетховена: - «Через борьбу – к победе!» Это значит: побеждает только тот, кто борется.
Грандиозную картину будущего великий мастер рисует нам в финале 9-й симфонии. Для этого Бетховену показалось мало средств только музыки. Он ввёл в симфонию слово – оду Шиллера « К радости». Когда мы слушаем этот хор, - как будто огромное солнце понимается на небе. Там звучат такие слова: «Обнимитесь миллионы, слейтесь в радости одной!» В единении всех людей, стремящихся к миру, свободе, счастью видел будущее Бетховен.

(Звучит финал 9 симфонии - фрагмент)

Послушайте стихотворение молдавского поэта Пауля Михны, посвящённое великому и гениальному композитору Людвигу ван Бетховену.

Безумная любовь моя, Бетховен! Как от тебя уйти, коль ты во мне. То я распят тобою на струне, То ввергнут в ад, то поднят с небом вровень. Ты – Прометей, сгорающий в огне, Перед богами, как и он греховен. Гореть в борьбе не пламенем жаровен, А факелом, с тобою наравне! Судьба стучится в дверь! Но в дали дальней Уже манят свирели Пасторальной, И у себя в плену ты – сладкий плен! Нет больше счастья, чем отдаться людям И высекать огонь в груди у буден –  И ничего не требовать взамен.
Наш концерт завершает хореографическая композиция

11. Багатели
Постановка Ермаковой Н.А.
Исп. народный самодеятельный коллектив хореографический ансамбль «Фантазия»
Руководитель, Заслуженный работник культуры РФ Ермакова Н.А.
Концертмейстер Коваленко И.А.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Список использованной литературы
Аберт Г. В.А.Моцарт Ч. 1-2. М., 1968.
Л. ван Бетховен. Сборник статей. М., 1972.
Галацкая В.Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.3 М.,1983
Левик Б. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.2 М., 1979.
Гивенталь И., Щукина Л. Музыкальная литература. Вып.1. М., 1981.
Гивенталь И., Гингольд Л. Музыкальная литература Вып.2 М., 1984.
Конен. В. Музыкальная литература зарубежных стран. М. 1981.
Ливанова Г. История западноевропейской музыки до 1789 года. Т.1, М., 1982., Т.2 М. 1983.
Музыка Французской революции XVIII века. Бетховен. М., 1967.
Новак Л. Й. Гайдн. М., 1973.
Чичерин Г. Моцарт. Л., 1970.











HYPER13PAGE


HYPER13PAGE HYPER141




X

x