Всего представлено работ: 243709

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Никитина Елена Владимировна

Оценивание учебных достижений школьников в практике работы школы

скачать документ

Вернуться назад

Оценивание учебных достижений школьников в практике работы школыНикитина Е.В., учитель начальных классов МБОУ, СОШ № 20 с. ЛувеньгаИзменения, которые произошли в содержании современного образования (перенос упора с предметных знаний, умений, навыков как главной цели обучения) на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и полное изменение системы оценивания. Современная система оценивания выстраивается так, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке. В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения учащихся, определенные в требованиях к освоению образовательных программ, которые задаются в стандартах образования. Современная система оценивания знаний, умений и навыков существенно модернизирована. На первое место выходит не балл, характеризующий конкретные знания, умения и навыки ребенка, а тот прогресс, личные достижения, что получены школьником за оцениваемый промежуток времени.Оценка должна удовлетворять следующим требованиям: объективность – оценка не должна зависеть от того, кто ее выставляет; точность – оценка должна соответствовать подлинному качеству знаний обучаемого; доступность – оценка должна быть понятной ученику.Система оценивания планируемых результатов освоения программ начальной школы, в частности, предполагает:1. Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии).2. Использование критериальной системы оценивания.3. Использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе: как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения; субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки; интегральную оценку, в том числе – портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения (например, формирование правописных умений и навыков, речевых навыков, навыков работы с информацией и т.д.); самоанализ и самооценку обучающихся; оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения Современная система оценивания строится на следующих принципах: оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание. оценивание может быть только критериальным. Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества. оценивать можно только то, чему учат. критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться совместно. Рассмотрим нескoлько современных методов оценивания учебных достижений младших школьников.Среди них наиболее распространен такой метод как «портфолио». Особенностью портфолио является то, что его можно использовать и как внешнюю оценку, и как внутреннюю форму самоанализа, самооценки и проектирования индивидуальной траектории саморазвития самого обучающегося.«Портфолио» не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решить важные педагогические задачи как: поддержать высокую учебную мотивацию обучающихся; поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.рейтинговая система. Рейтинг – это число, которое предполагает набор баллов. Ответил на уроке – получил балл, сдал зачет – получил еще некую сумму баллов, и т.д. В конце учебного периода все баллы, набранные учеником, суммируются и формируют его рейтинг. После этого множество учеников упорядочивается по возрастанию их рейтингов, и каждому может быть присвоен тот или иной ранг. В ряде школ успешно используется рейтинговая система. «Волшебные линеечки», Г.А. Цукерман. Они напоминают ребенку линеечку, измерительный прибор, с разными уровнями обучения:— позволяет любому ученику увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);— удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;— помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).Вот как можно оценить письменную работу: очень высокий уровень (пометка вверху линеечки) высокий уровень средний уровень низкий уровень (пометка внизу линеечки)С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка: позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как «успешного»);На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.С помощью линеечки можно «измерить» разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т. д.).график «Я расту» учителя Самохваловой О.С. В течение учебного года она оценивает результаты не только по традиционным критериям, но, также, постепенно вводит новые критерии (осознание смысла прочитанного, логическое изъяснение материала, творческое рассказывание), на которые раньше не обращалось внимание. Новые критерии позволяют самому ребенку и его родителям видеть динамику учебной успешности. Для каждого ученика составляется индивидуальная таблица, и вывешивается она в классе, где он сможет увидеть свои успехи/неуспехи.Таблица обсуждается учителем вместе с детьми, и дает возможность увидеть динамику усвоения материала и результативность обучения каждого ребенка. После обсуждения результатов, учитель вместе с ребенком определяет направление корректировки в дальнейшей работе. Такой способ оценивания приучает младшего школьника к внутреннему самоконтролю, повышает его учебную мотивацию.«Оценочная табличка», который описан учителем из г.Александровска, Марковой М.Н.Задание. Оцени своё решение задачи.Мои результатыМоя оценка(+/ -)Взаимооценка(+/ -)Оценка учителя(+/ -)Составил(а)правильную схемуВерно решил(а)задачу «Радуга уроков» ( опыт работы учителя С.Н. Курышевой).В классе оформляется специальный стенд с именами ребят. Для каждого ребенка – семь рядов с ячейками. Количество предметов совпадает с количеством цветов радуги (у каждого предмета свой цвет радуги). После урока ученик берёт полоску по цвету урока и самостоятельно добавляет в ячейку. Понравился урок, доволен собой, добавь длинную радужную полоску. Если есть неуверенность, неудовлетворённость – полоску покороче. Это игра создает атмосферу психологического комфорта. Учитель может проследить: не прибавляется ли длина синей полоски (цвет математики), значит нужно выявить проблему ребенка, и помочь ее устранить. А если большинство ребят класса добавили одинаковую короткую полоску после урока, значит сигнал учителю: учебный материал не понят, было не интересно. «Алгоритм самооценки» Вопросы этого алгоритма заранее составляются и обсуждаются учителем вместе с детьми. Алгоритм самооценки в первом классеКакое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)Алгоритм самооценки во 2-4 классахКакое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)5.Как мы различаем отметки и оценки?6.Какую себе поставишь отметку?СветофорОценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – «Я не знаю, прошу помощи»; – Что вам не понятно?желтый – «Сомневаюсь, не уверен»; – Что вам не понятно? зеленый – «Знаю, умею». – Что вы поняли?По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.Оценочные листыЛисты достиженийОценочная лесенка. 1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.Словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» " Мне нравится, как ты стараешься", "Отлично! Ты пишешь лучше меня"! "Хорошо, спасибо, тебя было интересно слушать". "Не огорчайся, у тебя все получится, только давай делать так,…". "Смотри, оказывается, можешь! Ведь получилось же, молодец!".«Говорящие рисунки»Если ученик доволен собой, у него все получалось, то он рисует улыбающееся лицо.Если ученику на уроке было временами непросто, не все получалось, то он рисует спокойное лицо.Если учащемуся на уроке было сложно, многое не получалось, то он рисует соответственно грустное лицо.Техника «Две звезды и желание» применяется, например, при оценивании творческих работ, эссе и т.п. Проверяя работу своего одноклассника, учащемуся необходимо прокомментировать ее: определить два положительных момента и отметить их звездочкой (две звезды), и один момент, который требует доработки (желание). Каждый ученик получает свою работу с комментариями, для доработки «желаний» им предоставляется определенное время (например, 2-3 дня). Следующую проверку проводит учитель и выставляет отметку.«Взаимооценивание». Оценка работы одноклассниками – это полноценный обучающий прием оценивания. Взаимооценивание дает учащимся возможность закреплять пройденный материал посредством оценивания работ друг друга. Оценивая работы других учащихся, ребята отмечают их сильные и слабые стороны, таким образом, они анализируют и собственный прогресс.«Лесенка успеха» Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным.«Карточка сомнений»+ — «Я понял все»;— — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;? – «Не понял».«Говорящие рисунки». Свою работу за определенный отрезок времени (неделя, месяц) можно оценить с помощью рисунка. Учащиеся на подсознательном уровне изображают свою самооценку в выборе цвета, в изображении чего-либо. Например, можно изобразить дерево настроения, цветок настроения, облачко настроения или раскрасить в цвете какой-либо предмет;«ЦЕНА» задания (из проверочной работы определяется самое легкое задание и ему приписывается «цена» - 1 балл; про «цену» остальных заданий и отдельных действий по их решению класс договаривается). Максимальное количество баллов (вычисляется, обводится в кружок и выносится на поля работы). Личный результат (ученик самостоятельно оценивает свой результат и фиксирует его под максимальным количеством баллов).Важно помнить, что оценка должна быть проявлением чуткости и доброжелательности. Незнание - это не порок, а стимул к познанию, поэтому необходимо стимулировать ученика к познанию через похвалу, одобрение, поддержку, создание ситуации успеха. Новая система оценивания снимает тревожность детей, повышает учебную мотивацию, отслеживает динамику школьной успешности. Система контроля ставит важные социальные задачи: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценка и отметка в новой системе образования прежде всего фиксируют достижения ученика.
X

x