Всего представлено работ: 244102

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Тютюнникова Анна Александровна

Методическая разработка доклада на тему: «Трансформация и стилизация изображения в декоративной композиции».

скачать документ

Вернуться назад

Методическая разработка доклада на тему:«Трансформация и стилизация изображения в декоративной композиции».по предмету композиция станковая.В процессе обучения в школе искусств важно развить воображение, фантазию детей, чтобы ребенок научился раскрепощаться на уроках изобразительного искусства, смог показать свою индивидуальность в творчестве. На каждом уроке по композиции важно дать им возможность пофантазировать, поиграть, привнести в работу собственные образы и идеи. Уроки по изобразительному искусству способствуют расширениюкругозора детей, их интересов, развитию их мышления, творческоговоображения, развивают зрительную память, формируетсяцеленаправленность, аккуратность, трудолюбие. Ребята усваивают целый рядграфических и живописных умений и навыков, учатся анализироватьпредметы и окружающий их мир.Большую помощь в формировании художественного мировоззренияобучающихся может оказать цикл заданий по стилизации. Термин«стилизация» широко используется не только в литературе, драматургии, онпрактически приравнивается к понятию «декоративность» в изобразительномискусстве. Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. В декоративном искусстве стилизация –закономерный метод ритмической организации целого; наиболее характернастилизация для орнамента, в котором объект изображения становитсямотивом узора.Принципы стилизации: а – превращение объемной формы в плоскостную и упрощение конструкции, б – обобщение формы с изменением абриса, в – обобщение формы в ее границах, г – обобщение и усложнение формы, добавление деталей, отсутствующих в натуре.Однако упростить форму вовсе не значит обеднить ее, упростить – лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначащие детали.Занятия по стилизации являются одними из важнейших в процессеформирования художественного образного мышления обучающихся. Занятия по стилизации необходимо проводить в тесном взаимодействии с академическим рисунком и живописью. В станковом (живопись, графика) и декоративном искусстве процесс обобщения формы имеет много общего. Художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, приводятся к нескольким цветам. Возможен и полный отказ от реального цвета. Поиски образа подсказывают то или иное решение.Художник может изменять предмет в любой степени, отход от натуры бывает очень значительным. Цветок, лист, ветку можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания. Перед педагогами стоит важная задача – ребенок должен смотреть на вещи, явления, окружающие нас, анализируя внутреннюю конструкцию, состояние объекта, чтобы затем суметь трансформировать, видоизменить, упростить, сделать более удобным, наконец, создать новый, авторский образец. Таким образом обучающихся необходимо помочь развить плоскостно-орнаментальное видение натуры и образно-ассоциативное мышление.Занятия по стилизации необходимо проводить поэтапно, четко следуяметодике, начиная от простейших заданий на одно – трех предметныекомпозиции и постепенно подводя к беспредметным, образно-ассоциативным, психологическим. Таким образом, вырисовывается общаякартина системы заданий.Стилизация как процесс работы представляет собой декоративноеобобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью рядаусловных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Иногда в характеристике предмета деталь может играть ведущую роль. Сознательно акцентируя внимание на детали, как бы преувеличивая ее значение, можно «заострить» образ.Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленноеотвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художникапризнаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающихсуть объекта деталях. При декоративной стилизации изображаемого объектанеобходимо стремиться, чтобы композиция (панно) отвечала принципуархитектоничности, т.е. нужно выстраивать систему связей отдельных частей. Народные орнаменты создаются, как правило, на основе стилизации реальных природных форм. Беря основное, мастер преобразует предмет, подчиняя его форму и цвет ритмическому строю орнамента. Народный мастер творит на основе эмо- ционально-ассоциативного восприятияРоль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды. С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.Стилизация природных форм.Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же объект можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая новые его стороны. Нужно научиться видеть в природе образы, необходимо присматриваться и вглядываться в них. А стилизация дополнит эти образы - в ней вы можете фантазировать и импровизировать. Каждое растение, каждый цветок уникальны и обладают своими особенностями. Подмечая эти особенности, их нужно использовать в стилизации.В программе по композиции вопросу стилизации природных форм уделяется большое внимание, так как данные объекты всегда доступны.Стилизованное изображение изучаемых объектов дает возможность находить все новые оригинальные способы отображения действительности, отличные от иллюзорного, фотографического изображения.Стилизацию природных форм можно начать с изображения растений. Это могут быть цветы, травы, деревья, мхи, лишайники в сочетании с насекомыми и птицами.В процессе декоративной стилизации природных мотивов можно пойти двумя путями: изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а вдальнейшем перерабатывать их в сторону выявления декоративных качеств,либо же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку, отталкиваясь от природных особенностей объектов. И тот, и другой путьвозможны в зависимости от того, какой способ изображения близок автору.Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако следует избегать слишком натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая узнаваемости. Можно брать один какой либо признак и делать его доминирующим, при этом форма объекта изменяется в сторону характерной особенности так, что приобретает символичность. Стилизация используется в логотипах, плакатах, орнаментах, портретах, пейзажах, натюрмортах, здесь задействована стилизация, как главное средство выражения идеи автора. В первом случае необходимо тщательное рисование деталей и постепенное изучение форм по ходу работы. Во втором способе художник долго и тщательно изучает детали объекта и выделяет наиболее характерные для него. Например, колючий «чертополох» отличает наличие шипов иугловатости в форме листьев, стало быть, при зарисовке можно использовать острые углы, прямые линии, ломаный силуэт, применить контрасты приграфической обработке формы, линию и пятно, светлое и темное, прицветовом решении – контраст и разные тональности. Также будет уместноприменить прием геометрической стилизации, использовать геометрическиефигуры как модуль (создать образ из треугольников). Количество модулейследует ограничить (не более трех). Для вьюна характерна плавная тягучесть стволов и мягкая пластика форм листка и цветка, поэтому в зарисовке будут преобладать извилистые, округлые формы и деликатная проработка деталей с использованием преимущественно тонкой линии, мягких тональных и цветовых отношений.Список методической литературыГолубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004.Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 20024. http://zaholstom.ru/?page_id=2668 Сайт художника Алексея Епишина.5. Беляева С.Е., Розанов Е.А. Спецрисунок и художественная графика : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений – М. : Издательский центр «Академия», 2006. : ил., [16] цв. вкл.6. Даглидян К.Т. Декоративная композиция : учебное пособие – Изд. 3-е. –Ростов н/Д : Феникс, 2011. – (Высшее образование)7. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: ВЛАДОС, 2004.8. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства вшколе. – М.: Агар, 2000.9. Сокольникова Наталья Михайловна. Стилизация формы
X

x