Всего представлено работ: 244164

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Смирнова Инна Михайловна

Особенности строительно-конструктивных игр и руководство

скачать документ

Вернуться назад

Особенности строительно-конструктивных игр и руководство(доклад-презентация)Смирнова Инна Михайловна, воспитатель МАДОУ «Мальвина»Строительно-конструктивные игры позволяют детям проявить свою позитивную активность, поэтому они так популярны в среде дошкольников и их родителей. Главной особенностью таких игр является их близость к созидательной человеческой деятельности. Ведь, занимаясь конструированием, ребенок создает собственные архитектурные сооружения. Педагоги отмечают близость сюжетно-ролевых и строительно-конструктивных игр. Особенностью и тех, и других является наличие игрового замысла, позаимствованного из реальной жизни, включение детей в воображаемую ситуацию, коллективный и творческий характер деятельности. Дошкольники осознают условность происходящего, но при этом полностью включены в процесс.В основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними. Как всякой творческой игре ей присущи структурные элементы – мотив, игровой замысел, роли, правила, игровые действия, результат. Строительно-конструктивные игры способствуют развитию у ребенка сенсорного опыта, мыслительных операций, творческого воображения, пространственной ориентировки, лежащих в основе конструкторской деятельности, обостряют наблюдательность, развивают волю.Чтобы у детей была возможность заняться конструированием, необходимо правильно организовать предметную среду в детском саду и дома. В нашей группе в наличии следующие виды строительного материала: искусственный (всевозможные виды конструкторов, напольные модульные блоки, настольный строительный материал, мозаика, бумага, картон); природный (песок, камешки, глина, веточки, шишки, снег, листья); подсобный (коробки, доски, ящики). Строительные наборы соответствуют возрасту детей, разнообразны и привлекательны. Также в наличии мелкие игрушки из ткани, резины, металла, полиэтилена, дерева для развития сюжета и обыгрывания постройки; альбомы с фотографиями интересных в архитектурном плане объектов родного города, столицы, замков, мостов; зарисовки образцов сооружений, построенных воспитателем и детьми. Долгое время считалось, что задача взрослых – обеспечить ребенка необходимыми материалами. Как правильно обращаться с кубиками и конструктором, он сможет разобраться сам. Однако педагогические наблюдения показали, что без специального обучения игры детей со строительным материалом, сводятся к примитивному манипулированию. Отсюда вытекают задачи, стоящие перед современным воспитателем: 1. Расширять представления детей и направлять их внимание на труд строителей, используемую ими технику. 2. Обучать способам строительства, воспитывать самостоятельность, активность мышления, конструктивно-творческие способности. 3. Формировать трудолюбие, развивать правильные взаимоотношения детей, способствовать объединению их в дружный коллектив. Воспитатель использует различные приемы: строит сам в присутствии детей младшего возраста; вовлекает малышей в обыгрывание постройки; использует прием сотворчества: предлагает детям достроить, перестроить, преобразовать постройку, которую он соорудил; знакомит с процессом строительства в действительной жизни; использует разные методические приемы: демонстрацию образца, показ способов постройки с объяснением приемов конструирования, постановку проблемной задачи, сообщение темы постройки с указанием условий. Руководство воспитателя заключается в: создании игровой среды – отборе строительного материала, которого должно быть достаточно, чтобы могли играть все желающие; обогащении представлений детей путем наблюдения построек в жизненных условиях; ознакомлении со строительством в реальной жизни, с основными формами конструктивно-строительных деталей (кубиками, брусками, кирпичиками, пластинами, призмами, цилиндром); показе способов соединения деталей, замены одной формы детали с помощью других. Основные методы руководства играми детей: 1. Основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре – влияние на её содержание, выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. 2. Метод формирования игры как деятельности основан на принципах: воспитатель играет вместе с детьми, чтобы дети овладели игровыми умениями; взрослый – это «играющий партнёр», с которым ребенок чувствует себя свободным и равным; на каждом возрастном этапе воспитатель развертывает игру так, чтобы детям «открывался» новый, более сложный способ ее построения; начиная с раннего возраста при формировании игровых умений, воспитатель ориентирует детей на осуществление игрового действия и на пояснение его смысла партнерам по игре, что в дальнейшем позволит им развертывать самостоятельную игру. 3. Метод комплексного руководства игрой. В руководстве строительно-конструктивными играми используются два пути: первый путь – обучение конструктивной деятельности детей на занятиях; второй путь – обучение приемам конструирования и развития конструктивных умений и способностей в процессе руководства самостоятельными играми детей. Дети в процессе обучения овладевают необходимыми техническими умениями, благодаря этому тематика их построек расширяется. При этом, как и в самостоятельной игре, дети переходят от конструирования отдельных предметов к конструированию сооружений. Обучение конструированию на занятиях формирует у них умение планировать свою деятельность, отбирать материал в соответствии с замыслом. Таким образом, обучая детей строительно-конструктивным играм, педагог использует комплекс различных приемов, направленных на развитие детского творчества, конструктивных умений, на сочетание интеллектуальной и практической деятельности ребенка. Воспитатель учит детей обдумывать предстоящие игровые действия, развивает сообразительность, поощряет догадку.Приложение Руководство строительно-конструкторской игрой в разных возрастных группахСмирнова Инна Михайловна, воспитатель МАДОУ «Мальвина»Цели строительно-конструктивной игры:Основными целями строительно-конструктивной игры являются: расширение знаний ребятишек о труде строителей, используемой ими технике; воспитание художественного вкуса, интереса к архитектурным сооружениям; расширение словарного запаса; формирование разнообразных сенсорных эталонов (форма, величина, цвет, размер); развитие конструктивных и творческих способностей; совершенствование мелкой моторики; воспитание трудолюбия, самостоятельности, находчивости, инициативности; развитие пространственного воображения, мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез); формирование навыков совместной, дружной работы. Виды строительно-конструктивных игр Разработана следующая классификация, активно используемая воспитателями в детских садах:Конструирование по образцуДети воспроизводят постройку вслед за педагогом либо ориентируясь на схему, рисунок, чертеж. Конструирование по модели. Ребятишкам показывают готовое сооружение. Они самостоятельно делят его на составные части, подбирают детали необходимой формы и воспроизводят модель. Конструирование по условиямДетям объявляются параметры, которым должна соответствовать постройка (двухэтажный дом для мелких игрушек, гараж для двух машинок с подъездной дорожкой). Однако наглядного образца не дается. Дети сами генерируют идеи и воплощают их с использование различных материалов. Конструирование по темеДошкольники самостоятельно выбирают материалы и техники, с которыми будут работать, разрабатывают проект без помощи взрослых. Воспитатель называет лишь тему строительно-конструктивной игры: автомобили будущего, город, животные. Конструирование по замыслу Ребенок сам решает, что и как он будет строить, учится воплощать в жизнь свой собственный проект. Для дошкольника это самая трудная задача. Первая младшая группаПоставить кубики друг на друга может младенец приблизительно с 8-9 месяцев. Таким образом, уже к году дети знакомятся со строительно-конструктивными играми. В разных возрастных группах они имеют свои особенности. Так, малыши 2-3 лет играют с простыми строительными наборами из пластин, кубиков, призм и кирпичиков. Они учат их названия, тренируются различать формы, цвета, размеры. Воспитатель предлагает ребятишкам заняться конструированием по образцу. Изучаются самые простые приемы: размещение деталей по горизонтали (дорожка), накладывание (башня, лестница), замкнутые сооружения (забор, домик), элементарные перекрытия (мост, гараж). Особенностью этого возраста является то, что дети играют рядом, но не вместе. Надо учить малышей не мешать друг другу. В начале года занятия проводятся в небольших группах из 4-8 человек, и только со второго полугодия можно задействовать всех воспитанников. Возведенные постройки обязательно обыгрываются с помощью игрушек. Вторая младшая группа Организация строительно-конструктивных игр для малышей 3-4 лет предусматривает использование специальных наборов и конструкторов, а также природных материалов: снега, песка. Совершенствуются навыки, полученные на предыдущем этапе обучения. Педагог учит ребятишек работать в группах из 2-3 человек, согласовывать действия, вместе радоваться полученному результату. Вводятся элементы проблемного обучения, когда детям предлагается изменить первоначальную конструкцию: расширить дорожку для большого грузовика, сделать выше забор вокруг дома. Закрепляется представление о цветах, формах, размерах отдельных деталей и сооружений из них. Для воспитания интереса к конструированию, педагог учит малышей играть с постройками, выдает красивые образные игрушки. Средняя группаЧетырехлетние дети способны замечать красоту зданий, улиц, мостов и других сооружений родного города. Во время экскурсий им предлагают рассмотреть постройки, разбить их на отдельные части. В игре отображаются полученные впечатления. При этом используются разнообразные материалы: конструкторы, наборы для строительного творчества, бумага, картон, катушки, природные материалы, куски фанеры и т.д.Все чаще педагог просит ребят самостоятельно выбрать тему для игр, содержание которых существенно расширяется. Дети строят пароходы, автомобили, поезда, многоэтажные здания. Нужно учить их работать сообща, распределять задания. Лучший вариант - когда каждый конструирует один объект (мост, дорогу, заправку, светофор, дом), а в итоге получается пространство для общей игры (например, город). Из приемов используется демонстрация образца для воспроизведения, сотворчество, когда детям предлагается внести изменения в сооружение (сделать его выше, длиннее, добавить этаж, пристроить крыльцо или другие детали). В этом возрасте надо показать, как одну и ту же заготовку (к примеру, вагон) можно превратить в различные объекты (автобус, поезд, трамвай). Обязательно проводится анализ строительно-конструктивной игры, детей учат оценивать свой вклад в работу, замечать интересные находки товарищей. Старшая группа Ребятишки 5-6 лет учатся самостоятельно планировать коллективную работу, согласовывать замысел, распределять роли. Строительно-конструктивные игры для детей этого возраста предусматривают использование фотографий вместо образца. Педагог показывает, как сложное здание можно разделить на более мелкие детали, учит замечать основные особенности конструкции. Активно применяются словесные методы (рассказ, объяснение). Каждая тема (город, школа, вокзал, кукольный дом, зоопарк, ферма) изучается в несколько этапов. На первом из них дети сооружают несложные постройки по образцу, полному или частичному. Воспитатель демонстрирует новые технологические способы (например, подвижное крепление). На втором этапе ребятишкам предлагается конструирование по условию (собрать дом с магазином на первом этаже или спальню для двух кукол). Впоследствии дети применяют приобретенные навыки в процессе сюжетно-ролевой игры, коллективно возводя комплексные постройки без помощи взрослых. Подготовительная группаРебятишек этого возраста активно готовят к школе. Они должны уметь самостоятельно планировать свои действия, анализировать проделанную работу.Большое внимание уделяется воспитанию ответственности, дисциплинированности, трудолюбия. Поощряется творческий подход к заданию. Образец педагогами используется редко. Его заменяют фотографиями и плоскостными чертежами. Дошкольников учат изображать на бумаге эскизы воображаемых построек, а затем сооружать объемные объекты, ориентируясь на них. Приемы изготовления игрушек и сооружений становятся сложнее. Дети работают с металлическим конструктором, делают по выкройкам различные изделия из бумаги, собирают персонажей с подвижными элементами (ногами, руками и т. д.). С большим воодушевлением встречают старшие дошкольники предложение воспитателя изготовить красивые игрушки для малышей или устроить выставку поделок. Конструирование из природного материала Дети любят копаться в песке, собирать красивые камешки и листочки. Однако без руководства взрослого такие строительно-конструктивные игры получаются однообразными. Воспитатель должен обучать малышей новым приемам. Песочница - отличное место для строительства. Младшие дошкольники играют в ней с формочками, совочками и ведерками. В старшей группе дети учатся выкапывать норы, тоннели, колодцы и водоемы. Утрамбовывая горку песка, они строят замки и дома. Рекомендуется создание целых комплексов (речная пристань, лес, город). Помимо песка, дети могут использовать ветки, камешки. Из них педагог учит выкладывать узоры по образцу. Из шишек получаются забавные обитатели песочной страны. Игры со снегомЗима - отличное время для строительства. Малыши учатся насыпать горки, лепить снежки и печенья для северного мишки. Вместе с воспитателем они делают снеговика. В средней и старших группах можно освоить лепку из комьев. Таким образом изготавливаются фигуры людей, животных. Для прочности их обливают водой. Из утрамбованного снега получаются великолепные кирпичи. Их используют для строительства крепости, моста, парохода. Дошкольникам нравится украшать участок цветными льдинками, помогать взрослым возводить снежные горки. Строительно-конструктивная игра помогает развивать воображение и мыслительные операции у детей, приучает их в целенаправленной деятельности. Задача взрослых - обеспечить ребенка разнообразными материалами и вовлечь в увлекательный творческий процесс.
X

x