Всего представлено работ: 244039

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Сироткина Ирина Анатольевна

«Коррекционно-развивающая работа в ДОУ»»

скачать документ

Вернуться назад

«Коррекционно-развивающая работа в ДОУ»Федеральные государственные образовательные стандарты, вступившие в силу 1 января 2014 года, внесли свои коррективы в систему дошкольного образования. Специалисты ДОУ должны в полной мере реализовать общеобразовательные задачи дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР. Таким образом, на данном этапе коррекционно-развивающая работа должна «обеспечить равные стартовые возможности для обучения детей в общеразвивающих школах, лицеях, гимназиях. Поэтому коррекционная работа руководствуется следующими принципами: 1. Индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка; 2. Признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса; 3. Поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка; 4. Интеграции усилий специалистов;5. Конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей; 6. Систематичности и взаимосвязи учебного материала; 7. Постепенности подачи учебного материала; 8. Концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях. Действительно, успех коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности (нарушение речи) определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в воспитательно-образовательный процесс жизнедеятельности детей. Выделяют два основных направления в работе воспитателя:1. Коррекционное. 2. Общеобразовательное.Воспитатель, совместно с логопедом учувствует в исправлении у детей речевого нарушения, а также процессов, тесно связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных программой детского сада. К ним относятся умственное, физическое, художественно - эстетическое, нравственное, патриотическое воспитание, привитие культурно - гигиенических навыков. Однако необходимо учитывать, что из двух направлений первое - коррекционное - валяется наиболее значимым, ведущим, а второе - общеобразовательное - подчиненным. Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль во всем педагогическом процессе объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов. Второе направление в работе логопедической группы является общеобразовательное, которое включает в себя: - обучение на занятиях по всем разделам программы детского сада; - воспитательную работу в соответствии с данной программой; - работу с родителями.Если в коррекционно - воспитательной работе ведущая роль принадлежит логопеду, а воспитатель является активным помощником, то при выполнении общеобразовательных программ их роли меняются. В коррекционные задачи воспитателя входит: Закрепление речевых навыкав у детей на индивидуальных занятиях по заданию учителя - логопедаИндивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателемсразу же после дневного сна. во второй половине дня. Это так называемый логопедический час.Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, которых логопед записал в «Тетради взаимосвязи», которая заполняется ежедневно. Логочасдлится 30 — 40 мин. Из них 10 — 20 мин.- для заданий по коррекционно-образовательной программе, планируемой воспитателем, 20 мин. - для индивидуальной работы с детьми по коррекции звукопроизношения. Либо: обязательно в логопедический час выполнение индивидуальной работы с детьми по коррекции звукопроизношения, а коррекционная работа планируется по подгруппам, но проводится в удобное время утром, на прогулке, вечером и т.д.Важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, и были заняты тихими играми. Лучше всего для этого подойдут настольные игры. А если воспитатель при их распределении учтет особенности каждого ребёнка, то такая игра одновременно даст и обучающий эффект. Например, если у ребёнка трудности с мелкой моторикой рук, то ему можно предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью, то можно предложить сложить по образцу изображение различных предметов из кубиков , или собрать разрезные картинки.Индивидуальные занятия с ребёнком лучше проводить в специально оборудованном логопедическом уголке. В уголке устанавливается большое зеркало, в котором могут отразится лица ребенка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же должен находится весь необходимый материал для закрепления звуков. Воспитатель, занимаясь с ребенком, должен помнить, что проговаривание всего фонематического материала должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом - произносить утрированно. Педагог не должен пропустить ни одной фонематической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Весь речевой материал должен проговариваться громко, четко, медленно и добиваться того же от малыша. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.Проведение фронтальных занятий по развитию речиПроведение занятий по развитию речи в группе компенсирующей направленности существенно отличается от проведения занятий в обычной группе. Все занятия проводятся с учетом лексических тем, которые дети проходят с логопедом группы. Работа по определенным темам позволяет стойко формировать обобщающие понятия, детально прорабатывать каждую тему, значительно пополнить недостаточный словарный запас детей, поэтапно формировать связную речь.В течении длительного времени, пока связная речь у детей не разовьется в достаточной степени, на фронтальных занятиях используются только «простые» виды работ: чтение, разбор рассказов т сказок, рассматривание объектов, сюжетных картинок, пересказ коротких текстов, и т.п. Целесообразно в начале обучения требовать от детей пересказа объемных текстов, составление рассказов - описаний, придумывание сказок, рассказов и др. Коллективное разучивание стихов проводится только тогда, когда большинство детей уже овладели правильным произношением.Пополнение уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментахВ отличии от логопеда, воспитатель, работая с детьми в продолжении всегорабочего дня, имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь. Важно учитывать и то, что у детей с общим недоразвитием речи снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки, называние предметов, их признаков и действий может оказаться напрасным трудом. Необходимо побудить детей слушать и слышать воспитателя, придать словесным упражнениям дух соревновательности, вызвать интерес к ним. Например, "Кто больше придумает слов?", или "Кто больше назовет частей предмета?", и др. Не следует для таких словесных упражнениях каждый раз собирать всю группу. Достаточно для это цели объединить четырех - пятерых детей. Главное, чтобы дети занимались добровольно, с желанием и всегда с положительными эмоциями. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детейВоспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятии, но и на протяжении всех режимных моментов. Осень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Нив коем случае не следует передразнивать детей, так как это может спровоцировать снижение речевой активности,замкнутость, отрицательное отношение к воспитателю, и к обучению в целом. Во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого - то из них, лучше это сделать незаметно от остальных. Если же ошибки встречаются в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: "Ты можешь правильно сказать, попробуй ещё раз!", или "Я не понимаю тебя, подумай, и скажи правильно". Ошибки во время занятий должны фиксироваться и исправляться воспитателем моментально, по ходу ответа. Для того, чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством ошибок, воспитатель должен своей очень четкой, достаточно громкой и неторопливой речью задавать тон. Процесс нормализации речи возможен только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует о воспитателя терпения, такта, и постоянной изобретательности. Развитие у детей памяти и внимания - тех процессов, которые тесно связаны с речьюВнимание и память - процессы, которые тесно связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Нарушение внимания одна из причин возникновения общего недоразвития речи. Из этого следует, что развитие взимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. И заниматься этим воспитателю необходимо во всех режимных моментах. Например, во время сбора на прогулку можнопредложить детям, чтобы они проверили, все ли в порядке в одежде у ребят и своей собственной, правильно ли зашнурованы ботинки, все ли пуговицы застегнуты и т.д.Во время прогулки можно поиграть в игру "Летает - не летает", "Живое не живое, "Да - нет". Или попросить детей посмотреть вокруг и назвать все зелёное, (деревянное, металлическое, ....). Например, собираясь с детьми на музыкальное занятие, можно спросить: "Кто за кем стоял на прошлом занятии?", "Кто с кем стоял в паре во время танца?", "Кого похвалил музыкальный руководитель?", и др. Во время игры детей в кукольном уголке можно переключить внимание детей на другой какой - то объект, и незаметно спрятать две - три игрушки. А по окончанию игры предложить детям проверить, чего не хватает, все ли на месте. Полезно проводить хорошо известные, традиционные игры: "Чего нет?", "Что изменилось?", "Что прибавилось", "Разложи предметы по порядку", и др. Совершенствование словесно - логического мышление ребенка как одной из функций речиСловесно - логическое мышление - одно из трех видов мышления - характеризуется использованием суждений и умозаключений. Оно невозможно без речи и в тоже время является одной из её функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и постоянно взаимодействуют, развивая друг друга.С первых дней пребывания ребенка в логопедической группе воспитатель должен помогать ему осмысливать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. С помощь вопросов, например: - Почему осенью люди теплее одеваются? - Почему летом нельзя кататься на санках? - Почему зайца трудно увидеть на снегу?Эти и подобные вопросы можно задавать детям во время любых режимных моментах (прогулке, игре). Очень важно приучат ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, чтения художественной литературы, просмотра телепередач.Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном. Например: - Чем отличается кукла и девочка?(птица и самолет, лиса и волк) - Что общего у дерева и цветка? (лодки и утки, стола и кубика)Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Развитие у детей артикуляционной и пальчиковой моторикиРазвитие артикуляционной моторики проводится воспитателем вслед за аналогичной работы логопеда. Упражнения преподносятся в игровой форме: стихотворном сопровождении, в виде сказок и т.п. Они включаются в «Речевую зарядку» (5-7 мин.) – утром перед завтраком, коррекционный час (логочас) (10-15 мин) – перед обедом, индивидуальные занятия. К ним обращаются в течение дня до трёх раз. Такая артикуляционная гимнастика впрямую улучшает произношение детей. Воспитатели должны хорошо знать основные движения органов артикуляционного аппарата, добиваться четкости, точности, хорошей переключаемости. Комплексы артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики подбираются учителем-логопедом. Вне занятий можно предложить детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собирать мелкие пазлы, шнуровку, застегивать и расстегивать пуговицы, собирать рассыпные мелкие переметы и др. Желательно, чтобы в группе был оборудован соответствующий уголок, в котором ребенок сможет в любое время и по душе выбрать себе игру. Корригирующая мини- гимнастика проводится ежедневно после сна для профилактики нарушений осанки и стопы. При подборе упражнений помогает инструктор по физической культуре.
X

x