Всего представлено работ: 242071

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Ширяева Татьяна Валентиновна

Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Особенности восприятия времени детьми дошкольного возрастаМАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 100» г. Перми.Ширяева Татьяна Валентиновна (воспитатель) Восприятие времени – это отражение объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности. Восприятие и ориентировка во времени у человека складываются и формируются на социальной основе в процессе его жизнедеятельности и в практике широких общественных связей и отношений [8].Понимание времени связано с пониманием неразрывной связи между прошедшим, настоящим и будущим, и ощущением его движения. Непрерывность и цикличность являются основными свойствами времени. Дети рано начинают ощущать движение и непрерывность времени и отражают их в словах «до», «после», «сейчас», «потом», «вдруг». Интуитивное понимание времени как формы существования реальной действительности, которая постоянно изменяется, является одной из предпосылок развития логического мышления.По данным исследования Д.Б.Эльконина, чувственное отношение времени к форме первосигнальных связей социально опосредуется уже в первые месяцы жизни ребенка. В дальнейшем чувственное отражение времени в форме первосигнальных связей включается в систему связей второсигнальных и претерпевает существенные качественные изменения. Качественно иным становится и «чувство времени», совершенствование которого базируется на постоянном освоении ребенком единиц его измерения [8]. Интерес детей к временным отношениям возникает очень рано. И хотя малыши с трудом овладевают специальными временными терминами, они по мере развития речи начинают правильно пользоваться временными оттенками глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени. Старшие дошкольники уже более четко локализуют во времени события, обладающие отличительными, качественными признаками. Они начинают различать части суток, связывая их с привычными для этих отрезков деления, соотнося к определенному времени и некоторые события, хорошо им знакомые и эмоционально привлекательные: «ёлка – когда зима», «поедем на дачу, когда лето» и т.д.Генезис развития представлений о пространстве и времени у дошкольников характеризуется тем, что дети четырех-пяти лет относительно точно определяют небольшие промежутки времени, о содержании которых имеют определенное представление на основе личного опыта. У дошкольников образуется ясное для конкретных событий представление о прошедшем, настоящем и будущем. Что же касается представлений о более длительных промежутках времени, то даже у старших детей они не точны. Также весьма смутными являются их представления о далеком прошлом. Однако интерес к прошедшему у детей имеется, но по-разному локализуются во времени у разных детей, что в значительной мере зависит от того, уделяют ли взрослые внимание ознакомлению детей с временными отношениями, ведут с ними беседы о локализации времени различных известных ребенку событий [5]. Как отмечает Т.С. Шевченко, детство представляет собой серьезный феномен культуры и особый период жизни человека. Изучая различные характеристики детства, автор обращает внимание на проблему отношения ребенка со временем, отмечая, что для ребенка не существует времени, он не берет ответственность за него, не пытается подчинить время себе и создает собственное пространство жизнедеятельности [7].В своих работах Б.Г.Ананьев указывает, что подобно общей природе отражения окружающего мира, отражение пространства и времени выступает в двух основных формах, одновременно являющихся и ступенями познания: непосредственной (чувственно-образной) и опосредованной (логико-понятийной). Таким образом, на основе чувственности отражений и ориентировки во времени у ребенка начинает складываться высшая форма ориентировки и отражения времени – «логико-понятийная» или «теоретическая». Переход к новому уровню отражения и ориентировки во времени связывают обычно с периодом становления речи со специализацией словарного состава и грамматического строя речи ребенка. Особая роль в этом процессе отводится освоению ребенком специальной «временной» терминологии с помощью взрослого [1].Я.А.Коменский в своей «Великой дидактике» отмечает, что в первые 6 лет жизни ребенка должна быть заложена основа для многих последующих занятий. Определяя содержание этой основы, Я.А.Коменский указывает, что в период так называемой «Материнской школы» с ребенком необходимо пройти «первые шаги хронологии». При этом, обучение дошкольников различению времени должно проводиться в виде бесед родителей с детьми, в которых взрослые в понятной форме объясняют, показывают и называют явления окружающего мира [4]. Н.В. Виноградова и Т.А. Куликова исследовали развитие познавательного интереса ребёнка к окружающей его природной среде. Авторы считают, что знания об окружающем мире, его ценности помогут повысить эрудицию ребенка уже с дошкольного возраста, а также развить его любознательность, потребность в более глубоком и активном познании людей, природы и искусства. Н.В. Виноградова и Т.А. Куликова предлагают также изучать исторические события, которые относятся к далекому прошлому, что поможет объяснить детям понятие «историческое время» [2].Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок погружен в нерасчлененное время – пространство, поскольку его социальные связи не носят еще четко обозначенной и заданной ориентации во времени, регламентируемой социально значимым взрослым. Его ориентация во времени осуществляется в значительной мере стихийно, разрозненно, дискретно, поскольку на этот процесс влияет много факторов, имеющих разные источники, подчас мало связанные между собой. В этом возрасте представления о времени носят мифологический характер: они богаты по содержанию, но не структурированы; глобальны, но не систематизированы. Представления о временных характеристиках существуют в детском сознании фрагментарно и с разной степенью осознанности.У детей старшего дошкольного возраста возможно формировать навык регуляции деятельности во времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время [6].Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются [5]:1) знание временных эталонов (обобщённое представление о них). Для того чтобы ребёнок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами.2) переживание (чувствование детьми длительности временных интервалов). Для этого необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определённых временных отрезков. Это даст возможность детям почувствовать протяжённость времени и представить, что реально можно успеть сделать на тот или иной отрезок времени. А в дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, т.е. выбирать объём работы соответственно отведённому на неё времени.3) развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, он необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени.Диагностика развития временных представлений у дошкольников должна включать задания на определение знания ребенком названий частей суток; знания ребенком названий дней недели, их последовательности и умения определять, какой день был вчера, сегодня, будет завтра; знания ребенком названий и последовательности месяцев, времен года и того, какие месяцы составляют то или иное время года; умения ребенка определять время с использованием календаря, песочных и механических часов; умения определять время по цикличности природных явлений [3].Список литературыАнаньев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288сВиноградова Н.Ф, Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Академия, 1993.Галлямова Р.Ф. Формирование представлений о времени и его измерении у детей дошкольного возраста // Фестиваль педагогических идей, 2008. С.7-10.Коменский Я.А. Учитель учителей: «Материнская школа», «Великая дидактика». – М.: Карапуз, 2009. – 288с.Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение,1991.Хайдарпашич М.Р. Изучение представлений детей о временах года при помощи компьютерной программы «Лента времени». – М.: Дефектология, 2007. № 2. С. 58-66.Шевченко Т.С. Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства / Автореферат дисс. канд. пед. наук. – Р-н-Дону, 1999.Эльконин Д.Б. Психология развития. – М., 2001.
X

x