Всего представлено работ: 244098

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Жулмуканова Лаура Серкалиевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе. Художественное творчество: "Русская матрешка - как символ семьи".

скачать документ

Вернуться назад

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе. Художественное творчество. Аппликация.Тема: «Русская матрёшка – как символ семьи»Подготовила и провела воспитатель:Жулмуканова Лаура Серкалиевна Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ с.Березовка»Цель:- приобщать детей к национально- культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрёшке- символе русского народного творчества, с историей и истоками, с этапами изготовления изделия.- привлечение родителей к совместному труду с детьми, ознакомление с декоративно-прикладному искусству, вовлечение в образовательный процесс.Программное содержание:- обобщить и закрепить у детей знания об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы;- воспитывать любовь к искусству, любовь к прекрасному, интерес к познанию русской народной культуре, эстетический и художественный вкусы.- воспитывать чувство патриотизма, уважения к традициям русского народа.- прививать чувство сопричастности к Родине, ее историческим и культурным ценностям, символам.- учить детей украшать сарафаны узором, используя геометрические формы: круг, овал.- закрепить умение намазывать всю поверхность деталей клеем; закрепить представление о цветовой гамме.Предварительная работа:- рассматривание иллюстраций, чтение стихов о русских народных промыслах, разгадывание загадок;- дидактические, подвижные и хороводные игры;- рассматривание матрёшек и игры с ними.Материал: Матрешка с грустным лицом, цветные овалы и круги, клеёночки – подставки, салфетки, клей, «матрешки – подружки»,  демонстрационные картинки с изображением деревянных игрушек; ноутбук, музыкальное сопровождение.Ход занятия:- Здравствуйте, ребята.Я на ярмарке была,Корзиночку вам принесла.Корзиночка не простаяИ товар в ней расписной.Что же в этой корзиночке?Открою секрет.Это - народная игрушка, а какая, вы узнаете, когда отгадаете загадку.Ростом разные подружки,Но похожи друг на дружку.Все они сидят друг в дружке,А всего одна игрушка?Ответы детей.Воспитатель: - Да, ребята, вы угадали. Это – матрёшка. Посмотрите, какая она?Дети: - яркая, красивая, весёлая, разъёмная, интересная, румяная, деревянная и т. д.Воспитатель: что можно с ней делать? (играть, любоваться, разбирать и собирать). Вот послушайте, что я вам расскажу об этой игрушке.Матрёшка относится к декоративно- прикладному искусству. Декоративное это значит украшенное, красивое, прикладное- применяемое в быту, т. е. все изделия изготавливались для использования в повседневной жизни и ещё это искусство называется народным, т. к. всё это создавалось и создаётся народом.Матрёшка- удивительная игрушка! Матрёшке немногим более ста лет. Есть несколько версий, как родилась матрёшка. Первая- раньше у детей не было игрушек, родители сами придумывали для них игрушки из соломы, тряпок, фарфора, дерева. По другой версии она была прообразом ярко раскрашенные пасхальные яйца – «писанки». По третей версии прообразом русской матрёшки послужила фигурка японского мудреца, одного из семи богов удачи- Фукурумы- лысоватого старичка с вытянутой вверх головой от многочисленных раздумий, в руках он держит посох и свиток. Внутри фигурки пряталось пять фигурок поменьше. Очень понравилась эта игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки и щечки. И назвали Матрешкой, т.к. раньше на Руси было распространено женское имя Матрена, поэтому куклу и назвали Матреной или Матрешкой. Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье появилась на свет больше 100 лет. Выточил первую русскую матрёшку токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, а художник Сергей Малютин – расписал ее. Первая матрешка состояла из восьми кукол, изображающие девочек и мальчиков и держала в руках петуха. (Показ) Воспитатель: Как вы думаете из каких пород деревьев делают матрешек? (Ответы детей) – лиственница, липа, берёза, ольха, срубленных весной. Древесину выдерживают в течение двух- трёх лет, а затем на станках вытачивают матрёшек. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин.Дети отвечают по алгоритму: Алгоритм изготовления матрёшки. (показ слайда)Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу, сосну.Вытачивают фигурку на станке.Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой.Покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости.Готовят краски – яркие, сочные, разного цвета.Просушивают.Покрывают бесцветным лаком в несколько слоёв.Воспитатель: Матрешки бывают разные. Название им давали в зависимости откуда она родом, где сделана была матрешка. Воспитатель: Каких матрешек вы знаете? (ответы детей: Загорские, Семеновские и Полхов – Майданские). - А чем они различаются? (ответы детей: расписывали матрешек в разных местностях по разному). - А теперь, ребята, давайте отдохнём.Физкультминутка:Л. Некрасова «Мы веселые матрешки»Мы веселые матрешки, ( руки на поясе, повороты с приседанием)Ладушки, ладушки. (хлопки)На ногах у нас сапожки, ( руки на поясе, движения ногами « Ковырялочка»)Ладушки, ладушки, (хлопки)В сарафанах наших пестрых, (кружаться)Ладушки, ладушки, (хлопки)Мы похожи словно сестры, (качают головой)Ладушки, ладушки. (хлопки)Воспитатель: А что означает имя «Матрена»? (ответы детей).В основе имени лежало латинское слово «mater», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. «Матрешка – это матрона, достойная женщина, мать семейства, уважаемая госпожа. Это символ семьи, многодетности. Она как хранительница, оберег». Первая матрешка была восьмиместная. За девушкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Наряду с женскими образами в ранний период развития сергиево-посадской матрешки часто встречались и мужские персонажи. Иногда матрешка представляла собой целую семью с многочисленными чадами и домочадцами. - А сейчас я вам покажу «семейные матрешки», которые подготовили ребята вместе со своими родителями. (Показ рисунков).- Ребята к вам в гости пришла вот такая матрешка (выставляю на фланелеграфе матрешку из аппликации). Как вы думаете, почему она грустная? (ответы детей: она одна)Воспитатель: У неё нет подружек. Я предлагаю вам смастерить ей подружек. Украсим сарафаны подружкам нашей матрёшки.Перед работой пальчиковая гимнастика:Мы красавицы матрешкиРазноцветные одежкиРаз Матрена, два — Милаша,Мила – три, четыре – Маша,Маргарита это пять,Нас не трудно сосчитать.Работа детей за столами (напомнить о правилах работы с клеем и бумагой). Дети садятся за столы и под народную музыку украшают матрёшек.Итог (дети со своими работами подходят к главной матрешке).Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этой работой.Чтение стихотворения А.Гришина детьми:Цветастое платье,Румяные щёчки!Её открываем –В ней прячется дочка.Матрёшки танцуют,Матрёшки смеютсяИ радостно просятТебя улыбнуться!Они к тебе прыгаютПрямо в ладошки –Какие веселыеЭти матрёшки!Деревянные подружкиЛюбят прятаться друг в дружке,Носят яркие одёжки,Называются-матрёшки.
X

x