Всего представлено работ: 80947

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  

 




Публикации педагогов


Автор публикации: Емельяненкова Светлана Анатольевна

Педагогические технологии, способствующие достижению художественно - исполнительских задач в работе над "Песней без слов" g-moll Феликса Мендельсона

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования"Детская школа искусств №1" Саратовского муниципального района Саратовской областиМетодическая работа преподавателя Емельяненковой С.А. на тему: " Педагогические технологии, способствующие достижению художественно - исполнительских задач в работе над "Песней без слов" g-moll Феликса Мендельсона"р.п. Соколовый 2019Педагогическая цель:Успешность обучения в классе фортепиано зависит от постоянного, целенаправленного педагогического воздействия на развитие образно-художественного мышления ученика.Проявляющая в активном поиске: новых знаний, новых путей решения исполнительских задач, на основе определенных теоретических навыков, гимнастических упражнений и умений учащегося, а так же на интуитивно образно-художественном воображении, раскрывающие всю динамику изучаемого произведения.Основная задача - разбудить фантазию ученика; вызвать эмоциональный отклик, помогающий глубже осмыслить содержание музыкального произведения.«В каждом произведении находится что-то такое, что связывает исполнителя с реальной жизнью. Я не могу представить себе музыку ради музыки, без человеческих переживаний.» - говорил К. Игумнов - «Чем богаче духовный мир, чем шире кругозор, тем больше возникает ассоциативных художественных представлений.»-295275161290Технологии приема ассоциаций.Предлагаем сравнения, опираясь на зрительные образы связанные с: произведениями других видов искусств: живописи, поэзии, театра; картинами природы, со всеми ее изменениями, окружающей жизни с её обитателями, человеческими переживаниями.Используем слуховые ассоциации. Сравниваем со звучанием других музыкальных инструментов, оркестра, выразительной человеческой речью, которые помогают выявить конкретный музыкальный образ и проследить его развитие.Начальной стадией изучения произведения - знакомство с краткой биографией композитора: его детством, образованием, творчеством той эпохи Германии 19-го века. Феликс Мендельсон-Бартольди родился в Гамбурге 3-го февраля 1809 года в семье банкира Авраама. С 6-ти лет получает уроки на фортепиано от своей мамы. Слова Гёте:"Музыкальные чудеса...вероятно больше не так редки; но то что этот маленький человек способен сделать, играя импровизацию или с листа, это на грани волшебства. Я не могу поверить, что это возможно в столь раннем возрасте."В 9 лет состоялся его дебют в камерном концерте. В 10 лет принят в Берлинскую хоровую академию, плодотворно сочиняет. В 13 лет гениальный Октет Ми-бемоль мажор. В 23 года издает первую книгу "Песни без слов", позже вторую. В 34 года Феликс основал Лейпцигскую консерваторию. Жил счастливо с любимой женой Сесиль Жанрено и пятью детьми. Умер Феликс Мендельсон в возрасте 38 лет, потрясенный смертью сестры Фанни.«Песни без слов» - разновидность инструментальной миниатюры. Это романтический период молодости и путешествий композитора. Каждая песня — это отклик момента его жизни. В основе каждой лежит один музыкальный образ. Эмоциональное содержание сосредоточенно в верхнем голосе, аккомпанемент обогащает выразительность «песни». Большинство «песен без слов» не имеют названия, а частично имеют: Свадебная, Весенняя и Траурная. Делятся на два типа лирических образов: светло-печальные или взволнованно-порывистые, соответствующие темповым обозначениям Andante – Moderato или Agitato и Presto. Ф. Мендельсон "Песня без слов" g-moll In poco agitato, ma Andante По темповому обозначению и музыкальному содержанию, можно сказать о характере - постепенная взволнованность, порывистость, обречение, покой, смирение. Написано в жанре песни - вступление, куплетность, сопровождение.Мелодия звучит в верхнем голосе правой руки, сопровождается взволнованным арпеджио в аккомпанементе левой руки.Прежде чем переходить к работе над исполнительскими задачами, мы должны несколько раз прослушать произведение, расшифровать музыку: понять, интуитивно вооброзить, нарисовать, сочинить образ и его развитие поэтапно.1) Осмеливаемся назвать песню "Признание". Находим в ней 6 куплетов различных по содержанию и характера. Краткое содержание: Парень влюблен в девушку, волнуется, заставляет себя признаться ей, но не решается. (три куплета посвящены этому содержанию).В IV куплете — он проявляет решительность и порывается признаться.В V куплете — девушка спокойно объясняет ему, она любит другого. В VI куплете у парня смятение, крик души — это самый драматический эпизод произведения. Парень в отчаянии, безысходности, но он заставляет себя смириться с этим.2) Для более тонкого выразительного исполнения, необходимо сочинить стихи.Вступление - речитатив:Волнуюсь, волнуюсь!Волненье моё - как волны морские,Увидев её.1-й к.:Признаться хочу.Но как решиться, я не знаю?В голове смятение, Слов я не найду.2-й к.:Робость и страхЯзык крылатый затмевают.Где решительность твоя?Ведь был ты смел всегда!3-й к.:Ты же влюблен.Признаться ей необходимо.Сердце стучит....Дышать мешает...Где же силы?4-й к.:Сбрось страх, подойди.Счастье не упусти.Не мучь себя, произнеси.Признайся ей в своей любви!5-й к.:Милый мой друг.Я влюблена в совсем другого.Мы обручены давно.Свадьба наша скоро - прости! 6-й к.:Как смириться, дальше жить.Душа рыдает и скорбит.Но как без неё мне жить?Счастье моё - ты улетело безвозвратно.Я обречен! Признанья все мои напрасны.Буду помнит тебя всегда.3) Смену характера музыкальных эпизодов заштриховываем разными цветами.Вступление — от голубого к синему,Три куплета - в розовом цвете,Четвертый куплет - от ярко розового красному,Пятый куплет — желтый.Шестой куплет - коричневый, затем в серый и бирюзовый.Исполнительские задачи: Вступление — постепенная взволнованность изложена длинными арпеджио, оно и в сопровождении между куплетами. Мыслим аккордами - позиционно, затем — двойными нотами, добиваемся легкости — пробежками, применяя запаздывающую педаль на смену гармонии. Первый куплет: Трудность и хитрость Феликса Мендельсона в правой руке — мелодия звучит в верхнем голосе, на фоне окончания сопровождения левой руки — арпеджио. Проще было бы сыграть мелодию правой рукой, а сопровождение левой рукой. Но нет, для чего то он написал именно так, преследуя цель — одной рукой показать мелодию на фоне сопровождения, тренируя чувствительность и растяжку пальцев, так как мелодия звучит на легато (в розовом цвете). При разборе возможно будет звучать «каша», над ее устранением следует работать поэтапно:1.Определиться с мелодией и аккомпанементом — играть отдельно каждой рукой, точной аппликатурой и штрихами.2. Работать над техникой исполнения правой руки. Трудность — двухголосие. Играть по голосам, выявляя главный верхний голос - мелодию.Упражнение «Крабы» - ставим условие пальцам: готовим, приподнимая палец на средний голос — слабую долю, выполняя функцию связки между мелодией. Думаем о главном — о содержании, выразительности и динамике в мелодии.3. Трудность в аккомпанементе — длинные арпеджио — точное попадание в темпе:1. Мыслим по две ноты и играем - децима + кварта, децима + терция. Точной и удобной апликатурой.2. С акцентами на каждый звук и пробежками от медленного к быстрому темпу.4. Техника исполнения пассажа. Применяем знание сольфеджио. Пассаж поднимается — Д7 и рассыпается секвенционным ходом ломаных арпеджио (Четвертый куплет).Мыслим аккордами в верх, в низ двойными нотами, затем пробежками и в темпе.5. «Ответ девушки» (пятый куплет) — первоначальная мелодия с утвердительным окончанием фраз, переходящая в самый драматический эпизод - (шестой куплет) «Крик души» - всплеск эмоций.Исполнительская трудность - добиться самостоятельности звучания мелодического хроматизма в верхнем голосе — залигованным по две ноты, сочетающего со среднем голосом и нагнетающими октавами в левой руке на слабые доли. Первоначально слабые доли в правой руке вылетали вместе с басом. Мыслим — нагнетание динамики — сильная доля правая рука, слабая доля — левая рука и так далее. После этого слабая доля в правой руке не будет вылетать. 6. Окончание звучит обреченно — это реприза третьего куплета, но со смирением: «Буду помнить тебя! И верить в лучшее!» (Бирюзовый цвет).Данная работа поможет учащимся осмысленно исполнять, сопереживать и вносить свой эмоциональный отклик в изучаемое произведение.Список использованной литературы:1) Зенкин К. « Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма» - М; 1997г2) Музыка Австрии и Германии 19-го века выпуск 2- М; 1990 г3) Ражников В. «Диалоги о музыкальной педагогике» - М; 2004 г

 

Срочное получение документа!

Для Вашего удобства у нас действует услуга "срочный документ",

который Вы можете получить в течение нескольких часов после подачи заявки!

x
X