Всего представлено работ: 244109

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Кучумова Галина Алексеевна

Опыт работы

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №1 «Бэлэкэч» г. АльметьевскРегиональный семинар для педагогов ДОУ по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника как особый вид интеллектуально-творческой деятельности»Выступление из опыта работы«Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность»Составила и провела:Воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №1»Бэлэкэч»Кучумова Галина АлексеевнаЗаинск, 2019 г.Познавательно-исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Умывает руки – познает свойства воды, обедает – познает съедобное и несъедобное. Он знакомится с речевым понятием предметов, явлений.Речь человека - это показатель его развития. В последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связывают с ухудшением здоровья детей и другими причинами. В связи с этим вопросы развития речи очень актуальны.Работая над речевым развитием дошкольников, я ставлю перед собой цель: способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:- создать в группе предметно-пространственную развивающую речевую среду;- развивать произносительную и связную сторону речи;- активизировать словарь детей;- формировать грамматический строй речи;- развивать мелкую моторику рук.Мои воспитанники перешли в подготовительную группу. В старшем дошкольном возрасте, на ряду, с определёнными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формирование личности в целом.Всё это меня заставляет обратить серьёзное внимание на развитие речи детей. В своей работе я использую методику развития речи детей дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность.Свою работу я веду по следующим направлениям:диагностика речевого развития;создание предметно-развивающей среды в группе;использование инновационных методов и технологий;интеграция занятий по развитию речи с занятиями познавательной, художественно-эстетической направленности;разработка индивидуального маршрута- план работы с талантливыми детьми и с детьми с низким уровнем развития;взаимодействие с родителями.Процесс обучения речи и познавательно-исследовательская деятельность составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно-следственные и другие отношения между предметами, явлениями (Например, песок - это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что-либо сделать, а из мокрого можно лепить).Познавательно – исследовательская деятельность многогранна: это и занятия, экскурсии, целевые прогулки, совместная (наблюдения, дидактические игры, беседы) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке). В ходе игр, наблюдений у детей возникает желание поделиться своими переживаниями с приятелем (диалог) или рассказать всем (монолог) В свое практике я также использую самопрезентации (портфолио). Нужно сказать, что важнейшую роль для развития речи в познавательно-исследовательской деятельности имеет также ежедневное применение Сингапурских структур в образовательной деятельности и в режимных моментах. Они обогащают словарный запас, учат рассуждать, делать выводы, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, высказывать общее мнение. А также развивают креативное, критическое мышление. Так как большое влияние на речевое развитие ребёнка оказывает социальное окружение, я стараюсь своим примером показывать образец правильной речи.В своей речи я придерживаюсь определенных требований:смысловое содержание обращенной к ребенку речи должно быть близким и понятным детям;обязательна грамматически правильная речь воспитателя;при речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка, ведь монотонная невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций;речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и в образовательной деятельности должен применяться при осуществлении всех задач: расширения словаря, воспитания грамматической и звуковой правильности речи.умение выражать свои мысли точно и убедительно - важнейшее качество воспитателя.Наряду с требованиями к образцу своей речи, я выдвигаю требования к речи детей:- воспитателю надо не только давать речевой образец, но и проверять, как овладели им дети (для этого использую упражнения, повторения);- необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить(применяю для этого поощрения, пример хорошо говорящих детей);- нужно систематически контролировать речь детей, прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.Я считаю, что качество и результативность проводимой мной работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. В нашей группе есть речевой уголок, где хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы: зеркала, сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры, материалы для развития мелкой моторики рук и подготовки обучению к письму.Рассказы детей могут быть в форме «интервью», «радиопередачи», «телепередачи», «детского журнала», «телефонного разговора», из личного опыта и т. п. Но не все дети активны, поэтому индивидуальное рассказывание сочетаю с коллективным (прием моделирования, когда один ребенок начинает рассказ, другой продолжает, третий заканчивает). Этот прием помогает неуверенным детям участвовать в обсуждении, т. к. они рассказывают свою часть текста, чувствуя поддержку сверстников, в тоже время заставляет всех детей следить за речью выступающих.Чтобы у ребенка появилось желание высказываться, я создаю речеактивирующую ситуацию (это внесение игрушки, волшебной книги, прослушивание аудиозаписи, чтение письма, решение ситуативной задачи, проблемы, загадывание загадки и т. д.) и привлекаю слушателей, которые будут воспринимать его высказывания, оценивать их. Это важный и значимый момент для всех детей, потому что развивает самоконтроль за своими высказываниями, их последовательностью, полнотой речи и оценки ее сверстниками.Работа с родителями по проблеме семейного чтения очень важна. Организуя различные формы работы, я помогаю взрослым понять, речевые проблемы ребёнка.Добиться положительных результатов в работе мне помогает диагностика. В начале и в конце учебного года я провожу обследование состояния речи детей с целью определения уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Эта работа в нашей группе проводится совместно с логопедом.Активное сотрудничество с семьей позволило получить определенные результаты в развитии речи детей.В процессе работы по речевому развитию решались и воспитательные задачи: дети стали внимательнее слушать рассказы воспитателя и сверстников, помогать друг другу в случае затруднения, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно их исправлять.Связь занятий по речевому развитию с другими формами работы дала положительный результат: дети на занятиях активно используют в речи новые слова и понятия, дети стали использовать в речи средства выразительности, используемых для художественного воплощения замысла. Занятия по развитию речи позволили развить у детей слух. Использование игр-драматизаций на занятиях по развитию речи, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры находит свое отражение в театрализованной деятельности. Дети стали более раскрепощенно держаться на утренниках при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов (описание, рассуждение, повествование) по темам доступным его пониманию, чему немало способствует познавательно – исследовательская деятельность ребенка.Потому, заботясь о богатстве, активности, связности речи, мы решаем проблему продуктивности мышления. По содержанию речи, ее грамотности мы судим об интеллектуальном уровне дошкольника, определяя его готовность к школе, т. е., перефразируя пословицу, можно сказать “Встречают по одежке, а провожают по уму, о котором судят по речи человека”.
X

x