Всего представлено работ: 243777

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Невская Наталья Викторовна

программа учебного предмета «ФОРТЕПИАНО»

скачать документ

Вернуться назад
ГБПОУ СПО «Новгородский областной колледж искусств им. С. В. Рахманинова»
Детская школа искусств

Рассмотрена
педагогическим советом ДШИ
при ГБПОУ «НОКИ им. С.В. Рахманинова»
протокол № 1 от 26.08.2016
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ
«НОКИ им. С.В. Рахманинова»
__________Гладилина В.И.
28.08.2016



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА





ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

программа учебного предмета
«ФОРТЕПИАНО»



Возраст учащихся: 6 лет
Срок реализации программы: 9 месяцев




Разработчик программы: Наталья Викторовна
преподаватель фортепиано
высшей квалификационной категории
ДШИ при ГБПОУ «НОКИ им. С.В. Рахманинова»




Великий Новгород
2013
Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Фортепиано» на подготовительном отделении имеет художественную направленность и разработана:
в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ;
на основе нескольких учебных пособий и сборников для учащихся подготовительных классов музыкальных отделений ДШИ: (Альтерман С. Сорок уроков начального обучения музыки детей 4-6 лет С/пб: Композитор, 1999; Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музицированию СПб: Сов. композитор, 1988.; Малыш за роялем Уч. пособие, составитель И.Лещинская, В.Пороцкий М.:Сов. композитор 1986.). Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что музыкальное образование призвано решить ответственные задачи эстетического воспитания и формирования мировоззрения, художественных вкусов и мастерства юных музыкантов.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учетом современных требований и достижений музыкального искусства и соответствует уровню развития детей 6 лет.
В программе учтены основные ценности и цели дополнительного образования по эстетическому развитию детей, которые способствуют более рациональному и сбалансированному распределению учебной нагрузки, связанной с учетом возрастающих требований.
Программа предполагает существенное изменение методики преподавания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.
В центре программы – развитие творческого слушания музыки детьми, которое побуждает детей к проявлению различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.
Возраст обучающихся 6 лет. Срок обучения – 9 месяцев.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДШИ на реализацию предмета «Фортепиано»


Таблица 1
Содержание


Максимальная учебная нагрузка (в часах) в год
34

Количество часов на аудиторные занятия в неделю
1

Количество часов на самостоятельную работу в неделю
2



Цель учебного предмета -  выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей, создание условий для обучения, развития и воспитания детей через приобщение к музыкальной культуре, её духовно-эстетическим началам


Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

Обучающие:
освоить первоначальные основы элементарной музыкальной грамоты;
освоить первоначальные приемы игры на инструменте;
привить учащимся навыки сольного исполнительства.
формировать навык игры в ансамбле;
Развивающие:
развить музыкальные задатки и способности детей, музыкальное мышление;
развить у учащегося элементарные музыкальные навыки, необходимые как в процессе обучения в школе, так и для дальнейшего музыкального развития;
развить способность применять полученные знания и умения в самостоятельном музицировании.
Воспитывающие:
воспитывать эстетический вкус и приобщение к музыкальной культуре;

Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная - адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения.
Формы и режим занятий. Форма организации обучения - индивидуальная. Занятия проводятся по расписанию, разработанному индивидуально для каждого обучающегося.
Продолжительность занятий:
Урокам фортепиано на данном отделении отводится - 1 ч. неделю. (Академический час =30 мин. В соответствии Положения о школе искусств.)
Всего 34 часа в год.
Представленная программа рассчитана на начальный год обучения. Материал расположен по принципу возрастания степени сложности в следующей последовательности: объяснение ученику элементов музыкальной грамоты, использование музыкального материала для транспонирования и подбора по слуху и введение творческих занятий и игр-загадок.
Каждую тему рекомендуется изучать с ребенком в течение двух-пяти занятий (в зависимости от его индивидуальных данных и подвинутости). Переходить к следующей теме можно только после хорошего усвоения предыдущего материала.
Первые три темы посвящены донотному периоду обучения. Ученик должен знать устройство фортепиано, название октав и звуков, нумерацию пальцев. Уметь простучать простейшие ритмические рисунки и играть 3м и 4м пальцами.
Следующие темы, начиная с четвертой, посвящены изучению системы записи звуков, причем в двух ключах одновременно. Диапазон записи нот постепенно расширяется.
Творческие задания к каждой теме рассчитаны на работу в течение двух-четырех занятий. Их выполнения способствует закреплению знания музыкальной грамоты, приобретению пианистических навыков и развивает творческую активность ученика.
Особое внимание педагог должен уделять воспитанию навыков транспонирования и подбора по слуху.
Мелодии для этого выстраиваются по принципу от простого к сложному.
Сведения о затратах учебного времени
Таблица №2
Классы
1

Продолжительность учебных занятий (в неделях)
34

Количество часов на аудиторные занятия (по полугодиям)
16
18

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
1

Общее количество часов на аудиторные занятия
34

Количество часов на самостоятельную работу (в неделю)
2

Общее количество часов на самостоятельную работу (в год)
68

Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные и самостоятельные)
3

Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные и самостоятельные)
102




В конце года проводится прослушивание, где учащиеся исполняет 2-3 разнохарактерных произведения. По итогам прослушивания, проводится зачисление в 1-ый класс музыкального отделения по классу фортепиано школы искусств.



Учебно-тематический план
Содержание и виды работы
Количество
часов
Теория
Практика

I раздел (донотный период обучения)




1.1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Устройство фортепиано, нумерация пальцев

1

0,5

0,5

1.2. Звуки “до”, ”ми”, ”фа”, “си”. Организация игровых движений
(Игра 3 пальцем)

2


2

1.3. Звуки “ре”, “соль”, “ля”. Игра 2, 3, 4 пальцами

3


3

II раздел (изучение системы записи звуков, игра по нотам)




2.1.Расположение нот на нотоносце. Басовый и скрипичный ключ. Длительности. Размер 4/4


3





3

2.2. Паузы, знаки альтерации, размер ѕ. Позиционная игра всеми пальцами.

2



2

2.3.Понятия: Лига, легато. Музыкальная фраза.

2


2

2.4.Динамические обозначения, размер 2/4. Длительности и паузы восьмые.
Итоговый урок

2


2

2.5. Фермата, вольта, затакт.
2

2

2.6. Тональность до мажор. Ступени лада. Пунктирный ритм.
2

2

2.7. Тональность ля минор. Подкладывание 1 пальца

2


2

2.8. Динамические обозначения (крещендо, диминуэндо). Тоническое трезвучие (мажорное, минорное).
1

1

2.9. Тональность соль мажор. Размер 3/8. Транспонирование

2


2

2.10.Тональность ми минор. Интервал квинта

2


2

2.11. Запись звуков на дополнительных линейках. Тональность ре мажор.

3


3

2.12. Тональность си минор, интервалы “кварта” и “секунда”.

2


2

2.13. Тональность фа мажор и ре минор. Интервал “терция”.

2


2

16.Академический концерт
1

1

Всего часов
34






Содержание учебной дисциплины

I раздел (донотный период обучения)

Учащийся должен знать: нумерацию пальцев, устройство фортепиано, расположение звуков на инструменте
Учащийся должен уметь: находить звуки на инструменте, играть 2, 3, 4 пальцами.

Тема 1.1. Инструктаж по технике безопасности. Устройство фортепиано. Понятие “октава”. Нумерация пальцев.
Знакомя ученика с устройством фортепиано и играя пьесы в различных октавах, следует обратить его внимание на связь размера струн с высотой звуков.
Чтобы ученик усвоил понятие “октава”, надо познакомить его с расположением звука “до” по клавиатуре, предложить сыграть все звуки “до” и сосчитать их.
Ученику необходимо запомнить нумерацию пальцев.
Творческие задания:
1.прослушав на уроке музыкальную пьесу, нарисовать к ней картинку.
2.Сочинить стихотворение до конца:
-Спят зайчата, баю, баю,
.

Тема 1.2. Звуки “до”, “ми”, “фа”, “си”. Понятие “ритм”. Организация игровых движений (игра 3 пальцем).
Необходимо познакомить ученика с расположением звуков- до, ми, фа, си – на клавиатуре. Объяснить ему на музыкальных примерах, что звуки бывают короткие и длинные, прохлопывание ритмический рисунок песенок
“Василек, василек
Мой любимый цветок”.

Для выработки у ученика навыка свободной организации на клавиатуре предлагается упражнение “ Радуга ” (перелеты через октавы на белых клавишах).
Творческие задания:
1.Прослушать музыкальную пьесу в исполнении педагога и нарисовать к ней картинку.
2.Сочинить песенку на стихи:
Ладушки, ладушки
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложка.

Тема 1.3. Звуки “ре”, “соль”, “ля”. Игра 2-,3-,4-ым пальцами.
Для того, чтобы ученик хорошо усвоил названия звуков и умел находить их во всех октавах, рекомендуются следующие задания.
С закрытыми глазами найти 3 черные клавиши правой рукой и погладить их. Левой рукой найти 2-е черные клавиши в малой октаве, затем в большой. Для закрепления приобретенного навыка рекомендуется предложить ученику играть упражнение “Радуга” 2-,4-ым пальцами на белых клавишах и 3-м пальцем на черных.
Творческие задания:
Сочинить и сыграть “вопрос” и “ответ”, определив в каких октавах они должны прозвучать:
Зайка мышь спросил на ушко:
Кто страшней лисы, подружка?
Отвечала мышь зайчишке:
Кто страшней всех для мышки.

Зайка Мишеньку спросил:
Ты куда, дружок ходил?
Мишка Зайке отвечал:
Я малинку собирал.

2. Сочинить до конца стихотворение и придумать песенку:
В гости осень к нам пришла,
.


II раздел (изучение системы записи звуков, игра по нотам)

Учащийся должен знать: систему записи звуков в двух ключах, длительности нот, паузы, штрихи, динамические обозначения, музыкальные размеры, строение мажорной и минорной гаммы, интервалы.
Учащийся должен уметь: играть по нотам и наизусть двумя руками, играть гаммы отдельно каждой рукой, хорошо ориентироваться в разных размерах, выбирать правильную динамику и верный темп, подбирать по слуху простые мелодии и транспонировать их.

Тема 2.1. Расположение нот на нотоносце. Басовый и скрипичный ключ Размер 4/4. Длительности (целые, половинные, четвертные).
На начальном этапе целесообразно обучать ученика на небольшом диапазоне в обоих ключах. Следует объяснить принцип записи нотных знаков на пяти линейках в басовом и скрипичном ключах.
Рекомендуется показать ученику на рисунке деление длительностей звуков и познакомить со счетом.
Следует объяснить ученику, что такое “размер”: в нотной записи музыкальное произведение делится на равные части, которые называются “тактами”. Они отделяются друг от друга “тактовыми чертами”.
Важной задачей начального периода является развитие у ученика образного восприятия музыки. Поэтому изучение исполнительных штрихов должно проводиться на материале упражнений, способствующих возникновению у ребенка образно-ассоциативных связей.
Например, для освоения штриха “нон - легато” предлагается упражнение “Капельки”.
Творческие задания:
1.Прохлопать ритм, сочинить мелодию на ритм и сыграть её
2.Сыграть мелодию, затем сыграть её еще раз, перевернув нотный стан.

Тема 2.2.Паузы (половинная, четвертная и целая). Знаки альтерации (Диез и бемоль). Размер ѕ. Позиционная игра всеми пальцами.
Показать ученику графические обозначения пауз и знаков альтерации. Объяснить понятие “диез” и “бемоль” и принцип их использования в нотном тексте.
Для освоения учеником приема “нон- легато” в пятипальцевой позиции с различными фигурациями рекомендуется упражнение “мостик”- игра интервала чистая квинта в разных октавах

Творческие задания:
1.Сочинить и записать музыкальный “ответ” к стихотворению(в размере ѕ)
Что в стакане, угадай?
Сладкий .

2.Прочитайте стихи, используя название нот:

Ме м лечит ктор шку,
Травку он дает зайчишке,
А ли чка всех больней,
Ей цыпленочка ско й.

Тема 2.3. Понятия: “Легато, лига, нота с точкой справа”. Понятие “музыкальная фраза”
Расширить диапазон изучаемых нот в обоих ключах. Для усвоения штриха легато, рекомендуется упражнение “сели-встали”, которое играется отдельно каждой рукой (3, 2 пальцами).
Прослушать с учеником пьесу с контрастным сопоставлением ладов. Ребенок должен уметь определять на слух, какая фраза сыграна - мажорная или минорная.

Творческие задания:
Повторить пьесу “В поле береза стояла” изменив лад, и записать ее в басовом ключе.
Поставить аппликатуру в изучаемых пьесах.

Тема 2.4. Динамические обозначения (Форте, пиано). Размер 2/4.
Длительности и паузы восьмые.
Расширить диапазон изучаемых нот в обоих ключах, включить ноты большой и третей октав.
Примерный репертуар по теме “Полька” К.(см.4 чтр.52)
В этой пьесе:
-размер 2/4
-динамические обозначения:
форте, пиано
-длительности восьмые
-паузы восьмые
“Ну-ка, пони!” В.Игнатьев (см.4 стр.52)

В этой пьесе:
знаки альтерации-диезы и бемоли. Бемоли, стоящие при ключе ( их действие распространяется на всю пьесу).
Дополнительно:
Украинская народная песня “Журавель”
Русская народная песня “Как у нас-то козел”.

Подбор по слуху:
Ученик должен уметь определять на слух, какая фраза сыграна- мажорная или минорная.

Мажор: “Прозвенел звонок” Березняк (см.4 стр.20)
Минор: “Во саду ли, в огороде” русская народная песня (см.4 стр 19)

Тема 2.5. Фермата. Вольта. Динамические обозначения (меццо форте, меццо пиано). Затакт.
Примерный репертуар по теме.
Фермата - знак продления звука. Обозначения различных окончаний при повторении называется первая и вторая вольта.
Русская народная песня “За речкою было” (см.9 стр.20)
В этой пьесе:
знак
знаки альтерации;
“Пчела” В.Герчик (см.1 стр.14)
В этой пьесе:
обозначения различных окончаний при повторении (“первая” и “вторая” вольта).
Продолжать игру упражнений на прием “легато” в пятипальцевой позиции. “Таджикская народная песня” (см.7 стр.39).
Подбор по слуху.
Для дальнейшего развития ладового слуха целесообразно предлагать ученику для подбора одну мелодию в мажоре, другую- в миноре:
“Здравствуй утенок” (см.3 стр.46 минор). Эта пьеса играется на пиано.
Русская народная песня “три-та-та, три-та-та, Не боимся мы кота” (см.3 стр.40 мажор).Эта пьеса играется весело на форте.
“Коровушка” Русская народная песня
В этой пьесе:
динамические обозначения звучания:
меццо форте (умеренно громко);
меццо пиано (умеренно тихо);
затакт.

Творческие задания.
1.Сочинить затакт, расставить динамические обозначения, выписать звуки второй октавы, встречающиеся в пьесе.
Украинская народная песня “Дударик” (см.7 стр.16)
2.Нарисовать человека при помощи музыкальных знаков.

Тема 2.6. Тональность до мажор. Ступени лада. Пунктирный ритм.
Закрепить знание нот в большой октаве.
С данной темы начинается изучение тональностей и игра гамм с удвоением аппликатурного принципа и нумерации ступеней лада. Для лучшего усвоения учеником аппликатурного принципа исполнения гамм рекомендуется на первом году обучения изучить четыре мажорные гаммы (До, соль, ре и фа мажор) и их параллельные минорные.
Примерный репертуар по теме “Колыбельная” И.Филипп (см.7 стр.15)
В этой пьесе:
четверть с точкой
залигованные ноты (одинаковые по высоте ноты, объединенные лигой, не повторяются)
“Пастушок”, “Я на горку шла” Русская народная песня (см. 9 стр.26)
Этюд Е.Гнесина (см.9 стр.29). Пьеса записана в до мажоре. Дополнительно упражнения на пунктирный ритм №2,3 (см.5 стр.33).

Тема 2.7. Тональность ля минор. Ступени лада. Подкладывание первого пальца.
Познакомить ученика с тональностью ля минор в трех видах и со ступенями лада.
Ученик должен играть гамму ля минор, усвоив аппликатуру: правая рука вверх 1,2,3,1,2,3,4,5.
Левая рука вверх 5,4,3,2,1,3,2,1
Примерный репертуар по теме “русский напев” Б. Антюорив (см. 7 стр.33)
В этой пьесе:
пьеса записана в тональности ля минор
встречается ритм четверть с точкой и восьмая
подкладывание первого пальца
Дополнительно упражнения на подкладывание первого пальца (см. 7 стр.40)

Тема 2.8.Динамические обозначения (крещендо, диминуэндо). Тоническое трезвучие (мажорное, минорное).
Начиная с этой темы, ученик должен уметь определять тональный план пьесы и устойчивые звуки.
Примерный репертуар по теме “Ходила младешенька” Русская народная песня.
В этой пьесе:
-смена тональностей (первые четыре такта в до мажоре, вторые - в ля миноре)
-использованы трезвучия мажорное и минорное.
Дополнительно: Л. Книппер “Полюшко-поле” (см.10 стр.31)
Необходимо познакомить ученика с динамическими обозначениями:
крещендо - постепенное усиление звучания
диминуэндо - постепенное ослабление звучания


Тема 2.9. Тональность соль мажор. Размер 3/8. Транспонирование
(До мажор, соль мажор).
Объяснить строение тональности Соль мажор (принцип появления знаков альтерации).
Примерный репертуар по теме “Собачка потерялась” Американская детская песенка (см. 7 стр. 27)
В этой пьесе:
-тональность соль мажор
-размер 3/8
-знак альтерации “диез”, стоящий при ключе, определяет тональность.
Дополнительно: упражнение для развития четвертого, пятого пальцев.
После освоения тональностей До мажор и Соль мажор можно переходить к транспонированию.
Творческие задания и игры-загадки
1.а) Поставить недостающий знак альтерации при ключе.
б) Записать размер.
в) Расставить динамические обозначения
2.Вспомнить песни, посвященные зверятам. Мелодию одной из них записать.

Тема 2.10. Полифония. Тональность ми мажор. Интервал “ квинта ”.
Введение в репертуар полифонических пьес на данном этапе обучения – средство активизации слухового восприятия и образного мышления ученика.
Необходимо познакомить ученика с тональностью ми мажор, со ступенями лада. При изучении гамм следует обратить внимание ученика на одинаковую аппликатуру в изучаемых гаммах.
Следует объяснить ученику, что расстояния от I ступени гамм до V называется квинта, она обозначается цифрой 5.
Примерный репертуар по теме “Дуэт” М. Любарский (см.7 стр. 38)
В этой пьесе:
-записать в тональности ми мажор
-два самостоятельных голоса
Творческие задания.
1.а) Вписать паузы в пьесе
б) Указать темы и поставить динамические обозначения
2.Записать перепутанные музыкальные обозначения правильно:
не очень громко - mf
диез-
реприза-
- восьмая нота
- бекар
- фермата

Тема 2.11. Запись звуков первой октавы в басовом ключе. (На дополнительных линейках) Тональность ре мажор. Длительности и паузы шестнадцатые.
Познакомить ученика с тональностью Ре мажор, со ступенями лада. Использовать принципы аппликатуры До мажор. Необходимо объяснить, что звуки первой октавы в басовом ключе записываются на дополнительных линейках наверху.
Примерный репертуар по теме “Янка” переложение С. Лиховицкой
Этой пьесе: (см.4 стр. 62)
-записать в тональности Ре мажор
-встречается ритм две шестнадцатые и восьмая.
Дополнительно: упражнения на двойные ноты (см.8 стр. 47, 48)
Упражнения на шестнадцатые (см. 10 стр. 63)
Транспонирование.
Транспонировать пьесы в знакомые тональности. Примеры для транспонирования (см.1 стр. 21)

Тема 2.12. Тональность си минор. Интервалы “кварта”, “секунда”.
Необходимо познакомить ученика с тональностью си минор, со ступенями лада. Играть гамму в трех видах.
Правой рукой- аппликатурой До мажора, левой - начиная с 4-го пальца (4,3,2,1,4,3,2,1)
Следует объяснить ученику, что расстояние между V и I ступенями называется кварта, и обозначается она цифрой 4. Транспонируя пьесу из Соль мажора в До мажор, мы переносим её на кварту вверх, так как расстояние от “соль” до “до” – кварта.
Объяснить интервал “большая секунда”, “малая секунда” и дать их обозначения: б.2 и м.2.
Примерный репертуар по теме “Мазурка” А. Гречанинов (см.9 стр. 32)
В этой пьесе:
-записать тональности си мажор
-встречаются знаки альтерации соответствующие этой тональности.
Дополнительно: упражнение на штрихи (см.6 стр.78) упражнение № 18 (см.5 стр.8)
Транспонирование.
Ученик должен транспонировать пьесы в знакомые тональности, определив интервал.


Тема 2.13. Тональность Фа мажор и Ре минор. Интервал “терция”.
Необходимо познакомить ученика с тональностью Фа мажор, а также с параллельной ей тональностью ре минор. Обратить особое внимание на аппликатуру в Фа мажоре. Играть гамму Фа мажор левой рукой, используя аппликатуру До мажора, а правой рукой- в следующей последовательности: вверх 1,2,3,4,1,2,3,4.
Объяснить интервал “терция” и дать её обозначения: м.3 и б.3 (“малая терция” и “большая терция”)
Примерный репертуар по теме.
“Канон” И. Добрый (см.9 стр. 89)
В этой пьесе:
- записана в тональности ре минор
полифония
встречается пунктирный ритм.
Транспонировать в знакомые тональности, определив на какой интервал происходит транспонирование.
Дополнительно: пьесы для транспонирования (см.4 стр.18)
Творческие задания:
1.а) Расставить аппликатуру и динамические обозначения
б) Определить тональный план пьесы
Распределить мелодию между двумя руками, записать её на двух нотных строчках и указать аппликатуру.
Дополнительно: Упражнения на сочетания различных штрихов (см. 6 стр. 78)

.На подготовительном отделении по учебному предмету «Фрптепиано» оценки не выставляются.
Преподаватель ограничивается словесными оценками (молодец, хорошо работал, здорово, в другой раз получиться ещё лучше и т.д).
Можно использовать картинки (весёлые и грустные).

Литература для преподавателей

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. =М.: Сов. композитор, 1985-143c.
Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музицированию.= СПб: Сов. композитор, 1988-254c.
Гнесина Е. Фортепианная азбука.= М.: Композитор, 1976-58c.
Малыш за роялем: Уч. пособие /составитель И.Лещинская, В.Пороцкий/. =М.:“Сов. композитор”, 1986-135 c.
Маленькому любителю музыки: Альбом фортепианных пьес для детей. / Составитель Ляховицкая С./= Ленинград Музыка, 1978-69 c..
Турчиева Э., Малюков А. Пианист- фантазер. Уч. Пособие по развитию творческих навыков и транспонированию. Часть 1.= М.: Сов. композитор, 1987-128 c.
Комплексная методика творческого развития начинающего музыканта:/Методическая разработка для преподавателей ДМШ, ДШИ/ М.: Мин.культ. РСФСР -28с.
Соколова Н. Ребенок за роялем Л.:Музыка, 1983.
Литература для детей
Первые шаги маленького пианиста. Песенки, пьесы, этюды и ансамбли для первых двух лет обучения. /Сост. Т.Взорова, Г. Баранова, А.Четверухина /. =Москва “Музыка”,1985-176 c.
Николаев А., Натансон В., Малинников В. Фортепианная игра. =М.: “Музыка”, 1997-206 c.
Геталова О., Визная И. В музыку с радостью.= СПб:Композитор, 2001- 64 с.
Альтерман С. Сорок уроков начального обучения музыки детей 4-6 лет = Спб: “Композитор”, 1999 – 97 с.
Давиденко Е.Э., Фадеева И.Ю. Музыкальные странички (для маленьких), подг. класс ДМШ и ДШИ М.:Ленанд, 2008.-104 с.
Рябухина Н. Давай поиграем. Учебное пособие для обучения игры на фоно детей 4-6 лет. Р/на Дону 2008.
Иванова О., Кузнецова И. Новый музыкальный букварь (для самых маленьких) учебно-методическое пособие Р./на Дону: «Феникс», 2007 – 48 с.



Обеспечение дисциплины учебными изданиями

Библиографическое описание издания
Вид занятий в котором используется
Число обеспеченных часов.
Кол-во экземпляров




Учебный
Кабинет
Библ. Колледжа

1. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке: методическое пособие/.=М. “Сов.композитор”, 1991- 52с.
Индивидуальные
9

3

2. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музицирование. = СПб: “Сов. композитор”, 1988-254с.
Индивидуальные
10

3

3.Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. = СПб: “Композитор”, 2001-64с.
Индивидуальные
15

3

4. Гнесина Е. Фортепианная азбука. = М.:”Композитор”, 1976-58с.
Индивидуальные
3

5

5. Малыш за роялем: Уч. Пособие/ составитель И. Лещинская, В. Пороцкий/. М.:”Сов. композитор”,
1986-135с.
Индивидуальные
7

4

6. Николаев А., Натансон В., Малинников В. Фортепианная игра. = М.: “Музыка”,1997-206с.
Индивидуальные
10

15

7.Первые шаги маленького пианиста. Песенки, пьесы, этюды и ансамбли для первых двух лет обучения. /Сост. Т. Взорова, Г. Баранова, А. Четверухина /. =М. “Музыка”, 1985-176с.
Индивидуальные
9

4

8. Рябов Н., Рябов С. Шаг за шагом 1 класс I, II ч.; - Киев ”Муз. украина”, 1991-95с.
Индивидуальные
8

8


Таблица 2. Обеспечение дисциплины учебно-методическим материалом

Библиографическое описание издания
Вид занятий в котором используется
Число обеспечиваемых часов
Кол-во экземпляров




Учебный
кабинет
Библ. колледжа

1. Кононова Н.В. Контрольно-измерительные материалы: В. Новгород 2006-6с.
Практические
34
1


2. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке:/ методическое пособие/.=М. “Сов.композитор”, 1991- 52с.
Практические
20

4

3. Комплексная методика творческого развития начинающего музыканта:/Методическая разработка для преподавателей ДМШ, ДШИ/ М.;Мин.культ. РСФСР -28с.
Практические
21
1


4. Тургенева Э. Организация учебного процесса в мл. кл. ф-но М.; Мин. культ. СССР-26с.
Практические
15
1

























Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 4
X

x