Всего представлено работ: 244059

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Елькина Евгения Игоревна

Сценарий тематического дня "К истокам русской письменности"

скачать документ

Вернуться назад

федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский техникум-интернат»Министерства труда и социальной защиты Российской ФедерацииПедагогическая разработкаСценарий тематического дня «К истокам русской письменности»по дисциплине ОУД.01 «Русский язык»для студентов I и II курсовРазработала: преподавательобщеобразовательных дисциплинЕлькина Евгения Игоревна2019Тематический день «К истокам русской письменности»24 мая 2019Цель: познакомить учащихся с историко-культурным наследием славянской письменности, с истоками русской письменности, славянской азбукой и её создателями, развивать познавательный интерес, расширять кругозор, воспитывать чувство уважения к русскому языку и богатой духовной культуре русского народа.I. Подготовка к тематическому дню1. Текст объявления:Уважаемые студенты! 24 мая вся наша страна празднует День славянской письменности и культуры. Приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвященных этому празднику. На первой паре учебных занятий в четверг, 24 мая, будет организован просмотр учебного фильма, посвященного истории создания славянской письменности. А во второй половине дня для всех учебных групп состоится игра-квест «Наследие Кирилла и Мефодия». Инструктаж в 13.30 в фойе учебного корпуса.P.S. Для того, чтобы пройти один из уровней игры, внимательно смотрите фильм!2. План мероприятий:№ п/пНаименованиеОтветственные1Книжно-иллюстративная выставка «К истокам русской письменности»Библиотекарь2Вывески на кабинетах с афоризмами, пословицами и поговорками о языкеБиблиотекарьВоспитатели3Показ документального фильма «О святых Кирилле и Мефодии» на первой паре учебных занятийПреподаватели4Игра-квест «Наследие Кирилла и Мефодия»ПреподавателиПсихологиII. Ход игры-квеста «Наследие Кирилла и Мефодия»1. Сбор в фойе на 1 этаже учебного корпуса, вручение группам маршрутных листов.Пример маршрутного листа№ п/пУровень№ каб.Ответст-венный1Исторический1Б*** Т.А.2Этимологический2Елькина Е.И.3Языковедческий3Г*** Н.Е.4Палиндромы4Л*** М.Г.5Творческий6С*** В.А.6Произнеси слово без запинки7Ж*** Н.Б.7Летописцы10С*** С.С.- Добрый день, дорогие студенты и преподаватели.  Приглашаем вас с пользой провести время: показать ваши знания и умения в области русского языка и не только! Но сначала несколько слов о празднике, которому посвящена наша игра-квест.- Истоки праздника неразрывно связаны с чествованием Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян, создателей славянской азбуки. Значимость их трудов для славянских народов велика. Святые братья не только дали славянскому миру азбуку, но и заложили фундамент литературы, письменности и культуры в целом.- На российскую землю этот праздник пришел в 1992 году, когда в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена неугасимая лампада – знак вечной памяти. Мы не могли остаться в стороне от этих событий.Читает подготовленный ученик: По широкой Руси - нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются. Вспоминают Кирилла с Мефодием, Братьев славных равноапостольных, В Белоруссии, в Македонии, В Польше, Чехии и Словакии, Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии. Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей. Русоволосые и сероглазые, Лицом все светлые и сердцем славные, Древляне, русичи, поляне, Скажите, кто вы? Мы - славяне!- Далее, коротко о правилах игры.- Квест или приключенческая игра предполагает прохождение этапов – уровней. В нашей игре их будет 7! Представитель от каждой команды получает маршрутный лист, в котором указана очередность прохождения уровней. Затем вся команда отправляется в увлекательное путешествие.РАЗДАЕМ ПУТЕВОДИТЕЛИ СТАРОСТАМ ГРУПП- Ваша задача, выполнив задание каждого уровня, получить 7 символов, затем расшифровать их, пользуясь приложением к маршрутным листам. И составить из получившихся букв слово (приложение 1).- После прохождения всех 7 уровней, с расшифрованным словом, все команды мы вновь ждем в фойе. Победителями станут все команды, справившиеся с заданием, независимо от скорости его выполнения. Расшифрованное слово нужно будет обменять на приз!- Желаем удачи всем командам! Помните об осторожности!- Наша игра-квест стартует. Расходимся по станциям! Уровни игры:I. Уровень «Исторический»- Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки, которые создали братья Кирилл и Мефодий. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице   43 буквы, впоследствии эта азбука стала основой русского алфавита.- Предлагаю разгадать кроссворд по истории славянской письменности!Раздать листы с кроссвордами (Отв. Б*** Татьяна Александровна)Уровень «Исторический»1Азбука2СоЛунь3Философ4КонстАнтин5ЕВангелие6КнИга7ПёТрПо горизонтали:1. Её называют «дочка алфавита».2. Родной город Кирилла и Мефодия.3.Как современники называли Кирилла.4. Назовите имя Кирилла до посвящения в монахи.5. Название первой книги, написанной на славянском языке.6. Источник знаний.7. Имя русского царя, при котором прошла первая реформа алфавита.По вертикали:1. Это слово состоит из двух первых букв греческого языка.II. Уровень «Этимологический»- Данный этап игры предполагает экскурс в этимологию (т.е. историю происхождения слов) фразеологизмов, поговорок.- Названия древних букв, сохранились в русских пословицах, поговорках и фразеологизмах. Пользуясь фразеологическим словарем расшифруйте следующие выражения (написать на доске):Прописать ижицуРасставить точки над iстоять фертомКлюч (достаточно, если студенты назовут коротко толкование фразеологизма):А) Прописать ижицу (устар. шутл.) - высечь, выпороть, наказать розгами или ремнем. Выражение по происхождению собственно русское, употребляется с XVIII века. Ижица - старинное название последней буквы церковнославянской азбуки; по форме эта буква отчасти напоминает пучок розог или плетку. Наряду с "фитой" и "ятем" "ижица" была символом трудного письма и обучения грамоте на Руси. Русские пословицы связывают "ижицу" с телесными наказаниями: Фита и ижица, к ленивому плетка движется; ижица - плетка ближится. Возможно, выражение прописать ижицу восходит к прописной ижице (буква, написанная красной краской). При старательной порке на теле действительно возникает что-то вроде прописной "ижицы".Б) Расставить точки над i - дать пояснения, уточнить, внеся полную ясность; довести до конца. Выражение - калька с французского. Проникновение этого образа в русский язык связано с тем, что в старой русской орфографии применялась буква "и десятеричное", сходная по начертанию с французской i.В) Народный образ – стоять фертом – означает горделивую позу человека, подперевшего руки в бока. Этимология названия буквы учеными достоверно не выяснена. Читателям с воображением эта палочка с двумя дужками по бокам стала напоминать подбоченившегося человека. Так появилось словосочетание стоять фертом”, а затем новое существительное “ферт” и даже уменьшительное “фертик”, по Далю – франтик, щеголёк. Мало-помалу существительное стало уже неодобрительным, полубранным. У Чехова: “Тут к нам ездит один ферт со скрипкой, пиликает”.III. Уровень «Языковедческий»- Ваша задача – к устаревшим словам подобрать синонимы из современного русского языка.Все эти слова связаны с одной темой. Какой на ваш взгляд? (Части тела человека)На доске силуэт человека (с головы до пояса) и слова на магнитах. Прикрепите слова на соответствующие части тела.главачелоочивеждиланитыуставыяраменадланьдесницашуйцаперсты- Задание считается выполненным, если хотя бы половина слов указана верно (неизвестные слова в конце следует пояснить).Ключ:Глава (голова), чело (лоб), очи (глаза), вежди (веки), ланиты (щеки), уста (рот), выя (шея), рамена (плечи), длань (ладонь), десница (правая рука), шуйца (левая рука), персты (пальцы)IV. Уровень «Палиндромы»Вставьте на месте пропусков слова-палиндромы (слова, которые одинаково читаются слева направо и справа налево).(В качестве объяснения можно дать одно из слов для вставки, например, слово ЗАКАЗ)Сторожем на колхозном огороде был старый …, бывший донской …От дождя он сделал соломенный …, возле которого на грядке рос …Сторож пригласил нас к себе на баштан и угостил арбузами.- Раньше на этом бугре, - рассказывал он,- зерновые сеяли, а новый председатель по-другому дело повел, решил арбузы … дыни садить, а теперь от них немалый …колхоз имеет. Послышался … копыт. Это председатель верхом на лошади. - Эй, старина, - окликнул он сторожа, - к утру отбери-ка сотни две арбузов получше, шефам на завод свезем. Они ведь наш … на запчасти для машин быстро выполнили, вот мы их и отблагодарим. Сначала следует поработать самостоятельно. Если группа не справляется, то можно дать слова для справок. Задание считается выполненным, если хотя бы половина слов указана верно (в случае самостоятельной работы). Либо, если все слова вставлены правильно при известных словах для справок. Слова для вставки: дед, казак, шалаш, боб, или, доход, топот, заказ V. Уровень творческийИз названий букв славянской азбуки придумать как можно более длинное предложение. Форму слов можно изменять (например, ставить в иной падеж, число, род и т.д. Например, ЗЕМЛЯ - ЗЕМЛЁЙ). Можно дополнять предложение любыми предлогами и союзами.Уровень будет пройден при условии соблюдения правил и при наличии в предложении не менее 5 слов алфавита. Предложение должно быть понятным и построено по правилам современного русского языка!(См. приложение № 2)VI. Уровень «Произнеси слово без запинки»На листах написаны слова:ПереосвидетельствоватьсяПерсонифицированныйЧастнопредпринимательскийЧеловеконенавистническийБесперспективныйЛегкоусваиваемыйТысячадевятьсотвосьмидесятидевятимиллиметровый- Вы знаете, что сначала слова в славянском тексте писались слитно, без пробелов. Чтобы вы могли представить, насколько сложно читать такой текст, предлагаем прочитать слова на современном русском языке, имеющие несколько корней.- Задача: раздать слова разным участникам группы. Студенты должны прочитать слова без запинки, без возможности первичного прочтения.На презентации можно показать пример славянского текста без пробелов (см. Приложение № 3).VII. Уровень «Летописцы»- На этом этапе вам предстоит перевести текст древнерусской летописи «Повесть временных лет» на современный русский язык. «И живяше Олегь миръ имѣа ко всѣм странамъ, княжа в Киевѣ. И приспѣ осень. И помяну Олегь конь свои, иже бѣ поставил кормити и не вседати на нь. Бѣ бо въпрашал волъхвовъ и кудесникъ: «От чего ми есть смерть?» И рече ему кудесник один: «Княже! Конь, его же любиши и ъздиши на нем, от того ти умрети». Олегь же приим вь умѣ, си рѣче: «Николи же всяду на нь, ни вижю его боле того». И повелѣ кормити и и не водити его к нему, и пребы нѣколико лѣт не видѣ его, дондеже на Грекы иде. И пришедшу ему Кыеву и пребывьшю 4 лѣта, на пятое лѣто помяну конь, от него же бяхуть рекли волсви умрети. И призва старейшину конюхом, рече: «Кое есть конь мъи, его же бъхъ поставил кормити и блюсти его?» Он же рече: «Умерлъ есть». Олег же посмъася и укори кудесника, река: «То ти неправо глаголют волъсви, но вся ложь есть: а конь умерлъ есть, а я живъ». И повелѣ оседлати конь: «А то вижю кости его». И прииде на мѣсто, идѣже бѣша лежаще кости его голы и лобъ голъ, и ссѣде с коня, и посмеяся рече: «Отъ сего ли лба смьрть было взяти мнѣ?». И въступи ногою на лобъ; и выникнувши змиа [и]зо лба, [и] у клюну в ногу. И с того разболеся и умре. И плакашася людье вси плачемь великим, и несоша и погребоша [его] на горѣ, еже глаголеться Щековица...»VIII. Заключительный этапПосле прохождения всех уровней команды остаются в кабинете и собирают слово 7-ми символов, полученных в результате прохождения каждого уровня игры. Символы представляют собой буквы глаголицы, которые необходимо заменить соответствующими им современными буквами русского алфавита (см. приложение № 1), а затем составить из них слово. 2. Сбор команд в фойе для подведения итогов, награждения.- Язык наш прекрасный –Богатый и звучный,То мощный и страстный,То нежно-певучий.В нем есть и усмешка,И мягкость, и ласка.Написаны имИ рассказы, и сказки.Страницы волшебных,Волнующих книг!Люби и храниНаш великий язык!- Вот и наступил завершающий этап нашего путешествия. Надеюсь, что игра была для вас познавательна. Дать слово 3-4 преподавателям, участвующим в квесте (как работали команды, чью командную работу стоит отметить).Отчеты команд: Каждая называет получившееся слово из 7 букв (счастье, доброта, свобода, совесть, человек, надежда, красота).После этого награждаем каждую каждую группу сладкими подарками. - Благодарим всех за участие. До свидания!Список интернет-ресурсов:1.http://rodniki.asu.ru/wpcontent/uploads/2016/02/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D1%8F%D0%BD.pdf2. http://pandia.ru/text/77/307/42512.phpПриложение 1Приложение к маршрутному листу:Приложение № 2Приложение 3
X

x