Всего представлено работ: 243773

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: косолапова ксения сергеевна

проект по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

скачать документ

Вернуться назад

Проект: « Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности».Исполнитель: Косолапова Ксения Сергеевна, воспитатель МА ДОУ детский сад №11 «Ивушка» ГО Богданович.Актуальность.Актуальность проблемы развития способностей детей определена требовниями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в котором отмечено: «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» [24]. Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.Работая с детьми, обратила внимание на то, что некоторые дети в образовательной деятельности, по художественному творчеству, проявляют творческие способности. Их работы отличаются от работ других детей большей калорийностью красок, интересными индивидуальными находками, техникой исполнения работы. Большую часть свободного времени они любят заниматься рисованием. Они интересуются новыми техниками рисования.Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.Использование нетрадиционных способов рисования вызывает у детей обилие положительных эмоций; даёт возможность использования в качестве изобразительных материалов часто неожиданных предметов, удивляя малышей оригинальностью и непредсказуемостью. Знания, умения, педагогический такт дают возможность ребёнку сотворить собственную картину мира, а нетрадиционные методы рисования сделать рисунок красивым, понятным, привлекают его и заинтересовывают.Нетрадиционные техники рисования, по мнению Давыдовой Н. Г., требуют соблюдения определённой последовательности производимых действий. Дошкольники учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребёнка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей дошкольного возраста, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего занятия. Современные техники изобразительного творчества развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. В творческой деятельности ребёнка мы выделяем три основных этапа, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого:1. Возникновение и оформление замысла.2. Процесс создания художественного образа.3. Анализ результатов творчества взрослым и детьми.Авторы многих программ по изобразительной деятельности дают рекомендации как использовать нетрадиционные техники. Мне наиболее близка программа Лыковой И. А. «Цветные ладошки», в которой она делает акцент на том, что работу с использованием нетрадиционных техник следует начинать с младшей группы по принципу "от простого к сложному". Основные техники, используемые в этом возрасте: рисование пальчиками, ладошками, рисование тычками из поролона, ватными палочками, печатание листьями.В средней группе добавляется: рисование свечойВ старшей группе нетрадиционные техники: кляксография с трубочкой, монотипия, набрызг, восковые мелки + акварель, оттиск смятой бумагой, рисование поролоном, гравюра, оттиск пробкой, поролоном, пенопластом.В подготовительной группе добавляется: тиснение, тычок жесткой полусухой кистью, рисование по - сырому, кляксография с ниткой, рисование солью, расчёсывание краски, двойное примакивание кисти.Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Чтобы выявить и реализовать возможности детей, я разработала проект на тему «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования». Разработанный мною проект составлен в соответствии с условиями ФГОС дошкольного образования, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.Задачи:Развивающие:- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.Образовательные:- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.-Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.Воспитательные:- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческуюсамореализацию.Оздоровительные:- Благотворно влиять с помощью нетрадиционной технике рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.-Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровьесберегающие технологий.Тип проекта: творческий.По содержанию: детское творчество.По составу участников: дети старшей группы и родители.Сроки реализации: 1 год.Основные принципы развития детского творчества:Принцип поэтапности (от простого к сложному)Принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве)Принцип сравнений (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов)Принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка)Ожидаемые результаты реализации проекта:1. В рисунках детей наблюдается новизна, оригинальность и вариативность как способ решения творческой задачи, так и продукта детского творчества;2. Дети умеют находить адекватные выразительные, изобразительные средств для создания художественного образа;3. Дети проявляют интерес к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;4. В процессе совместной деятельности наблюдается самостоятельность при выборе сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественной выразительности.Формы работы с детьми.* Дидактические игры. Для развития воображения и фантазии.* Чтение загадок.* Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.* Чтение художественной литературы.* Тестовые задания (дорисовывание кругов).* Беседы.* Занятия с использованием нетрадиционной и не стандартной изо технологии.Формы работы с родителями.* Консультации.* Беседы.* Привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные материалы).* Участие в конкурсах, выставках. Основное содержание и методы реализации проекта.Дополнительные стимулы:1.Игра является основным видом деятельности детей.2.Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.3.Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.4.Музыкальное сопровождение.5.Эмоциональное объяснение способов действий и показ приемов изображения.Ресурсное обеспечение проекта1.программно-методическое обеспечение;2.развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;3.взаимодействие всех участников педагогического процесса;4.система взаимодействия с родителями;Этапы реализации проекта:Подготовительный этап.1. Определение проблемы, цели и задач проекта.2. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование, нахождение и установление эффективных связей с родителями.1 этап.1. Выявление уровня художественных способностей в изобразительном творчестве детей:• экспериментирование с разными художественными и изобразительными материалами при решении творческих задач;• умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;• умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;• самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий;2. Развитие художественного вкуса.3. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.4. Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта.5. Разработка плана  конкурсов и выставок.6. Организация работы по реализации проекта.2 этап.1. Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков.2. Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ семейного творчества в детском саду.Система работы проекта.Работа с педагогами.Консультации:1. «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве».2. «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».3. Разработка картотеки нетрадиционных техник рисования.Работа с родителями:- Индивидуальные беседы;- опросы «Любит ли ваш ребенок рисовать?»; «Какие материалы предпочитает в процессе рисования»; «Имеется ли дома уголок для детского творчества?» - Консультация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»; «Значение цвета в рисунках ребенка». - Выставка работ родителей и детей «Юные художники».- Взаимообмен фотографиями, о совместном создании творческих работ в семье и детском саду.Ожидаемые результаты реализации проекта:Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.Нетрадиционные техники рисования, используемые в разных возрастных группахСтаршая и подготовительная группа (5-7 лет)1.Рисование зубной щеткой.2.Набрызг.4.Кляксография с трубочкой.3.Фотокопия – рисование свечой.4.Рисование нитками.5.Рисование солью.6.Пластилинография.   
X

x