Всего представлено работ: 244116

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Попенко Елена Ивановна

"Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста." ого возраста

скачать документ

Вернуться назад

СодержаниеВведение1. Понятие агрессивности и основные подходы2. Психологические особенности детей, склонных к агрессии3. Проявления агрессивности в группе дошкольников4. Профилактика и коррекция детской агрессииЗаключениеСписок литературыВведениеИзучение проблемы агрессивного поведения является одним из самых важных направлений исследовательской деятельности. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Обычно с усвоением правил и норм поведения проявления детской агрессивности уходят, уступают место более спокойным формам поведения.   Однако, у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. В психологических исследованиях выявляется и описывается уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые ребёнок наблюдает в повседневной жизни. Однако, очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей. Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Изучение этих характеристик чрезвычайно важно для понимания природы этого явления и для своевременного их преодоления.Понятие агрессивности и основные подходыАгрессия – проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.  Агрессивность - свойство личности, заключающиеся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей.Агрессивное поведение складывается из следующих компонентов: 1. Социализированная. Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.2.Несоциализированная. Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию.Под агрессивностью понимают действие ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самому себе. Ребенок также может проявлять агрессивность против животных или материальных объектов.1. Наиболее нормальной и наименее патологической формой агрессии является игровое насилие. Оно используется человеком в целях демонстрации своей силы и ловкости, а не в целях разрушения, и не мотивированно ненавистью или деструктивностью.2. Гораздо более распространенным является реактивное насилие. Это агрессия, которая проявляется при защите жизни, свободы, достоинства, а также собственного или чужого имущества. 3. Враждебность, возникающая из зависти и ревности. Как ревность, так и зависть являются специфическими видами фрустрации. Зависть и ревность может обостряться у него еще и тем, что он не только не получает желаемого, но при этом осознает, что кто-то другой пользуется этим вместо него.4. Мстительное насилие. Отличается от реактивного тем, что ущерб уже нанесен и применение силы больше не является функцией защиты.5. Деструктивность, мотивированная потрясением веры. Возникает, как правило, в результате нарушения доверительных отношений между детьми и родителями. 6. Компенсаторное насилие. Это насилие служит человеку в качестве замены продуктивной деятельности.7. Садизм. Это понятие трактуется, как импульс полностью подчинить другого человека своей власти, сделать его беспомощным объектом собственной воли.8. Архаическая жажда крови. Отражает биологическую связь человека и природы: убийство из пристрастия страха собственного развития, очеловечивания.2. Психологические особенности детей, склонных к агрессииТе или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства детей. В то же время некоторые из них проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется во-первых в частоте агрессивных действий (в течение часа  наблюдений они демонстрируют не менее 4 актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного);  во-вторых, в преобладании прямой физической агрессии, и в-третьих в наличии враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников) а на физическую боль или страдание сверстников.Принято считать, что агрессивных детей отличает неумение играть, отсутствие игровых навыков. Действительно, среди агрессивных дошкольников больше детей, не умеющих играть и меньше тех, кто достиг высшего уровня развития игры. Однако, что некоторые агрессивные дети могут организовать интересную игру. Поэтому низкий уровень развития игровой деятельности нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.Существует мнение, что агрессивных детей отличает неадекватная самооценка – завышенная или заниженная.  Однако оказалось, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных. Вместе с тем выяснилось, что у агрессивных детей более существенные расхождения между их собственной самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Имея достаточно высокую самооценку, эти дети явно сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников. Данный факт может свидетельствовать о том, что эти дети более остро и напряжённо переживают свою «недооцененность», не признанность своих достоинств со стороны сверстников. Характерно, что эти переживания, как правило, не соответствуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть и предпочитаемые и отвергаемые сверстниками и даже лидеры. Следовательно, эти тяжёлые переживания вызваны не действительным положением ребёнка в детской группе, а его субъективным восприятием отношения к себе. Такому ребёнку кажется, что его не ценят, не уважают, не видят его достоинств.Наиболее существенные различия между двумя группами выявляются по способу выхода из конфликтной ситуации и по отношению ребёнка к сверстникам. Ещё более существенные различия выявляются в реальном взаимодействии детей.  В проблемных ситуациях агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнёра, ярко отрицательное, а иногда и агрессивное отношение к успехам сверстника. Они чрезвычайно редко уступают свои предметы. В отличие этого дети, не склонные к агрессии, достаточно часто помогают партнёру и уступают свои вещи.Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Такое отношение нельзя свести к недостатку коммуникативных навыков. Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, её направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага.Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, они приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Такое приписывание враждебности проявляется в следующем:- в представлениях о своей недооцененности со стороны сверстников;- в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций;- в реальном взаимодействии детей, где они постоянно ждут нападения или «подвоха» со стороны партнёра.Всё это говорит о том, что главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками. Однако, эти проблемы не однородны в группе агрессивных дошкольников. 3. Проявления агрессивности в группе дошкольниковАгрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада. Вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. Это могут быть жалобы, демонстративные угрозы Традиционными «детскими» формами вербальной агрессии являются дразнилки. Физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть:- разрушение продуктов деятельности другого;- уничтожение или порча чужих вещей;- непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение.Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается вербальная агрессия - от жалоб до прямых оскорблений. Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определённый повод и осуществляется в какой-то конкретной ситуации. Чтобы лучше понять причины и цели агрессивного поведения, нужно посмотреть, в каких ситуациях, т.е. когда и зачем дети ведут себя агрессивно. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, можно выделить следующие: Привлечение к себе внимания; ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство; защита и месть; стремление быть главным; стремление получить желанный предмет.Как можно видеть большинство проявлений агрессивного поведения дошкольника наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства или как инструмент для достижения определённой цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при получении желанной цели – будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка – после чего агрессивные действия прекращаются. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребёнка к враждебности и жестокости, что естественно вызывает особую тревогу.4. Профилактика и коррекция детской агрессииПрежде чем начать работу по коррекции агрессивного поведения, необходимо понять, с какими детьми вы будете работать. Каждый специалист должен учитывать возрастные особенности ребенка в коррекционной работе.Работа с агрессивными детьми должна быть направлена не на безопасный выход агрессии (эмоциональная разрядка), не на повышение самооценки, и не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других. Эта задача требует отказа от некоторых привычных форм работы дошкольного педагога. Такие традиционные формы воздействия как убеждения и объяснения воспитателя, приведение положительных примеров и призывы не обижать других оказываются малоэффективны при работе с агрессивными дошкольниками. Они и так знают, что хорошо, а что плохо, а сверстник, которого приводят в качестве образца, может вызвать только неприязнь со стороны ребёнка.Необходимо отказаться также от соревновательного начала в играх и занятиях. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребёнка на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. В конечном счёте, независимо от того, выигрывает ребёнок или проигрывает, это ведёт к разобщённости и отчуждённости детей.Основной задачей в работе педагога и психолога с агрессивными детьми должно стать формирование общности с другими, возможности видеть и понимать своих сверстников. Главное здесь – помочь ребёнку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности.Социально-профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении превентивных и коррекционных программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством коррекции выступает игровая деятельность, специально организуемая психологом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка. Профилактическая работа может строиться по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов известных сказок, при этом агрессивному ребенку следует предлагать роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т.е. развивать эмпатию. Если же ребенку достается роль агрессивного персонажа, необходимо акцентировать внимание на таких качествах персонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых. Работа с агрессивным ребёнком будет эффективной только тогда, когда к ней привлечены не только воспитатели, но и, самое главное, - родители. Работа со взрослыми, составляющими ближайшее окружение ребенка, должна строиться как в плане ознакомления их с причинами детской агрессивности, психологическими особенностями агрессивных детей (самооценка и структура мотивационно-потребностной сферы), так и в организации нового опыта взаимодействия с такими детьми (обращать внимание на ребенка тогда, когда он ведет себя хорошо; предоставлять выбор в способах поведения; оценивать не личность, а отдельные поступки), перестройки системы наказания и поощрения. Взрослые (воспитатели, родители, психолог) должны понимать, что исправление агрессивного поведения ребенка - кропотливая работа, требующая понимания проблем таких детей и терпения. Родители должны помочь своим детям адаптироваться к окружающему миру. В одних случаях, следует поощрять ребенка, в других - ограждать от агрессивности. Иными словами, понимать, являются ли действия ребенка самозащитными или враждебными и не переносит ли он свою ярость с виновного на невинного.Современными психологами предлагаются занятия по снижению уровня агрессивности: тренинги, релаксация, ролевая игра, направленная на разрешение конфликтных ситуаций, сюрпризный момент и др.Работа с агрессивными детьми имеет ряд особенностей. Главная задача в такой работе - помочь ребенку преодолеть внутреннюю изоляцию, проявить способность к эмпатии, к нормальному общению со сверстниками. Занятия по снижению агрессивности могут проводиться в различных формах.Очень важной является работа с родителями.Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, психологов и родителей, но и для общества в целом. На современном этапе особенно важным является изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё можно предпринять своевременные меры.В последние годы научный интерес в работах российских и зарубежных учёных к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Так как увеличивается число детей, склонных к агрессивным действиям в дошкольном возрасте.Выделяют различные причины и мотивы агрессивного поведения у детей. Агрессивное поведение ребёнка взаимообусловлено влиянием биологических, психологических, социальных факторов. В основе детской агрессивности лежит мотивационная направленность: спонтанная демонстрация себя или достижение своих практических целей, в крайних проявлениях это подавление и унижение другого. Несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность сопереживать, видеть и понимать другого. Психологическая особенность агрессивного ребёнка — это внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим людям и невозможность видеть мир другого ребёнка.В дошкольном возрасте важно предпринять своевременные меры для профилактики агрессивных проявлений у детей. Методы социальной профилактики детской агрессивности должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование доброжелательного отношения к сверстнику, эмпатии и способности видеть и понимать других, умении выражать гнев приемлемыми способами. ЗаключениеАгрессия, возникая на самых ранних этапах развития ребенка, долгое время не осознается им в той степени, в которой это необходимо для регуляции поведения, часто отражает неспособность ребенка адекватно оценить ситуацию, свои возможности, предусмотреть последствия агрессивных действий, справится с эмоциями.Агрессивность детей несет в себе результат взаимодействия биологических склонностей, врожденных и приобретённых сдерживающих реакций, характера конкретной социальной ситуации на фоне еще достаточно слабо развитой произвольности поведения. Характеристики эмоциональной сферы, в том числе агрессия и враждебность по отношению к окружающему миру, могут служить основными показателями психического развития ребенка, как в норме, так и при различного рода отклонениях.Несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность сопереживать, видеть и понимать другого.На современном этапе особенно важным является изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё можно предпринять своевременные меры.Выявление детей с выраженной агрессивностью поведения может помочь своевременному началу коррекционных мероприятий.Список литературы1.Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. - Воронеж, 1995 - 280 с.2.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – Воронеж,1996 - 176 с.3.Мухина В.С. Психология дошкольника. Учебное пособие для студентов педагогических институтов и учащихся педагогических училищ. Под ред. Л.А. Венгера –М. – Просвещение, 1975 – 342 с.4.Обухова Л.Ф. Детская психология теории, факты, проблемы. – М. Просвещение, 1995. -340 с.5.Смирнова Е. О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. – М. Владос, 2003. – 160 с.
X

x