Всего представлено работ: 242066

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: ПАомилуйко Людмила Викторовна

Натюрморт - настроение

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования«Детская школа искусств №4 города Владивостока»Дополнительная профессиональная общеобразовательная программав области изобразительного искусства «Живопись»Тема урока: «Натюрморт - настроение»Разработал:преподаватель основныхдисциплин МОУ ДО «ДШИ»Помилуйко Л.В.г. Владивосток, 2019Урок живописи для учащихся первого года обучения разработан в соответствии с требованиями дополнительной профессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства: «ЖИВОПИСЬ» при 5 – летнем сроке обучения.Тема урока: «Натюрморт - настроение»Тип: Комбинированный: словесный, наглядный, практический, эмоциональный.Цель:художественно – эстетическое развитие личности учащегося на основе, приобретенных им в процессе освоения учебного предмета, художественно – исполнительских и теоретических знаний умений и навыков. Задачи:учебные:знакомство с жанром изобразительного искусства «Натюрморт».приобретение знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ; развивающие: развитие: наблюдательности, зрительной памяти, мышления, развитие эмоционально – ассоциативных впечатлений от натуры, воспитательные:воспитание эстетической отзывчивости, формирование художественного вкуса. Наглядные пособия: тема урока, новые слова для словарика художника: «натюрморт», «теплые и холодные цвета», «цветовая гамма»,выставка работ учащихся по теме: «Натюрморт»,Презентация «Жанр изобразительного искусства «Натюрморт» (см. Приложение 1 презентация).Оборудование для учителя: - компьютер, проектор, экран, выставка работ учащихся, презентация.Оборудование для учеников: - лист формата «А 5», принадлежности для работы акварелью.Этапы урока: Организационный момент – 1 мин.Сообщение темы – 1 мин.Организация рабочего места – 1 мин.Сообщение нового материала – 10 мин.Игра-упражнение «Живая картинка» - 15 мин.Общий просмотр и анализ работ – 8 мин.Рефлексия -1 мин.Домашнее задание – 1 мин.Уборка рабочего места – 2 мин. Использование классной доски:Название темы урока, слова для словарика художника: «натюрморт», «теплые и холодные цвета», «цветовая гамма»,выставка работ учащихся по теме: «Натюрморт»,Ход урока:Организационный момент - установление дисциплины. Сообщение темы урока: «Натюрморт - настроение».Организация рабочего места - проверка готовности к уроку. Сообщение нового материала:Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают нам о самых повседневных вещах: о жизни и быте их владельцев, об их привычках. По содержанию, картины стали делить на жанры. Так, картины, посвященные историческим событиям, стали относить к историческому жанру. Художников, которые любят рисовать море, называют маринистами. К батальному жанру относятся картины, отражающие военные эпизоды. Картины, в которых художники знакомят нас с бытом людей, относятся к жанровой живописи. Существуют еще и другие жанры такие как: интерьер, пейзаж, портрет, натюрморт. Рассмотрим один из жанров искусств – НАТЮРМОРТ. Демонстрационный показ презентации «Натюрморт» (см. Приложение 1 презентация).Если видишь на картине чудо-вазу на столе,В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем;Стоит множество посуды, и стеклянной и простой,Может, чашка или блюдце с золочёною каймой.А ещё и так бывает: нарисована там дичь.В завершении положим спелых персиков и слив.А ещё в картине может нарисованным быть торт.И поэтому картина назовётся натюрморт.Что такое натюрморт?«Натюрморт» – слово французское, и значит оно буквально - «мёртвая природа». Это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и так далее). Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость. Теперь они свободно ходили по морям и торговали со всем миром. Голландия стала одной из самых богатых стран в Европе. После трудных и долгих лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, красоту природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь. Это было время расцвета голландского искусства натюрморта.Голландские художники выбирали для своих натюрмортов самые разнообразные предметы, умели их прекрасно скомпоновать, выявить особенности каждого предмета и его внутреннюю жизнь, неразрывно связанную с жизнью человека.Клас Питер «Натюрморт с тортом» 1627 г. (Рейксмузеум, Амстердам).Голландский живописец Питер Клас (1597 – 1661 гг.) писал многочисленные варианты «завтраков»,  изображая на столе окорока, румяные булочки, ежевичные пироги, хрупкие стеклянные бокалы, наполовину наполненные вином, с удивительным мастерством передавая цвет, объем, фактуру каждого предмета.  Кальф Виллем «Натюрморт с чайником» 1653 г. (Национальная галерея, Лондон).Со временем «завтраки» мастеров натюрморта уступают место «десертам». Виллем Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» — кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины. В русском искусстве натюрморт появился в XVIII веке, отражая познавательные требования эпохи, стремления правдивости и точности передачи предметного мира. Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX века. Игорь Эммануилович Грабарь «Натюрморт», 1904 г. (Русский музей).Натюрморты И.Э. Грабаря поражают поэтичностью окружающего мира. Картина написана в преобладании яркого света. При этом отлично видно и блики и игру света и тени. Каждый предмет натюрморта имеет свою фактуру: стакан сияет, прозрачное стекло игриво передает насыщенные оттенки, фрукты сочетают нежность с яркостью.Константин Алексеевич Коровин «Цветы и фрукты», 1911 г. (Костромской государственный объединенный художественный музей). Натюрморт К.А. Коровина «Цветы и фрукты» - один из примеров самого незатейливого этюдного натюрморта мастера, где нет другой задачи, кроме колористической.Мартирос Сергеевич Сарьян «Цветы Еревана», 1910 г. (Дом музей М. Сарьяна, Ереван). М.С. Сарьян - Великий мастер цвета. Его работы удивительно красочны, пронизаны солнечным светом и теплом.Евгений Евгеньевич Лансере «Раковина и яблоки», 1917 г. (Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств). Е.Е. Лансере как истинный представитель «Мира искусств» в своих произведениях высоко ценил красоту вещей окружающего мира.Илья Иванович Машков «Фрукты на блюде», 1910 г. (Третьяковская галерея, Москва). Отличительным свойством ранних натюрмортов И.И. Машкова является непосредственность восприятия и налет примитивизма.Владимир Федорович Стожаров «Чай с калачами», 1972 г. (Государственный Русский музей, Санкт – Петербург). Натюрморты В.Ф. Стожарова обладают авторским стилем – неповторимым первобытным народным колоритом деревенского быта.Борис Михайлович Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 г. (Государственный Русский музей, Санкт – Петербург). В своем творчестве Б.М. Кустодиев использует принцип народной картинки – лубка.Федор Петрович Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка» 1820 г. (Третьяковская галерея, Москва). Натюрморты Ф.П. Толстого – это  попытка  запечатлеть  чарующую  красоту  природы.Вывод: Стремление художников расширить возможности изобразительного языка во все времена сопровождались активными поисками в области цвета, формы, композиции. Но, если бы мы видели картины как черно – белые фотографии в старом бабушкином альбоме, мир не казался бы нам таким прекрасным и разнообразным. Картины запоминаются нам своей цветовой гаммой. Одни картины - «теплые», другие – «холодные», на третьих присутствуют самые разнообразные цвета красок. Игра-упражнение «Живая картинка»В целях закрепления эмоционально – ассоциативных впечатлений и умения определять оттенки «холодных» и «тёплых» цветов проводится игра - упражнение. Класс делится на три группы, каждая из которых на основе собственных ассоциаций и образов пишет «натюрморт – настроение» в технике быстрого письма акварелью «по- сырому» на листе формата «А5». (предварительный рисунок карандашом: кувшин и яблоко).1-я группа – радостный, веселый, торжественный натюрморт;2-я группа – нежный, романтичный, певучий натюрморт;3-я группа – мрачный, печальный, грустный натюрморт.Общий просмотр и анализ работКоллективное подведение итогов игры. Дети делятся своими художественными впечатлениями. Педагог отмечает красиво найденные сочетания цветов в передаче характера и настроения натюрмортов.Совместный вывод о том, что:радостное настроение, предается чистыми, яркими «теплыми» красками – постепенно усиливающимися цветовыми слоями (лессировка);нежность - мягкими цветовыми переходами (по- сырому); мрачному или печальному натюрморту характерны «холодные краски», нанесенные мазками (по – сухому). Рефлексия: подведение итогов урока, что узнали, чему научились. Что такое натюрморт? Что такое цветовая гамма картины? Какие краски относятся к «холодным», «теплым»? Домашнее задание: написать этюд натюрморта из 2-х предметов в «теплой» цветовой гамме. Формат «А 5», техника акварель «по – сырому». Уборка рабочего места.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫКаменева Е., «Какого цвета радуга», изд. «Детская литература» 1971 г.Кузьмина М.Т., Мальцева Н.Л., «История зарубежного искусства, изд. «Изобразительное искусство», 1983 г.Полный курс рисунка и живописи в 2-х томах, изд. Cuso Completo de Dibujo y Pintura. Перевод Вартановой О., 1994 г.Сергеев А., «Учебный натюрморт», изд. «Искусство», 1955 г. Шестаков К.А., «Давайте рисовать!», изд. УЧПЕДГИЗ, 1963 г.«Школа изобразительного искусства», изд. Академия художеств СССР, 1963 г.СПИСОК САЙТОВВикипедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E7%EE;Грегори Ван Раальте цветочные натюрморты risunoc.com;Декоративные натюрморты http://www.livemaster.ru/item/5688425 -kartiny-panno-kuvshiny; Изобразительное искусство. Искусство натюрморта 5 -6 класс. «Рисование с натуры натюрморта кувшин, яблоко» http://tak-to-ent.net/load/350-1-0-7907;Методика обучения младших школьников (I—IV классы) изображению натюрморта nauka-pedagogika.com;Методика выполнения декоративного натюрморта xreferat.ru;Натюрморт для обучения младших школьников рисованию ext.tr200.biz  Натюрморты для ознакомления младших школьников ronl.ru;Натюрморты художников Сезанн artap.ru; Натюрморт с фарфором, акварель, 2000 Осенние ягоды, акварель yablor.ru;Натюрморт с кувшинами и яблоком на зеленом цветочном фоне livemaster.ru;Работы в стиле русской многослойной акварели. Пейзажи и натюрморты lesokhina.ru;Учительские университеты. «Рисование натюрморта с натуры» http://collegy.ucoz.ru/publ/87-1-0-8753.
X

x