Всего представлено работ: 242034

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Казакова Марина Александровна

Технология формирования пространственных понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

МБДОУ Детский сад №282958465254000-365760337185ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОРШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА310515339725Воспитатель:М.А.Казаковаг.ОсинникиПояснительная запискаАктуальностьДля гармоничного развития ребенка необходимо такое умение, как способность ориентироваться в пространстве, которое имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека.Умение ребенка ориентироваться в пространстве способствует лучшему освоению предметного и социального пространства в процессе построения целостной картины мира и осознании своего места в нем. Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных понятий и представлений.Несформированность пространственных понятий и представлений к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Подобные недостатки в развитии проявляются:в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, когда дети начинают выводить элементы на бумаге;в овладении математическими операциями которые предполагают умение пользоваться какой-либо системой отсчета;и освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.Проблема формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе.Для решения данной проблемы можно использовать Технологию формирования пространственных понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста.Целенаправленная деятельность по ознакомлению, закреплению пространственных представлений и отношений можно организовывать со всей группой воспитанников, но учитывая, что все дети развиваются по-разному в силу своих индивидуальных особенностей, можно планировать личностно-ориентированную деятельность с детьми, где будут учитываться рекомендации педагога-психолога.Основным принципом данной Технологии является принцип "От простого - к сложному". Главным здесь является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся упражнений, заданий-поручений, заданий игр с предметами и без них. Залог успеха любой деятельности кроется в последовательности и поэтапности. Чтобы ребенок научился самостоятельно ориентироваться в основных пространственных направлениях и в двухмерном пространстве, то есть на листе бумаге, необходимо знакомить ребенка с самого элементарного.....Этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок:I этап уровень пространства собственного телаII этапФормирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, впереди, сзади. Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека».III этап Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка в двухмерном пространстве)IV этапФормирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве, лингвистическое пространство .Система работы с детьми по формированию пространственных понятийДля успешного овладения детьми пространственных понятий и представлений необходимо опираться на разные каналы восприятия информации: кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой. Поэтому работу можно начать с маркировки правой руки ребенка. Для этого можно использовать разные средства: ленточку, браслет, маркер. Вместо маркера можно одевать на руку браслет, но на этапе усвоения понятий это будет раздражающим фактором.После маркировки переходим к усвоению схемы собственного тела с помощью различных упражнений. После отработки правой, левой стороны тела перехожу к формированию понятий по вертикальной оси: верх- низ, выше ниже, прорабатывая все части на лице, руках, ногах, туловище. При вводятся пространственные предлоги «НАД», «ПОД», «МЕЖДУ» . для лучшего их усвоения использую ассоциативные слова: НАД-О потянуться, ПОД-НЯТЬ с пола, ЗА-КРЫТ от нас немного…Следующий этап освоение пространства вокруг себя. Для этого можно использовать такой прием «пингвины». Дети становятся «пингвинами», у которых руки это крылья по бокам. Усвоение пространства происходит через этот образ + маркировка руки.Следующий шаг в работе с детьми- усвоение пространства листа. Этот процесс также не возможен без усвоения правого и левого пространства на теле. Наглядно это видно при выполнении «Графических диктантов» под диктовку. Дети часто сбиваются, ошибаются, с трудом доделывают до конца. Для того чтобы облегчить этот процесс в ДОУ а затем и в школе, можно использовать следующий прием. Пример: возьмите белый лист и фломастер, посмотрите на правую руку, если нет точки, поставьте ее. Положите сверху две руки, под правой рукой правая часть листа, под левой - левая, проведите линию посередине. Поменяйте положение листа по – другому, не переворачивая его и сделайте тоже самое. Теперь оказалось, что у нас есть две правые части и две левые. А теперь, поставьте лист на стол, оказывается что две правые половинки и две левые отличаются друг от друга: одна выше, другая ниже, одна верхняя правая, левая, другая нижняя левая, правая.Закрепление пространственный представлений на листе происходит при помощи схем. Например, схема "Кружок и квадрат", где квадрат может стать любым предметом, кружок также может быть чем угодно. Разные схемы отражают разные пространственные отношения. Для формирования и закрепления приобретенных умений и навыков широко используется игровая технология, так как именно она является ведущим видов детской деятельности.Системность применения данной технологии обеспечивается тем, что закрепление полученных представлений должно проходить во всех видах детской деятельности в течение дня. Технология формирования пространственных понятий и представлений используется как во время организованной образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов.
X

x