Всего представлено работ: 244242

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Махаева Алена Викторовна

Особенности эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

скачать документ

Вернуться назад

Особенности эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.СОДЕРЖАНИЕ TOC \o "1-1" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ1. Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема2. Особенности диагностики эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста и ее использование в дошкольной образовательной организации3. Организация и методы изучения эмоционального развития детей младшего дошкольного возрастаЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕАктуальность проблемы. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – это важнейшая составляющая их общего развития, которая определяет успешность общения со сверстниками, адекватность реакций на жизненные события и многое другое. За кажущейся простотой детской эмоциональности скрывается достаточно сложный процесс распознавания и передачи эмоций, требующий от детей определенного уровня развития и знаний.В современных условиях на дошкольной ступени образования существенно возрастает необходимость повышения эмоциональной компетентности детей как необходимое условие формирования адаптационных способностей, познавательной активности, инициативности, способствующих продуктивному взаимодействию ребенка с субъектами социальной среды.Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей дошкольного возраста, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, распознавать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Поэтому так важно организовывать диагностику эмоционального развития, которая позволить своевременно выявить проблемы.Однако, в младшем дошкольном возрасте в процессе организации диагностики эмоционального развития возникают ряд трудностей. Во-первых, в дошкольной образовательной организации отсутствует педагог-психолог, который может квалифицированно организовать процесс диагностики, качественно обработать полученные результаты. Во-вторых, для проведения диагностики имеется очень незначительное количество диагностических методик, которые можно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста, а это значит, что невозможно подвергнуть изучению широкий спектр показателей эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста. В-третьих, не разработаны критерии уровневой оценки эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.Поэтому подбирая диагностические методики, направленные на изучение эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста важно учитывать простоту их использования, информативность, возможность их использования в работе с детьми этого возраста.Проблема диагностики эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста является малоразработанной и ограничивается исследованиями Н.Л. Кряжевой [8], В.М. Минаевой [14], Г.А. Урунтаевой [17] и др. Однако, их исследования более ориентированы, либо на детей старшего дошкольного возраста, либо предлагают использовать методику для детей дошкольного возраста, не выделяя детей младшего дошкольного возраста.1. Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблемаС первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира (люди, предметы, события). Взрослые, прежде всего родители, не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонации, мимики, жестов, речи. Благодаря нашей врожденной способности к выражению эмоций мы можем понимать друг друга, не используя речевых средств. Безусловно, неудивительно, что язык эмоций – это единый язык для всех людей Земли. Эмоции – это переживания личности, связанные с удовлетворением или неудовлетворением ее потребностей. Р.С. Немов дал определение эмоций: под эмоциями можно понимать специфические переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона и связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей человека [16].Как отмечал С.Л. Рубинштейн, эмоции можно предварительно охарактеризовать несколькими признаками: во-первых, в отличие от восприятий, которые обозначают содержание объекта, эмоции, выражают состояние субъекта и его отношение к объекту; во-вторых, эмоции обычно отличаются полярностью, в сложных человеческих чувствах они, взаимодействуя, образуют сложное противоречивое единство (амбивалентность чувств); в-третьих, эмоции всегда имеют характер, захватывающий всего человека, они связаны с личностным «я» [21].В западноевропейской и американской психологии широко распространена точка зрения, согласно которой эмоции представляют собой «архаические инстинктивные реакции, проходящие в процессе филогенеза и онтогенеза путь инволюции, подавляемые и вытесняемые интеллектом» (Т. Рибо, П. Фресс) [20]. В основе многих концепций отечественных психологов лежит оппозиционный тезис о том, что «на протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более слоные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания» (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович). Обе позиции рассматривают эмоциональную сферу человека в зависимости от научно-теоретического подхода к развитию психики, определению структуры эмоций и условий эмоцональных преобразований [7].Родоначальником исследований в области онтогенеза эмоциональной сферы является Д. Уотсон (поведенический научно-теоретический подход, бихевиоризм). Он определял эмоции, как наследственную стереотипную реакцию организма на определенную ситуацию (стимул), которая существует уже на самых ранних стадиях онтогенеза [24]. С точки зрения деятельностного подхода (Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, И.М. Юсупов) нормативно-возрастное поле эмоционального развития ребенка составляют эмоциональные новообразования. Отсюда онтогенез эмоционального развития отечественными исследователями понимается как процесс «последовательного и закономерного возникновения и функционирования новообразований, специфических и необходимых для данного возрастного этапа» [1; 7].Итак, деятельностный подход характеризуется следующими представлениями о ходе индивидуального эмоционального развития [2]:Эмоции в процессе онтогенеза проходят путь прогрессивного развития.Деятельность – основа эмоционального развития.Эмоциональные процессы играют важную роль в регуляци деятельности.Онтогенез эмоций рассмаривается в неразрывной связи с общим ходом психического развития.На развитие эмоций оказывают влияние все структурные компоненты психики (познавательные процессы, мотивационно-потребностная сфера, самосознание). Эмоциональное развитие детей обеспечивается благодаря систематическому, последовательному педагогическому управлению при обязательной деятельностной активности личности. Программа педагогического управления эмоциональным развитием строится на основе закона о функциональном психофизическом единстве деятельности организма человека как целостной системы, о чем свидетельствуют работы известных психологов П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца. А также учитываются положения теории и педагогического стимулирования, выдвинутые З.И. Равкиным, В.А. Разумным, и когнитивной теории эмоций С.Л. Рубинштейна и др.Закон о функциональном психофизическом единстве деятельности организма свидетельствует о том, что изменения в функционировании какого-либо одного компонента системы неизбежно вызывают изменения в работе других ее звеньев. Значит, на работу менее подвластных контролю психических явлений, какими являются эмоции, можно влиять через использование психических функций, более доступных педагогическому управлению, т. е. через ощущения, речь, движения.В исследованиях А.В. Запорожца и Я.3. Неверович были обнаружены следующие закономерности эмоционального развития личности [7]:1) чувства играют значимую роль не только в энергетическом обеспечении (в отличие от позиции Ж. Пиаже), но и в ее структурировании, образовании мотивов и выделении целей деятельности;2) эмоция представляет собой особую форму отражения субъектом действительности, а не непосредственно процесс активации (в отличие от взглядов У. Джемса); при помощи эмоций осуществляется психическая регуляция общей динамики поведения.Когнитивная теория эмоций дает возможность подойти к эмоциональному развитию детей с учетом когнитивных процессов. Эта теория обосновывает необходимость развивать компетентность при идентификации эмоций, как чужих, так и своих, объяснять причинно-следственные связи (ситуация – эмоция), выражать свое отношение к разнохарактерным, эмоциональным проявлениям путем введения пиктограмм, когнитивных схем эмоций.Педагогически организованное расширение эмоционального опыта детей важно осуществлять, учитывая выделенные в психологии механизмы воздействия на эмоциональную сферу личности дошкольников. К ним относятся краткие эмоциональные реакции, эмоциональная дифференциация, эмоциональная идентификация и эмоциональное обособление (А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Л.П. Стрелкова и др.). На основе этого, Н.С. Ежкова, предлагает четыре основных направления в педагогической работе по эмоциональному развитию дошкольников [2]:Развитие опыта эмоционального реагирования.Развитие эмоциональной экспрессии.Развитие представлений об эмоциях.Овладение словесными обозначениями эмоций. Активизация словаря эмоциональной лексики.При выборе средств и методов образовательной работы необходимо учитывать последовательность в усложнении форм эмоционального реагирования. Так, в младшем дошкольном возрасте педагогический инструментарий подбирается с ориентацией на развитие кратких эмоциональных реакций и эмоциональной дифференциации; в среднем дошкольном возрасте, помимо развития кратких эмоциональных реакций и эмоциональной дифференциации, педагогический инструментарий подбирается с ориентацией на развитие эмоциональной идентификации; в старшем дошкольном возрасте педагогический инструментарий подбирается с ориентацией на развитие всех форм эмоционального реагирования, включая и последнюю – развитие эмоционального обособления.От природы дети очень восприимчивы к эмоциональной среде, в которой они находятся, поэтому любые изменения в поведении родителей и близких родственников не остаются незамеченными для ребенка. Естественно, детская психика значительно отличается от взрослой, и это важно учитывать при воспитании. Зрительное восприятие эмоциональных проявлений. Малыши любопытны и часто замечают то, что от взора взрослых ускользает. Например, они могут понять, что человек расстроен или огорчен, но не всегда знают, как вести себя в подобных ситуациях. Вот почему именно демонстрация наглядных примеров является наиболее эффективной методикой эмоционального воспитания детей.Внезапность эмоций. Дети младшего дошкольного возраста, в отличие от взрослых, не зацикливаются на своих переживаниях. Сейчас они плачут, а уже через несколько минут заливаются заразительным смехом. Такое поведение интерпретировать как эмоциональную нестабильность не стоит — для младших дошкольников оно считается нормой [4].Новые грани экспрессии. В возрасте 3−4 лет у малышей значительно расширяется спектр эмоциональных проявлений. Если в первые годы жизни он ограничен несколькими мимическими и жестикулярными движениями, то в этот период он становится более широким и выразительным.Источники переживаний и эмоций. До 3 лет детки, в основном, остро реагируют на органические потребности — голод, желание поспать и т. д. В младшем дошкольном возрасте появляются другие причины эмоциональной возбудимости — малыши познают радость от хорошей песни, испытывают ревность, знакомятся с обидой.Эмоциональное предвосхищение. Дошкольники старше 3 лет могут испытывать эмоции не только по окончанию какого-либо действия или события, но и до них. Например, если вы пообещали ему поход в зоопарк в выходные, ожидание этого дня будет наполнено яркими позитивными переживаниями [9].Уже к четырём годам жизни, ребёнок может обладать чувством юмора. Такие дети, как правило, мягки и доброжелательны по отношению к окружающим. Чувство юмора надо развивать и использовать в целях нравственного воспитания. Следует учитывать при этом, что в младшем и среднем дошкольном возрасте дети легче всего воспринимают комическое в поведении животных (особенно детёнышей), сказочных персонажей, сверстников и труднее в поведении взрослых, которое является для них образцом. Плохое настроение у детей младшего дошкольного возраста часто возникает при смене привычных условий жизни, например, при поступлении в дошкольную образовательную организацию. Облегчает привыкание наличие у ребёнка навыков самообслуживания и самостоятельности.К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.При благоприятных условиях у ребёнка-дошкольника интенсивно развиваются практические навыки, умственные и художественные способности, чувства и эмоции, формируются нравственные качества личности, складываются черты характера. Познание детьми самих себя, понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения с окружающим миром.Ребёнок находится как бы во власти внешних эмоциональных впечатлений и спонтанно возникающих чувств, его легко привлечь к чему-нибудь, но также легко и отвлечь, чувства его быстро возникают и также быстро исчезают. Он очень эмоционально реагирует на происходящее, но его эмоции неустойчивы.В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.Л.П. Стрелковой разработаны показатели эмоционального развития детей дошкольного возраста. Ими являются: адекватная реакция на различные явления окружающей среды; дифференциация и адекватная интерпретация эмоционального состояния других людей; широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка; адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере [23].К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.Первые попытки сдержать свои чувства, например, внешние их проявления - слезы, можно заметить у ребенка в 3-4 года. Хотя ему это еще плохо удается.По данным Ю.А. Макаренко, уже в возрасте 3-4 лет дети могут изображать эмоции, подбирают мимические средства для выражения радости, гнева, отвращения, огорчения, удивления, стыда [12].По мнению М.И. Лисиной, у детей 3-4 лет проявляется гордость за собственные достижения. Дети стремятся продемонстрировать ϲʙᴏи успехи взрослому. В случае если ϶ᴛᴏ не удается, то их радостные переживания по поводу успеха существенно омрачаются. Возникает обида по поводу игнорирования или непризнания успеха взрослыми, стремление к преувеличению успеха, бахвальству [11].В младшем дошкольном возрасте постепенно развивается умение определять эмоциональное состояние других людей. Этот вопрос подробно изучен А.М. Щетининой. Ею были выявлены типы восприятия эмоций по экспрессии, кᴏᴛᴏᴩые могут рассматриваться и как уровни развития ϶ᴛᴏго умения (довербальный, диффузно-аморфный, диффузно-локальный, аналитический, синтетический, аналитико-синтетический) [29].Как отмечает А. М. Щетинина, у детей младшего дошкольного возраста преобладает довербальный (эмоция не обозначается словами, ее опознание обнаруживается через установление детьми ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия выражения лица характеру конкретной ситуации) и диффузно-аморфный (дети называют эмоцию, но воспринимают ее поверхностно, нечетко («веселый», «посмотрел и узнал, что он грустит»). Составляющие элементы эталона эмоции еще не дифференцированы) тип восприятия эмоций [29].При этом дети этого возраста начинают различать такие эмоции, как страх темноты, стыд. В этом возрасте они могут имитировать отвращение. У них развиваются жесты, чувство вины.От 3 лет до 6 лет – эмоции ребенка интеллектуализируются, познавательные (когнитивные) процессы становятся более эмоциональными;от запаздывающей эмоциональной коррекции к коррекции опережающей. Опережающая коррекция регулирует социальные отношения ребенка, игровую и продуктивную деятельность. Она возможна только на основе понимания общественных смыслов деятельности; на эмоциональную сферу большое влияние оказывают сверстники: в сотрудничестве с ними закладываются нравственные нормы.Ребенок 3-4 лет испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду); ожидает от взрослого отрицательной оценки. Он понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку (например, «Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»). Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.Ребенок владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами. Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).Свою речь он насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию). Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.В этом возрасте ребенок начинает понимать юмор (смеется, недоумевает). Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.). Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций [26].Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей) и огорчается при неумении что-то сделать.Он приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают. Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан). Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта. Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал). Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей. Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых. Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого) [22].Эмоциональное развитие ребенка 3-4 лет характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости – сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребенок четвертого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Большим эмоциональным благополучием характеризуются девочки.Таким образом, под эмоциональным развитием личности понимается, постепенная дифференциация эмоций и чувств; вербализация — осознание своих чувств и чувств другого человека; расширение круга объектов и субъектов, вызывающих эмоциональный отклик; обогащение переживаний, формирование способности регулировать и контролировать чувства.В области изучения эмоционального развития личности остается до сих пор много нерешенных вопросов, решение тех или иных из них часто носит гипотетический характер и требует подтверждения конкретными исследованиями. Тем не менее, все исследователи отмечают определяющее значение эмоционального развития в становлении личности. Выяснение его закономерностей может указать механизм развития человека в целом, так как чувства выявляют важные стороны внутреннего мира личности.Эмоциональное развитие ребенка является одной из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики, поэтому данная проблема является актуальной как для педагогики, так и для психологии. Основными показателями эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста являются: адекватная реакция на различные явления окружающей среды; дифференциация и адекватная интерпретация эмоционального состояния других людей; широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка; адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.2. Особенности диагностики эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста и ее использование в дошкольной образовательной организацииПроблема организации диагностики эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста и ее использование в дошкольной образовательной организации является одной из актуальных проблем, которая остается малоизученной настоящее время.В научной литературе не представлено принципов организации диагностики, программ диагностики, критериев оценки эмоционального развития эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.Перечень рекомендуемых методик также крайне скуден и не отражает всего спектра эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.Все это затрудняет процесс диагностики эмоционального развития в этом возрасте.В последнее время широкое распространение в системе дошкольного образования Российской Федерации получила практика проведения психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса. Контроль за психическим развитием ребенка позволяет [19]:– своевременно обнаружить нарушения в онтогенезе;– дает возможность организовать работу по компенсации, коррекции и предупреждению вторичных отклонений в развитии.Психологическая диагностика – это вид деятельности, позволяющий педагогу-психологу получить информацию, на основании которой разрабатываются различные психолого-педагогические заключения и проекты [18].Однако сегодняшнее состояние этой практики характеризуется рядом негативных тенденций (Р.А. Кирьянова):1. При диагностике детей педагоги используют технологи чески не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную научную и практическую ценность методы диагностики.2. Педагоги затрудняются в подборе дидактического материала, необходимого для обследования детей, формулировке заданий, предлагаемых детям для выполнения.3. В процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не имеющие соответствующей квалификации. 4. Педагоги затрудняются объяснить критерии оценки исследуемого качества.5. Результаты диагностики не используются педагогами и специалистами в планировании и организации жизнедеятельности дошкольников.Тенденции указанной негативной практики обследования, тестирования детей, вызваны целым рядом объективных причин, среди которых:недостаточная обеспеченность дошкольных образовательных учреждений квалифицированными специалистами (социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед);отсутствие информации, систематических знаний в области психодиагностики.Современная диагностика детей опирается на ряд основополагающих принципов [19]:1) комплексный подход к диагностике – это означает всестороннее обследование и оценка особенностей развития ребенка, охватывающее познавательную деятельность, поведение, эмоции, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, соматическое состояние;2) целостное и системное изучение ребенка – это предполагает обнаружение не просто отдельных проявлений нарушений психического развития, но и связей между ними, определение причин, и установление иерархии обнаруженных нарушений или отклонений в развитии;3) динамическое изучение ребенка – принцип динамического изучения опирается на концепцию Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребенка – актуальным и потенциальном, т. е. зоне «ближайшего развития». Это возможно определить в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действия;4) учет возрастных особенностей развития – это значит необходимо ориентироваться при изучении ребенка на возрастную периодизацию. В отечественной психологии признана определенная последовательность стадий развитии, которые не могут опережать друг друга;5) качественный анализ результатов диагностики – его содержание определяют параметры:– отношение ребенка к заданиям;– способы ориентировки в условиях задания;– характер его ошибок;– отношение к результату своей деятельности.Необходимыми условиями для проведения психологического обследования ребенка дошкольного возраста являются [10]:– специальное помещение для работы (в комнате не должно быть медицинских инструментов, ярких красочных плакатов);– обязательное знакомство ребенка с данной комнатой;– установления эмоционального контакта с ребенком (накануне выяснить, как называют ребенка дома, что он любит, ни в коем случае не называть ребенка по фамилии);– сидеть ребенок должен рядом с психологом или с боку, возможно на коленях матери, но не через стол;– категорически не допускаются комментарии или оценки со стороны психолога во время обследования;– необходимо поддерживать положительный настрой в контакте с ребенком, поощрять его действия: «Молодец!», «У тебя все получится»;– учитывать поведение, реплики родителей, но психолог должен критично относиться к любым заявлениям родителей в особенности к высказываниям типа: «Это он все знает, дома все и у него получалось»;– начинать с заданий, заведомо доступных для ребенка, затем постепенно усложнять задания;– чередовать словесные и наглядные методики для предупреждения утомления;– учитывать индивидуальных особенностей личности ребенка.Психологическая диагностика охватывает все стороны психического развития детей дошкольного возраста в том числе эмоциональное развитие.Однако, оценка эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста должна занять важное место в системе мониторинга эмоционального развития ребенка. Педагоги, педагоги-психологи дошкольной образовательной организации. Основная задача диагностики эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста должно стать выявление индивидуальных особенностей эмоционального развития каждого ребенка.В зависимости от возраста детей дошкольного возраста меняется подход к выбору диагностических методик. В младшем дошкольном возрасте основной упор делается на наблюдения за детьми, а также методики, носящие игровой характер. К старшему дошкольному возрасту может быть использован широкий спектр методик.Однако, в настоящее время не так уж и много методик диагностики, способных дать полную информацию об эмоциональном развитии детей дошкольного возраста.Рассмотрим те методики диагностики, которые апробированы исследователями и могут быть рекомендованы для работы с детьми младшего дошкольного возраста.Однако, прежде всего, необходимо отметить, все методики могут быть поделены на две группы:методики, позволяющие оценить эмоциональное состояние ребенка в данный момент. Спектр рекомендуемых методик для младшего дошкольного возраста достаточно широкий. Однако, результаты по таким методикам, часто носят сиюминутный характер и зависят в целом от настроения ребенка, состояния его организма (недосыпания, состояние недомогания и др.).Например, методика «Паровозик», Г. Степановой. Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально. Стимульный материал включает в себя белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне. Ребенка просят разместить вагончики в том порядке в котором он хочет.Положительным в этой методике является то, что она позволяет очень быстро оценить эмоциональное состояние ребенка, выявить у него состояние страха, тревожности, но она не информативно о том, какими темпами идет эмоциональное развитие ребенка и ее результат зависит от внешних факторов и соматического состояния ребенка.Такую же цель преследует проективная методика «Пиктограммы», Н.Л. Кряжевой. Хотя в ней и предусмотрена работа с пиктограммами, но дети в этом возрасте еще не могут перенести свои эмоции в пиктограммы, что также влияет на результат методики, хотя автор рекомендует ее использовать уже с младшего дошкольного возраста [8].Также в эту группу можно отнести наблюдение. Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка. Проводится оно целенаправленно на уроке, перемене, в процессе игры, общения со взрослыми, сверстниками. Материалы наблюдения обязательно фиксируются (в дневнике педагога). При анализе фактов нужна их правильная интерпретация, позволяющая определить характер поступков: упрямство, лень, старание…, определить мотивы поведения ребенка и его отношение к проступкам (равнодушие, переживание, удовлетворенность).Во избежание ошибок при интерпретации результатов следует продолжать наблюдение по возможности длительное время и лишь, потом приступать к анализу результатов.В ходе наблюдений следует обратить внимание на параметры эмоциональных проявлений:Эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением, но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния. Он дает нам информацию о эмоциональном благополучии.Выраженность эмоций. Важно попробовать увидеть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоил ли он эмоциональные оттенки.Эмоциональная подвижность – быстрая и легкая смена от печали к радости; но чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.методики, позволяющие оценить развитие понимания основных эмоций, умение идентифицировать эмоции, умение воспроизвести эмоции.Достоинством этих методик является то, что они позволяют выявить динамику эмоционального развития от возрастного этапа к возрастному этапу. Они дают представление об объем знаний детей об эмоциях, их чертах, ситуациях в которых они проявляются.Недостатком является то, что они не выделяют отдельно младший дошкольный возраста. Нет перечня эмоций, которые должны различать дети в этом возрасте, критериев оценки результатов именно для этой группы детей. вся процедура сводится только к констатации данных о том, различает или не различает ребенок ту или иную эмоцию.Примером такой методики может стать методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке», разработанная Г.А. Урунтаевой. Хотя эта методика и включает в себя две серии. В одной серии детей просят назвать эмоцию, изображенную на портрете, а во второй серии назвать эмоцию на сюжетной картинке. Тем не менее, автор не предусматривает системы обработки результатов и привязки их к конкретному возрасту [17].Итак, диагностика эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста должна выстраиваться с учетом принципов (комплексного подхода к диагностике, целостного, системного и динамического изучения ребенка, учета возрастных особенностей развития, проведения качественного анализа результатов диагностики). Такая диагностика должна проводится с соблюдением ряда условий и ориентироваться на показатели эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста (понимание основных эмоций, идентификация эмоций, способность демонстрировать эмоциональные состояния).-ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ теоретического аспекта проблемы эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста позволил сделать вывод о том, что эмоциональное развитие в рамках нашего экспериментального исследования рассматривается как многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства личности, акцентуированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства), и каждое из них имеет достаточно отчетливые дифференцирующие признаки.В области изучения эмоционального развития личности остается до сих пор много нерешенных вопросов, решение тех или иных из них часто носит гипотетический характер и требует подтверждения конкретными исследованиями. Тем не менее, все исследователи отмечают определяющее значение эмоционального развития в становлении личности. Выяснение его закономерностей может указать механизм развития человека в целом, так как чувства выявляют важные стороны внутреннего мира личности.Эмоциональное развитие ребенка является одной из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики, поэтому данная проблема является актуальной как для педагогики, так и для психологии. Основными показателями эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста являются: адекватная реакция на различные явления окружающей среды; дифференциация и адекватная интерпретация эмоционального состояния других людей; широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка; адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.В связи с этим особую актуальность приобретает диагностика эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста. Однако, проведение диагностики эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста связано с рядом трудностей, в том числе нехваткой квалифицированного персонала, способно качественно провести процедуру диагностики и обработки результатов, недостаточная разработанность методик диагностики, алгоритма проведения процедуры диагностики, критериев оценки уровня эмоционального развития в этом возрасте.Проведенное экспериментальное исследование включало в себя проведение диагностики эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста основанного на изучении ряда показателей, таких как понимание основных эмоций, идентификация эмоций, способность демонстрировать эмоциональные состояния.Подобранные диагностики проводились при соблюдении ряда условий (представления детям стимульного материала доступного для восприятия детьми этого возраста с четкими чертами той или иной эмоции; знакомая для детей обстановка, что снизит фактор тревожности и повысит качество полученных результатов) и опираясь на общие принципы психологической диагностики.Полученные результаты позволили выявить особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста. Дети младшего дошкольного возраста не всегда способны продемонстрировать заданные эмоции, имеют скудные представления о чертах тех или иных эмоциях, не используют в речи слов, обозначающих эмоции. Также ими чаще всего опознаются эмоции имеющие ярко выраженные проявления.По результатам проведенной диагностики был сделан вывод о том, отобранные методики действительно позволяют изучить эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста, что подтверждает гипотезу.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫБреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонение [Текст] / Г. М. Бреслав. – Москва : Педагогика, 1990. – 144 с.Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Н. С. Ежкова. – Москва : Владос, 2010. – 130 с.Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард. – Санкт-Петербург : Питер, 1999. – 464 с.Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка [Текст] / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – Москва : Академия, 2004. – 254 с.Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 600 с.Карелина, И. О. Эмоциональная сфера ребенка как объект психологических исследований [Электронный ресурс] / И. О. Карелина. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29814579 (дата обращения 13.10.2017).Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / В. И. Перегуда, О. А. Шаграева, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. – Москва : Академия, 2003. – 176 с.Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н. Л. Кряжева. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 208 с.Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И. Ю. Кулагина. - Москва : Изд-во УРАО, 2005. – 175 с.Лаврова, Г. Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Г. Н. Лаврова. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 90 с.Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 320 с.Макаренко, Ю. А. Системная организация эмоционального поведения [Текст] / Ю. А. Макаренко. – Москва : Академия, 2000. – 147 с.Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум [Текст] / под ред. О. В. Баркановой. – Красноярск : Литера-принт, 2009. – 237 с.Минаева, В. М. Психолого-педагогический практикум [Текст] / В. М. Минаева. – Москва : Академический Проект; Трикста, 2004. – 128 с.Мирошниченко, Н. Б. Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте [Текст] / Н. Б. Мирошниченко, Л. В. Шипова // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 7 (59). – С. 160-162.Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. – Москва : Высшее образование, 2005. – 520 с.Практикум по детской психологии [Текст] / под ред. Г. А. Урунтаевой. – Москва : ВЛАДОС, 1999. – 291 с.Психологическая диагностика [Текст] / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – Москва : Изд-во УРАО, 1997. – 304 с.Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / под ред. Е. А. Стребелевой. – Москва : Просвещение, 2004. – 164 с.Рибо, Т. Психология чувств [Электронный ресурс] / Т. Рибо. Режим доступа: http://allrefs.net/c10/3rdzn/p62 (дата обращения 15.11.2017).Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 712 с.Слободчиков, И. М. Эмоциональное развитие ребенка. [Электронный ресурс] / И. М. Слободчиков. Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301115 (дата обращения 19.11.2017).Стрелкова, Л. П. Мир эмоций [Текст] / Л. П. Стрелкова. – Москва : АСТ, 2007. – 92 с.Теория Дж. Уотсона // История психологии [Текст] / Т. Д. Марцинковская. – Москва : Академия, 2004. – 544 с.Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Урунтаева. – Москва : Академия, 2011. – 269 с.Шадриков, В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства [Текст] / В. Д. Шадриков. – Москва : Логос, 2002. – 315 с.Широкова, Г. А. Развитие эмоций и чувств детей дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Широкова. – Ростов-на-Дону : Феникс. 2005. – 304 с.Щербатюк, А. В. Особенности диагностики детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Щербатюк, Н. В. Поляшова // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика : материалы IV Международной научно-практической конференции. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 129-130.Щетинина, A. M. Социализация и индивидуализация в детском возрасте [Текст] / A. M. Щетинина. – Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – 132 с.Хайзбулина, И. А. Исследование эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста [Текст] / И. А. Хайзбулина, И. И. Николаева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11. – С. 987-990.ПРИЛОЖЕНИЕ АМетодики изучения эмоционального развития детей младшего дошкольного возрастаМетодика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке», автор Г.А. УрунтаеваЦель: изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке.Подготовка исследования. Подобрать картинки (фотографии) с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), сюжетные картинки с изображением; положительных и отрицательных поступков детей и взрослых. Проведение исследования. Индивидуально с детьми 3-7 лет проводится 2 серии. Первая серия. Ребенку последовательно показывают картинки детей и взрослых и спрашивают: «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку». Вторая серия. Ребенку последовательно показывают сюжетные! картинки и задают вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т.д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому плохо! Как ты догадался?» Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно, по каждой серии и по каждой картинке (за верный ответ ставиться – 1 балл, за неверный ответ ставиться – 0 баллов). Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.Вывод:Высокий уровень – 6-8 баллов;Средний уровень – 3-5 баллов;Низкий уровень - 0-2 балла.Стимульный материалРадость: Горе: Гнев Страх Методика «Использование мимики и пантомимы при демонстрации заданной эмоции», автор В.М. МинаеваЦель: изучение способности к вербальному воспроизведению эмоциональных состояний.Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать радостного испуганного, в гневе, в горе мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы.Затем подсчитывается общее количество «+». За каждый «+» присваивается 1 балл.Итоговый уровень:Высокий – 4 балла.Средний – 2-3 балла.Низкий – 0-1 балл.ПРИЛОЖЕНИЕ БПротоколы изучения эмоционального развития детей младшего дошкольного возрастаПротокол № 1Код имени: Алеша П.Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке»ЭмоцииСерия 1Серия 2Радость ++Страх --Гнев --Горе --Протокол № 2Код имени: Андрей Я.Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке»ЭмоцииСерия 1Серия 2Радость ++Страх ++Гнев +-Горе --Протокол № 3Код имени: Ольга Е.Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке»ЭмоцииСерия 1Серия 2Радость ++Страх ++Гнев --Горе --Протокол № 4Код имени: Алеша П.Методика «Использование мимики и пантомимы при демонстрации заданной эмоции» Использованные средстваЭмоцииМимикаПластика телаЖестыРадость +++Страх +++Гнев +--Горе ---Протокол № 5Код имени: Андрей Я.Методика «Использование мимики и пантомимы при демонстрации заданной эмоции» Использованные средстваЭмоцииМимикаПластика телаЖестыРадость +++Страх --+Гнев --+Горе ---Протокол № 6Код имени: Ольга Е.Методика «Использование мимики и пантомимы при демонстрации заданной эмоции» Использованные средстваЭмоцииМимикаПластика телаЖестыРадость +++Страх +++Гнев +-+Горе +-+
X

x