Всего представлено работ: 244240

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Мерусева Татьяна Евгеньевна

План-конспект открытого урока на тему: «Основные музыкальные формы народной музыки. Работа над созданием единой формы в произведении»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования «Детская школа искусств № 8 им. Д.С. Русишвили" г. Смоленска  План-конспект открытого урока с учащимися музыкального отделения по классу баяна и аккордеонаТема: «Основные музыкальные формы народной музыки. Работа над созданием единой формы в произведении».                                                                                                             Преподаватель                                                                                                          по классу баяна и аккордеона                                                                                                          Мерусева Татьяна Евгеньевна г. СмоленскТема урока: «Основные музыкальные формы народной музыки.  Работа над созданием единой формы в произведении».Цель урока: 1. Обобщить знания учащихся об основных музыкальных формах в произведениях народной музыки.                       2. Выделить главные моменты, влияющие на создание единой формы в конкретных музыкальных произведениях.Задачи урока:Образовательные1.Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках специальности 2.Обобщить материал как систему знаний.3.Выделить основные моменты, влияющие на создание единой формы в конкретных произведениях.Развивающие1.Развивать умение анализировать, выявлять связи, формулировать выводы, правильно применять теорию для решения текущих задач.3.Развивать образное мышление.Воспитательные1.Воспитывать эстетический вкус.2.Воспитывать любовь к народной музыке.3.Воспитывать трудолюбие, умение преодолевать трудности.Вид урока: комбинированный.Форма урока: малая групповая.Методы обучения:1.Перспективный метод: словесная передача и слуховое восприятие.2.Репродуктивный метод: запоминание учащимися, формирование знаний, умений, навыков.Средства обучения:музыкальные инструменты (2 баяна);стулья; пульты;нотный материал;Структура урока:1. Организационный момент (словесный) - 2 мин2. Проверка домашнего задания, постановка цели (словесный, практический) - 8 мин3. Оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях.1.теоретическая часть (словесный, наглядный, метод показа) - 8 мин2.практическая часть (практический, направляющих указаний, попутных поправок) - 14 мин4. Подведение итога работы (словесный) - 5 мин5. Определение и разъяснение домашнего задания (словесный) - 3 минХод урока:Организационный момент.Приветствие, представление учеников, сообщение темы урока.Проверка домашнего задания, постановка цели.Учащиеся представляют свои произведения, и друг за другом проигрывают с начала до конца без остановок в среднем темпе. Проверив состояние разучиваемых произведений, переходим к основной теме урока.       III. Оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, работа над музыкальным материалом.1. Теоретическая часть1. Вспомним основные жанровые направления, встречающиеся в репертуаре баянистов, аккордеонистов:- камерно-академическое направление- эстрадное направление- народная музыка2. Разберем понятие музыкальной формыМузыкальная форма – это строение, структура музыкального произведения.3. Повторим основные виды музыкальных форм: период-куплет, 2-хчастная, 3-хчастная,  вариации,  рондо,  сонатная форма и т.д.     Вариации (тема с вариациями) (вариационная форма) представляют собой изложения темы и нескольких повторений ее в измененном виде при помощи мелодических, гармонических, полифонических, инструментально-тембровых средств.left000тема вариации……left000left000left000left000left000А А1 А2 А3 и т.д.Вариационный способ развития находит широкое и высокохудожественное применение у русских классиков и связан у них с вариационностью, как одной из характерных черт русского народного творчества. В композиционной структуре тема с вариациями - это способ развития, обогащения и всё более глубокого раскрытия первоначального образа.      По своему смыслу и выразительным возможностям, форма вариаций призвана разносторонне и разнообразно показать основную тему. Тема эта обычно проста и вместе с тем содержит в себе возможности для обогащения и раскрытия её полного содержания. Также трансформация основной темы от вариации к вариации должна идти по линии постепенного нарастания, приводящего к конечному результату.     Исторически сложилось три основных типа вариационной формы: старинные (вариации на бассо-остинато), классические (строгие) и свободные.        Варьирование народных мелодий - это обычно свободные вариации. Свободные вариации - это тип вариаций, связанный методом варьирования.        Принципы варьирования могут быть: ритмические, гармонические, динамические, тембральные, фактурные, штриховые, мелодические и т.д. 2. Практическая частьРазбор музыкальных произведений и работа с учащимисяа) русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени» обр. М. Товпеко (учащийся Попов Д.)  Определение музыкальной формы – тема + 10 вариаций;Разбор строения мелодии (темы), тема состоит из 8 тактов, написанная в G dur;Разбор приемов варьирования в произведении: - 1и 3 вариация – тема излагается в пассажах шестнадцатыми нотами, поэтому очень важно услышать тему и ее выделить. В мелких пальцевых движениях добивались ровности и динамического развития к кульминации;- 2 вариация – изложена в партии левой руки. Характер исполнения меняется – жесткий, решительный, штрих нон легато; - 4 вариация – существует переходом в следующую вариацию с изменением тональности; - 5 и 6 вариация – гармоническое варьирование (использование аккордов в D moll от различных ступеней, а не только основных гармонических функций - T, S, D);- 7 вариация – возвращение и напоминание темы произведения, которая усиливается звуком и ускорением;- 8 и 9 вариация – ритмическое варьирование с использованием различных штриховых приемов и проходящих звуков, и хроматизмов;- 10 вариация – кульминация произведения, где сочетаются несколько различных приемов варьирования;б) русская народная песня «Я на горку шла» обр. Аз. Иванова (учащийся Ребещенков В.)Определение музыкальной формы – тема + 3 вариации; Разбор строения мелодии (темы), тема состоит из 12 тактов, написанная в C dur;Разбор приемов варьирования в произведении: - 1 вариация – тема излагается в пассажах шестнадцатыми нотами, поэтому очень важно услышать тему и ее выделить. В мелких пальцевых движениях добивались ровности и динамического развития к кульминации; - 2 вариация – изложена в партии левой руки. Характер исполнения меняется – жесткий, решительный, штрих нон легато; - 3 вариация – кульминация произведения, где сочетаются несколько различных приемов варьирования.IV. Итог урока1.Форма каждого произведения всегда индивидуальна, неповторима, присуща только ему. Но в то же время число законов и правил образования формы относительно ограничено, и благодаря этому множество сочинений имеют общие признаки строения.2.В народной музыке основной остается форма вариаций в полном виде или используемая в какой-то одной части сложного построения.3.Среди выразительных средств музыки основные значения для образования музыкальной формы имеют мелодия, гармония и ритм. Аккорды на дополнительных ступенях тональности, а также хроматические изменения всегда создают дополнительное напряжение и ведут к кульминации. 4.Музыка, подобно слову, развертывается во времени, деталь за деталью. По этой причине целое возникает в нашем сознании из частностей следующих одна за другой и связываемых воедино.V. Домашнее заданиеРаботать над созданием единой музыкальной формы произведения, используя каждому учащемуся свои элементы для достижения цели. VI. Заключение Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно-поисковой, творческой деятельности школьников. Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Учитель готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы, чтобы полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На этих уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации материала. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся. Самоанализ открытого урока «Основные музыкальные формы народной музыки.  Работа над созданием единой формы в произведении» 15 марта 2017 г. преподавателя Мерусевой Т.Е.Ученик Попов Даниил - обучается 6 год. Имеет хорошие музыкальные способности, хороший слух, музыкальную память, чувство ритма, чистую интонацию.Занимается добросовестно и регулярно, а также относится к занятиям ответственно. Особенности темперамента: энергичен и работоспособен, подчиняется дисциплине.Ученик Ребещенков Виктор - обучается 8 год. Имеет средние музыкальные способности, средний слух, музыкальную память, чувство ритма.Занимается добросовестно и регулярно, а также относится к занятиям ответственно. Особенности темперамента: неторопливый, спокойный, иногда реакция замедлена.Я считаю, что результат урока показал - цели и задачи достигнуты, т.к. содержание урока было направленно на освоение темы урока.Задачи урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках специальности, обобщить материал как систему знаний, выделить основные моменты, влияющие на создание единой формы в конкретных произведениях. Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, любовь к народной музыке, трудолюбие, умение преодолевать трудности. Развивающие: развивать умение анализировать, выявлять связи, формулировать выводы, правильно применять теорию для решения текущих задач, развивать образное мышление.Для решения этих задач использовались следующие приемы и методы:- четкость и ясность поставленной задачи перед учащимися; - разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка;- активизация слухового контроля; - развитие мышления (умение играть с любой фразы);- опора на слуховое восприятие мелодии; - подача теоретических понятий в контексте музыкального образа;- самоанализ учащихся исполняемых произведений; - грамотное использование учителем музыкальной терминологии, в доступной для учащихся форме; - доброжелательная атмосфера урока. Результат урока: учащиеся показали- умение анализировать нотный текст;- грамотно подбирать удобную аппликатуру; - осваивать навыки игры non legato, legato, staccato;- показали умение сочетать различные приемы игры;- понимание музыкально-образного содержания исполняемых пьес.На уроке проигрывались произведения, использовался показ на инструменте.Следует отметить хороший психологический контакт и живой отклик.Я считаю, что тема урока: «Основные музыкальные формы народной музыки.  Работа над созданием единой формы в произведении» раскрыта.
X

x