Всего представлено работ: 244056

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Любовь Минаевна Голубцова

Тема по самообразованию - «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

скачать документ

Вернуться назад

Частное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 238 открытого акционерного общества«Российские железные дороги»Тема по самообразованию«Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».(Обобщение опыта работы) Воспитатель Голубцова Л.М. 2018-2019гг Голубцова Любовь Минаевна 30.10.1974 г. Высшее образование. Педагогический стаж – 13,5 лет - первая квалификационная категория. В данный момент работаю с детьми младшей группы. Осуществляю свою деятельность в соответствии с Федеральным   Законом «Об образовании», руководствуется Конституцией РФ, Концепцией о правах ребенка, нормативно – правовыми документами Министерства Образования и науки РФ и Амурской области, ФГОС ДО. Обеспечиваю реализацию базовой программы по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Новая Комплексная программа воспитания и обучения в детском саду «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Тема по самообразованию «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Наблюдая за детьми, я заметила, что уровень развития моторики руки, и уровень речевого развития заметно снижен. Я считаю, что дети редко делают что-то своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками, вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками, вместо картинок для вырезания), а также дети не стремятся к «живому» общению, заменяя его просмотром телепрограмм, играми на компьютере или планшете.О важности развития мелкой моторики руки говорится очень много. Это стало одной из не многих актуальных проблем при поступлении ребенка в школу. Уровень развития мелкой моторики рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связанная речь. По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому я и решила заняться тестопластикой с детьми, чем раньше, тем лучше. Разработала Проект «Сказочное тесто» «Тестопластика» (лепка из солёного теста), программу кружка дополнительного образования по лепке из соленого теста «Тестовичок». Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности. Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Цель: развивать ручную умелость и творческие способности дошкольников, используя нетрадиционную технику изобразительной деятельности - тестопластику; помочь детям в осознании и развитии своей индивидуальности и самореализации. Исходя из этого, возникли следующие задачи:Обучающие:Пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание в свободную минуту сделать что-то своими руками;Обучить детей работать с соленым тестом: замешивать, сушить, раскрашивать, экономно использовать, хранить.Научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение наблюдать, выделять главное, существенное;Развить мелкую моторику рук, глазомер.Воспитательные:Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;Приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;Сформировать умение работать в коллективе.Развивающие:Развить самостоятельность, аккуратность;Сформировать потребность в саморазвитии.В начале своей работы я составила план, которой способствовал эффективному и системному усвоению знаний. Для реализации плана, работу проводила как в организационных формах обучения, так и в процессе кружковой совместной деятельности с детьми, которые проводились 2 раза в месяц, во второй половине дня. На занятиях по тестопластике широко использовала пальчиковые игры, гимнастику, массаж пальцев и упражнения для рук с предметамиВ своей работе опираюсь на принципы:1. Принцип систематичности. Результат воспитательно–образовательного процесса будет выше, если занятия будут проходить регулярно.2. Принцип сознательности. Ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.3. Принцип поэтапности. От простого к сложному4. Принцип наглядности. Зрительная наглядность рассчитана на желание его сотворить.5. Принцип доступности и индивидуальности. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.Методы, которые использую в своей работе, это словесный метод, наглядность, интеграция с другими видами деятельности. На занятиях использую различные приемы:- Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.- Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.- «Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.- Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.В своей работе я всегда замешиваю тесто в присутствии детей. Даю возможность принять участие самим воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.). С тестом справится любой ребенок, при правильном приготовлении теста оно не пачкает руки. Как усложнение к работе делаем тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным. Хотя и это не проблема, ведь после сушки тесто легко можно разукрасить гуашевыми красками.Целью моей работы, на первом этапе, стало создание условий для развития мотивации и интереса у детей к художественно-творческой деятельности посредством тестопластики; развитие простых формообразующих движений, знаний, умений и навыков в работе с пластичным материалом.Для этого я использовала беседы, красочные иллюстрации, открытки, любительские фотографии, дидактические игры. На эмоциональном уровне развивала интерес и внимание к тестопластике. Все увиденное и услышанное мы закрепляли в продуктивной деятельности. Используя такие методы работы, я видела, как ребенок изумляется, восхищается своими работами, это вызывает в его душе отклик, и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они уже пропущены через детское восприятие и играют огромную роль в становлении личности.Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки: декоративные пластины с налепом, сердечки, прянички, печенье, бублики, и т.д. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания — формочки для печенья. Для украшения используем различные крупы, бисер, мелкие бусинки. При надавливании на тесто предметами с выпуклым рисунком на поверхности возникают различные отпечатки.Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.Хочется отметить такую особенность занятий: все игры, упражнения и техники подчинены единой теме, осваиваемой на данном этапе. Например, если мы лепим колобка, то вспоминаем сказку, поём песенку колобка, т.е. выдерживаем общую тематику. В процессе лепки дети делятся своими впечатлениями, придумывают истории по теме.Занимаясь с детьми тестопластикой, я заметила, как у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределяя действия с тестом, побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность, во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика. В процессе занятий учу грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.Работая с детьми, я пришла к такому выводу, что нужно начинать развивать мелкую моторику посредством тестопластики как можно раньше. И проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.Работа над темой была бы не полной, если бы не было тесного сотрудничества с родителями. Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Проводила с родителями анкетирование, мастер-класс, собрание по теме, выставляла папки-передвижки, раздавала брошуры, где рассказывала о важности и значении развития мелкой моторики и показывала способы, приемы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тестопластикой. Диагностика1. Отделяет от куска небольшие комочки2. Раскатывает комок теста прямыми движениями рук. 3. Раскатывает комок теста круговыми движениями рук. 4. Сворачивает столбик в виде кольца, соединяет концы. 5. Сплющивает между ладонями. 6. Умеет пользоваться формочками. Шкала оценкиВысокий – самостоятельно справляется с заданием. Заинтересован лепкой из соленого теста. Умеет пользоваться подручным материалом. Средний – выполняет задания с помощью воспитателя. Низкий – не справляется с заданием.  Таким образом, на начальном этапе мы получили следующие результаты: уровень сформированности развития мелкой моторики рук у детей посредством Тестопластики - В результате эксперимента было выявлено, что развития мелкой моторики рук у детей посредством Тестопластики находятся, в основном, на низком и среднем уровнях развития. (19 детей)высокий 21% (4ребёнка)средний уровень показали 46 % (8 детей); низкий уровень выявлен у 33 % (7 детей). При проведении повторной диагностики Высокий уровень –38% (7 детей)Средний уровень – 54 % (10 детей)Низкий уровень – 8 % (2 ребёнка). в результате контрольного этапа эксперимента, уровень развития мелкой моторики рук посредством Тестопластики у детей значительно возрос. Дети, показавшие низкий уровень перешли на средний, дети со средним уровнем показали высокие результаты. В результате мы видим динамику уровня развития мелкой моторики рук посредством Тестопластики.Это позволяет сделать вывод о том, что в результате использования комплекса методов и приёмов, принципов лепки из солёного теста, которые проводились систематически и последовательно, от простого к сложному, уровень развития мелкой моторики рук посредством Тестопластики значительно повысился. ЗаключениеТаким образом, уровень развития мелкой моторики рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связанная речь.  Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Задачи реализованы. В моих планах на будущее продолжить работу в этом направлении. Я не буду останавливаться на достигнутом и буду продолжать работу по тестопластике. Одной из целью которого будет углубленное изучение технологий тестопластики, закрепление ранее полученных навыков, знаний и умений. Будут осваиваться более сложные приемы. Особое место будет уделяться совместному творчеству, изготовление сувениров, барельефов, игрушек для настольного театра, коллективных панно.
X

x