Всего представлено работ: 243727

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Ренева Наталья Викторовна

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка младшего дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка младшего дошкольного возраста. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Значение пальчиковой игры для умственного развития ребенка:Достигается хорошее развитие мелкой моторики и стимулируется развитие речи;Развивается умение подражать взрослому, вслушиваться, понимать смысл речи повторять действия;Расширяется кругозор ребенка;Повышается речевая активность;Развивается память, внимание, мышление, воображение;Развиваются творческие способности, фантазия.Кисти рук пальцев приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, исчезает скованность движений ,что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Пальчиковые игры не только влияют на умственное развитие, но прелесть их еще в том, что они мгновенно переключают внимание ребенка с капризов, нервозности на телесные ощущения (успокаивают). Это еще и прекрасное занятие, когда ребенка нечем занять, например в дороге. Интерес у детей к пальчиковым играм огромен. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка. Оптимальный вариант при организации пальчиковой гимнастики, это то, что все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание и легко запоминаются. Любое стихотворение или песенка, которые взрослый знает наизусть, подойдут для занятий пальчиковой гимнастики. Используйте любые движения пальчиков и ручек. Садитесь друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и хорошо видели друг друга. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Если малыш не может самостоятельно отобразить необходимые движения, то используйте прием «мягкого физического манипулирования» - держа ручки ребенка, делайте его ручками необходимые движения. Чтобы заинтересовать ребенка, используйте разный тембр голоса: высокий - низкий, тихий - громкий. Продолжайте занятия 5-7 минут и повторяйте в течении дня 2-3 раза. Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями. Выбрав 2-3 упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру. Одобряйте любое достижение малыша. Насколько ребенку понравятся пальчиковые игры, зависит от исполнения взрослого. Приложение Пальчиковые игры для детей 2-4 лет Сентябрь1 -2 неделя «Детский сад»«Кулачки»Кулачки сложили,Кулачками били.Тук-тук!Тук-тук!Тук-тук!                Сложить кулачки обоих рук,Бьют кулачками.«Личико»Стенка, стенка, Потолок. Две ступеньки Дзинь - звонок!                  Потрогать щечки.Потрогать лобик.Прошагать пальцами по губам.Нажать на носик.«Пальцы в гости приходили»Пальцы в гости приходили,«Тук, тук, тук – стучались в дверь.Только дверь им не открыли:Думали, что страшный зверь.Дети постукивают по столу подушечками всех десяти пальцев одновременно.«Дружат наши дети»Дружат наши детиДевочки и мальчики.Мы с тобой  подружимМаленькие пальчики.Дети загибают пальчики, начиная с мизинца.неделя « Осень»«Осень»Осень, осень, Приходи! Осень, осень, Погляди! Листья желтые кружатся Тихо на землю ложатся.  Трем ладошки друг о друга.Зажимаем кулаки (зовем).Трем ладошки друг о друга.Ладони на щеки.Плавное движение ладонями.Ладони положить на колени.«Дворник»Листья падают в саду,Я их граблями сгребу.Сверху вниз опускать ладошки, при этом вращая ими.Пальцы растопырить немного, согнуть и сделать загребающие движения.неделя «Игрушки»«Мяч»Мой весёлый круглый мяч, Щёки круглые не прячь!      Я тебя поймаю,                      В ручках покатаю!                Одной рукой бьём по воображаемому мячу.Смена рук.Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.Покатали воображаемый мяч между ладоней.«Игрушки»Я с игрушками играю: Мячик я тебе бросаю,   Пирамидку собираюГрузовик везде катаю.  Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку. Октябрь1 неделя «Я и мое имя»«Малыши»Вася, Петя, Миша, БоряСели рядом на заборе.Малыши сидят, мечтают,Вместе  ножками качают.Дети немного приподнимают  руки,Так что кисти смотрят вниз, и начинают активно «качать» восемью пальчиками (без больших).«Этот пальчик хочет спать»Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик лег в кровать,Этот пальчик чуть вздремнул,Этот пальчик уж уснул,Этот пальчик крепко спит,Тише дети не шумите,Пальчики не разбудите.Дети загибают пальчики, начиная с мизинца.2 неделя «Деревья осенью»«Деревья»Здравствуй, лес,Дремучий лес,Полный сказок и чудес!Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.Машем ладошками вправо, влево.«Клён»Ветер тихо клён качает, Вправо, влево наклоняет:  Раз — наклон и два — наклон,  Зашумел листвою клён. Пальчики растопырены и тянутся вверх.Качаем ладошками вправо-влево.Наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко.Пошевелить пальчикам3 неделя «Сад. Фрукты»«Апельсин»Мы делили апельсинАпельсин всего один.Это долька для кота,Это долька для ежа,Это долька для улитки,Это долька для чижа,Ну а волку – кожура.Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.«Фрукты»Знают взрослые и дети:Много фруктов есть на свете!Яблоки и апельсины,Абрикосы, мандарины,И бананы, и гранаты,Витаминами богаты!Сжимают и разжимают пальцы.Загибают по одному, начиная с мизинца.4 неделя «Огород. Овощи»«Огород»В огороде много гряд,           Тут и репа, и салат,                Тут и свёкла, и горох,А картофель разве плох?Наш зелёный огород            Нас прокормит целый год.Сжимают и разжимают пальцы.Загибают пальцы поочерёдно.Хлопают в ладоши.«Капуста»Мы капусту рубим, рубим,Мы капусту солим, солимМы капусту трем, тремМы капусту жмем, жмем.Движения ладонями вверх, вниз.Поглаживание подушечек пальцев.Потираем кулачок о кулачок.Сжимаем и разжимаем кулачки. Ноябрь1 неделя «Домашние животные»«Встреча»Повстречались два котёнка: Мяу-мяу! Два щенка: ав-ав!Два жеребёнка: иго-го!Два тигрёнка: р-р-р! Два быка: му-у!Посмотри, какие рога!На каждую строчку соединять    поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца.«Кошки – мышки»Вот кулак,А вот - ладошка,На ладошку села кошка.Села мышек посчитать,Раз, два, три, четыре, пять,Мышки очень испугались,В норки быстро разбежались.Показать кулак левой руки.Раскрыть пальцы, ладонь вверх.«Когти» правой руки водят по ладошке левой.Правой рукой загибать по одному пальцу левой. Вращать кулаком.Спрятать кулак под  правую подмышку.2 неделя ««Домашние птицы»«Домашние птицы»Зёрна курочка клюёт,        И цыплятки тут как тут.    В воду уточка нырнёт,      А цыплятки не нырнут.Обе ладошки вместе отклоняем от себя.Щепотки «клюют» по очереди.Ладошки вместе «ныряют» вперёд.Погрозили пальчиком.«Курочка»Курочка – рябушечка,По двору гуляла,По двору гуляла,Цыпляток считала.Раз, два, три, четыре, пять!Посчитаю их опять:Раз, два, три, четыре, пять!Не спеша «проходятся» указательным и средним по бедрам.Загибают пальчики на одной руке.Грозят указательным пальцем.Загибают пальцы на другой руке.3 неделя «Дикие животные»«Зайчата»Вот встречаются зайчата.Как согреться нам, ребята?Чтобы, побыстрей согреться,Надо спинками тереться.Дети трут тыльные стороны ладоней друг о друга.«Детёныши диких животных»Это зайчонок, это бельчонок,                 Это лисёнок, это волчонок,А это спешит, ковыляет спросонок,      Бурый, мохнатый,Смешной медвежонок.Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.Вращают большим пальцем.4 неделя «Одежда и обувь»«Обувь»Обуваем ножки бегать по дорожке.  Повторяй за мной слова:                     Ножка – раз, ножка – два!                   В магазине покупают                          И на ножки надеваютПапа, мама, брат и я –                         Любит обувь вся семья.                       Двумя пальцами «шагают» по столу.Сжимают и разжимают пальцы.Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.Сжимают и разжимают пальцы.Загибают пальцы на руках.«Шагают» пальцами по столу.«Одежда»Раз, два, три, четыре, пять Будем вещи мы стирать:                  Платье, брюки и носочки,Юбку, кофточку, платочки.Шарф и шапку не забудем –Их стирать мы тоже будем. Последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки. Кулачки имитируют стирку. Декабрь1 неделя «Зимушка – зима»«Варежки»Маша варежку надела:«Ой, куда я пальчик дела?Нету пальчика, пропал,В свой домишко не попал».Маша варежку сняла:«Поглядите – ка, нашла!Ищешь, ищешь и найдёшь,Здравствуй, пальчик, как живёшь?»Сжать пальцы в кулачок.Все пальцы разжать, кроме большого.Разогнуть большой палец.Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.«Зима» Снег ложится на дома,     Улицы и крыши.                Тихо к нам идёт зима,      Мы её не слышим…         Руки разводим в стороны, ладонями вниз.Руки «домиком».Палец к губам.«Идём» указательным и средним пальцами одной руки.Рука за ухом.2 неделя «У кормушки»«Дятел»Вдруг в лесу раздался стук.Это дятел долбит сук.Он деревья не калечит,Он деревья клювом лечит.Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки.Затем, то же самое проделывают левой рукой.«Полетели птички»Полетели птички,Птички-невелички.Сели птички. Посидели.Опять полетели.Пальцы переплетены, ладони сжаты.Поднимать и опускать пальцы в соответствии с ритмом стиха.3 – 4 неделя «В лесу родилась елочка»«Зимние забавы»Что зимой мы любим делать?      В снежки играть,На лыжах бегать,На коньках по льду кататься,Вниз с горы на санках мчаться.Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.«Снежок»Раз, два, три, четыре,Мы с тобой снежок слепили,Круглый, крепкий, очень гладкий,И совсем, совсем не сладкий,Раз, подбросим,Два, поймаем,Три, уроним и сломаем.Загибают пальчики, начиная с большого.«Лепят» меняя положение ладоней.Показывают круг, сжимают ладони.Грозят пальчиком.Смотрят вверх, подбрасывая воображаемый снежок.Роняют снежок, топают ногой.«Новогодний праздник»- Здравствуй, Дедушка МорозЧто в подарок нам принёс?         - Громкие хлопушки,                   Сладости, игрушки.                     Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза. Руки вперёд ладонями вверх.Хлопнуть в ладоши.Вертим кистями.«Дед Мороз»Вот снежок пошел, Дед Мороз пришел, Дед Мороз большой, В рукавицах, с бородой. Каждым пальчиком по очереди касаемся ладошки противоположной руки.Пальчики шагают по столу.Делаем большой круг руками.«Надеваем рукавицы» на руки, подносим руки к подбородку, изображая бороду. Январь2 неделя «Мама, папа, я – очень дружная семья»«Моя семья»Этот пальчик – дедушка.Этот пальчик – бабушка.Этот пальчик – папочка.Этот пальчик – мамочка.Этот пальчик – я,Вот и вся моя семья.По ходу чтения, загибается на ручкеребенка  пальчик, начиная с большого пальчика.«Вся моя семья»Раз, два, три, четыре.Кто живет в моей квартире?Раз, два, три, четыре, пять,Всех могу я сосчитать.Папа, мама, брат, сестренка,Кошка Мурка, два котенка,Мой щенок, щегол и я – Вот и вся моя семья!Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки.3 неделя «Посуда»«Посуда»Из тарелок, как один,             Суп мы ложками едим.          Вилкой кушаем котлеты,                                        Ножик режет нам омлеты.     Ладони вместе перед собой «тарелка».Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палецпридерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».«Режем» прямой ладонью взад-вперёд. «Помощник»Посуду моет наш Антошка,                  Моет вилку, чашку, ложку,                 Вымыл блюдце и стаканИ закрыл покрепче кран.Потирать ладошки друг об друга «мыть посуду».Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца.Выполнять имитирующие движения 4 неделя «Много мебели в квартире»«Наш дом»Этот дом – одноэтажный.              Этот дом – он двухэтажный.А вот этот – трёхэтажный.Этот дом – он самый важный:Он у нас пятиэтажный.Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.«Мебель»На кроватке мы поспали,          Вещи в шкаф уже убрали.        Мы на стуле посидели              И за столиком поели.                 Руки под щёку.Свободно двигаем руками – «убираем вещи».Ладонью одной руки накрываем кулак другой.Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой. Февраль1 неделя «Транспорт»«Транспорт»По шоссе идут машины,        По асфальту едут шины.По дороге не беги,                Я скажу тебе: «Би-би».         Крутим воображаемый руль. Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.Погрозили пальцем.Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим». «Из-за леса, из-за гор»Из-за леса, из-за гор,Едет дедушка Егор.Сам на лошадке,Жена на коровке,Дети на телятках,Внуки на козлятках.Пальчики передвигаются по столу с разным темпом.2 неделя «Мои первые книжки»«Дерево»В поле дерево стоит,Ветер ветки шевелит,Дует ветер нам в лицо,Закачалось деревцо.Кисти рук перед собой.Ладонями к себе, пальцы широко расставлены и сильно напряжены.Покачивать руками из стороны в сторону.Покачивать вверх, вниз, не сгибая пальцев (расслабить кисти)« Сказки»Будем пальчики считать,Будем сказки называть:Эта сказка - «Теремок».Эта сказка - «Колобок».Эта сказка - «Репка»:Про внучку, бабку, дедку.«Волк и семеро козлят» -Этим сказкам каждый рад!Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.Показывают большой палец.3 неделя «Мой папа самый лучший!»«Помощники»Туки-туки молотком, Строю, строю новый дом.  Будет он большой, как ель,  Будут окна, будет дверь.  Дети загибают пальчики на левой руке.Сжимают и разгибают кулачки.Дети загибают пальчики на правой руке.Сжимают и разгибают кулачки. «Прятки»В прядки пальчики играли,И головки убирали.Вот так, вот так,Так головки убирали.Сжимание и разжимание пальцев.4 неделя «Женский день»«Большая стирка»Буду маме помогать,Буду сам белье стирать:Мылом мою я носки,Крепко трутся кулачки,Сполосну носки я ловкоИ повешу на веревку.Трем кулачки друг о друга.Провести кулачком по ладошке.Трем кулачками друг о друга.Двигаем кистями вправо и влево.Поднять руки вверх. Кисти согнуть.«Торт»Тесто ручками помнем,  Сладкий тортик испечем.  Сеpединку смажем джемом,  А верхушку — сладким кpемом, И кокосовою кpошкойМы присыплем торт немножко, А потом заваpим чай — В гости друга пpиглашай! Сжимаем-разжимаем пальчики,как будто мнем тесто.Кpуговые движения ладошками по столу.Круговые движения ладошками друг об друга.Сыплем "крошку" пальчиками обеих рук,одна рука пожимает другую. Март1 неделя «Веселый оркестр»«Встали наши пальчики»Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик – прыг в кровать!Этот пальчик прикорнул,Этот пальчик уж зевнул.Тише, пальчик, не шуми,Братиков не разбуди.Встали пальчики. Ура!В детский сад идти пора.Поочередно пригибать пальцы, к ладошке начиная с мизинца.Остался один большой палец. Кулачок разжать, широко расставить пальцы в стороны.«Клавиши»Раз-два-три-четыре-пять,Будем клавиши считать. До, ре, ми, фа, соль, ля, си –Сколько клавишей - спроси!Попеременно касаться большого пальца остальными пальцами кисти.2 неделя «Комнатные растения»«Комнатные растения»Поглядите на окно – Там цветов полным – полно. Расцветают бальзамин, Каланхоэ и жасмин. Вся в цвету герань стоит,Цвет набрал и гиацинт.Мы любуемся цветами, Ведь растили их мы сами! Дети сжимают, разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с большого пальца на обеих руках.Сжимают, разжимают кулачки. «Человечки»Побежали вдоль реки,Дети на перегонки.Побежали, побежалиНикого мы не догнали.Пальцы сначала одной руки бегут по поверхности стола, потом пальцыдругой руки бегут по столу.3- 4 неделя «Весна – красна идет!»«Весна»Вот уж две недели        Капают капели.        Снег на солнце тает      И ручьём стекает.          Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.Руки ладонями вниз разведены в стороны.Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.«Солнышко»Вышло солнце из- за тучи,Смотрит в нашу комнату,Все захлопали в ладоши,Очень рады солнышку!Руки поднимаем вверх, пальцы, растопыренны в разные стороны.Ладонью правой руки делаем «козырек».Хлопаем в ладоши.«Солнышко встает»Утром солнышко встаёт выше, выше.Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.  Хорошо-хорошо солнышку живётся, И нам вместе с солнышком весело живётся. Руки высоко вверх.Руки вниз.Делаем ручками фонарики.Хлопаем в ладоши.«Здравствуй»Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю — Всех я вас приветствую!Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. Апрель1 неделя «Животный мир весной»«На лужок»На лужок пришли зайчата,Медвежата, барсучата,Лягушата и енот.На зеленый, на лужок,Приходи и ты,  дружок.Сгибают пальчики поочередно в кулачок.«Хрюшка»Я маленькая хрюшка,На солнце грею брюшко,И розовые ушки,Стали на макушке.Глазки я закрыла,Про пятачок забыла:На солнце загорелИ сильно покраснел.1–2 строчки – поглаживаем ладони обеих рук.3–4 строчки – прикладываем ладони с сомкнутыми пальцами к голове и сгибаем-разгибаем пальцы.5–6 строчки – кончиками пальцев круговыми движениями гладим закрытые глаза.7–8 строчки – пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа.2 неделя «В гости к Мойдодыру»« С добрым утром!»С добрым утром, глазки.Вы проснулись?С добрым утром, ушки.Вы проснулись?С добрым утром, ручки.Вы проснулись?С добрым утром, ножки.Вы проснулись?С добрым утром, солнце.Мы проснулись!Дети поглаживают глазки, смотрят в бинокль.Прикладывают ладони к ушкам.Поглаживают, кисти рук, хлопают в ладоши.Поглаживают ножки, притопывают.Руки протягивают к солнцу и улыбаются. «Водичка, водичка!»Водичка, водичка!   Умой мое личико,         Чтобы глазки блестели,  Чтобы щечки горели,      Чтоб смеялся роток,        Чтоб кусался зубок.    Подставить ладони «под струю воды».Помыть «водой» лицо.Потереть глаза кулачком.Слегка потереть щечки ладонями.Улыбнуться.Сомкнуть губы: «ам»3 неделя «Город»«Две веселые лягушки»Две веселые лягушки,Ни минуты не сидят,Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят.Дети сжимают руки  в кулачки и кладутих на стол пальцами вниз. Резко разжимают пальцы (руки как бы подпрыгивают над столом) и кладут ладони на стол. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол.«Рыбки»Рыбки весело резвятся,В чистой тепленькой воде.То сожмутся, Разожмутся,То зароются в песке.Имитировать движения в соответствии с текстом, повторяя за взрослым словатекста.4 неделя «Деревня»«Ладушки – ладошки»Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки.Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки!Во дворе цыплятам накрошили крошек,Поиграли снова в ладушки – ладошки,Гладили котенка чистыми ладошками,С ним мы поиграли в ладушки – ладошки!Улеглись ладошки прямо на дорожку,Так они устали ладушки- ладошки!Имитация мытья рук.Хлопки в ладоши.«Крошим хлеб».Хлопки в ладоши.Одной рукой гладим другую.Хлопки в ладоши.Руки на колени.Поглаживание рука об руку.«Коровка»Рано , рано по утруПастушок: «Ту- ру –ру-ру»,А коровка в лад ему Затянула: «Му-му-му»,Ты, коровушка, ступай,В чисто – поле погуляй,А вернешься вечерком,Нас напоишь молочком!Дудим в дудочку.Показываем рожки.Идем пальчиками вперед и назад.Складываем ладошки для молочка.Май1 неделя «Неделя доброты»«Доброта»Если пальчики грустят –Доброты они хотят.Если пальчики заплачут –Их обидел кто - то значит.Наши пальцы пожалеем -Добротою их согреем.Пальцы плотно прижимаем к ладони.Трясем кистями.«Моем руки».Дышим на них.«Мы»Были маленькие мыСтали вдруг большиеШалунишки, шалуныА дружные какие!Пальцы согнуты, прижаты к ладони.Расправить пальцы, растопырить.Движение «фонарики».Сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони сжаты.2 неделя «Насекомые»«Насекомые»Дружно пальчики считаемНасекомых называем:Бабочка, кузнечик, муха,Это жук с зеленым брюхом.Это кто же тут звенит?Ой, сюда комар летит!Прячьтесь!Сжимаем и разжимаем пальцы.Поочередно сгибаем пальцы в кулак.Вращаем мизинцем.Прячем руки за спину.«Пчела и жук»Жу-жу-жу -Пчела жужжит,И вокруг цветка кружит.Жу-жу-жу -В цветке том жук:Хря, пчела, жужжишь вокруг!Сжать обе ладошки в кулаки. Читая стихотворение, вращаем одним кулачком вокруг другого: на первый куплет в одну сторону, на второй куплет - в другую.3 неделя «Аленький цветочек»«Цветочки»Наши алые цветкиРаскрывают лепестки.Ветерок чуть дышит,Лепестки колышет.Наши алые цветкиЗакрывают лепестки,Тихо засыпают,Головками качают.Кулачки вместе, пальчики внутри него.Пальчики «раскрываются», запястья вместе.Пошевелить пальчиками.«Бутон закрывается».Кулачки вперед, назад.«Ромашки»Ромашки белые цветки –                Как пальцы маленькой руки.И вот слетаются жуки                    Считать ромашки лепестки.Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.4 неделя «Все цветет в саду у нас»«Улей»Вот маленький улей,Где пчелы спрятались.Никто их не увидитВот они показались из ульяЗ –з –з –з – з – з – з –з Пальцы сжать в кулак.Затем разгибать по одному.«Лето»Солнцем ласковым согрето,     За весной приходит лето.Будем в озере нырять               И цветочки собирать.               «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.«Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.«Срываем» одной рукой и «собираем» в другую. Используемая литература:  Навицкая О.П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006
X

x