Всего представлено работ: 244027

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Кушекбаева Акалтын Усеровна

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ «Основные принципы работы с обучающимися старших классов кобыза»

скачать документ

Вернуться назад

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 2МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ«Основные принципы работы с обучающимися старших классов кобыза» Подготовила преподаватель струнно-смычкового отделения по классу кобыз ГБУ ДО ДМШ № 2 Кушекбаева Акалтын Усеровна Байконур, 2019 В работе с учениками старших классов особенно пристальное внимание следует уделять воспитательной работе. Физические особенности развития организма в этот период влекут за собой легкую возбудимость , раздражительность и быструю утомляемость. Иногда даже нарушается пластичность и координация движений ученика. В этом возрасте значительно расширяется круг интересов, рождается интерес к отдельным областям знания, стремления проявить себя. Большой такт и выдержка педагога помогут найти верный тон в общении с учеником, своевременно изменить методы педагогического воздействия следует чаще прибегать к методам убеждения, больше обращаться к сознанию ученика, изучать его запросы и стремления к познанию в области искусства, больше внимания уделять самостоятельной работе ученика: учить его работать внимательно , сосредоточенно , осознанно. На уроке надо постоянно учить его мыслить, рассуждать и принимать правильное решения. Систематическая работа в этом направлении развивает настойчивость и преодолении трудностей, воспитывает волю, характер ученика. Следует заострять его внимание на таких требованиях, как умение слушать, понимать и видеть нотный текст, самостоятельно находить нужные игровые приемы. Следует избегать приемов « натаскивания», когда педагог старается избавить ученика от каких-либо усилий, предупреждает и исправляет ошибки. Это метод отрицательно сказывается на развитии музыкального мышления ученика, его творческой инициативы и самостоятельности. Для расширения музыкального кругозора ученику следует чаще посещать концерты не только народной музыки. Желательно , чтобы ученик как можно чаще слушал фортепианную музыку, так как ее он изучает в переложении для своего инструмента. Следует чаще организовывать походы в музей, театры, предлагать читать ученикам специальную литературу о музыке и музыкантах; устраивать различного рода конкурсы, викторины, классные вечера, слушать игру своих товарищей. Ученик должен накапливать музыкальные впечатления путем активного слушания и чтения с листа новых произведений. Большое значение в этот период обучения придается самостоятельной работе ученика по изучению произведений. Нужно подбирать для этого пьесы более легкие и наиболее интересные, в которых ученик мог бы использовать уже приобретенные исполнительские навыки. Следует расширять и углублять анализ изучаемых произведений. Давать задания по самостоятельному разбору пьес. Интересной и полезной формой самостоятельной работы является анализ музыкальных произведений; определение содержания, характера пьесы, выявление использованных в них выразительных средств, нахождение исполнительских приемов для их реализации. Это дает возможность развить у ученика активность музыкального мышления и, кроме того, выявить у ученика активность музыкального мышления и, кроме того, выявить мельчайшие детали. Сравнение музыкального материала различных частей пьесы, обобщение выводов способствует развитию интеллекта ученика, помогает более ясно и убедительно передавать в исполнении художественный замысел композитора. Следует постоянно внушать ученику, что эмоциональная выразительность его исполнения и эстетическое наслаждение от игры зависит от глубины осмысления музыкального языка, средств выразительности, от понимания закономерностей музыкального развития и проникновения в содержание музыкального произведения. Большую роль в этом процессе играет воспитание сознательности и активности слухового контроля, строгого критерия своих игровых действий, ибо музыкально-слуховые представления являются решающим звеном в процессе воспитания самостоятельных игровых действий ученика. Надо предвидеть ошибки самостоятельного изучения музыкального материала учеником и направлять его внимание на точность воспроизведения нотного текста, особенно его ритмическую сторону, смену направления движения меха и другие моменты, короче говоря, надо учить правильной методике работы над пьесой. С развитием интеллекта, ростом сознания, более углубленного осмысления изучаемого музыкального материала, интенсивнее происходит развитие музыкальных способностей ученика. Путь развития музыкального слуха должен пройти от активного слушания до достаточного развитого внутреннего слуха. Необходимо воспитывать управление музыкальным слухом всех игровых действий ученика. Слух должен подсказывать, что и как надо выразить в игре. Ритмическое чувство обостряется при выполнении более сложных ритмических фигур: синкоп, триолей, пунктирного ритма, полиритмии. Музыкальная память воспитывается на произведениях все большего объема, усложненной фактуры изложения музыкального материала. На этом этапе обучения закладываются основы исполнительской техники ученика. Следует подводить сознание ученика к необходимости вести серьезную работу по развитию технических навыков, нужных для освоения более сложного музыкального материала. Надо ставить перед учеником следующие исполнительские задачи. Освоение и развитие более сложных приемов игры на инструменте, таких как: 1. Тремоло Штрих тремоло подразумевает очень быстрое повторение одной и той же ноты. Технически этот прием труден, поэтому отрабатывать его нужно тщательно. На кобызе тремоло выполняется в конце смычка движениями кисти, а также надо ослаблять нажим смычка на струну. Трудность тремоло заключается в быстром, ровном и достаточно громком звучании тремолируемых нот. Поэтому упражнения на тремоло нужно начинать очень медленно, внимательно контролируя движения кисти правой руки. 2. Легато Легато (legato) – штрих, при котором одним движением смычка вниз или вверх извлекаются два или несколько звуков. В зависимости от того, каким способом объедены звуки, на кобызе можно различать два вида легато: 1) Легато, исполняемое только на одной струне. Основными условиями выполнения легато этого вида являются: точное деление смычка на равные части; отсутствие прекращения или замедления движения правой руки в момент постановки последующего пальца. Правая рука должна выполнять одно слитное движение по продолжительности равное сумме длительности нот, охваченной лигой. Пальцы левой руки следует ставить мягко ( но вместо с тем четко) во избежание ложных акцентов. 2) Легато, исполняемое переносом смычка с одной струны на другую. Здесь переход смычка со струны на струну подготавливается постепенным приближением смычка (и руки) к плоскости той струны, на которой будет взят последующий звук (или последующие звуки). 3. Маркато Маркато ( marcato) - акцентированное деташе.Характеризуется акцентированным началом (атакой) звука с последующим его ослаблением. Акцент выполняется небольшим нажимом на струну в начале звука и энергичным проведением смычка по струне; затухание происходит в результате ослабления нажима и некоторого замедления скорости движения смычка. 4. Мартле Мартле (martele) - отрывистый штрих, имеющий акцентированное начало и последующее стремительное проведение смычка. После каждого звука следует пауза, равная половине общей длительности звука. Во время паузы рука, освобожденная от напряжения, должна быть подготовлена к последующему акценту. На кобызе мартле исполняется в нижней половине, в верхней половине, а также и всем смычком в умеренном темпе при нюансе ff . 5.Стаккато Стаккато (staccato) - исполнение ряда очень коротких , отрывистых звуков (мартле) в одном направлении штриха; вверх (V) - чаще, вниз (п ) – реже. При исполнении стаккато важен начальный акцент и сознательное подчеркивание сильных ритмических долей. 6. Виотти « Виотти-штрих» - исполнение последовательности отрывистых звуков (мартле),сгруппированных по две ноты в одном направлении движения смычка. Первая нота (на слабую долю) берется p; вторая ( на сильную долю) - f с острым акцентом. Исполнение этого вида штрихов основано на использовании естественного веса смычка, его эластичности и упругости. В результате смычок перед каждой нотой поднимается (отскакивает) и затем вновь падает на струну. 7. Спиккато Спиккато (spiccato) – штрих, при котором каждый звук извлекается отдельным, коротким движением смычка. После каждой ноты смычок отскакивает от струны. Штрих выполняется, главным образом, движениями кисти, со значительным участием предплечья. Важную роль играет мизинец, регулирующий ритм «падения» смычка на струну. 8. Сотийе Сотийе (sautille) -- разновидность штриха спиккато , но в более подвижном темпе. Выполняется главным образом движениями кисти в центре тяжести смычка. Способ исполнения сотийе имеет сходство с приемом короткого деташе. Поэтому начинать его изучение следует с тренировки короткого деташе ( в центре тяжести смычка). По мере ускорения темпа следует сокращать размах движений руки, кисти и смычка, а также ослаблять нажим смычка на струну. 9. Рикошет Рикошет (ricochet) -- штрих, в ученической литературе встречающийся редко. Он выполняется броском смычка на струну и только весом смычка. 10. Пиццикато Кроме различных штрихов в кобызовой практике очень часто применяется особый прием извлечения звука -- путем щипка струны пальцами правой руки, т.е. без помощи смычка -- так называемое пиццикато ( pizzicato). 11. Флажолеты Флажолеты – звуки, получаемые в результате легкого прикосновения (а не прижатия) пальца к какому-либо месту деления струны на то или иное количество равных между собой частей. Флажолеты могут быть натуральные и искусственные. Натуральные флажолеты возникают от легкого прикосновения пальца к открытой струне. Флажолеты дают возможность получить самые крайние звуки верхнего регистра кобыза. По тембру они сильно отличаются от обычных звуков и поэтому играют особую выразительную роль. 12. Вибрация Вибрация - особый, придающий звуку певучесть, прием игры на кобызе, одно из средств музыкальной выразительности. Вибрация выполняется путем колебательных движений левой руки (главным образом ее кисти), в связи с чем происходит некоторое отклонение данного звука в сторону его повышения и понижения, а также изменение громкости и тембра звука. Игру с вибрацией следует начинать лишь после усвоения учеником основных приемов игры в первых трех позициях (и их сменах) - то есть, практически, не ранее третьего года обучения. Важнейшими условиями, необходимыми для начала игры с вибрацией, являются: 1. Слуховая потребность ученика к особой окраске (певучести) звука, к подчеркиванию выразительности отдельных (опорных) звуков музыкальной фразы. 2. Отсутствие излишнего напряжения в основных игровых приемах учащегося, и в особенности сжимания шейки кобыза между большим и основанием указательного пальца левой руки. 3. Движения должны быть ритмически равномерными. Изучение приема вибрации лучше начинать в первой позиции. Следует предостеречь учащегося от слишком частой вибрации в начале изучения этого приема; надо помнить, что по мере усвоения его, темп колебательных движений ускорится, тогда как желание с самого начала достичь необходимой частоты колебаний может привести к трудно исправимой впоследствии скованности движений. 13. Смена позиций Смена позиций - важный момент в кобызовой технике. От правильной смены позиций зависит удобство исполнения, грамотность фразировки ( характера, манеры исполнения), а в конечном итоге -- его совершенство. Начинать изучение II и III позиции следует лишь после достаточного усвоения элементарных приемов игры на I позиции. Однако слишком задерживаться на игре только в I позиции не следует. Переходы (смены позиций ) выполняются движением всей руки. Для достижения большей плавности и слитности переходов рекомендуется: -- начинать переходить тем пальцем, который берет последний звук данной позиции; -- во время перехода слегка ослабить нажим скользящего по струне пальца, в то же время не теряя им ощущения струны. Одним из основных условий игры на кобызе является чистота интонации, то есть точное исполнение высоты музыкальных звуков, их соотношений и последовательностей.
X

x