Всего представлено работ: 243513

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Литовченко Наталья Викторовна

Рабочая программа по краеведению "Родной край

скачать документ

Вернуться назад

Рабочая программа по краеведению «Родной край»Литовченко Наталья ВикторовнаГКОУ РО Ростовская школа – интернат № 42Ростов – на – ДонуВоспитательПояснительная записка Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения. Новизна и теоретическая значимость: • в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к дошкольному возрасту; • в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры дошкольника; • в создании системы формирования краеведческой культуры у дошкольников Цели: Развитие положительного отношения ребенка к себе, к другим людям, Донскому краю, коммуникативной и социальной компетентности детей на основе познания ценности Отечества; Приобщение детей к историческим ценностям родного края, осознание своей принадлежности к определенной нации, как следствие – гордость за это; Развивать осознание детьми принадлежности к своему народу. Задачи: Способствовать воспитанию чувства патриотизма и начал гражданственности – любви к своей семье, соотечественникам, осознанию ребенком себя как гражданина Донского края, своей страны, уважительно, с гордостью относящегося к символике РФ и донского казачества (флагу, гербу, гимну); Развивать у детей представления о человеке в истории и культуре донского казачества, представления об устройстве человеческого жилья, предметах домашнего обихода, хозяйственной деятельности, познавать их практическое назначение; Обогащать субъектный опыт ребенка на основе совместного проживания, познания, переживания, преобразования регионального содержания. Методы и приемы: • диалоги; беседы, рассказ воспитателя; дидактические, подвижные игры; проблемные ситуации; наблюдения; рассматривание картин, иллюстраций. Ожидаемый результат: Дошкольники будут знать: • Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения. • Наиболее важные исторические события истории родного города и края. • Символику города и края. • Писателей и поэтов города и края, их творчество. • Национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества. Дошкольники будут уметь: • Вести самостоятельные наблюдения в природе. • Узнавать изученные растения и животных. • Работать с элементами народного творчества. • Применять игры Донских казаков для организации собственного досуга. Механизм отслеживания результатов: — анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, дидактические игры) — наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ОУ и общественных местах). Срок реализации программы – 1 год, всего предусмотрено - 32 занятия. План работы кружкаМесяцНеделяТемаПрограммное содержаниеМатериалыСентябрь3Кто я такой-Расширение знаний об именах людей, их значении и употреблении. -Способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим.4Моя семья-Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе. -Воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи.-Альбомы «Моя семья», «Мой дом»-Рисунки детейОктябрь1Семейные традиции-Вызвать интерес к семейным традициям и желание поделиться своими знаниями-Презентация «Семейные традиции»2Мамины колыбельные-Знакомство с колыбельной песней наших бабушек и мам -Формировать нежное отношение к женщине- матери-Колыбельные3Бабушкин сундук-Воспитывать интерес к предметам старины -Закрепить представление детей о фольклореПрезентация «Предметы старины»4Игры моей семьи-Знакомство с семейными играми воспитанников группы -Развивать творческую активность-Атрибуты для игрНоябрь1С чего начинается Родина -Формировать представления о большой и малой Родине -Воспитывать патриотические чувства-Стихи о Родине -Песни о Родине2Мой город -Познакомить детей с историей возникновения города -Воспитывать интерес к истории малой Родины, чувство любви и патриотизма-Презентация «Мой город» -Стихи о родном городе3Край в котором мы живем (символика) -Формировать представления о символике области, района, станицы -воспитывать любовь и чувство гордости к малой Родине-Альбом «Символика области» -Альбом «Символика России» -Стихи о Родине4Памятные места Ростова-на-Дону -Знакомство с достопримечательностями города -Привлечь внимание к культурному и историческому наследию малой Родины-Презентация «Достопримечательности города Ростова-на-Дону» -Альбом «Символы Ростова-на-Дону» -Д/и «Достопримечательности моего города»Декабрь1Зима на Дону. Казачьи забавы -Познакомить с зимними обрядами на Дону -Создавать эмоционально положительный настрой-Презентация « Природа и труд людей зимой» -Атрибуты для забав2Литературное наследие-Расширить знания детей о родном крае через знакомство с литературным наследием -Учить видеть прекрасное вокруг себя, рассказывать об этом -Развивать воображение и творчествоЛитературные произведения о Донском крае3Великая отечественная война в истории Донского края-Поддерживать интерес к героическому прошлому Донского края -Формировать представление о героизме- Презентация «Великая отечественная война» -Стихи о войне4Дон-казачий край!-Познакомить детей с возникновением Донского казачества, дать представление о жизни казаков. -Прививать интерес и уважение к истории Донского края - Презентация «Казаки» -Казачьи песниЯнварь1Фольклор Донского края-Знакомство с малыми фольклорными формами Донского края -Воспитывать любовь к народному творчеству Дона-Казачьи пословицы и поговорки -Альбом «Казачьи загадки» -Презентация «Казачий фольклор»2Жилище казака-Знакомство с жилищем казаков -Подчеркнуть любовь казаков к родному гнезду, к чистоте и порядку в нем -Воспитывать уважение к культуре предков-Презентация «Жилище казака» -Видеоклип «Убранство куреня» -Д/и «Жилище казака»3Казачья одежда (часть 1)-Познакомить с казачьей одеждой, ее изменениями -Развивать чувство вкуса, умение видеть красивое -Воспитывать эстетические чувства к одежде, уважение к старинным нарядам-Презентация «Казачья справа» -Д/и «Казачья справа»4Казачья одежда (часть 2)- Закреплять представления о казачьей одежде- Воспитывать эстетические чувства к одежде, уважение к старинным нарядам -Рисование «Донской казак».Февраль1Казачья семья-Продолжать знакомить с укладом жизни казаков, со спецификой воспитания в семье -Формировать чувство любви, интереса и уважения к людям, которые живут рядом-Казачьи пословицы и поговорки о семье -Д/и «Мужская и женская работа»2Мой род. Древо семьиЗнакомство с генеалогическими древами воспитанников группы -Составление рассказа о своей семье-Гербы семей -Древа семей3Масленица на Дону-Знакомить детей с обычаями празднования Масленицы на Дону-Презентация «Масленица на Дону»4Донские ремёсла-Знакомство с донскими ремеслами и народным промыслом «Аксинья» -Развивать интерес к народному прикладному искусствуПрезентация « Ремесла и промыслы Донского края» -Альбом «Семикаракорский фаянс» -Д/и «Укрась тарелку»Март1Весна на Дону-Закрепление представлений о сезонных изменениях в природе-Знакомство с сезонными работами родного края -Формировать уважительное отношение к людям труда-Презентация «Природа и труд людей весной»2Легенды и сказания Тихого ДонаПознакомить с бесценным народным наследием – сказаниями. Развивать интерес к истории донского края. -Легенды Тихого Дона3Города родного края- Знакомить с городами родного края- Прививать интерес и уважение к истории Донского края- Презентация «Города Ростовской области»4По страницам Красной книги Донского края.- Знакомить с исчезающими растениями и животными родного края-Воспитывать любовь и чувство ответственности к родной природе.-Презентация «Красная книга Донского края»- Загадки о животных и растениях.Апрель1Водоёмы Родного края-Знакомить детей с водоёмами Ростовской области-Воспитывать любовь к природе-Презентация «Водоёмы Ростовской области»-Рисование «Дон – батюшка»2Быт казаков-Расширять представления о быте казаков, казачьей кухне -Формировать гендерную принадлежность-Презентация «Предметы старины» -Д/и «В курене»3Казачьи сказки-Расширить знания детей о родном крае через знакомство с литературным наследием -Воспитывать художественный вкус и интерес к донскому фольклоруКазачьи сказки -Иллюстрации к казачьим сказкам -Д/и «Собери сказку»4Традиции казаков-Познакомить с казачьими заповедями-Формировать гражданскую принадлежность-Презентация « Казачьи традиции» -Казачьи заповеди -Казачьи песни - Видео «Фланкировка казачат»Май1Столица казачьего Дона-Знакомить детей с Новочеркасском и Старочеркасском-Прививать любовь к родному краю-Презентация «Столица казачьего Дона»Д/и «Узнай город по описанию»2Викторина «Край, в котором я живу»-Закрепить и уточнить знания детей о Донском крае.-Воспитывать любовь к малой Родине.-Вопросы к викторинеИспользуемая литература:Учебно-методическое пособие / Р. М. Чумичева, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохина ; под общей редакцией Р. М. Чумичевой ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Южный федеральный университет". - Перераб. и доп. изд. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Изд-во Южного федерального ун-та, 2017. - 317с.Алексенко В.Н., Мартынова М.И. «География Ростовской области: учебник. - Ростов-на-Дону; ООО «Терра»; 2005.Андрианов В.И., Терещенко А.Г. «Донские памятники». Ростов н/Д, 2001.Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края». -Ростов на Дону: «Изд-во БАРО-ПРЕСС», 2006.Атлас Ростовской области, ООО «ДИ ЭМ БИ», 2004.Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане. Учебное пособие для учащихся средней школы. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1984.Природа, население и хозяйство Ростовской области. Учебное пособие. /Под редакцией Смагиной Т.А., Кизицкого М.И./ Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. обл. ИУУ, 1995Хрусталев Ю.П. и др. «Природа, хозяйство и экология Ростовской области» 2002.О.Г.Веряскина «История донского края» (с древних времен до конца XVIв.) (5-6кл.), Ростов-на-Дону «Донской издательский дом», 2004.Н.В.Самарина, О.Г.Витюк «История Донского края XVII-XIXв» (7-8кл.), Ростов-на-Дону, 2004.С.А.Кислицын, И.Г.Кислицына «История Донского края XX век» (9 кл.), Ростов-на- Дону, 2004.«История донского казачества» (учебное пособие, автор Астапенко М.П.).«История Казачества в вопросах и ответах», (книга для чтения, Шумов В.В.).« Мой Дон. Природа, история, хозяйства, города Ростовской области», Ростов-на-Дону» Издательство БАРО-ПРЕСС», 2009.
X

x